МБОУДОД «Подпорожская детская школа искусств»
Никольское музыкальное отделение
Сценарий
публицистической акции
«И память, как расколотая скрипка…»
(по стихам современных авторов сайта Стихи.ру)
Работа выполнена:
преподавателем
театрального класса
Дружининой
Татьяной Юрьевной
П. Никольский, сентябрь 2014 года
На сцене слева – экран, где будет демонстрироваться видеоряд (слайды к стихам и текстам). Справа – несколько микрофонов на стойке. Затемнение, только откуда-то сверху – луч света, как одинокий фонарь на улице. Лучей света на протяжении действия может быть несколько: это может быть фонарь, перекрещивающиеся лучи в небе над полем боя и т.к. Луч света может освещать далее читающего стихи по отдельности.
На сцену выходит группа подростков 15-16-ти лет. У всех в руках мобильные телефоны, в ушах - наушники с гарнитурой, каждый слушает что-то своё. Звучит современная композиция (Ф1, с телефона!), подростки начинают пританцовывать.
Далее подростки будут именоваться 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й. Музыка микшируется.
1-й: Смотрите, что я нашла в интернете! Правда, клёвая музыка?
Все громче звучит мелодия песни «Журавли» (муз. Яна Френкеля) – Ф2. Подростки, вытаскивая наушники, слушают музыку, затем песня звучит тихо-тихо.
2-яй Ребята, а я знаю эту песню, её поет мой дед 9 мая! Потому что его отец, а мой прадед, воевал еще в финскую, а потом в великую отечественную войну, представляете?
3-й. Слушайте, ведь скоро 70 – летие Победы, а давайте расскажем в школе младшим о войне? Стихи интересные поищем!
4-й: Да уже все стихи рассказаны-перерассказаны!
5-й: А помните, наша преподаватель театрального класса рассказывала, что она зависает на каком-то сайте, она еще стихи нам приносила, такие классные!
6-й: Да, про старика-ветерана, там еще слова такие были:
Невидимая скорбная улыбка,
Скользит лучом на старческих губах,
И память, как расколотая скрипка,
Сдирает кожу на его руках!
1-й: Точно, я вспомнила, это сайт Стихи.ру! Поищем что-нибудь интересное!
Музыка затихает. Подростки уходят со сцены, остаются 2-й, 3-й. На экране – слайд 1: Письмо в руках:
Слайд 1
2-й:
Это было в мае 2009 года. Ветеран пришел встретиться с молодёжью
Мурманского технического университета. Обычная встреча в канун Праздника Победы...
В конце рассказа о своем боевом пути ветеран достаёт военный треугольник –
письмо с фронта. Не выпуская из рук, дает посмотреть его молодым людям.
Те внимательно рассматривают обычный фронтовой треугольник. Кто-то
говорит – штемпеля нет, а кто-то – адрес, мол, неполный, значит - письмо не дошло...
3-й: И тогда ветеран рассказывает:
- Письмо дошло. Это моё письмо. Впопыхах я вот так невнимательно подписал
конверт: «Ленинград. Улица. Фамилия, имя, отчество отца»... И письмо дошло! И
только после войны я узнал об этом. И представил голодный, заснеженный
блокадный Ленинград, и почтальона, день за днем обходящего все дома на нашей
улице, методично расспрашивающего жильцов – не живет ли в их доме Глухов
Александр Иванович.
2-й: Он (или она) мог оставить его в почтовом отделении, выбросить, в конце концов, но писем с фронта так ждали!.. И почтальон, едва переставляя ноги, шел и шел по заметенной снегом улице полуживого города, из дома в дом... из дома в дом. И письмо, в конце концов, нашло адресата! Конечно - мы на фронте воевали, били врага, победили!.. Но вот этот ратный подвиг безымянного ленинградского почтальона много лет живет во мне, как самая дорогая память!.. (Письмо с фронта. Александр Курчанов)
Уходят тихо со сцены. Выходит 1-й. Тихо звучит музыка (Ф3), на экране – следующий слайд 2: Письмо сына с фронта.
Слайд 2
1-й:
Старушка дремлет возле печки,
Ей кошка ластится к ногам.
Перед божницей мирно свечка
Луч дарит чистым образам.
Мерцает тусклым лепесточком,
Порхая, теплится едва.
Там за иконами листочком
Жизнь светлой памятью легла.
Давно бумага пожелтела,
Но чтобы не коснулся тлен,
Или случайно моль не съела,
Свечой закапала совсем.
Усердно очень потрудилась,
Воск нанеся со всех сторон.
Молила всех за Божью милость,
Солдат, не знавших похорон.
Давно уж перестала плакать,
И долю вдовью не кляла...
О жизни той со свадьбы скатерть,
Да треугольник сберегла.
Старушка дремлет возле печки,
Ей кошка ластится к ногам.
Перед божницей мирно свечка
Луч дарит чистым образам. (Треугольник памяти. Татьяна Кырова)
Музыка стихает. К 1-му присоединяется 5-й, 6-й.
5-й: Смотрите, что я нашла!
На экране – слайд 3: Хроника – девочка на фоне фашистов.
Слайд 3
5-й:
Да, не меня вели тогда, в колонне,
В затылок разряжали пистолет,
И не мои кровавые ладони,
Беспомощно легли на красный снег.
Не я, до хрипоты, кричала «Мама»,
Когда сгоняли всех людей на казнь,
И общим горем, мировая драма,
Дала мне силы, чтобы не упасть.
И не меня закрыли в преисподней,
И заживо сожгли, отряд СС,
А полицай, мясник со старой бойни,
Поджог не только хаты, даже лес.
Не я закрыла амбразуру телом,
В свои неполных девятнадцать лет,
И плача за отцом бежала следом,
Чтобы спасти от смерти и от бед.
Да, не меня насилием унижали,
В упор стреляли, вешали и жгли,
И не мою когда – то, жизнь забрали,
Но, эти жизни все в меня вошли.
И все забыть? Предать святую память?
Нам Бог вовеки это не простит,
Я знаю, скоро весь народ восстанет,
Чтоб эту нечисть, к власти не пустить. (Набат памяти. Светлана Турисаз)
На сцену тихонько выходят остальные актеры.
6-й: Взгляните, какой памятник есть в парке Победы города Саратова - монумент «Молчащий колокол»! На его постаменте написано: «Застыли слёзы тех, кто плачет на Руси. Умолк и колокол»
На экране – следующий слайд 4.
Слайд 4
2-й:
Солдат неизвестной войны
Стоит, опустив свою голову.
Молчит с ощущеньем вины
Умолкнувший в вечности колокол.
Сверкнули две капли росы
На щеках морщинистых маминых.
О, сколько же слёз на Руси
Застыло на плитах на каменных
Проходят здесь старый и мал.
Кто, молча, кто скромно поклонится.
Застыл благовест, отзвучал,
В печали затихла стозвонница.
Умолкнул навек, не звенит,
А прошлое тянется лестницей.
И девочка, лет так семи,
Глядит на солдата и крестится. (Молчащий колокол.
Валентин Панарин)
3-й: А вы знаете, где похоронены все жертвы Ленинграда? Правильно, на Пискаревском кладбище.
На экране – следующий слайд 5- Пискаревское кладбище:
Слайд 5
Звучит музыка – Ф4
Трепещет рыжий огонёк,
Лежат гвоздики ало…
Здесь сотни, тысячи дорог
Бомбёжка оборвала.
И сотни, тысячи надежд
Здесь навсегда застыли,
На них обстрел поставил крест,
Их снайперы убили.
Здесь сотни бантиков и кос,
И не прочтённых книжек,
Несорванных ромашек, роз,
Не выросших мальчишек.
Здесь сотни, тысячи сердец,
Ещё не отмечтавших,
Не видев свадебных колец,
Ещё любви не знавших.
Их сватали мороз и снег
С пургою ледяною
И привели сюда навек
Той лютою зимою.
Здесь песня сбитая молчит,
И скрипки, и органы...
Тут боль моя кровоточит
Из незажившей раны. (Пискаревка. Эмилия
Нечаева)
Музыка стихает.
На экране – следующий слайд 6 - Глаза.
Слайд 6
3-й: Когда-то Максим Горький сказал: «Я знаю, что война — сплошное зверство
и что на войне люди, ни в чем не повинные друг перед другом, истребляют друг
друга, будучи насильно поставлены в состояние самообороны».
Тихо звучит мелодия украинской песни «Мисячна ясная…» - Ф5
4-й: И опять совсем рядом с нашим домом идет война… Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого есть в Украине родственники или друзья!
В зале поднимаются руки.
Вот видите, это – тоже наша война, так как чужих войн не бывает!
Музыка стихает.
4-й: Сколько людей сегодня посвящают свои стихи защитникам и погибшим жителям Донецка и Славянска, Луганска и Краматорска!
Плачьте, колокола,
плачьте!
вам с высоты, да в слёзы?
Пойте, колокола, пойте,
слёзы прольются в грозы.
Слезы прольются в грозы,
Богом забытых
мест.
Соком родной березы, -
был бы полегче крест!
Дайте полегче бремя,
спойте благую
весть.
Дайте хотя б на время -
тот, уж
который есть.
Пойте колокола, звените,
прочно гоните
жесть.
Ваши года в зените, -
значит, кому - то, месть... (Плачьте,
колокола. Сергей Сандал)
5-й:
Легко убить... во все
века,
Ничто не изменилось в мире.
Нажатье лёгкое курка,
И жизнь - мишень, бумажка в тире.
Стрелой, копьём, огнём, секирой
Лишались люди дара - жить.
Из века в век всё правит миром
Желанье братьев истребить.
Убил родного брата Каин,
Всеторжествует Сатана...
Воюют за страной страна
Весь мир - от центра до окраин.
В утробе матери младенец,
Ни разу не открывший глаз,
Убит. Убил его не немец,
Фашист, живущий среди нас.
Нас всех вернули в 41-й...
Так быстро, сразу не понять.
Но зубы сжаты, твёрды нервы.
Донбассу нечего терять.
Лишь плачет на могиле мать...
6-й: А теперь я прошу встать всех, у кого воевали или погибли в годы великой отечественной войны кто-нибудь из родных!
В зале встают зрители. Звук метронома. Смена слайда 7– Вечный огонь.
Слайд 7
Звук метронома – Ф6
Минута скорбного молчанья,
всего минута для живых.
Мы молим павшим покаянья и светлой вечности для них.
Святому воинству России приносим почести сполна.
Вы лучшей доли не просили, и горе выпили до дна.
Одной минутою молчанья, чтоб в тишине верней смогли
Припомнить горечь ожиданья всех не вернувшихся с войны.
Поклон земной вдовам-солдаткам, тянувшим лямку за двоих.
Тяжким трудом кусок несладкий делили честно для своих.
(Минута молчанья. Татьяна Кырова)
Звук затихает. Прошу всех сесть!
Подростки по очереди читают дальше. Смена слайда 8 - Ветеран.
Слайд 8
Звучит музыка – Ф7
1-й:
Нам повезло, о той войне
мы знаем только понаслышке:
по хронике военных лет,
по фильмам, песням, книжкам.
А кто-то хвастается тем,
что ничего не знает!
Он думает, что выиграл,
но точно - проиграет!
2-й:
История во все века
спирально развивается:
на разных уровнях витка
всё снова повторяется.
И если забывают о войне,
приходит новая война!
И вот тогда,
поверь!
нам будет поздно говорить,
что не успели
в книжке
параграф повторить!
Что не сегодня — завтра
выучим урок!
Нет! Ничего не изменить,
когда уже нажат курок!
3-й:
Ты говоришь, что о войне
тебе читать не интересно,
и на плейере твоем
повеселее будут песни...
А представь,
как «интересно» было в лагере Дахау
шагать детям по дороге
в газовую камеру!
4-й:
И было «интересно»
в осажденном Ленинграде
все мучительно долгих
900 дней блокады:
жить под бомбежками,
от голода сгорая постепенно,
понимая, что день новый
может стать твоим последним!
5-й:
И, может, Карбышеву было
просто любопытно:
отказаться от жизни
и долгой, и сытой,
чтоб на лютом морозе
под струёю из брандспойта
превратиться в глыбу льда,
лишь потому, что он Отчизну
не смог свою предать?!
6-й:
А если бы тебе
на том плацу стоять!
Задай себе вопрос:
ТЫ смог бы не предать?
По плану «Ост» славянам отводилась
почётная позиция рабов.
Тебе такого в страшных снах не снилось!
Скажи: ты быть рабом всегда готов?
1-й:
И, если ты ответил «нет»,
не всё потеряно для нас!
не зря и твой и мой прадед
за Днепр сражались, за Кавказ!
Не зря в концлагерном аду
шептали губы «Смерть врагу!»
Не зря – и Курск и Сталинград!
Не зря – победный наш Парад!
(Нам повезло! Людмила Козлова)
Смена слайда – 9, Великая отечественная война.
Слайд 9
2-й:
Вечная Память
Тому, кто пронёс
Совести знамя
Через хаос...
3-й:
Вечная Слава
Во веки веков
Павшим за право
Жить без оков...
4-й:
Вечный Покой
Тем, кто в гущу огня
Шёл в смертный бой
И погиб за меня... (Три поклона. Виктор Лисенков)
Музыка смолкает. Смена слайда 10 – Они победили!
Слайд 10
5-й: Совсем скоро – 70 лет великой Победы! Мы обращаемся ко всем, сидящим в этом зале! Если среди ваших соседей есть ветераны войны, будьте милосердны, помогайте им словом и делом!
6-й: А 9 мая не забудьте поздравить их с праздником! Им, старым солдатам, плохо спится, потому что ночью плачет в их сердцах та война…
1-й: А еще, когда придете сегодня домой, найдите в интернете эту песню, закачайте себе в мобильники, поверьте, она – классная!
Все участники акции на сцене включают мобильные телефоны, поднимают их вверх. Звучит песня «Журавли» (музыка Яна Френкеля - стихи Расула Гамзатова; русский текст Наума Гребнева) – Ф8, подростки начинают подпевать.
Советы постановщикам
Постановка не требует специальных костюмов, подростки могут быть в своих собственных. Постановка рассчитана на зрителей-школьников 5-11 классов, может быть показана на небольшой сцене, в библиотеке, классе.
Для удобства (если один человек работает с презентацией и музыкальным оформлением), музыка вставлена в слайды. Чтобы началось звучание, необходимо нажать на значок в правом нижнем углу слайда (желтый колокольчик), чтобы отключить музыку – нажать на поле слайда рядом со значком. Чтобы музыка воспроизводилась на любом компьютере, в папке с презентацией должны присутствовать все музыкальные номера (Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5, Ф6, Ф7, Ф8).
Можно музыкальное оформление включить отдельно на любой аппаратуре для воспроизведения звука, используя запись фонограммы, следя за текстом сценария. Тогда второй человек должен включать презентацию на компьютере.
Список интернет-источников и авторов стихов, миниатюр:
1. http://ekplace.ru/files/browse/music
2. http://www.yandex.ru.Картинки
3. http://dic.academic.ru
4. http://muzofon.com/search
5. http://iplayer.fm/q
6. http://www.stihi.ru. Авторы:
- Козлова Людмила
- Курчанов Александр
- Кырова Татьяна
- Лисенков Виктор
- Нечаева Эмилия
- Панарин Валентин
- Сандал Сергей
- Турисаз Светлана
- Шимановский Игорь
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.