Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
русская литература
7 кл—10 кл
29.04.2019
Материал предназначен для проведения внеклассной работы на 23 февраля или 9 мая.В материале использованы стихи воинов-афганцев, побывавших на войне.Кроме того в сценарии используются видиоклипы с песнями об афганской войне.Сценарий литературного мероприятия расширяет знания учеников в области литературного творчества 80-х годов.
сценарий литературного мероприятия Афганистан болит в моей душе.docx
«АФГАНИСТАН БОЛИТ В МОЕЙ ДУШЕ»
(сценарий литературно – музыкальной композиции, посвященной 30ой годовщине
вывода советских войск из Афганистана).
Цель проведения:
1. Формирование представлений учащихся о событиях войны в Афганистане 1979
─
1989
г. г.
2. Сформировать представление о созданных произведениях (стихотворениях, песнях),
посвященных войне в Афганистане.
Задачи:
1. Формирование представлений учащихся о событиях войны в Афганистане 1979
─
1989
г. г.
2. Воспитание толерантности, формирование гражданской позиции.
3. Способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине,
военной службе.
4. Способствовать воспитанию уважения к людям, побывавшим в «горячих точках».
Показать мужество и героизм советских воинов.
Форма проведения: литературная гостиная.
Ожидаемые результаты:
подготовка учащихся к участию в общественнополитической жизни страны, готовности
достойного служения Отечеству;
решение проблемы преемственности поколений;
Оборудование: компьютер, мультимедиа.
Сопровождает выступление учащихся 9 класса презентация, звучат песни,
демонстрируются фрагменты документального фильма о выводе советских войск из
Афганистана.
Учитель. Здравствуйте дорогие ребята! Уважаемые гости! Мы рады приветствовать
Вас сегодня у нас в гостях и надеемся, что сегодняшняя встреча останется в Ваших
сердцах. Наша мероприятие проходит накануне Дня интернационалиста и пусть эта
литературная гостиная будет памятью всем выполнявшим свой интернациональный долг в
Афганистане, Чечне … и других горячих точках.
Звучит песня “Афганистан”(слова и музыка А Глызина) Ведущий 1. Стихи и песни афганской войны……Что такое песня в жизни человека? Она
входит в его мир с колыбельной матери. Живет рядом с ним всю жизнь и в горе и в
радости. В последний миг жизни, человек слышит слова молитвы. Для автора это
состояние души, когда просто разговор не помогает. Его изнутри подталкивает чувства
счастья, восхищения или обиды, горя... В голове роятся мысли и вот... настал миг, когда
слова выстроились в строчки стихов, а в душе родилась музыка. На войне все чувства
обострены до предела. Песня помогает словам и идеям проникнуть в сердце, объединить
людей. Все поют одну песню, а вспоминают свое, сокровенное. В наиболее тяжелые
минуты, когда нет больше сил, и помощи ждать неоткуда, песня поднимает дух, возвращает
силы, зовет к подвигу. Песня вдохновляет. Тяжела жизнь солдата. Вокруг опасность,
смерть, кровь. А нужно выжить, помочь выжить своим товарищам и при этом не "потерять
лицо". Песня да вера в необходимость его ратной работы, его подвига, давали нашим
воинам силы. Военные песни являются истинно народными, хотя у каждой есть автор,
правда, не всегда известный. Цензура, особенно в первые годы войны в Афганистане,
запрещала и песни и стихи. 'Не выносить сор из избы'. Можно было за это поплатиться. А
песни были о родном доме, о братстве людей, о любви, о природе во всем ее многообразии.
Ведь так тяжело ждать писем с Родины, а душа жаждала вырваться на свет божий. Вот и
рождена песня. 'Поэзия и музыка есть разговор сердца'./Г.Державин/. Недаром появилось
столько самодеятельных авторов на войне. Они разговаривают сердцем. А это не каждому
дано.
Несмотря на проверки и запрещение писать стихи, песни о войне в Афганистане,
мне удалось сохранить две кассеты с творчеством наших воинов
Ведущий 2.Итак, начнем с истории .Дата 15 февраля 1989 года стала днём, когда
кончился счёт потерям наших воинов.
15 февраля 1989 года – день вывода Советских войск из Афганистана, когда последний
бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру
которой проходит граница с Афганистаном.
Радость возвращения с войны
Так неповторима и прекрасна!
Чувства звонкой музыки полны,
В жизни всё безоблачно и ясно!
Стало доброй традицией собираться всем афганцам в этот памятный день вместе.
Ведущий 1. 30 лет ……Немало воды утекло с тех пор. Потихоньку зажили раны,
возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой
Афганской войне жива. Стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстояния.
Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа.
Поэтому мы предлагаем вам ещё раз перелистать страницы, которые и сегодня будоражат
память неизгладимой болью.
Демонстрация Клипа «История войны в Афганистане.Спустя 30 лет»
Ведущий 2. 25 декабря 1979 года в 15 часов в солнечный зимний день начался ввод
советских войск в Афганистан.
Время выбрало вас,
Закружило в Афганской метели, Вы ушли воевать в грозный час
И особую форму надели
Выступление Полина Шалак , ученицы 9 класса
Знаешь, я не была в Афгане…
Мне просто снится тот же сон:
кишлак, жара, вокруг душманы
и изза камня чейто стон,
вертушка в бреющем полете,
а Витька снова в « незачете»
гранату не добросил он…
Сестричка, от пыли седая…
В ее распахнутых глазах
такое горе и страданье,
она ведь Мишку не спасла…
Не успела…(шальная пуля
мечты ее оборвала ),
как будто в небо вдруг шагнула,
а нас собою не взяла…
Комвзвода, матерно ругаясь
и вспоминая всех чертей,
остатки взвода спасти пытаясь,
просил подмоги батарей…
Но все ушли. Вот так внезапно.
Оставив забытый блокпост...
И только «черные тюльпаны»
страна в подарок нам пришлет…
Да, я не была в Афганистане.
Мне просто снится этот сон...
Ведущий1. В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане
составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не
имевшие почти жизненного опыта, оказались в чужой стране, в жестокой враждебной
среде, в экстремальных условиях. Времени на возмужание не было. Мальчишки взрослели и
закалялись в суровых боевых буднях. Ещё вчера они чувствовали себя детьми, а сегодня
стали мужчинами.
А что Афган? Высоких слов не надо.
Его и так не спрятать, не забыть.
Тому, кто выжил, будет жизнь наградой,
А кто погиб, тот в песнях будет жить.
Ведущий 2.Служить в Афганистан отправляли на год, прошедших полугодовую
подготовку в учебной части. Условия жизни были тяжёлыми: бессонные ночи, ночёвки в
палатках, летом пятидесятиградусная жара.
Выступление Каледа Валерии, ученицы 8 класса
АЙТЫКГЮЛЬ.
Озорная, весёлая, смелая,
в старом платьице до земли, длинноногая, загорелая,
приходила к нам из Пхамли.
Лепетала смешно и забавно,
вслед за нами играя в слова.
Была чистой, как синева,
и стройна, как в предгории травы.
«Шурави», «ташикор» мы учились
понимать немудренный язык.
С ней солдатским пайком мы делились,
доверительно звали Айтык.
А вчера не пришла. Мы узнали:
ночью «духи» прокрались тайком
и Айтык на куски искромсали,
и сожгли её маленький дом.
И за что? Что ходила к «советским»,
брала хлеб с окровавленных рук.
Было детство какимто недетским –
из сомнений, страданий и мук.
Мы застыли, сраженные вестью.
Всё не верилось – трудно понять!
И пылали, бесправные, местью –
был приказ: в бой с врагом не вступать.
Мы рыдали тайком от комбата.
Он любого презрел бы: «Мужик!».
Были в чемто и мы виноваты,
что погибла так наша Айтык,
озорная, веселая, смелая…
Ведущий 1.Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире,
больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль,
которую им по молодости лет не положено было знать боль потери друзей.
Выступление Краскова Данила , ученика 5 класса
«ТРИ ДРУГА.»
Трое ребят уходили на службу.
Раньше не верели в крепкую дружбу.
Трое девчонок и сами не знали,
Этих ребят на войну провожали.
Саньку в Москве, а Серегу в Калуге,
Ваньку в Рязани три разных подруги.
Фото свое им на память дарили.
В сердце любовь свою свято хранили. Трое мальчишек погоны надели.
Здесь очень быстро они повзрослели.
Клятву Отчизне своей приносили
Трое солдат необъятной России.
Санька с Москвы, а Серега с Калуги,
Ванька с Рязани, а в русской округе
Прямо из школы девчонки бежали
К трем матерям, чтоб развеять печали.
А на войне, как обычно бывает,
Лучших из лучших она выбирает.
Здесь друг за друга горою стояли
Трое ребят, где их так и прозвали:
Санька Москва, а Серега Калуга,
Ванька Рязань это верных три друга!
Вместе девчонкам своим написали,
Чтобы они их любили и ждали.
Ты не печалься, родная подруга,
Здесь на войне у меня есть два друга.
Санька Москва и Серега Калуга,
Ванька Рязань написали подругам.
Не ради славы, не почестей ради
Наши друзья воевали в осаде.
Ванька махнул на прощанье рукою.
Вы уходите! А я вас прикрою!
Ваньку афганская пуля прошила
Прямо под сердце. А там еще было
Фото любимой подруги с Рязани,
Ленки девчонки с родными глазами.
Санька Москва и Серега Калуга
Третий пьют молча за лучшего друга.
А на могиле у Ваньки в Рязани
Красные розы умыты слезами.
Вновь целовали знамена солдаты,
Крепко сжимая в руках автоматы.
И ничего для себя не просили,
Лишь бы их помнила, знала Россия.
Санька Москва и Серега Калуга
Снова воюют за лучшего друга.
И отомстят наши русские парни
За слезы родных и Ваньку с Рязани.
Санька Москва и Серега Калуга
Снова воюют за лучшего друга.
И отомстят эти парни лихие
Нашим врагам за Иванов России.
Ведущий 1. Мальчишки…которые знали о войне понаслышке. И вдруг
попали в самое пекло. Их всюду подстерегала опасность,
смерть. Вдали от отчего дома они враз повзрослели. Сжимались в тоске и
надежде сердца их родных. Доля ждать и надеяться едва ли легче солдатской.
Выступление Винтина Ильи, ученика 10 класса Жара. Песок. Афганистан.
Нам было лишь по восемнадцать,
Не знали библию, Коран,
Лишь смерти мы могли бояться.
А смерть – как пуля, как кинжал,
Как подлый шомпол басурмана,
Когда нас военком призвал,
Не знали мы ещё Афгана.
Гордились мы тогда собой –
Два одноклассника, два друга,
Когда же грянул первый бой,
Признаюсь честно – было туго.
В бою я падаю, встаю,
Пронзает боль разбитых рук,
Смерть даже не страшна в бою,
Когда со мною рядом друг.
Не в спину пулю – лучше в грудь,
Понять легко такие вещи,
Лежал тяжелым грузом путь
Среди афганских гор зловещих.
Идти в колонне перевал,
Пришлось под градом пуль душманских.
И первым – взводный наш упал –
Корастылёв – старлей из Брянска.
В прицел оценивала смерть
И сколько звёзд на офицере,
А трём парням пришлось сгореть
Живьём в подбитом БТРе.
И вот – я очередью бью,
Душманам в радость наш испуг,
Но неуместен страх в бою,
Когда со мною рядом друг.
Игра со смертью в чехарду!..
Мы здесь внизу, как на ладони,
Вот – всё уже вокруг в чаду,
Осталось пять машин в колонне.
Похоже это на расстрел,
День настоящий, стань вчерашним!..
Кто цел – уже взят на прицел!..
Да лучше б драться в рукопашной!..
Держись, Сергей!.. Ты под огнём!..
За камни спрячься!.. Я прикрою!!!..
Но друг мой падает ничком,
И голова залита кровью.
…………………………..
Я не забуду никогда,
Как стало черным небо вдруг,
Зажглась посмертная звезда,
Когда погиб мой лучший друг. Ведущий 2.Погибнуть на войне, когда на твоей Родине мир. И люди даже представить себе
не могут, как в чужих горах, ребята уходят в бой, из которого не вернутся. А они шли и,
верные своему воинскому долгу, погибали, сохранив честь и мужское достоинство.
С фотографий на нас смотрят юные лица парней. Они из поколения мальчиков, не
успевших пожить, но успевших совершить подвиг. В наградных документах написано: «При
выполнении интернационального долга проявил смелость, мужество и героизм. Метким
огнем и умелыми действиями обеспечил прикрытие группы и выполнение поставленной
задачи, сам погиб в этом бою».
Минута молчания
Клип « О Матерях»
Выступление Аленина Даниила, ученика 7 класса
РАЗГОВОР С МАМОЙ. Владимир Мазур
Мы вернулись с войны, только память всегда будет с нами,
И уже не забыть, если ты это сам испытал,
Я сегодня пришел поклониться второй моей маме,
Мама лучшего друга, которого я потерял.
Я не раз вспоминал, как мы вместе в атаку ходили,
Пополам сухари и патроны, и фляга с водой,
Как ночами прижавшись, друг друга спиной согревали,
И как верили в то, что когдато вернёмся домой.
Расскажи мне о сыне, вы были такими друзьями,
Он ведь в каждом письме мне об этом писал,
О войне нет ни слова, как будто всё было не с вами,
Он всегда за меня так боялся и правду скрывал.
Это было в горах, наша рота в засаду попала,
Мы остались прикрыть наш отход пулемётным огнём,
Как обычно бывает, их много, а нас было мало,
И уже умирая, мой друг попросил об одном:
"Сделай так, чтоб о нас на гражданке не думали плохо,
И никто не посмел оскорбить материнских седин,
За себя и меня проживи до последнего вздоха,
Передай моей маме, что ты её названый сын."
А ты знаешь, сегодня приснился мне сон на рассвете,
Как вернулся домой он и прямо с порога сказал:
«Скоро друг мой придёт, я прошу его, мамочка, встретить,
Как родимого сына, ведь он мне всегда помогал».
Мы присели за стол у портрета погибшего друга,
Помянули по чарке, в печи затрещали дрова,
Гдето рядом завыла холодная, зимняя вьюга,
Распахнулось окно, и я вспомнил, ещё раз, слова: "Сделай так, чтоб о нас на гражданке не думали плохо,
И никто не посмел оскорбить материнских седин,
За себя и меня проживи до последнего вздоха,
Передай моей маме, что ты её названый сын."
Мы вернулись с войны, только память останется с нами,
И во имя добра, ради мира для наших детей
Я прошу об одном: «Поклонитесь за всё моей маме,
Матерям всей России, отдавшим своих сыновей».
Ведущий 1 Особое преклонение заслуживают матери воинов – афганцев. Ничто не
сравнимо с той непрекращающейся болью, которую они пережили с уходом сыновей на
войну. Ничем не оплатить страдания той матери, которая потеряла своего сына.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где – то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы –
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Выступление Зуевой Екатерины, учницы 5 класса
Плач
"Подумаешь, мальчик с войны не пришел…
Подумаешь, гдето покой он нашел…
Подумаешь, стала могилой чужая земля…
Подумаешь, мамы от горя сходят с ума…"
(смысл одного интервью с "большим" чиновником)
Закричала…Запричитала… Заголосила…
Наземь упала…Просила…Молила…
Зажата бумажка в руке –горькая весть –
Нет сына ее! Нет. Его больше нет….
"Мальчишкой, мой сын, ты ушел со двора,
Бежала гурьбой за тобой детвора,
Ведь шел ты стране своей послужить
И, может, награду еще получить…
Я помню, как рос мой смешной непоседа,
Все наши ночные с тобою беседы, Как ты недавно впервые влюбился,
Как ты мечтал на Ирине женится…
"Горячая точка" тебя поглотила,
В себе растворила… Убила… Убила? –
Нет, просто украла у жизни счастливой,
Лишила надежды и мир разорила…
Афганцем ты стал, мой сын, поневоле,
Как Гиви, Иса и ФЕклистов Коля….
Как горько, как больно для всех это горе –
Терять сыновей гдето в дальней юдоли…
Ах, сын, ты мой сын! Где тебя мне искать,
Чтоб просто обнять и слово сказать?
О Боже! За что? За что ты так с ним?
Ведь был он мальчишкой…Совсем молодым…
О Господи, ты мне ответишь? Ответишь?? –
Зачем там вдали убиты те дети?
Кому это надо? И ради чего
Мальчишки с войны не приходят домой?
И еще мне скажи ты , Боже Всесильный,
Кому и за что так платит Россия –
За чьито амбиции, за чаевые
Жизни детей отдает дорогие?..
Ах ,сын, ты мой сын…"
Закричала…Запричитала…Заголосила…
Наземь упала…Все просила…Все молила…
Ведущий 2.Тот, кто побывал в Афганистане, да и вообще на войне сумели многое понять.
Понять и переоценить в жизни.
Только на грани жизни и смерти можно вполне оценить, что такое жизнь и как она хороша,
научиться ценить каждое мгновенье в жизни…
Отдельной темой в афганской лирике выделена тема любви….
Выступление Антонова Елены, ученицы 10 класса
«Этот мир без тебя…»
Этот мир без тебя –
Просто серые скалы.
От палящего солнца
Не спрятаться в тень.
Здесь чеченские бурки
Стерегут перевалы
И в тревожных рассветах
Рождается день.
Этот мир без тебя
Перечеркнут ракетой, И погибшим друзьям
Не закончиться счёт.
Здесь измерена жизнь
Пулеметною лентой,
Караванной тропою и чем – то еще.
Этот мир без тебя –
После рейдов усталость,
Недописанных писем
Скупые слова.
Здесь в сердцах уживаются
Ярость и жалость
И по прежнему в душах
Надежда жива.
Этот мир без тебя
Неизменен и вечен –
Без случайных разлук
И нечаянных встреч.
Здесь ремни автоматов
Врезаются в плечи
И звучит иностранная
Странная речь.
Этот мир без тебя,
Он расколот войною.
Эхо выстрела скачет по склонам крутым.
Этот мир без тебя все же полон тобою,
И становишься ближе
Далекая ты.
Клип «Песня И.Шведова «Где ты русский мой афганец»
Ведущий 1 15 февраля 1989 года – день, когда кончился счёт потерям наших солдат.
Колонну боевой техники, выходящую из Афганистана замыкал командующий 40й армией
Герой Советского Союза генералполковник Борис Всеволодович Громов. Он прошёл
вместе со своими подчинёнными многие огненные километры этой жестокой войны. Всю
свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец, настал последний день,
Наконец его мы дождались!
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь, что – кому.
Девять лет вы жили этим днём!
Девять лет с боями шли к нему!
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей!
Клип «Песня «Мы уходим, уходим, уходим….» Ведущий 2 Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и Афганская война. Но
в памяти людской ей ещё долго жить, потому что её история написана кровью солдат и
слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в
душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опалённое её огнём, как никто усвоило
военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и
трагической афганской войны.
Выступление Каледа Алексея, ученика 11 класса
«Звезды. 1989 год.»
В последний раз взлетаю над Кабулом.
Домой! Домой! Теперь уж навсегда.
Ночь звездами полна и реактивным гулом.
И где то в ней горит моя звезда.
Крен на пределе, нервы на пределе.
И перегрузка не поднять руки.
Вы помните меня, березы, сосны, ели?
Вы от меня, как звезды, далеки
Внизу лежит чужой полночный город:
Десятки тысяч крохотных огней.
Десятки тысяч звезд, просыпанных на горы,
И каждая таит угрозу мне.
Над зоной безопасности, кругами,
Громадный лайнер рвется в высоту,
И ложных целей ярко вспыхивает пламя,
Чтоб отвести враждебную звезду.
А там, внизу, я знаю, их немало,
Готовых хищно ринуться в полет,
И брызги раскаленного металла
Вонзить в людьми набитый самолет.
И каждый, каждый, каждый это знает,
И каждый, каждый напряженно ждет
Когда завоет вдруг и замигает
Сигнал, который нам подаст пилот!
Граница! Родина! А значит будем живы.
Теперь дождется нас аэродром.
Друг другу улыбаемся счастливо,
Гори, моя звезда, греми, салютный гром!
Ведущий 1.Эстафета мужества передаётся от поколения к поколению.
Есть в России люди, на которых нужно равняться. Это герои ,прошедшие огненные годы
афганской войны. Наша святая обязанность – хранить память о них, как о верных сынах
Отчизны.
Видиосюжет «Афганистан болит в моей душе»
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Сценарий литературного мероприятия, посвященного 30-летию вывода войск из Афганистана (7-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.