«ПРАЗДНИК ОСЕНИ»
(для уч-ся нач.кл.)
Цели:
1. Познакомить учащихся с сезонными изменениями в природе.
2.Закрепить знания учащихся о растениях леса.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: костюмы Лисы, Белочки, Хозяйки леса, Осени, доктора Айболита, овощей; корзинка с грибами, каравай; названия овощей, фруктов и ягод на листочках для игры, загадки на листьях.
Звучит музыка Чайковского «Времена года»
Входят дети, поют песню об осени
1.Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
2.Соберём из листьев веер
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
3.И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит лета - больше нет,
Осень наступает.
Все: Осень, осень в гости просим!
Под музыку входит Осень.
Осень: Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам ,друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравиться наряд лесной-
Осенние сады и парки?
Я на праздник к вам пришла
И братьев своих привела.
Вы, конечно, их знаете.
Сентябрь: Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к вам пришёл?
А что вы обо мне знаете?
Дети поют песню «Пёстрая песенка»
Октябрь: Всё мрачней лицо природы_
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Медведь в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
1
Ноябрь: Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ребята, а какие вы знаете пословицы или поговорки об осени, об осенних месяцах?
Осень: Молодцы, ребята!
Ученики: Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Все: Сливы, груши, виноград-
Всё поспело для ребят.
Ученики: Здравствуй, Осень,
Здравствуй, Осень, хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
«Что в подарок принесла?»
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит будут пироги.
Осень: Принесла вам гречки.
Дети: Каша будет в печке.
Осень: Принесла вам груши.
Дети: Мы их впрок засушим.
Осень: А уж яблоки как мёд!
Дети: На варенье, на компот.
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла,
А хорошую погоду
Ты нам осень принесла?
Осень: Дождичку вы рады?
Дети: Не хотим, не надо.
2
Осень проходит вокруг детей, немного их обрызгивая.
Учитель: Осень, ты видишь, что ребята у нас такие смелые, что дождик им не помеха? И они споют об этом песню.
Песня Кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём»
Учитель: Пришла осень и в лес.
1. Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной-
Стоит над светлою поляной.
2. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щёки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
3. Мы по ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой,
И жёлт, и синь, и ал.
Входит Хозяйка Леса.
Хозяйка: Здравствуйте, ребята. Я- Хозяйка Леса. А знаете вы, что делают лесные жители осенью?
Дети отвечают.
Хозяйка Леса: Некоторые из моих жителей пришли к вам на праздник и вы должны узнать их.
Ну а этого зверька
Не видать издалека,
Хвост пушистый,
Сам он маленький,
И орешки всё грызёт.
Догадались – это …(белочка)
Появляется Белочка. Танцуя, собирает грибы.
Учитель: Сколько грибов собрала белочка! Теперь она не останется зимой голодной. А хотите узнать, какие грибочки у нашей белочки в корзинке? Тогда Хозяйка Леса загадает вам загадки о грибах и вы узнаете, что у Белочки в корзинке.
3
Хозяйка Леса: Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту
Зовусь я … (подосиновик)
Не спорю, не белый-
Я, братцы, попроще…
Расту я, обычно
В берёзовой роще …(подберёзовик)
Нет грибов дружнее, чем эти.
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу… (опята)
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом
Золотистые…(лисички)
Хозяйка Леса: А вы, ребята, знаете, как надо собирать грибы?
Дети отвечают.
Учитель: А сейчас мы с вами попробуем собрать грибочки, но сделать вам это будет труднее, потому, что вы будете собирать их с закрытыми глазами.
Игра «Сбор грибов»
Хозяйка Леса хочет вам загадать ещё одну загадку.
Хозяйка Леса: Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур таскает со двора.
И мышами поживиться
Любит хитрая …(лисица)
Девочки поют песню: Уж как шла Лиса по травке,
Нашла Азбуку в канавке,
Она села на пенёк
И читала весь денёк.
Лиса садится на пенёк и читает.
Учитель: Интересная книжка, Лисичка?
Лиса: Очень!
4
Учитель: А что ты читаешь?
Лиса: Загадки.
Учитель: А может быть и нам почитаешь?
Лиса: Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает? (лук)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили? (картофель)
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась.
А как осень подошла,
Все наряды отдала-
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок (капуста)
Над землёй трава,
Под землёй алая голова (свекла)
Осень: Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Баклажаны синие,
Красный помидор.
Инсценировка стихотворения «Овощи»
Осень: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Хозяйка: Оооох!
Осень: Вот овощи спор завели на столе…
Выходят овощи.
Перец: Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужнее?
Кто при всех болезнях
Будет все полезней?
5
Горох: Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка,
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свекла: Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай-
Лучше свеклы нету!
Капуста: Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные,
Пироги капустные!
Редиска: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Морковь: Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
И грызи морковку-
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Лук: Я – приправа в каждом блюде.
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зелёный лук!
Картошка: Я, картошка, так скромна-
Слова не сказала…
6
Но картошка так нужна,
И большим, и малым!
Баклажан: Баклажанная икра
Так полезна, так вкусна!
Осень: Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно.
Раздаётся стук в дверь.
Овощи: Кто-то кажется стучит?
Входит Доктор Айболит.
Все: Это – Доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я! О чём спорите, друзья?
Репа: Кто из нас из овощей
Всех важней и всех вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить,
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Овощи: Ребята, а из каких сказок мы к вам пришли?
Учитель: Вот вам другое задание. Перед вами выступили овощи, но вы знаете, что осень нас одаривает и ягодами и фруктами. Сейчас мы будем варить борщ и компот. Для борща будут нужны …(овощи), а для компота …(фрукты и ягоды)
Учитель: Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и ягоды, но самый ценный подарок, это – хлеб. Ведь недаром говоря, что:
- хлеб – всему голова;
-хлеб на стол – и стол – престол;
-хлеба ни куска – и стол – доска;
- плох обед, коли хлеба нет.
Нелегко вырастить хлеб, но зато сколько радости, когда собран урожай.
7
Выходят дети, один из них несёт каравай.
1. Вот он –
Хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он –
Тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
2. В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
3. В нём здоровье наше, сила;
В нём чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
4. В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки –
Вырастай богатырём.
Осень: Спасибо, вам, ребята, за праздник. Надеюсь, на следующий год меня опять пригласите.
Литература.
1. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
2. .Караманенко Т. Н. «Кукольный театр – дошкольникам» - М.: Просвещение, 1996 год.
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение. 3 класс.Учебник в для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением. В 2 ч.- 2-е издание- М.: Просвещение, 2013. -223 с.:ил. – (Школа России).
4. Малегон А.В. Классные часы в начальной школе. 1-4 классы/А.В.Малегон.-Ярославль,Академия развития, 2009. -224 с. – (Самый классный час).
5. Надеждин Н.И. « Сказочники русской земли» - М. « Московский рабочий»-1992 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.