Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"
Оценка 5

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Оценка 5
Мероприятия
doc
история
9 кл
18.02.2018
Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"
В целях патриотического воспитания подрастающего поколения в нашей школе ежегодно проводятся мероприятия, посвященные освобождению города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Наш город в 2011 году получил звание "город воинской славы". Музей - это место, где можно предметно и документально соприкоснуться с историей, а если еще и найти проникновенные слова о тех героических событиях, дети долго будут помнить своих героев.Разработка музейного урока. Документ.
Музейный урок.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение      «Cредняя общеобразовательная школа №22» Старооскольского городского                                                      округа                                                                                                   Музейный урок,                        посвященный Дню освобождения Старого Оскола                                       от немецко­фашистских захватчиков                               «Февраль­февраль, солдатский месяц...»                                                                         разработан учителем истории Шкирман Е.В. г. Старый Оскол        2018 год Цель:  формирование чувства гордости за своё Отечество, любви к родному  краю, уважения к фронтовикам и всем, кто внёс свой вклад в победу над  врагом. Задачи:  формирование патриотизма, любви к Родине;  сформировать эмоциональное неприятие явления «война»;  формирование представления о гражданском долге, мужестве, героизме,  ответственности перед обществом. Возрастные категории: занятие проводится в музее для учащихся начальной и  основной школы. Актуальность: музейное занятие — это воспитательное мероприятие, которое  воздействует в первую очередь на эмоциональную и духовную сферу учащихся.  Это позволяет формировать базовые национальные ценности, такие как  патриотизм, социальная солидарность, гражданственность. Предварительная подготовка:  подготовка выставки экспонатов военного времени;  подготовка сценария;  подготовка музыкального сопровождения. Оборудование: музейные экспонаты, выставка книг о Великой Отечественной  войне из школьной библиотеки, плакаты военной тематики, исторические карты, музыкальное оформление. Учитель: Всё дальше от нас                  Грозовые военные годы.                  Сегодня они ­ В обелисках и звонких строках.                   На все времена                   Героический подвиг народа                   Останется жить.                  В благородных и честных сердцах. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие  четыре года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение  Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. В  первый день войны им было по 17­20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста,  ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Всего за  годы войны погибло около 27 миллионов советских людей. Каждый как мог  защищал своё Отечество: кто на фронте, кто, находясь на оккупированной  территории, кто ковал победу в тылу, работая на заводах и полях, снабжая  фронт всем необходимым для победы над врагом. Включился в войну и наш  город, который в мае 2011 года стал городом воинской славы. Как и чем жили  наши земляки в годы Великой Отечественной войны? Ученик 1: Приосколье — маленькая частица нашей великой Родины. История  небольшого лесостепного края, уходящая своими истоками в седую глубину  прошлого, переплетается с судьбой России. Старооскольская земля, изрезанная  окопами и траншеями, обильно политая потом и кровью, многое хранит в своей  памяти. Хранит и тот жаркий полдень 22 июня 1941 года, когда жители города и района узнали о нападении фашистской Германии.                         Звучит фрагмент песни А.Александрова «Священная война» Ученик 2: В первый же день войны в городе состоялись массовые митинги, на  которых население выразило готовность с оружием в руках встать на защиту  Родины. Юноши и девушки, мужчины и седовласые старики требовали зачислить их добровольцами в ряды Красной Армии. На территории города и района  начали формироваться отряды народного ополчения, истребительный батальон,  госпитали и кадровые воинские подразделения. С 23 июня 1941 года Курская  область объявлялась на военном положении и тем самым определялась  круглосуточная работа всех предприятий города. Ученик 3: Тревога военного лета                   Опять подступает к глазам.                   Шинельная серость рассвета,                   В осколочной оспе вокзал.                   Спешат санитары с разгрузкой,                   По белому красным — кресты.                   Носилки пугающе узки,                   А простыни смертно чисты. До жути короткое тело                   С тупыми обрубками рук                   Глядит из бинтов онемело                   На детский глазастый испуг.                   Кладут и кладут их рядами,                   Сквозных от бескровья людей.                     Прими этот облик страданья                     Мальчишеской жизнью твоей. Ученик 4: Старый Оскол оказался перевалочным пунктом на пути эвакуации  людей и государственного имущества. Через город и район прошли тысячи  беженцев, получившие здесь отдых, ночлег и питание, а на Запад шли эшелоны  с войсками, техникой и боеприпасами. Из­за большого скопления масс  эвакуированных и воинских частей в городе и районе появился сыпной тиф.  Принимаются меры для предотвращения распространения заболевания.  Одновременно продолжаются большие оборонительные работы. Ученик 5: А впереди было новое испытание — оккупация. С 3 июля 1942 года  по 5 февраля 1943 года территория города и района находилась в зоне  оккупации. За эти семь месяцев нашему краю был нанесён большой урон.  Подавляющее большинство зданий было уничтожено вражеской авиацией во  время оборонительных боёв. Оккупанты разрушили предприятия, большую  часть школ и других учреждений. 2 тысячи 765 парней и девушек в возрасте от  15 до 18 лет были угнаны в Германию. Свыше трёхсот человек повешены,  расстреляны, около двухсот человек получили увечья.        В слободах Казацкой, Стрелецкой, Пушкарской и у села Котенёвка были  образованы лагеря военнопленных. Лиц еврейской, цыганской национальностей,  комиссаров, коммунистов и тех, кто не мог двигаться, расстреливали на месте.  392 миллиона рублей — такой материальный ущерб был нанесён нашему городу. И всё­таки не удалось фашистам сломить наш народ. Ученик 6: На дне окопного оврага                   Добыл я гильзу из стены.                   А в ней — истлевшая бумага:                   Письмо, пришедшее с войны.                   Должно быть, кто­то перед боем                   Смочил графит карандаша                   И с перемазанной губою                   Писал, как думал, ­ не спеша.                   Вручал слова бумаге бренной,                   Писал, склоняясь к фитилю.                   И вот слова сожрало время.                   И лишь одно сквозит: «люблю». Одно осталось, но упрямо                   Горит сквозь всё, что в жизни есть!                   Что он любил? Отчизну? Маму?                   Любил, и всё. Не по приказу.                   А по приказу он в тот раз,                   Наверно, встал и умер сразу.                   И вот воскрес во мне сейчас.            Фрагмент песни А.Пахмутовой «На безымянной высоте».  Зачитываются письма с фронта. Ученик 1: Освобождение Староосколья началось со второй половины января  1943 года ударом 40го танкового корпуса с юго­востока на Касторное и  танковых частей 13­й армии с севера. 26 января части 107­й стрелковой дивизии  под командованием полковника П.Н.Божко начали наступление на Старый  Оскол.          Завязались тяжёлые бои и особенно в районе канатной фабрики. Только 1  февраля воины 252­го стрелкового полка уничтожили до шестисот гитлеровцев  и около восьмисот взяли в плен, захватили большие трофеи. Командир  отделения Митрофан Лозенко в бою был дважды ранен, но остался в строю. Ученик 2: Со стороны посёлка Горшечное прорывались отдельные группы  противника, пытавшиеся пробиться на Запад, но наши части их успешно  рассеивали, уничтожали и брали в плен. Так было и 31 января 1943 года в бою,  который известен как подвиг 17­ти воинов­бронебойщиков под командованием  старшего лейтенанта Валентина Плотникова и младшего лейтенанта Василия  Бондаренко в восьми километрах севернее города, у разъезда Набокино, на 592  км у Майсюковой будки. Ученик 3: Для обороны этого пункта было выделено стрелковое подразделение  и взвод бронебойщиков. Разведчики донесли: «К будке приближается до  пятисот гитлеровцев. Фашисты шли с автоматами за плечами, не видя советских  воинов, окапавшихся в глубоком снегу. По сигналу лейтенанта Бондаренко  бойцы открыли огонь. Фашисты в панике отступили. Но вскоре к Майсюковой  будке подошла вражеская колонна из пятисот человек. Против них сражалось 17 советских бойцов. В этом бою смертью храбрых погибли 13 воинов. Их славные  имена записаны в летописи Великой Отечественной войны. Воины­герои  захоронены в братской могиле №1 на улице Ленина. Живыми остались только  четверо: Павел Рябушкин, Василий Кукушкин, Тихон Бабков, Абдыбек Бутбаев. Но Тихон Бабков и Абдыбек Бутбаев погибли в последующих боях. Ученик 4: Враг не прошёл через 592­й км. На месте сражения воинов­ бронебойщиков после войны установлен памятник. Защитникам  железнодорожного переезда посвящены следующие строки: Морозный, 43­й год, февраль.                           В снег окапался русский взвод,                           Напротив немец.                           17 молодых бойцов, всего 17!                           Врагов 500 полукольцом, но надо драться.                           И грянул бой, неравный бой на полустанке!                           И снег кипел, горели танки.                           Лил дождь свинцовый, свет померк,                           Осколки градом.                           Наш устроил фейерверк Тевтонским гадам.                           Когда пехота подошла, умолкли пушки,                           Живым Рябушкина нашли,                           А с ним Кукушкин.                           Отвага, мужество и риск ­                            Нет дела краше:                           И краснозвёздный обелиск и память наша.               Звучит песня «Облака». Дается краткая информация о вооружении  советских воинов с привлечением иллюстраций и экспонатов музея. Ученик 5: 2 февраля положение наших войск значительно осложнилось.  Прорывавшаяся из окружения группа немецких войск под командованием  генерала Гольвитцера численностью около 15 тысяч человек нанесла сильный  удар по боевым порядкам 25­й гвардейской Чапаевской дивизии под  командованием генерала П.Ф.Шафаренко севернее Старого Оскола. Немецко­ фашиситская группа войск, пользуясь значительным перевесом, прорвалась  через боевые порядки гвардейцев. Значительное усиление вражеских войск в  городе затянуло его освобождение. Ученик 6: С юго­востока тем временем наступала 340­я стрелковая дивизия  генерала С.С.Мартиросяна. Полки этой дивизии освобождали слободы  Стрелецкую и Ямскую. Чувствуя мощный нажим русских, значительная часть  войск группы генерала Гольвитцера 4 февраля вырвались из Старого Оскола в  направлении Мантурово. Однако полки 107­й стрелковой дивизии заняли  выгодное положение и нанесли по отступающим сильный удар, уничтожили до  1000 фашистов и многих взяли в плен. Ученик 1: С утра 5 февраля части 107­й и 340­й стрелковых дивизий  решительным штурмом освободили Старый Оскол от немецко­фашистских  захватчиков. При освобождении города было взято в плен около 2000 пленных и  захвачены большие трофеи. В итоге Воронежско­Касторенской операции  советские войска продвинулись вперёд на 240 километров. Были также  освобождены Воронеж и Касторное, сложились благоприятные условия для наступления на Курск и Харьков. Ученик 2: Февраль. День пятый.                   Спит заснеженное поле, бродит вьюга у оград.                   В 43­м в Приосколье                   Воевал с врагом солдат.                   Воевал не за награды ­                    За родные берега.                   От Москвы и Сталинграда,                   От Орла он гнал врага.                   Шёл солдат через сраженья                   По израненным полям.                   Нёс тебе освобожденье,                   Старооскольская земля. Ученик 3: Этот груз не давит плечи,                   Хоть цена его горька.                   Обелисками помечен                   Ратный путь фронтовика.                   Не нужна солдату слава,                   Он победой горд вполне,                   Лишь бы помнила держав                    Тех, кто пал на той войне.                    В феврале разбудит поле                     Торжествующий набат ­                     Чтит родное Приосколье                     Боевых своих солдат!               Звучит песня Я.Френкеля «Журавли» Ученик 4: В ожесточённых боях на территории нашего края погибли свыше 6  тысяч воинов, прах которых хранят 30 братских могил, 6 из них на территории  нашего города. Именами героев названы микрорайоны и улицы нашего города:   микрорайоны имени Жукова, Конева, улицы 17 героев, Н.Ф.Ватутина,  И.М.Горбунова, П.Н.Долгих, В.И.Быкова, И.И.Хмелёва и др. Учитель: Вешние воды и время сгладили окопы и траншеи войны, но память о  них не даёт нам покоя, и чем дальше мы отходим от событий тех дней, тем  глубже осознаём их значение, и тем ярче воспринимается нами подвиг и слава  бойцов живых и павших, известных и безымянных. Пока жив народ, будет и жить память о тех, кто сложил за него голову. Каждый год 5 февраля жители города  чтят минутой молчания павших в боях за освобождение Старого Оскола. Объявляется минута молчания            Поклонимся великим тем годам,            Всем славным командирам и бойцам,            И маршалам страны, и рядовым.            Поклонимся и мёртвым и живым            Всем тем, которых забывать нельзя,            Поклонимся, поклонимся, друзья.

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"

Сценарий музейного урока "Освобождение Старого Оскола"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018