Сценарий осеннего праздника урожая "Его величество- картофель!" Праздник требует длительной подготовки как со стороны учителя, так и учащихся. Ученики искали сведения о картофеле, о его родине, полезных свойствах и т.д., учили стихи, частушки, сценку, приготовили поделки из картофеля, а родители - блюда из картофеля, а также готовились к викторине( искали ответы сами). В материале использованы интернет-ресурсы.
Праздник « Его величество – картофель!»
Подготовка:
Дети вместе с родителями готовят поделки и блюда из картофеля.
Оформление доски:
Заголовок: Его величество – картофель! Стенгазета. Рисунок картофеля.
Пословицы: Картошка – хлебу подспорье. Картошка – кормилица.
Ход праздника:
Ведущий.
Доброе утро, дорогие дети, уважаемые родители и глубокоуважаемые жюри. Сегодня у нас
необычный праздник. Почему он необычный, потому что главный герой нашего праздника тоже
удивительный. Кто же он?
1й ученик. В некотором царстве,
В некотором государстве,
Не на Марсе и не на Луне
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
Обо всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище,
Все узнать не будет лишним.
Ведущий.
Почему именно его мы чествуем сегодня? (Картофель – второй хлеб.) А всегда ли было так?
Откуда он родом?
Выступление ученицы.
Около 400 лет назад моих предков нашли в индейском селении Сорокота (сейчас это Перу).
Найденные клубни назвали трюфелями за их сходство с грибами. Местные жители называли их
«папа», они служили индейцам главным средством пропитания. Индейцы выкапывали клубни и
раскладывали их на открытом месте. Ночью клубни промерзали, а на следующий день оттаивали на
солнце. Ночами отжимали из них влагу, а затем давали высохнуть под жаркими лучами солнца. Так
получалось чуньо — высохшие клубни, которые могли храниться долгое время.
Ведущий: Каким же образом картофель стал «вторым хлебом» и у нас?
Выступление ученицы.
Это произошло гораздо позже. Сначала завезли картофель в Испанию в 1565 году. Испанцам он не
понравилась, потому что они пытались его есть сырым.
Из Испании картофель попал в Италию, затем в Бельгию и дальше в Австрию. Не остались в
стороне и такие страны, как Франция, Германия, Англия.
Ведущий: В Англии с разведением картофеля получился курьез! Адмирал Релей приготовил из
картофеля изысканное блюдо, приправил его маслом и пряностями и созвал друзей. Но угощенье
им не понравилось, так как было приготовлено не из клубней, а из стеблей и листьев. Адмирал
рассердился и уничтожил весь картофель на корню.
Бывали случаи и похуже: в некоторых деревнях вместо клубней ели картофельные плоды —
небольшие зеленоватые ягоды, которые появляются на месте отцветших цветков. А плоды эти
ядовиты. Пошла недобрая молва о новом растении, его прозвали «чертовым яблоком».
Ученица:В России картофель не сразу прижился. Чиновники, вместо того чтобы разъяснять
людям, как выращивать новое растение, действовали приказом да угрозой: «Сажать картофель! А
не то всех выпорем!». Начинались «картофельные бунты», с людьми расправлялись войска.В 60х годах XVIII века начался голод. Медицинская коллегия обратилась в Сенат с заявлением,
что лучший способ борьбы с голодом «...состоит в земляных яблоках». Сенат издал специальный
указ: разводить картофель повсеместно. Тогда же русский ученый Болотов первым написал о
пользе «тартофеля», как он его называл.
Ведущий: Спасибо тебе за интересный рассказ. С тех пор прошло много лет и картошка стала чуть
ли самым любимым овощем, ведь она встречается у нас на столе почти каждый день.
Монтаж. 2й ученик.
На плечи лопаты — и в поле, ребята!
Работе мы рады и отдыху рады!
Соберем мы всю картошку поскорей,
Позовем на угощенье всех друзей!
3 ученик:
Мы напарим, мы наварим, напечем —
Ведь любая нам работа нипочем.
Из картошки можно сделать столько блюд,
Что угодно для души найдешь ты тут.
4ученик:
Картошке нашей каждый рад,
Я положу ее в салат.
5й ученик:
А для меня нет лучше в мире,
Чем картошечка в мундире.
6й ученик:
Нажарим для Кирочки
Румяные дранички.
Готовы для Лианочки
С картошкой варенички.
5й ученик: А ты, Самира, шанежку скушай.
2й ученик: А тебе, дружок, с картошкой пирожок.
1й ученик: А для нашей Алинки с молочком толчёнка.
7й ученик: Тебе, Дамир, смотри, — картофель фри.
5й ученик: А ты, Вадим, жареной покушай!
3й ученик: Тебе, Данилка, с картошкой окрошка.
4й ученик: А тебе, Артур, на костре испечем.
8й ученик:
Мы не зря все собирали урожай!
Приходи и то, что любишь, выбирай!
Хором:
Знают люди с детских лет,
Что вкусней картошки — нет!
Ведущий: Поработали на славу: сажали и собирали урожай, а теперь пора и отдохнуть:
Частушки:
Лучше песен про картошку
В мире не было и нет,
Мы споем вам про картошку,
А вы хлопайте в ответ.
Ох, картошечка, картошка,
Ах, какая тебе честь!Кабы не было картошки,
Так чего бы стали есть?
Мы картошку убирали,
Я без дела не сижу:
Папа роет, мама носит,
Ну, а я руковожу.
Папе с мамой помогал
Собирать картошку.
Он – ведро, она – ведро,
Ну, и я немножко.
Посадили мы картошку,
Колорадский жук пришел.
Вышел дед копать картошку,
А картошку не нашел.
Ах, картошка, ты картошка!
До чего же хороша!
И пожаришь, и попаришь,
А как съешь – поет душа!
Мы все лето ели кашу,
Молоко, окрошку,
А сегодня будем есть
Печеную картошку.
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли , плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Праздник наш уже кончаем
Что же вам еще сказать?
Вам картошечку по праву
“Вторым хлебом” называть!
Викторина.
Вопросы:
• Назовите родину картофеля. (Перу и Чили)
• Где в наше время встречается дикорастущий картофель? (В Центральной и Южной Америке)
• Когда, откуда и кем картофель завезен в Россию? (Петром Первым из Голландии)
• Сколько существует способов размножения картофеля? (Три: клубнями, семенами и глазками)
• Как называется насекомоевредитель, поедающее ботву картофеля? (Колорадский жук)• Съедобны ли ягоды картофеля? (Нет, они ядовиты)
• Какие вещества получают из картофеля? (Крахмал, патоку, глюкозу, спирт, клей и т. д.)
• Что представляет собой клубень картофеля и является ли он корнем растения? (Нет, клубни —
это мясистые утолщения на подземных частях стебля)
• Когда и почему в России возникли картофельные бунты? (В 1834 и 18401844 годах после указа
Николая I об обязательной посадке картофеля)
• Как еще называют картофель? (Второй хлеб)
• Как в России раньше называли картофель? («Чертово яблоко»)
Конкурсы:
1.Посади картошку(мальчики)
Участникам дается по ведру с картошкой. Задача — выложить ее в одну линию, клубень к клубню.
Кто быстрее «посадит» картошку?
2.Сборщики картофеля(девочки)
Задача — с завязанными глазами собрать как можно больше разбросанных вокруг картофелин
3. Самый меткий(мальчики)
Кто точнее попадет картошкой в ведро на определенном расстоянии.
4. Эстафета (дев)
Играют команды. Задача — наполнить кастрюлю картошкой. Картофелины переносятся членами
команд по очереди на ложке, зажатой во рту.
5. «Кто больше?»
Из слова «картошка» составить как можно больше новых слов. ( карта, ток, кот, рак, корт, крот,
шок, кошка, рот, крошка)
6.Горячий картофель
Дети садятся в круг, водящий — в центре. Он бросает картофелину комунибудь из игроков и тут
же закрывает глаза. Ребята перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее
избавиться. Вдруг водящий командует: «Горячий картофель!». Тот, у кого в этот момент
картофелина окажется в руках, выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останется один
человек. Ему вручают приз.7. «Кто больше?» Называют блюда из картошки.
Выставка поделок, блюд.
Чаепитие.