День 12 апреля в недалеком будущем станет красной праздничной датой на все грядущие века. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года – человек начал освоение космоса.Космос - это далекая мечта всех мальчишек. Раньше это мечта была недосягаема, а сегодня космонавт - известная профессия. 12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтикиМатериал сценария может быть использован для проведения школьного праздника. Сценарий сопровождает презентация.
Сценарий праздника «12 апреля – День
космонавтики»
Подготовила: Барабанова Екатерина Яковлевна, учитель начальных классов
МАОУ – Лопушская СОШ им. Н.М.Грибачева
Звучит музыка «Земля в иллюминаторе» ( «Трава у дома») (Слайд 1)
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята!. Может быть, ктото из вас скажет, какой
праздник отмечается 12 апреля? (Слайд 2)
Пройдут годы, десятилетия, века, люди забудут даты войн и революций, но этот
день будут помнить всегда, и, я думаю, что именно этот день 12 апреля в
недалеком будущем станет красной праздничной датой на все грядущие века.
Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года – человек начал освоение
космоса. (Слайд 3)
Сегодня в России славный праздник – День космонавтики и первого полета
человека в космос. И поговорим мы о том, как человек смог это осуществить.
Наш праздник о полете в космос первого в мире космонавта Юрия Алексеевича
Гагарина.
Презентация «День космонавтики».
А что такое КОСМОС? Слайд 4
Ученик Что такое космос?
Это таинственный и манящий мир звезд, планет,
Множества небесных астероидов и камней.
Марс, Юпитер и Венера –
Много знаем мы планет,
но красивей и роднее,
Чем Земля родная нет!
Слайд 5
Ведущий: Космос это далекая мечта всех мальчишек. Раньше это мечта была
недосягаема, а сегодня космонавт известная профессия. 12 апреля весь мир
отмечает День авиации и космонавтики. Это особенный день – в этот день в
1961 году гражданин СССР майор Юрий Алексеевич Гагарин на космическом
корабле «Восток» впервые в мире совершил полёт в космос, открыв этим эпоху
пилотируемых космических полетов, впервые в мире полетел наш советский
космонавт. И теперь каждый год наша страна отмечает этот день как День
Космонавтики. Имя Юрия Алексеевича Гагарина стало символом мужества и
героизма, символом космической эрыВедущая: Скажите, пожалуйста, вы любите смотреть на небо ночью? А что
можно ночью увидеть на небе? ………
Конечно, вы правы.
Ответьте, можете ли сосчитать, сколько на небе звезд? …………
Да, их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей
головой усыпано тысячами звезд. Они нам кажутся маленькими
сверкающими точками, потому что они находятся далеко от Земли. На самом
деле звезды очень большие.
Слайд 6
Звездное небо всегда притягивало людей. Звезд на небе
больше, чем капель в море, больше, чем песчинок в пустыне.
Миру звёзд нет ни конца, ни края. Мы зовем его Вселенной.
Космос всегда интересовал человека. Ведь это так важно и
интересно - знать, есть ли жизнь где-нибудь еще?.
С глубокой древности наблюдали за небесными
светилами мудрецы – звездочёты. Звёздное небо заменяло
им часы и компас. По звёздам определяли путь, по Солнцу –
время, по Луне – время года, месяц.
Слайд 7
Подробное изучение космического пространства стало
возможным только в XVII веке когда изобрели телескоп
(подзорную трубу). С его помощью было сделано множество
открытий: о Солнечной системе, в центре которой находится
Солнце, а другие планеты вращаются вокруг неё, в том числе
и Земля.
. Издавна человечество стремилось к звёздам. С незапамятных времён люди
мечтали о полётах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далёким
таинственным мирам.
Слайд 8
Ведущий: Почти сто лет назад в городе Калуга жил
простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он
очень любил наблюдать в телескоп за звездами и хотел
узнать о них побольше. Он задумал сконструировать такой
летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-
нибудь планеты. Константин Эдуардович проводил расчеты,
и придумал такой летательный аппарат. К сожалению, у него
не было возможности его построить. Но он написал об этом всвоих научных книгах. В Калуге сохранился дом, где жил
Циолковский. А ещё в Калуге создан музей космонавтики,
куда может прийти любой желающий и познакомиться с
жизнью космоса.
Ученик 1. Константина Эдуардовича Циолковского называют
отцом космонавтики. Ещё в начале века его мысли о жизни
Вселенной позволили развивать идею об освоении космоса.
Слайд 9
Ученик 2 . Через много лет после опытов Циолковского русские ученые
под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили
первый космический спутник
Слайд 10 Он представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и
был невелик . Аппарат имел двухметровые усыантенны, а внутри размещались
два радиопередатчика. В октябре 1957г. был выведен на орбиту
первый искусственный спутник Земли.
Скорость спутника
составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за
сутки полета совершил 15 оборотов
Слайд 11
Ученик 3 Вслед за первым спутником был запущен второй с собакой Лайкой,
потом третий с разными приборами для изучения атмосферы Земли и
солнечного излучения.
Слайд 12 В космосе побывали собаки Белка и Стрелка.
Это заслуга людей, которые работали в конструкторском
бюро во главе с Сергеем Павловичем Королёвым. Теперь
нужно было думать о корабле с человеком на борту.
Слайд13 Ученик 4 . Космический корабль был абсолютно
новый машиной. Нигде и никогда предшественников у него
не было. Для его создания были привлечены виднейшие
учёные. Созданный корабль “Восток” – был настоящей
победой науки и техники.
Ученик 5. Для Сергея Павловича Королева и его помощников
важно было, насколько надёжно и чётко будет работать
космическая техника, и как себя будет чувствовать человек,
находясь в корабле во время полёта.
Слайд14
Ученик 6. Главный конструктор долго отбирал
лётчика, который бы полетел в космос. Рассматривалисьпредставители разных профессий – подводники и акробаты,
парашютисты и спортсмены, конструкторы и верхолазы.
Однако предпочтение было отдано именно лётчикам, причём
истребителям.
Ученик 7. Летчики проходили несколько отборочных туров.
Космонавтами выполнено по 4-5 полётов на невесомость в
специальном самолёте, 95 испытаний на центрифуге, все они
совершили по 38–45 парашютных прыжков.
Слайд 15 Ученик 8. Выбор пал на Гагарина. Родился он в
деревне Смоленский области. Семья Гагариных пережила все
тяготы фашистской оккупации. Окончив ремесленное
училище, Гагарин был рабочим, позднее летчиком-
истребителем. Юрий Гагарин был настоящим русским парнем
– честным, добросовестным, трудолюбивым, мужественным.
Главным в его характере была жизнерадостность и
жизнелюбие.
Ведущий: Давайте перенесёмся на много лет назад. Узнаем .каким был
Гагарин, как проходил полёт. как об этом узнала страна и др
…( Фильм о Гагарине и полёте. По радио передают сообщение, по всей
стране люди собрались у радиоприёмников.
Звучит грамзапись голоса Левитана.
Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза Московское
время 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полёте
человека в космическое пространство,
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли
первый в мире космический корабльспутник «Восток» с человеком на борту.
Пилотомкосмонавтом космического корабля «Восток» является гражданин
Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин.
Показ фильма « Юрий Гагарин».
Ученик 9. Всего этого люди не знали, когда произошёл
полет. Но в Гагарина уже были влюблены. Он стал как бы
символом. Всё, что о нём люди узнавали впоследствии,
только усиливало всенародную любовь и уважение к нему.
* Слайд16 Учитель: 12 апреля 1961 года произошло то, чего
не знала история. Королев не спал в ночь перед стартом.
Гагарин зашёл к нему и сказал:
Ученик 1. (мальчик) Гагарин: “Я, наверное, ненормальный.
Завтра лететь, а я совсем как-то не волнуюсь”.Ученик 2. (мальчик) Королёв: “Юра! Ты самый нормальный
человек. Отлично понимаешь, что излишнее волнение сейчас
ни к чему – слишком ответственен твой завтрашний шаг… С
тебя начнётся история покорения новой среды –
космического пространства. Хорошо, что ты не волнуешься!
Значит, сделаешь так, чтобы всё было отлично”.
Ученик 1. (мальчик) Гагарин: “Сделаю – как учили!”
Слайд17 Ученик 12.
Когда последний закруглен виток,
Так хорошо сойти на Землю снова.
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Слайд18
Ученик “Гагарин” – прозвучало над планетой, как удар
молнии. В одночасье он стал частицей каждого. Люди с
гордостью произносили “Наш Гагарин!”
Ученик . После полёта началась вторая гагаринская орбита,
названная орбитой мира и дружбы, которая пролегла по
всему земному шару. Более 50 стран посетил Гагарин.
Ученик . Восторженная встреча в любой точке Земли, где бы
он не появлялся, выливалось во всеобщее ликование, и люди
разных континентов говорили: “Наш Гагарин!.
Звучит песня «Знаете, каким он парнем был…»
Чтец 1:В космической ракете с названием «Восток»За 108 мин он успешно облетел вокруг Земли.
Чтец 2: Люди космос покоряют, даже на Луну летают.
И он первым на планете подняться в космос смог.
Поёт об этом песни Весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель!
Ведущий: Это было очень важным и радостным событием не только для
нашей страны, но и для всего мира. Все люди планеты восторженно приветст
вовали первого космонавта.
Вскоре подвиг Гагарина повторил второй русский космонавт Герман
Степанович Титов. И тоже в одиночку. А затем экипажи космонавтов стали
увеличиваться. В космические полёты начали отправлять по несколько
космонавтов. Потом в космос полетела первая в мире женщинакосмонавт
Валентина Владимировна Терешкова. А спустя годы вторая Светлана
Евгеньевна Савицкая.
За прошедшие 56 лет уже многие космонавты смотрели на нашу Землю
из космоса.
Чтец 3: Хорошо, пронзая тучи, в космос полететь, друзья!
Но возьмут в ракету лучших — всем лететь никак нельзя!
Я стою в дверях ракеты, в космос раздаю билеты.
Есть для каждого билет: для веселого билет,
для умелого билет, для отважного билет,
А для труса — места нет!
Чтец 4: Как героикосмонавты, быть такими мы хотим.
Подрастём и тоже в космос непременно
полетим
Ведущий: Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много
интересного и много работают Они ведут' медицинские и технические
наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают о местах, где
обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов,
тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют
прогноз погоды, обеспечивают космическую радио и телевизионную связь.
Они ведут различные наблюдения, изучают поверхность Земли. Вот такая
сложная и интересная работа у космонавта. Сегодня работа в космосе это
научные исследования. Вот почему в космос летают международные экипажи,
например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из
Польши, Чехии, Венгрии, Кубы, Индии, Франции, Америки и других стран.
Ученик 4.
Нашим ученым дороги ясныБудут в космической мгле.
Но эти дороги затем лишь нужны,
Чтоб лучше жилось на Земле.
Проложим дороги к далёким мирам,
В ракетах к Луне полетим,
И если мы встретим ровесников там,
То в гости к себе пригласим.
Теперь, наверное, все захотят космонавтами стать?
Чтец: Если очень захотеть, можно к звездам полететь,
Можно Землю превратить в цветущий сад!
Чтец 2: Если добрая мечта и крылата, и светла,
Чтец 3: Космонавты из нас могут получиться,
— значит, завтра сбудется она!
только многому сперва надо научиться.
Сколько будет дважды два — надо знать!
И как пишутся слова — надо знать!
Как слова читать, как делить и вычитать
— все это надо знать!
Ведущий: А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? (Ответы детей?). Как
вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, образо
ванным, умным, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным,
смелым и т. д.
Чтец: Если очень постараться, если очень захотеть,
Можно на небо подняться и до Солнца долететь.
И всерьёз, не понарошку, познакомиться с Луной,
Погулять, но пей немножко, и вернуться вновь домой.
Чтец 2: Героикосмонавты летали на ракетах.
Мы наших космонавтов видали на портретах.
Давайте помечтаем: Ракету смастерим.
Как наши космонавты, в ней в космос полетим.
Чтец 3: Будем и школе так учиться,
Чтоб пятёрки получать.
Чтец 4: Будем дружно все трудиться,
Чтобы к звёздам улетать.
Как отцы и деды наши, славить Родину хотим
В честь страны своей России мы в ракетах полетим.
/исполняют песню « Марш юных космонавтов»/ИГРЫ
Ведущий: Дорогие наши ребята,вы хотите в школу юных космонавтов? Тогда посмотрим,
готовы ли вы стать космонавтами.
Стать космонавтом все мы знаем
Задача трудная для всех.
Соревнованья начинаем
И твердо верим в наш успех!
Звучит космическая музыка.
Игра «Летает – не летает»
Ведущий: Если я называю слово «летает» вы поднимаете руки. А если скажу «не летает»
руки вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
Самолёт летает?..... Летает!
Стол летает?..... Не летает.
Орёл летает?..... Летает!
Вертолет летает?.....Летает!
Бегемот летает?.....Не летает!
Цыплёнок летает?....Не летает!
Трамвай летает?.....Не летает!Ведущий: Молодцы, ребята! Вы знаете, оказывается, что летает, а что нет.
Звучит космическая музыка.
Игра «Отгадай, что это?»
Из сказочной шкатулки достаётся предмет (изображение), который и является отгадкой на
следующие загадки.
Звучит космическая музыка.
1. В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый –
Знаю, то не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
1. Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)
1. Чудоптица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)
1. Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего. (Звёзды)
1. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Ведущий: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали!
Подведение итогов
Учитель. Какие качества, необходимые космонавту, вы можете назвать?Ученики. Смелость, честность, находчивость, любознательность,
сообразительность, доброта и т. д.
Чтец: Покорить простор вселенной
Очень человек хотел.
И тогда в далекий космос
Первый спутник полетел.
Чтец: А потом поднялся в космос
И прославился навек
Вслед за спутником в ракете
Самый первый человек.
Чтец: Всем в мире хорошо знаком
Отважный русский парень
Он первым в космос полетел
Его зовут ГАГАРИН
Чтец: Люди космос покоряют,
Даже на Луну летают.
И в открытый выйти космос
Космонавту очень просто.
Учитель. Гагарин достойно нёс бремя славы, хотя это было и
нелегко...
Прошло почти 7 лет. Гагарин испытывал самолёты. 27 марта
1968г. вместе с Гагариным лётчик Серёгин выполняли
учебно-тренировочный полёт. Ничто не предвещало беды.
Вдруг прервалась связь. Отметка самолёта на индикаторе
пропала.
10 часов 31 минута. Гагарин молчал. Взлетела группа поиска.
Аэродром затих. Потом донесение вертолётчика:
– Вижу место падения самолёта – в 2,5 км юго-восточнее
деревни Новосёлово.
Гибель Гагарина потрясла весь мир. Его любили, им
восхищались, им гордились. Как трагически рано он погиб!
Он очень хотел летать, во сне грезил полётами, стремился к
ним всей своей талантливой натурой. О Гагарине не хочется
говорить, что он был! Он есть!
Улыбка его бессмертна и стала символом. Он улыбался миру,
он улыбался народу. Он улыбался здесь, на Земле,
возвратившись домой. Он улыбался нашей планете,радовался солнцу. И он сказал землянам: «Берегите Землю,
она прекрасная и маленькая, да, маленькая, да прекрасная».
Ученик:
Вы спешите, ребята, в свой класс,
Без учебы дела не пойдут.
Космонавты растут среди нас.
Но без знаний на Марс не возьмут.
Ребята! Готовьтесь к полету.
Скоро, скоро настанет тот час,
Когда будут дороги открыты
На Луну, на Венеру, на Марс!