Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)
Оценка 5

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Оценка 5
Культурные мероприятия
rtf
история
8 кл—11 кл
08.06.2017
Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)
Дагестан – республика с древнейшей историей и богатейшей самобытной культурой. Не пером написана история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. Первым государством, образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Да-гестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных лезгинов. Здесь, у берегов Каспийского моря находится старейший город России, которому уже более пяти тысячелетий – Дербент.
Многонациональный дагестан.rtf
Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией) Слайд 1 Ведущая 1: Здравствуйте,   уважаемые   гости!   В   стенах   библиотеки   имени   Николая   Островского   уже проводились дни еврейской, татарской и русской культуры. Сегодня день культуры народов Дагестана. Слово для приветствия предоставляется заместителю имама города Комсомольска­на­Амуре Магамеду Абдул Бейговичу. Выступление гостей праздника, представителей Дагестанской общины Ведущая 2: Слайд 2(карта) Дагестан — республика в составе Российской Федерации, расположен в юго­ восточной части Северного Кавказа, вдоль побережья Каспийского моря. Слово  Дагестан известно с XVII века и означает  «горная страна», потому что большую часть республики занимают горы. Ведущая 1:   Дагестан  – республика  с древнейшей  историей и богатейшей  самобытной культурой. Не пером   написана   история   горских   народов   ­   она   написана   кинжалами,   серпами,   копытами коней, надмогильными памятниками. Первым   государством,   образовавшимся   в   V   веке   до   нашей   эры   на   территории   Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных  лезгинов. Здесь, у берегов Каспийского моря находится старейший город России, которому уже более пяти тысячелетий – Дербент. Слайд (Фильм Дербент) Ведущая продолжает: Дагестан находился на пересечении торговых путей из Азии в Европу. Эти места видели конницы   Александра   Македонского,   арабских   и   иранских   завоевателей.   Однако   гордый горский   народ   научился   себя   защищать.   В   средние   века   Дагестан   представлял   собой множество   самостоятельных   княжеств.   В   это   время   и   начинается   постепенный   процесс образования Дагестана как единого целого.  Ведущая 2: Сегодня   Республика   Дагестан   как   драгоценный   камень   на   карте   России.   Неприступные горные вершины – рай для любителей альпинизма и экстрима, старинные крепости, древние храмы, ласковое Каспийское море – самое большое в мире озеро все это Дагестан! Давайте мы с вами отправимся в Дагестан и увидим все своими глазами.  Видеоролик о Дагестане (президентский ролик) Ведущий:  Слайд 3 Ведущий: Дагестан самая многонациональная республика не только в России, но и в мире. Во многих аулах известна сказка о всаднике, который когда­то, в незапамятные времена,  разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным  народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об  одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Вот  почему в Дагестане так много языков. Ведущий: Один горец влюбился в красивую девушку. Решил написать ей три заветных слова: "Я тебя люблю”,   —   но   не   в   письме,   а   там,   где   девушка   ходит   и   где   она   могла   бы   увидеть   его признание: на скале, на тропинке к роднику, на стене ее дома, на своем пандуре. И в этом не было бы беды. Но взбрело влюбленному в голову написать эти три слова на всех языках, которые только есть в Дагестане. С этой целью он вышел в путь. Он думал, что путешествие его будет недолгим, но оказалось, что в каждом ауле эти слова говорят по­своему. Дие мун йокьула (аварский). Заз вун к1анда (лезгинский). Ттун ина ччай бура (лакский). ХІу наб ригулра (даргинский). Мен сени сюемен (кумыкский). Узуз уву ккундузуз (табасаранский). Ме туьре хосденуьм (татский). А там еще ботлихцы, чохцы, цумадинцы, цунтинцы... Говорят,   до   сих   пор   все   бродит   по   горам   этот   влюбленный,   давно   вышла   замуж   его возлюбленная, давно состарилась, а наш рыцарь все пишет свои слова. — Не знаешь ли, как по­вашему сказать: "Я тебя люблю”? — спросил старик у юноши. Тогда юноша обнял стоявшую рядом с ним девушку и ответил: — Вот так говорят о любви на моем языке. Ведущий:  Дагестан самая многонациональная республика не только в России, но и в мире. Старики рассказывают такую легенду: Ехал по земле посланник аллаха на муле и раздавал из огромного хурджуна всем народам их языки. Китайцам дал китайский язык. Побывал у арабов и дал им арабский язык. Грекам дал греческий, русским — русский, французам — французский. Разные были языки: один   певучий,   другой   твердый,   третий   красочный,   четвертый   нежный.   Народы радовались такому дару и тотчас начинали говорить, каждый на своем языке. Благодаря своим языкам люди лучше узнавали друг друга, а народ лучше узнавал другой, соседний народ. Вот доехал на своем муле этот человек до нашего Дагестана. Только что он вручил язык грузинам,   на   котором   потом   напишет   Шота   Руставели   свою   поэму,   только   что облагодетельствовал осетин их осетинским языком, на котором будет писать Коста Хетагуров. Дошла очередь и до нас. Но случилось так, что в горах Дагестана в тот день гуляла снежная буря. Снег крутился в ущельях и поднимался до неба, ничего не было видно — ни дорог, ни жилья.— Нет, — сказал   раздаватель   языков,   у   которого   уже   и   усы   начали   леденеть,   —   не   буду   я карабкаться по этим скалам, да еще в такую погоду. Взял он свой хурджун, в котором на дне лежали еще пригоршни две нерозданных языков, да и высыпал все языки на наши горы. — Берите кто какой хочет, — сказал он и возвратился к Аллаху. Высыпанные языки подхватила буря, начала носить и метать по ущельям и скалам. Но тут   выскочили   из   своих   домов   все   дагестанцы.   Торопясь   и   отталкивая   друг   друга, побежали   они   навстречу   благодатному   золотому   дождю,   которого   ждали тысячелетиями. Начали хватать, собирать драгоценные зерна, кому какое досталось. Каждый тогда раздобыл себе свой родной язык. Убежали горцы со своей добычей в сакли дожидаться, пока не кончится буря. Утром встают: на земле солнышко, снега как не бывало. Глядят — гора! Теперь это уже — «гора». Ее можно назвать по имени. Глядят — море! Теперь это уже — «море». Его можно назвать по имени. Все, что ни попадается на глаза, все можно теперь называть. Радость какая! Вот — хлеб, вот — мама, вот — сакля, вот — очаг, вот — сын, вот — сосед, вот — люди. Высыпали все люди на улицу, крикнули хором: «Гора!» Слышат — получилось у всех по­ разному. Крикнули хором: «Море!» Получилось у всех по­разному. Так и пошли с тех пор аварцы,   лезгины,   даргинцы,   кумыки,   таты,   лакцы...   А   все   это   с   тех   пор   называется Дагестан.  Слайд Ведущий: На протяжении многих веков народы Дагестана живут по обычаям предков   – адатам. Они имеют   силу   закона   и   представляют   огромный   нравственный   потенциал,   объединяя   и консолидируя все живущие в Дагестане народы.  Особая   их   ценность   в   том,   что   в   них   заключен   обобщенный,   испытанный   временем многовековой опыт.  Нравственным стержнем  дагестанцев  выступают совесть, достоинство, мужество и честь. Лишится их для дагестанца означало потерять больше, чем жизнь. Богатство потеряешь ­ не беда Все снова восстановишь Честь потеряешь ­ это навсегда Честь снова не найдешь. Ведущая:   Общественная   и   семейная   жизнь  Дагестанского  народа   с   давних   времен основывалась на уважении и почитании старших. Старики были хранителями знаний, навыков и опыта, выработанных предыдущими поколениями. Поэтому вполне естественно, что, как подметил ученый­этнограф Ф. Ф. Торнау, «Лета ставятся у Дагестанцев в общежитии выше звания.   Молодой   человек   самого   высокого   происхождения   обязан   встать   перед   каждым стариком,  не  спрашивая его  имени,  уступать ему  место,  не садиться  без его  позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать, на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. Даже старый невольник не совсем исключен из этого правила». Слайд Дагестан страна гор, удобных для земледелия полей   немного, вот и приходилось горцам испокон веков заниматься промыслами, способными не только одеть и обуть многочисленные семьи, но и прокормить в неурожайные годы.  Аул Кубачи – в переводе с турецкого значит «кольчужники». Такое прозвание дали селению турки. Ведь испокон веков Кубачи славились именно производством оружия и кольчуг. Хотя слово «производство» здесь мало уместно. Слава о творениях кубачинских мастеров гремела во всем мире. Местная легенда гласит, что как­то персидские оружейники решили уязвить кубачинцев и прислали им тонкую, как волосок, стальную проволоку. К ней прилагалось письмо: „если вы настоящие мастера, то вытяните такую же проволоку и пришлите нам". Кубачинцы просверлили насквозь персидскую проволоку и   послали ответную посылку со словами „мы из такой проволоки трубы делаем"…Уверяют, что двурогий шлем Александра Македонского  был сделан именно кубачинцами. Так же, как и щит Александра Невского. И уж   совершенно   точно   известно,   что   Александр   III   заказал   кубачинцам   набор   холодного оружия,   который   подарил   английской   королеве   Виктории.   Этот   дар   хранится   в   музее Виктории и Альберта в Лондоне. Слайд В последнее время  кубачинцы переключились с оружия на более мирные изделия – столовую посуду и женские украшения. И опять в своем мастерстве превзошли многих. Исследователи и ученые, которые   посещали селение, изучая его «феноменальность» (ведь здесь испокон веков   работает   по   серебру   и   золоту   почти   все   село,   а   не   просто   отдельные   мастера) говорили:   «орнамент   у   кубачинцев   в   крови».   У   каждой   семьи   свой   отличный   от   других рисунок и способ росписи. Ведущая: У стен древнего города Дербента, есть уникальный базар, на котором торгуют изумительными по красоте и орнаменту и знаменитыми табасаранскими коврами, которые принесли этому месту мировую славу. Слайд (видео) Ведущая: Но главная ценность и гордость Северного Кавказа – это, безусловно, люди. Кавказ славится известными на весь мир спортсменами, деятелями искусств, учёными и политиками. Вот только некоторые из них. Слайд  Расул Гамзатов. Уроженец аула Цада Хунзахского района Дагестана. Знаменитый аварский  поэт, писатель, публицист, политический деятель. Народный поэт Дагестанской АССР, Герой  Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Сталинской премии. Слайд (Путин)  Расул Гамзатович Гамзатов за годы своего творчества написал сотни прекрасных  произведений и стал одним из самых известных поэтов Кавказа.   Когда я, объездивший множество стран, Усталый, с дороги домой воротился, Склонясь надо мною, спросил Дагестан: "Не край ли далекий тебе полюбился?" На гору взошел я и с той высоты, Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил: "Немало краев повидал я, но ты По­прежнему самый любимый на свете. Когда утопал ты в слезах и крови, Твои сыновья, говорившие мало, Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви Звучала жестокая песня кинжала. И после, когда затихали бои, Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей Клялись молчаливые дети твои Стучащей киркой и косою звенящей. Веками учил ты и всех и меня Трудиться и жить не шумливо, но смело, Учил ты, что слово дороже коня, А горцы коней не седлают без дела. И все же, вернувшись к тебе из чужих, Далеких столиц, и болтливых и лживых, Мне трудно молчать, слыша голос твоих Поющих потоков и гор горделивых". Расул Гамзатов автор многих песен, горячее любимых нашим народом, но бесспорно главной  песней его жизни стали «Журавли» на музыку Оскара Фельцмана  Слайд Видеоролик с песней на стихи Р. Гамзатова: «Журавли» Ведущая: Мало   кто   знает,   что   уроженцы   Дагестана   оставили   заметный   след   в   истории Комсомольска­на­Амуре. Своим появлением на карте России наш город обязан, прежде всего, заботе правительства о защите дальневосточных границ от посягательств ближайших соседей. В сентябре 1931 года Японские   войска   оккупировали   Маньчжурию   и   начали   вести   подготовку   к   нападению   на СССР.   Чтобы   укрепить   оборонное   могущество   Дальневосточного   края,   в   четырехстах километрах от границы с Китаем было решено построить крупный индустриальный город, который бы стал центром оборонной промышленности Дальнего Востока.   Весной 1932 года на берег Амура у глухого таежного села Пермское,  высадились первые  строители.  В их числе была группа  из двухсот комсомольцев с Северного Кавказа. Здесь же на берегу  состоялся первый митинг.   Начальник стройки Иосиф Каттель поздравил комсомольцев с  прибытием в Пермское.  Ведушая: (читает из книги) «Нас ждет трудная, очень трудная работа, товарищи. Мы с вами должны вот здесь, в этом безлюдном таежном краю, соорудить огромный завод. Отсюда пойдут по Амуру новые суда. Я уверен, что вот на этом самом месте вырастет большой и красивый город. Так давайте же, друзья,  засучим рукава и возьмемся за дело!    Последним  на  митинге  выступал  Костя  Зангиев,  молодой  парень с  Кавказа.  Он  никогда раньше не произносил речей, тем более по такому торжественному случаю, но в суматохе искать ораторов было некогда. Каттель сказал Косте:  ­ Говори комсомольское слово!  ­ Я? – ужаснулся Зангиев. – Я же плохо по русску… ­ Ну да, ты говори. Где мне сейчас искать заправских ораторов?   И Зангиев, решившись, выступил вперед. Говорил он не очень складно, но речь его всем понравилась своей напористостью и убежденностью. ­   Мы   скоро   будем   самый   богатый   страна   в   мире.   Сталинградский   и   Харьковский   завод построили? Построили. Челябинский тракторный завод строим? А почему? А потому, что наш большевистский партия сказал народу: надо строить, чтобы богато жить и врагу по зубам дать, если полезет воевать. А мы зачем приехали за десять тысяч километров? Чтобы тоже строить! Тут некоторый пугает: вот придет стая медведей и нас сожрот. Сожрот, сожрот!..  А мы   кто   –   ишак   или   козявка?   Не   пугайте   нас,   пожалуйста,   некоторые   граждане!   Мы обязательно не уедем, пока не построим город. Какие хочешь трудности выдержим. Ура, товарищи!    Ведушая:   Из ребят с  Северного Кавказа была создана ударная Интернациональная бригада. Которая работала и на корчевке тайги,  выполняя нормы 150­240 процентов, и была первой  занесена  в краевую «Красную книгу почета».  Слайд (видео) Ребята с честью выполнили свой долг, построили город, в котором предстояло жить их детям и внукам. За это время выросло несколько поколений комсомольчан, горячее любящих свой город, но сердцем, тянущимся к родине предков, к своим корням. Эта связь необходима как воздух, чтоб чувствовать себя причастными к жизни большой семьи дагестанского народа.  Ведущая: Слайд: Знаете ли вы,  что Дагестан – регион с самой большой плотностью олимпийских чемпионов на  квадратный километр в мире? Здесь к спорту относятся с большим почтением. Футбол, силовые виды спорта принесли Дагестану признание на мировой арене. Бесспорно,   венцом   спортивных   достижений   Дагестана   стали   победы   Елены   Исинбаевой, двукратной Олимпийской чемпионки по прыжкам с шестом. Отец Елены — Гаджи Гаджиевич Исинбаев, по национальности — табасаран (табасараны ­ одна из горских народностей юго­восточного Дагестана). В этом году Елена признана самой успешной в спортивном и финансовом отношении спортсменкой России.  Ведущая: Нигде   так   не   раскрывается   душа   народа,   как   на   праздниках.   Свадьбы   одни   из   самых радостных и приятных событий для жителей Дагестана. Свадьбы   в   Дагестане   проводят   с   приглашением   большого   количества   людей:   знакомых, родных и друзей. Почти все свадьбы сопровождаются с исполнением каких­нибудь адатов. В каждом селе можно найти свои изюминки проведения свадеб. В настоящее время в Дагестане имеется 2 вида свадеб. Первое это обычная свадьба, где можно выпить, потанцевать, в общем, повеселиться в должном образе. Вторая это мусульманская свадьба, на таких свадьбах не принято угощать гостей алкогольными напитками. Все проходит под приятной тихой музыкой нашидов.  Ведущая: Большинство   свадеб   проводят   осенью.   До  свадьбы   в   Дагестане  у   жениха   должен   быть построен дом, где будет проживать будущая семья.  Дагестанские свадьбы  в разных районах отличаются друг от друга, имеют свои адаты и обычаи проведения свадеб. В   селении   Дусрах   Чародинского   района   в   давние   времена   существовал   такой   обычай: девушку, достигшую поры выйти замуж, заточали в пещере, если она отказывалась, и держали до   тех   пор,   пока   не   скажет,   за   кого   выйдет.   Случалось   и   так:   не   зная   никого,   девушка называла любого, чье имя она слышала когда­то. В селении Цада парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. После проводили сватовство. Обычно   сватают   через   мужчину,   посылаемого   женихом   к   родным   невесты.   Однако   еще задолго до сватовства, мать парня при первом посещении дома невесты брала с собой девять пирогов с творогом и чашу с медом. Если мать невесты не принимала принесенного, то это означало отказ, сватовство не состоялось.  Если сватовство заканчивалось благополучно, назначали день свадьбы.   Ведущая: Свадьбы в Дагестане,   не всегда  играют сразу после сватовства, ее  могут отложить на несколько   месяцев,   год   и   более.   Сосватанные   пользуются   большим   почетом   от   своих родственников. Жених и невеста со своими родными часто ходят друг к другу в гости. Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились.  Однако адат ункратлинского общества совершенно не признает калыма. По обычаю, если девушка засватана, а на ней женился другой, то никто не вправе возражать. Если кто­либо нарушал обычай и брал калым с жениха, то виновного штрафовали и заставляли вернуть все полученное. Ведущая:Слайд (видео) В   день   свадьбы   жених   с   близкими   родственниками   едет   к   невесте,   чтобы   забрать   ее   из родительского дома. Родители делают вид, что не хотят отпускать свою дочурку в новый дом, но  жених   уговаривает  их   и   забирает   невесту   с   собой,   затем   едет   к   себе   в   дом,  где   уже собрались приглашенные гости. На свадьбу жениха в некоторых селах нельзя идти родным и двоюродным братьям невесты.  Слайд видео о свадьбе с фильма Сколько народов в Дагестане. Столько и свадебных обычаев.  Наши уважаемые гости любезно предоставили нам видеорассказ о свадьбе в горском селе близ Махачкалы. Здесь несколько другие обычаи: жених и невеста   главные лица на  своей свадьбе. Видео  На самой свадьбе жениха и невесту приглашают на танец, человек пригласивший невесту на танец осыпает ее деньгами.  Видео Танец лезгинка – отголосок древних языческих ритуалов, одним из основных элементов которого был образ орла. Лезги – Орел. Так что слово лезгинка можно перевести как танец орла. Поэтому каждый горец обязан с детства учится лезгинке и показать в ней свою стать и мужественность. Видео танца переходящего в танец в исполнении гостей праздника Ведущий:  Из   древних   традиций   горцев,   пожалуй,   больше   всего   поражает   впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. Дагестанские пословицы гласят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!» По издавна сложившимся обычаям каждый   горец   считал   за   честь   достойно   принять   гостя   в   любое   время   дня   и   ночи.   У дагестанцев существовал такой обычай: когда  садились обедать  или  ужинать, еду  делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость. Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные  для гостей.  Горец никогда  не выпустит гостя из  дома  с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой­нибудь подарок. В Лакском районе перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды». Ведущая  У нас в гостях           ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                   Она расскажет о приготовлении знаменитой кавказской аджики. Слайд видео

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)

Сценарий проведения Дня культуры Дагестана (с презентацией)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017