«Стыд перед словом»
Оценка 5

«Стыд перед словом»

Оценка 5
doc
14.02.2022
«Стыд перед словом»
Беляева Ирина Ивановна МБОУ школа интернат №1.doc

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Образовательная школа-интернат №1

Основного общего образования г. Томска

 

 

 

 

 

 

«Стыд перед словом»

 

Внеурочная деятельность «Самосовершенствование личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Беляева Ирина Ивановна

Воспитатель МБОУ школы-интерната №1

 

 

 

 

 

 

 «Стыд перед словом»

 

Цель: профилактика сквернословия. 

Задачи:

Ø Построить знания о сквернословии, его избавлении и пагубности влияния на внутренний мир  человека.

Ø Формировать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений.

Ø Воспитывать  желание  выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Оборудование: доска, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н.Ю. Шведова,     тест,  индивидуальные листы, карточки с заданиями, карточки с буквами алфавита, цветок.

 

1.                 Организационный момент

Педагог. Здравствуйте всем. Как вы думаете, с чего начинается общение, встреча, диалог?  (с  приветствия).

Педагог. Чтобы  наш  день  сложился  удачно,  давайте  улыбнемся друг другу (учащиеся поворачиваются друг к другу и улыбаются.)

Педагог. Люди улыбаются тогда, когда рады видеть друг друга. На прошлых занятиях мы говорили о словах и поступках. Мы с вами выделили несколько групп слов, но давайте вспомним слова, которые побуждают нас делать приятные поступки.

Педагог. А сейчас внимание, я хочу прочитать вам стихотворение, а вы обратите внимание в это время друг на друга.

Дядя Фёдор мыл забор, 

На котором был «фольклор».

Мыл, ругаясь неприлично,

Слышал Вася все отлично

И  усвоив весь «набор»

Вновь украсил им забор.

 (дети смеются).

 

Педагог. А знаете, почему вы смеетесь? (ответы детей).

Педагог. Смех, это ваша защита,  попытка скрыть  что? … да, ребята, вам стыдно, неловко, совестливо. Вы  поняли,  о чем  шла речь и  конечно, знаете, что  такой «фольклор» употреблять неприлично.

 

Педагог. А как бы вы чувствовали себя в этой ситуации, если бы вы были…

Ø одни

Ø с другом

Ø с взрослыми

Педагог. Значит, о чем пойдет сегодня разговор? (Ответы детей).

Педагог. А какое чувство вызывают у вас эти слова? (стыд)

Педагог. Наше занятие так и называется «Стыд перед словом».

Педагог. В языке есть слова, которых нужно стыдиться. Об этом мы поговорим и докажем, что это  никогда нельзя делать. Когда вам бывало стыдно? (Ответы детей).

Педагог. Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд  это необходимое свойство нашего воспитания. Стыд  одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек. 

2. Актуализация знаний.

Педагог. Как вы понимаете, что значит бранные сова? (плохие, ругательные, ненормативная лексика).

Педагог. Давайте попробуем найти значение этих слов в словарях и зачитаем их:

Ø Брань – осуждающие и обидные слова, ругань.

Ø Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.

Педагог. Обратите внимание на слово сквернословие, сколько корней имеет это слово (слово и скверна). Да мы углубляемся с вами в глубь веков, слово скверна к нам пришло из общеславянского языка –  и объясняется как, нечто гнусное, порочное (Н. М. Шанский и др. «Краткий этимологический словарь).

 Браниться, сквернословить – это оскорблять и унижать, даже провоцировать преступления.

 

1) Работа   в  группах

Педагог. Вернёмся в прошлое. В древней Руси бранные слова являлся ни чем иным, как заклинанием. Звуки, слоги из этих слов произносили, чтобы навлечь беду, проклятие на недруга, на врага. Через эти слова люди вступали в общение с нечистой силой. Однако, все знали…

Педагог. А вот что все знали и вы сейчас узнаете. Работать будете в парах. Ваша задача установить, почему и где нельзя сквернословить. Соединить слова правого столбика с левым.

 

Выдаются карточки.

 

Нельзя  ругать детей бранными словами

Они будут мучимы бесами.

В доме нельзя ругаться

Бесы будут жить в этом жилище,

несчастье и горе.

Нельзя  ругаться в лесу.                               

Леший может обидеться и запутать путника

Нельзя ругаться у водоёмов

Водяной оскорбится на сквернослова и пошлёт неудачи, может и утопить.

 

Педагог. Проверим, что у вас получилось.

Ø Нельзя  ругать детей бранными словами - они будут мучимы бесами.

Ø В доме нельзя ругаться - бесы будут жить в этом жилище, несчастье и горе.

Ø Нельзя  ругаться в лесу - леший может обидеться и запутать путника.

Ø Нельзя ругаться у водоёмов - водяной оскорбится на сквернослова и пошлёт неудачи, может и утопить.

 

Педагог. Давайте ваши ответы закрепим на доске, вот к чему это может привести.

Педагог. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «Поле брани». По вашему мнению, что обозначает это выражение? Да русские люди во время схватки с неприятелями выбрасывали весь негатив на  неприятелей, ведь они защищали свою родину, семью.

Педагог. Итак, почему в Древней Руси нельзя было произносить бранные слова? (чтоб не вступать в сговор с бесами. Не навлечь на себя и близких беды, несчастья, болезни).

Педагог. Сквернословие на Руси  было не распространено даже в деревне. И являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице бранные слова было просто невозможно. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

 

 Педагог. Но вернёмся в наше время, как вы думаете, по мнению учёных, какой вред наносит человечеству нецензурная лексика. Психологи заметили, что употребление этих слов формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. Вы писали свои высказывания, почему нельзя сквернословить, выберите самые яркие ваши высказывания.

(Зачитывают вслух и вывешивают на доску)

 

Педагог. Замечательно. Мы  делаем вывод, что для нас  неприемлемо сквернословие. Ведь есть много других хороших слов. Ребята как нам избавляться от сквернословия?

(Дети высказываются)

 

Педагог. Ребята, а теперь давайте мы с вами поиграем.

Представьте себе такую ситуацию, что нам поручили составить правило «Как избавиться от сквернословия?»

(Дети высказываются).

 

Педагог. А что если нам начать с себя?

(Выслушиваем мнение ребят и обобщаем ответы, подводим к выводу).  

 

Мы начинаем с себя!

Педагог. Возьмем это правило за основу для общения в своих группах. Для себя мы правило вывели и постараемся его выполнять.  Как же быть с теми, кто этого правила не знает и не собирается его выполнять? Нереально стоять на улице и хватать за рукав всех бранящихся людей? Как вы думаете, что нужно делать?

Педагог. Пусть первая группа - это врачи, вторая – полицейские, третья – журналисты. Вам нужно выполнить небольшой коллаж на тему «Мы против сквернословия».

 

 

Задание. 1 группе:

На листке написано «рецепт». Вы должны выбрать нужные высказывания учёных, психологов, врачей и наклеить в «рецепт».

Ø Все пусть говорят, а я не буду!

Ø Не то что, входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст

Ø Важно научиться думать о хорошем и говорить, о хорошем.

Ø Займитесь чем-нибудь позитивным: спортом, танцами, помоги друзьям.

 

Задание группе 2.

Вам нужно создать запрещающий знак для взрослых. На столах картинки, из которых дети выбирают и наклеивают на знак.

 

Задание 3 группе (учащиеся с ОВЗ):

Составить лозунги из данных слов

Ø Чтобы в жизни состояться, лучше не ругаться! 

Ø Наше условие – долой сквернословие!

Выслушиваем ребят.

 

6. Итог

Педагог. Молодцы, дети,  нам всем очень понравились ваши ответы. Давайте подведём итог нашего занятия, я хочу добавить свой лозунг:  «Моя речь – это мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри».

 

7.Рефлексия.

Педагог. Я думаю, если Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО  поняли, что  каждое плохое слово причиняет реальный вред, и чтобы мы выбросили из себя всё плохое, что осталось у вас в потаённых уголках вашей души мы сделаем небольшое действие. Перед вами сосуды возьмите их, пошепчите в ваш сосуд всё, что вы хотите убрать из себя, а теперь скомкайте и выбросите.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Эмото Масару «Любовь и вода» – М.: София, 2008.

2.     Лекция о сквернословии. Режим доступа: http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

3.      Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

4.      http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

5.      Газета "Школьный психолог" №20/2008

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкета «Твое отношение к сквернословию»

  1. Как ты относишься к сквернословию?
  2. Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения? (никогда, редко, часто)
  3. Волнует ли тебя проблема чистоты языка? (волнует, не волнует, никогда не задумывался об этом)
  4. Чем, по- твоему, можно объяснить столь широкое распространение  нецензурных слов в нашем обществе? (свободой слова, низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань, свой вариант).
  5. Нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что…(не хватает других, хороших слов; это способ самоутверждения в глазах других людей; свой вариант)
  6. Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? (это бесполезно; можно попробовать, но не думаю, что изменится что –либо; борьба необходима в любом случае)
  7. Как бороться со сквернословием? (системой штрафов, воспитанием, самовоспитанием, свой вариант)
  8. Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? (да, нет, свой вариант)

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА  УЧАЩЕМУСЯ

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Стыд перед словом» Цель: профилактика сквернословия

Стыд перед словом» Цель: профилактика сквернословия

Педагог . В языке есть слова, которых нужно стыдиться

Педагог . В языке есть слова, которых нужно стыдиться

Педагог . Давайте ваши ответы закрепим на доске, вот к чему это может привести

Педагог . Давайте ваши ответы закрепим на доске, вот к чему это может привести

Задание. 1 группе: На листке написано «рецепт»

Задание. 1 группе: На листке написано «рецепт»

ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета «Твое отношение к сквернословию»

ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета «Твое отношение к сквернословию»

ПАМЯТКА УЧАЩЕМУСЯ

ПАМЯТКА УЧАЩЕМУСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2022