Судьба человека с Василием Быковым
Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, разрушает привычный уклад жизни. И в год Защитника Отечества, посвящённый 80-летию Победы в самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной, ещё один повод вспомнить о военных судьбах солдат, офицеров, партизан приближавших Победу. Одному из самых известных произведений Василия Быкова, о войне, повести «Сотников» в 2025 году исполняется 55 лет со дня публикации.
Василь Быков – один из интереснейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества оставался верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что в них изображена война такой, какой она была – в страданиях и крови.
Участник Великой Отечественной войны, дважды раненный, воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Повести "Альпийская баллада", "Мертвым не больно", "Сотников", "Обелиск", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться" поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX века. Его литературные труды переведены на многие языки мира и экранизированы.
Быков Василий Владимирович (1924г.) родился и вырос в Белоруссии в бедной крестьянской семье. «Я не люблю своего детства, — вспоминал писатель. — Голодная жизнь: нечего поесть и надеть... Единственное, что было отрадой, — это природа и книги. Летом — озеро, лес, рыбалка. Если позволяло время, конечно. Ведь надо было работать».
Одаренный деревенский мальчик из-под Полоцка, одного из древнейших центров славянской культуры, не сразу обрел свое писательское призвание. Он прекрасно рисовал, перед войной начал учиться на скульптурном отделении Витебского художественного училища - одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 в системе среднего образования отменяют стипендии, и, бросив учебу, Быков ищет заработка - семья жила очень трудно. Война застала Быкова на Украине: вначале копал окопы, зимой 1941—1942 годов учился в железнодорожной школе в Саратовской области. Был призван в армию летом 1942 года, окончил курс Саратовского пехотного училища. Осенью 1943 года присвоено воинское звание младший лейтенант. Быков принадлежит к поколению, почти полностью уничтоженному войной. Юному лейтенанту, которому уже после победы исполнился 21 год, суждено было уцелеть. Войну Быков прошел взводным (самая опасная офицерская должность), сменялся только род войск - стрелковый взвод, взвод автоматчиков, взвод противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся, в частности, на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск над братской могилой, на которой было и его имя. Оттуда его мать получила «похоронку». Из боя — в госпиталь, из госпиталя — в бой. После госпиталя был участником Ясско-Кишиневской операции по освобождению Молдавии и выводу Румынии из войны. С действующей армией прошел по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.
Чингиз Айтматов сказал, что судьба сберегла нам Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения.
Василь Быков является ярчайшим представителем «лейтенантской» прозы. К «лейтенантской» прозе относят творчество советских писателей, прошедших Великую Отечественную войну в звании младших офицеров. Война оставила глубокий след в сердцах молодых людей, и в своих произведениях они опирались на собственный фронтовой опыт. Их отличал интерес к личности на войне и стремление к предельной правдивости. Фронтовые и партизанские повести станут основным жанром всего его творчества.
«Очень это непросто писать о пережитом, тем более о давнем военном прошлом… Мне все это по-прежнему видится в кровавом, заторможенно-невразумительном тумане – как оно и отразилось тогда в нашем горячечном сознании, изнуренном боями, опасностью, предельным физическим напряжением и бессонницей». В.Быков
В Белоруссии свежа память об ужасных событиях фашистской оккупации, о кровавых жертвах партизанской войны. То, о чем он рассказывает в партизанских повестях, происходило с его родными, с его соседями, с его знакомыми… «Фронт борьбы с гитлеровцами,- писал Быков в статье «Колокола Хатыни»,- проходил по каждой околице, по каждому подворью, по сердцам и душам людей.
Партизанское движение только тогда не гаснет, только тогда неодолимо, когда опирается на широкую поддержку народа, который не желает жить под игом захватчиков и видит в партизанах своих верных защитников.
И то, что в повести «Круглянский мост» (1969) сын полицая, пятнадцатилетний мальчишка, стыдится своего отца, всей душой сочувствует партизанам и хочет уйти из дому к ним,- это торжество справедливости, за которую сражаются партизаны. Правда на стороне партизан, и она оказывается сильнее отцовского авторитета.
После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснил это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была более сложной, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу.
На героев Быкова война обрушила не только непосильные тяготы и невзгоды, бесчисленные опасности, - им еще уготованы мучительные нравственные испытания на душевную прочность, они должны совершить выбор в обстоятельствах крайних, без приказа и команды, предоставленные сами себе, на свой страх и риск, следуя лишь велению совести. И выясняется, что чувство ответственности, сознания своего долга может заставить людей совершить немыслимое: спасает младенца Левчук, преследуемый по пятам карателями («Волчья стая»), сражается до последнего вздоха тяжело раненый лейтенант Ивановский («Дожить до рассвета»), жертвует собой учитель Мороз, доказывая неприкасаемость исповедуемых им принципов. А зыбкость нравственных устоев, сделки с совестью делают из Рыбака – парня, в общем-то, неплохого – предателя («Сотников») и т.д.
Быковское пространство войны, быковское поле боя — это всегда самые экстремальные условия, «пограничные» ситуации между жизнью и смертью, которые, как правило, и завершаются последней. В этом пространстве оказывается человек на крайнем пределе своих физических и нравственных сил.
Повесть «Альпийская баллада» - единственная у Быкова романтическая повесть о любви, не случайно названная именно балладой. Героический реквием юному советскому солдату, ценой своей жизни спасшему любимую, звучит в исполнении самой Джулии на фоне изумительной красоты горного пейзажа — жар цветущих маков на альпийском лугу, белоснежная чистота вершин, бездонная синева неба - и три дня любви после побега и лагеря, огромные, как вечность, дни любви и невообразимого счастья. Любовь и чудо этой любви - сын - озаряют Джулии всю оставшуюся жизнь.
«Сотников» - одно из самых известных произведений Быкова о Великой Отечественной войне. В повести автор анализирует поведение людей, попавших в безвыходную ситуацию, и размышляет о предательстве. Повесть «Сотников» легла в основу фильма «Восхождение», который сняла режиссер Лариса Шепитько. Эта кинолента принесла ей главный приз Берлинского кинофестиваля «Золотой медведь».
Повесть «Сотников» («Ликвидация») Василя Быкова была написана в 1969 году. Замысел и сюжет произведения подсказаны автору встречей с бывшим однополчанином, который считался погибшим. В одном румынском селе среди пленных немцев он увидел человека, с которым когда‑то служил. Быков расспросил бывшего однополчанина, как тот оказался среди гитлеровцев. Выяснилось, что он попал в плен и был отправлен в концлагерь, где начал сотрудничать с власовцами - так он надеялся облегчить свою участь. Поначалу однополчанин Быкова не хотел предавать бывших сослуживцев - он считал, что это временная мера, и надеялся сбежать при первом же удобном случае. Который так и не представился - он все больше и больше «увязал в отступничестве» и в итоге был пленен бойцами Красной Армии как предатель родины. Этот разговор натолкнул Быкова на длительные размышления о том, на что способен человек, находящийся под давлением «бесчеловечных обстоятельств». Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, «посмертно» его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Цена такого выбора слишком страшна: человеку предстоит до конца жизни быть предателем. Эта встреча настолько взволновала писателя, что он «списал» образ Рыбака с бывшего боевого товарища и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев перед очень трудными вопросами: как сохранить человечность в нечеловеческих обстоятельствах, что человек может в этих условиях, где та граница, переступив которую он утрачивает себя, только ли для себя живет человек? Автор ничего не подсказывает им, они сами должны отыскать ответы на вопросы, от которых зависит их – и часто не только их – жизнь, они головой отвечают за выбранную стезю, за принятые решения. Быков спрашивает с них по самому строгому, единственно истинному счету – счету человечности.
«Меня интересует, в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа»- говорил Быков в одном из своих интервью.
Современное поколение мало знает о войне и ее тяготах. Но благодаря таким писателям, как М. Шолохов, Б. Васильев, В. Быков, К. Симонов и А. Твардовский читателям становится понятна вся горечь войны, ее тяготы и лишения. После прочтения рассказов «Судьба человека», «А зори здесь тихие…», «Сотников», «Пойти и не вернуться» невозможно остаться равнодушным к событиям военных лет, судьбам людей, что жертвовали собой ради общей Победы.
Быков — писатель-трагик. Война предстает в его произведениях как величайшее зло и трагедия. Именно это обстоятельство порою затрудняло публикацию его произведений. Напряженные отношения с цензурой и властью не могли не сказаться на здоровье писателя, которое стало резко ухудшаться, так что потребовалось несколько онкологических операций.
Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в реанимационном отделении онкологического госпиталя под Минском.
Сотников
Творчество писателя:
•Последний боец ( 1957)
•Журавлиный крик ( 1959)
•Предательство ( 1960)
•Третья ракета ( 1961)
•Западня ( 1962)
•Альпийская баллада ( 1963)
•Мёртвым не больно (1965)
•Проклятая высота (1968)
•Круглянский мост ( 1968)
•Стужа (1969/1991)
•Сотников (1970)
•Обелиск (1971)
•Дожить до рассвета, ( 1972)
•Крутой берег реки ( 1972)
•Волчья стая ( 1975)
•Его батальон (1975)
•Пойти и не вернуться (1978)
•Знак беды (1982)
•Блиндаж (1987)
•В тумане (1987)
•Облава (1988)
•Полюби меня, солдатик (1996)
•Афганец (Время шакалов (1998)
•Волчья яма (1998)
•Болото ( 2001)
Экранизация:
•«Третья ракета» (1963) — по одноимённой повести
•«Альпийская баллада» (1966) — по одноимённой повести
•«Западня» (1966) — по одноимённой повести
•«Долгие вёрсты войны» (1975), 3 серии — «Журавлиный крик», «Атака с ходу», «На восходе солнца»
•«Дожить до рассвета», (1975) — по одноимённой повести
•«Волчья стая» (1975) — по одноимённой повести
•«Обелиск» (1976) — по одноимённой повести
•«Восхождение» (1976) — по повести «Сотников»
•«Фруза» (1981) — по рассказу «На тропе жизни»
•«Знак беды» (1985) — по одноимённой повести
•«Круглянский мост» (1989) — по одноимённой повести
•«Одна ночь» (1989) — по одноимённому рассказу
•«Его батальон» (1989), 2 серии — по одноимённой повести
•«Карьер» (1990) — по одноимённому роману
•«Пойти и не вернуться» (1992) — по одноимённой повести
•«На Чёрных Лядах» (1995) — по рассказам «На Чёрных Лядах», «Перед концом»
•«Обречённые на войну» (2008) — по повести «Пойти и не вернуться»
•«Блиндаж» (2011) — по неоконченной повести «Блиндаж»
•«В тумане» (2012) — по одноимённой повести
•балет «Альпийская баллада» (1967, музыка Евгения Глебова)
•опера «Тропою жизни» (1980, музыка Генриха Вагнера, по «Волчьей стае»)
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО ТЕГУ)
· А.П. Чехов - отражение эпохи. Лучшие произведения. Вклад писателя в развитие мировой литературы
·
«Черный
человек» Есенина. Кем был ночной гость поэта?
Написал Гордей Меткий
Опубликовано Среда, 18 Март 2015 12:57 Подробнее ...
·
Пушкин и
музыка. Гармония звука и слова
Написал Марьюшка
Опубликовано Четверг, 04 Февраль 2016 11:00 Подробнее ...
·
Стихи, ставшие
песней. Лирика военных лет
Написал Студент
Опубликовано Понедельник, 09 Февраль 2015 10:35 Подробнее ...
·
Трагическая
муза любви Михаила Лермонтова
Написал Вера читающая
Опубликовано Понедельник, 25 Август 2014 16:16 Подробнее ...
·
Голос старой
книги. История возникновения библиотек
Написал Студент
Опубликовано Понедельник, 19 Январь 2015 16:32 Подробнее ...
·
·
·
·
·
·
·
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.