Еще со времен Древнего царства судостроительство было одной из наиболее развитых отраслей хозяйства, причем на общегосударственном уровне. Все верфи Древнего Египта относились к царскому хозяйству. Гребные и парусные грузовые суда изготавливались из кедрового дерева, такелаж и весла — из местных сортов древесины. Грузоподъемность египетских судов была весьма велика — свидетельством тому служат записи в гробницах и папирусы высших государственных чиновников.
Судостроительство.docx
Судостроительство
Еще со времен Древнего царства судостроительство было одной из
наиболее развитых отраслей хозяйства, причем на
общегосударственном уровне. Все верфи Древнего Египта
относились к царскому хозяйству. Гребные и парусные грузовые
суда изготавливались из кедрового дерева, такелаж и весла — из
местных сортов древесины. Грузоподъемность египетских судов
была весьма велика — свидетельством тому служат записи в
гробницах и папирусы высших государственных чиновников. От
каменоломен к местам строительства гробниц и пирамид ежедневно
шли корабли с грузом каменных плит, блоков и готовых
обработанных колонн. Сохранилось описание строительства
тяжелого грузового судна из акации — длиной в 60 локтей (порядка
2530 м) и шириной около 30 локтей (1315 м). Строительство
велось в срочном порядке, и судно соорудили за две с половиной
недели. Деревянные суда везли из отдаленных номов всевозможные
товары — зерно, продукты, хлеб и пиво, ткани, скот. Гребцы — до
двух десятков человек на каждом корабле — работали под
руководством надсмотрщиков, задававших ритм командами и
подгонявших гребцов кнутами. В одной гробнице был найден такой
кнут с написанным на рукоятке именем владельца — царского
чиновника, ведавшего перевозкой материала для строительства
гробницы своего господина и удостоившегося за хороший
многолетний труд богатого погребения. Рукоятка кнута истерта и
изношена, что свидетельствует о его более чем частом
употреблении. Работа гребцов на царских судах недаром считалась
одной из тяжелейших повинностей для подневольных хемуу. Дерево
шло не только для тяжелых грузовых кораблей, но и для
увеселительных прогулочных лодок, ходивших под парусом и
веслами. На этих лодках фараоны и чиновники ездили на охоту,
путешествовали по стране с осмотром своих владений. Другой тип судов — более легкий и простой в изготовлении — лодки и плоты из
тростника.
Папирус — род осоки, произраставший в Древнем Египте. Этот
прочный и легкий в обработке природный материал египтяне
широко использовали во всех отраслях хозяйства. Папирус
представляет собой растение с широкими листьями и длинными (до
трех метров в высоту) треугольными стеблями. Стебли
преимущественно и шли на все изделия. Связки стеблей папируса
издавна применяли в строительстве, пользуясь ими как колоннами.
Каменные колонны многих старейших египетских храмов
обработаны таким образом, что рисунок на поверхности напоминает
многократно увеличенную связку тростника. Из таких связок
изготавливали и легкие парусные и весельные лодки для
путешествия вверх и вниз по реке и для перевозки не слишком
тяжелых грузов. Тростниковая лодка была вовсе не так проста в
изготовлении, как это могло бы показаться. Сначала надо было
надергать толстые длинные стебли в болотистых прибрежных
зарослях. На верфи тростник очищали от листьев, отрезали корни и
начинали увязывать в связки. Каждую связку стеблей как можно
туже перевязывали веревками на равных расстояниях по всей длине.
Несколько подготовленных таким образом связок египетские
корабелы водружали на особые козлы и начинали придавать форму
будущему судну. Нос и корма лодки выгибались особым образом, и
работники, поддерживая изогнутые стебли в таком положении,
начинали перевязывать связки вместе. Прочность и
водонепроницаемость лодки обеспечивались исключительно за счет
тщательного перевязывания тростниковых связок, толщина которых
порой превышала размер человеческого тела. Веревки для
перевязывания плелись тут же на верфи, рядом с лодкой. На
веревки и канаты шли волокна из разрезанных папирусных стеблей и
жесткая травахальфа. Хальфа — очевидно, сорт сорной травы.
Помимо судостроительного дела и жилищного строительства, папирус применялся в быту всеми мыслимыми способами. Он
обеспечивал материал для плетения корзин, сосудов и циновок. Для
этого стебли расщепляли каменным ножом на тонкие волокна и
высушивали их на солнце. Мягкая сердцевина папирусного стебля
шла, насколько можно предполагать, даже в пищу. Наконец, то, что
и прославило папирус в веках — изготовление писчего материала.
Египтяне научились изготовлять из папируса прочный и
долговечный материал для письма. В России существует более 1000
предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве
двигательного, гидроакустического, навигационного,
вспомогательного, палубного и других видов оборудования,
материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих
научную деятельность в области кораблестроения и морской
техники.
По другим оценкам, в России насчитывается около 4000
предприятий и организаций, которые в той или иной степени
обеспечивают производство продукции и услуг в области создания
техники для изучения континентального шельфа, а также
хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в
международных водах.
"Судостроительство"
"Судостроительство"
"Судостроительство"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.