"Судостроительство"

  • Памятки
  • docx
  • 24.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Еще со времен Древнего царства судостроительство было одной из наиболее развитых отраслей хозяйства, причем на общегосударственном уровне. Все верфи Древнего Египта относились к царскому хозяйству. Гребные и парусные грузовые суда изготавливались из кедрового дерева, такелаж и весла — из местных сортов древесины. Грузоподъемность египетских судов была весьма велика — свидетельством тому служат записи в гробницах и папирусы высших государственных чиновников.
Иконка файла материала Судостроительство.docx
Судостроительство  Еще со времен Древнего царства судостроительство было одной из  наиболее развитых отраслей хозяйства, причем на  общегосударственном уровне. Все верфи Древнего Египта  относились к царскому хозяйству. Гребные и парусные грузовые  суда изготавливались из кедрового дерева, такелаж и весла — из  местных сортов древесины. Грузоподъемность египетских судов  была весьма велика — свидетельством тому служат записи в  гробницах и папирусы высших государственных чиновников. От  каменоломен к местам строительства гробниц и пирамид ежедневно  шли корабли с грузом каменных плит, блоков и готовых  обработанных колонн. Сохранилось описание строительства  тяжелого грузового судна из акации — длиной в 60 локтей (порядка 25­30 м) и шириной около 30 локтей (13­15 м). Строительство  велось в срочном порядке, и судно соорудили за две с половиной  недели. Деревянные суда везли из отдаленных номов всевозможные  товары — зерно, продукты, хлеб и пиво, ткани, скот. Гребцы — до  двух десятков человек на каждом корабле — работали под  руководством надсмотрщиков, задававших ритм командами и  подгонявших гребцов кнутами. В одной гробнице был найден такой  кнут с написанным на рукоятке именем владельца — царского  чиновника, ведавшего перевозкой материала для строительства  гробницы своего господина и удостоившегося за хороший  многолетний труд богатого погребения. Рукоятка кнута истерта и  изношена, что свидетельствует о его более чем частом  употреблении. Работа гребцов на царских судах недаром считалась  одной из тяжелейших повинностей для подневольных хемуу. Дерево шло не только для тяжелых грузовых кораблей, но и для  увеселительных прогулочных лодок, ходивших под парусом и  веслами. На этих лодках фараоны и чиновники ездили на охоту,  путешествовали по стране с осмотром своих владений. Другой типсудов — более легкий и простой в изготовлении — лодки и плоты из тростника. Папирус — род осоки, произраставший в Древнем Египте. Этот  прочный и легкий в обработке природный материал египтяне  широко использовали во всех отраслях хозяйства. Папирус  представляет собой растение с широкими листьями и длинными (до  трех метров в высоту) треугольными стеблями. Стебли  преимущественно и шли на все изделия. Связки стеблей папируса  издавна применяли в строительстве, пользуясь ими как колоннами.  Каменные колонны многих старейших египетских храмов  обработаны таким образом, что рисунок на поверхности напоминает многократно увеличенную связку тростника. Из таких связок  изготавливали и легкие парусные и весельные лодки для  путешествия вверх и вниз по реке и для перевозки не слишком  тяжелых грузов. Тростниковая лодка была вовсе не так проста в  изготовлении, как это могло бы показаться. Сначала надо было  надергать толстые длинные стебли в болотистых прибрежных  зарослях. На верфи тростник очищали от листьев, отрезали корни и  начинали увязывать в связки. Каждую связку стеблей как можно  туже перевязывали веревками на равных расстояниях по всей длине. Несколько подготовленных таким образом связок египетские  корабелы водружали на особые козлы и начинали придавать форму  будущему судну. Нос и корма лодки выгибались особым образом, и  работники, поддерживая изогнутые стебли в таком положении,  начинали перевязывать связки вместе. Прочность и  водонепроницаемость лодки обеспечивались исключительно за счет  тщательного перевязывания тростниковых связок, толщина которых порой превышала размер человеческого тела. Веревки для  перевязывания плелись тут же на верфи, рядом с лодкой. На  веревки и канаты шли волокна из разрезанных папирусных стеблей и жесткая трава­хальфа. Хальфа — очевидно, сорт сорной травы.  Помимо судостроительного дела и жилищного строительства,папирус применялся в быту всеми мыслимыми способами. Он  обеспечивал материал для плетения корзин, сосудов и циновок. Для  этого стебли расщепляли каменным ножом на тонкие волокна и  высушивали их на солнце. Мягкая сердцевина папирусного стебля  шла, насколько можно предполагать, даже в пищу. Наконец, то, что  и прославило папирус в веках — изготовление писчего материала.  Египтяне научились изготовлять из папируса прочный и  долговечный материал для письма. В России существует более 1000  предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве  двигательного, гидроакустического, навигационного,  вспомогательного, палубного и других видов оборудования,  материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих  научную деятельность в области кораблестроения и морской  техники. По другим оценкам, в России насчитывается около 4000  предприятий и организаций, которые в той или иной степени  обеспечивают производство продукции и услуг в области создания  техники для изучения континентального шельфа, а также  хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в  международных водах.