Сущность и содержание воспитательного процесса
1.3. Общие закономерности и принципы процесса воспитания……………...11
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
2.1. Методы и средства воспитания…………………………………………….14
2.2. Патриотическое воспитание………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.
«Никто не становится хорошим человеком случайно» Платон. На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностной ориентации воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику.
Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.
Цель выпускной работы: раскрыть сущность и содержание процесса воспитания
Задачи, способствующие достижению цели:
- определить актуальность и степень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе, раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»;
- раскрыть особенности процесса воспитания;
Принципы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни.
Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологии.
Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бесхитростном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - «питают» своим молоком млекопитающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, жеребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитываться», вскармливаться.
Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению.
Обыденное сознание относится к «воспитанию» одиозно, потому что понимает под ним «нравоучение», «наставление», «длинное и нудное морализирование». При таком понимании человек использует слово «воспитание» как посягательство на его свободу, он говорит, защищаясь от пустых сентенций: «Не воспитывай меня!» - плохо отдавая себе отчет в том, что там, где истинное воспитание, не может быть скучных поучений, а там, где пышные и длинные поучения, нет воспитания.
Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь отметим «становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака:
первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира;
второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;
третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.
Так мы обнаруживаем глубокое значение наличия в педагогическом лексиконе очень близких по смыслу, но все-таки различных терминов.
Рассмотрим различные подходы к определению понятия воспитания. Воспитание как общественное явление - процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Воспитание как педагогическое явление - целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования личности.
Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Этот подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-личностной концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность в этой деятельности, можно осуществлять его воспитание.
1.2. Актуальность и степень разработанности проблемы
воспитательного процесса
С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников.
Поскольку, однако, целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие личности, то в процессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:
- учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;
- гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;
- общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон развития личности;
- морально-познавательная и нравственно-практическая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);
- художественно-эстетическая деятельность, способствующая эстетическому развитию;
- физкультурно-оздоровительная, и спортивно-массовая работа, обеспечивающая физическое развитие.
Если тот или иной учащийся не принимает участия во всех этих видах деятельности, например в спорте, техническом творчестве или общественно полезном труде, он и не будет развиваться в этих направлениях. Необходимость взаимосвязанной организации всех названных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности является существенной закономерностью воспитания.
Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически не развивает его. Вот почему правильно говорится: можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить ее пить. И человека, как отмечал Л.В. Занков, нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.
Идея об определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и необходимости стимулирования этой активности в процессе воспитания стала общепризнанной. П.П. Блонский писал: «Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждает нас в том, что самое действенное воспитание и плодотворное воспитание - такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри... Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития».
Несколько по-иному эту же мысль высказывал известный психолог С.Л. Рубинштейн. Он отмечал, что все в развитии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних условий. Внешнее формирует личность, только проходя через ее внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней.
Подобные идеи мы находим также у философов. «...Человека, - писал Г.С. Батищев, - нельзя «сделать», «произвести», «вылепить», как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизмы этой его собственной - совместно с другими людьми - деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная) деятельность (труд) .
Можно сказать, что воспитание - это эффект благожелательного сотрудничества, взаимного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками. Н.А. Добролюбов отмечал, что доверие учащихся к учителю представляет собой одно из лучших средств воспитания:
«...Это идеальное юношеское верование облегчает действие учителя и делает его пример благотворным... Но горе учителю, который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу...»
Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам ребёнок не в состоянии преодолеть встретившиеся трудности и имеющиеся недостатки, в определенной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П. Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффективнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки в учебе, а совместно с учеником бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей.
Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, проектировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков. «...Воспитание... человека, - подчеркивал Антон Семенович, - прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива». Выдающийся педагог подчеркивал: «Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом».
Принцип воспитания через положительное, писал известный теоретик воспитания Н.И. Болдырев, требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ориентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.
1.3. Общие закономерности и принципы процесса воспитания
Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Проблема закономерностей и принципов воспитания - одна из ключевых проблем педагогики. Выявить закономерные, повторяющиеся связи в процессе воспитания, значит обеспечить возможность достижения желаемого результата в педагогической деятельности.
Общие закономерности воспитания:
1. Необходимость одновременной и взаимосвязанной, т. е. комплексной, организации различных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности.
2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.
3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью.
4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться радости успехов.
5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся.
6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
7. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, школы, семьи и общественности.
С учетом этих закономерностей должна осуществляться как учебная работа, так и воспитание у учащихся личностных качеств.
В тесной взаимосвязи с закономерностями воспитания находятся принципы воспитательного процесса. Принципы воспитательного процесса - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Рассмотрим закономерности и связанные с ними принципы воспитания:
1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями.
Принцип общественной направленности воспитания.
Принцип субъектности (развитие способности ребенка осознавать свое «я»).
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов.
Принцип единства воспитательных воздействий семьи, школы, коллектива, общественных организаций.
Принцип
учета возрастных и индивидуальных особенностей Принцип сочетания прямых и
параллельных педагогических воздействий
3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия
обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и
требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических
перспектив личностного развития.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Принцип гуманистической направленности воспитания.
Принцип опоры на положительное в человеке.
4. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.
Принцип деятельностного подхода в воспитании Принцип стимулирования активности личности.
Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
Принцип вариативности деятельности, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.
5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия.
Принцип сотрудничества в воспитательных взаимодействиях («скрытый» характер воспитательных воздействий).
Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу.
6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий.
Принцип целостного подхода в воспитании Принцип единства воспитания и обучения.
Принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности.
ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
2.1. Методы и средства воспитания
Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Методы воспитания - способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
На занятиях истории используются следующие методы воспитания.
Методы воспитания
От методов воспитания следует отличать средства воспитания.
Средства воспитания - это: конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера и т.д.); виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады и т.д.); а также предметы (картины, книги, фильмы и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Например, метод убеждение реализуется с помощью воспитательных средств: разъяснительной беседы, собрания, диспута и др.
Средства обучения и воспитания
Содержание национального воспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и составные части. Основными составляющими воспитания, реализация которых обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие личности, являются:
– гражданское воспитание, которое позволяет человеку чувствовать себя юридически, социально, морально и политически дееспособным;
– умственное воспитание: вооружение учащихся знаниями основ наук, формирование научного мировоззрения, овладение основными мыслительными операциями, выработки умений и навыков культуры труда;
– нравственное воспитание: формирование у учащихся общечеловеческих норм гуманистической морали, моральных понятий, взглядов, убеждений, моральных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения, культуры общения;
– трудовое воспитание: ознакомление учащихся с научными основами современного производства, практичная и психологическая подготовка их к труду, сознательного выбора профессии;
– эстетическое воспитание: формирование эстетических понятий, взглядов, убеждений, развитие у учащихся творческих способностей;
– физическое воспитание: воспитание здорового поколения, подготовка к физическому труду, защите Родины.
2.2. Патриотическое воспитание
История является одним из самых интересных и важных предметов среди всей программы. Ведь история дает возможность изучить развитие человеческой цивилизации от самых истоков, узнать обычаи и традиции своего родного народа и различных национальностей всего мира. Именно благодаря истории у студентов формируется чувство патриотизма, появляется понимание процессов, которые происходят в стране, национального менталитета. Причем, история родного края и своей страны не менее важна, чем всемирная история. Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны, но и абсолютная оторванность от мира и отсутствие знаний о других странах тоже не способствуют интеграции молодого гражданина в общество.
Учитывая всю важность предмета истории, преподаватель, который выбирает своей основной специальностью данный предмет, должен обладать несколькими важными для процесса обучения качествами. Самое главное, о чем должен помнить человек, который выбрал своей профессией преподавание истории – это то, что его задачей является подача ученикам необходимого объема информации, который приведет их к определенным выводам и сформирует убеждения.
История – предмет, который основан на изучении того, что нельзя проверить. Вся информация основывается на различных источниках (вещественных, документальных), доказательствах, воспоминаниях людей, исследованиях ученых. Поэтому, преподавая историю, нужно давать не только материал из учебников, но и стараться подкреплять свои слова различными отрывочными сведениями, которые дадут студентам не только общую картину той или иной эпохи, но и позволят почувствовать дух времени, его особый колорит. Преподавание истории должно строиться не только на использовании сухих фактов, но и на изучении разнообразных точек зрения, исследований, свидетельств конкретных людей – это дает возможность узнать культуру изнутри и получить о ней более глубокие сведения, которые существенно влияют на современное восприятие истории.
Ни для кого не секрет, что система исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения.
Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации, невостребованности их личностного потенциала.
Как преподнести материал, чтобы он стал доступным?
Масса новейших публикаций отечественных авторов, неоднозначно трактуемых концепций, обилие исторической литературы (научной, художественной, учебной), разнообразие методической литературы располагают к поиску, размышлению, экспериментированию, внимательному отбору материала для работы. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально-содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории. Для администрации важно не просто только следить за самообразованием педагога (своевременное прохождение курсов ПФК, участие в различного рода семинаров и т.п.), но и беседовать на подобные темы, что несомненно обогащает обе стороны, т.к. несмотря на активно внедряемые формы тестов и т.п для историка просто жизненной необходимостью является способность поддержать беседу на различные темы.
Повышение уровня исторических знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся, а одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с преподавателем.
При анализе даже одного занятия в конечном итоге нужно смотреть насколько эффективно обучающиеся:
· могли связать новый материал с предыдущим;
· заинтересованы в том, что делают;
· четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
· имеют самостоятельность в работе;
· имеют возможность для развития нужных умений;
· имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
· обеспечены разными видами деятельности;
· могут оценить собственные успехи.
Работа с историческими документами часто сводится к подтверждению того или иного факта, а не наоборот поэтому эта работа должна быть исследовательской, которая проводится как в группах, так и индивидуально; в отдельных случаях учащимся предлагаются комплексные задания, которые требуют от них следующих действий: планирования, обоснования, логического мышления, выдвижения гипотез, обсуждения хода действий, обдумывания альтернативы, вероятность различных версий, смены позиций (потомок, современник, иностранец); синтез полученных данных и представления их перед другой группой или классом, и только потом смотреть, как эти факты описывает учебник.
Следующая проблема – творческие задания. Это действительно интересно, в какой-то степени увлекает, но не должно носить хаотичный характер. В принципе творческие задания в той или иной степени могут присутствовать на всех занятиях, только нужно определиться, для чего это нужно.
Задания когнитивного характера (познание внешнего мира);
· решение реальных проблем, существующих в исторической науке;
· исследование объекта (исторический текст, понятие, картина и т.д.);
· отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, государств);
· «проживание» исторических событий и явлений, отыскание их первопричин;
Задания креативного характера (создание творческого продукта деятельности):
· предложение учащимся по-своему выполнить то, что педагогу уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;
· создание словесного продукта в различных жанрах: составление словарей, современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
· сочинение оды, очерка, роли;
· составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля;
· создание образа (рисуночного, двигательного, словесного);
На занятиях также часто используются задания оргдеятельностного характера (синтез познания и творчества) это - урок-диспут, урок-дискуссия, урок-выставка, т.е. насколько далеко зайдет фантазия преподавателя и детей.
Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.
Преподавание истории должно способствовать формированию ценностных ориентации студента, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане – ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
Главная задача истории – воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.
Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами урока истории.
Гуманизм истории как науки в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей.
Гуманизация истории – это обращение ее к
личности ученика,
удовлетворение его познавательных, нравственных мировозгенческих
запросов. История должна быть интересной, художественной и эмоциональной, она
должна учить думать и сопереживать.
Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Программа предполагает взаимосвязь таких понятий как «гражданское образование» и «патриотическое воспитание». Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Учебные занятия являются основной формой учебной работы, которые в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:
- усилить гуманитарную направленность уроков истории: включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
- использовать активные формы и методы образовательной деятельности, её открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.
Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, которые окружают его.
Поэтому, изучив данный вопрос, можно сделать вывод, что стратегия воспитания определяет общий замысел, перспективы и план достижения целей воспитания и базируется на общей концепции воспитательной работы. Воспитательный процесс в образовательном учреждении должен быть по своей сущности, содержанию и организации адекватным единой концепции воспитания, принятой в Российской Федерации.
Тактика воспитания в соответствии с его стратегией определяет систему организации воспитательной деятельности в подчиненных структурах и с каждым конкретным человеком. Она вырабатывается на правовой основе в соответствии с научными рекомендациями и с учетом реального уровня результатов воспитания.
Принципы воспитания задают целевую установку воспитательного процесса, которая состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 143 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Издательство «Питер», 2000. – 245 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб.завед..-М.:ИЦ «Академия», 2009.-384с. http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_18480.pdf
5. Карсонов В.А. Современные педагогические технологии в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. /Под ред. Ф.С.Замиловой.- Саратов, 2011. - 101с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г.N1662-р) [Электронный ресурс] //Система ГарантЭксперт. 2010.
7. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник. - М., 2005. – 351 с.
8. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. высшего пед. учебн. заведений.- ИЦ «Академия», 2001.-272с.
9. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М., 2000. – 267 с.
10. Об образовании в Российской Федерации. [Электронный ресурс] Федеральный закон от 29 декабря 2012г., №273-ФЗ // http: //mon. gov. гu /dok/fz/obr/
11. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов в 2-х кн. - М.: Гуманит. изд. центр Владос,2004.
13. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2001.
14. Позина М. Б. Психология и педагогика: Учебное пособие.- М., 2001. – 312 с.
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 464 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"
16. Радугин А.А. , Кротков Е.А. Психология и педагогика. - М.: Центр, 2002. – 248 с.
17. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”
18. Рожков М.И. Воспитательный процесс как динамическая система. - Курск, 2000.
19. Сластенин В.А. Педагогика / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - 3-е изд. - М.: Школа-пресс, 2000.
20. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учебное пособие для вузов. - М., 2003.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.