"Святые монастыри Можайска"
Оценка 4.8

"Святые монастыри Можайска"

Оценка 4.8
Интерактивная доска +3
docx
воспитательная работа +2
4 кл
17.03.2018
"Святые монастыри Можайска"
Материал для знакомства с монастырями Можайска, Московской области. Для урока по православию. Приобщать детей к истории нашей Родины. Дети искали материал ,готовили презентации. Главная цель: чтобы дети хотели сами знать историю своего края,его святые места. Участвовали все с интересом. Особенно интересен материал: "Духовный подвиг Маргариты Тучковой"(Бородино), Лужецкий монастырь (Ферапонтов), церковь Иоакима и Анны.
сценарий по православию.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Гармония»  г. Можайска Открытое внеклассное мероприятие по теме: Святые монастыри Можайска 4 «А» класс Составила: учитель начальных классов Ермошенкова Е.Л. г. Можайск Цели и задачи мероприятия:   ( в том числе формирование УУД): Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное,  синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью  подготовки к последующему изложению данного материала в виде  творческой работы; Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли используя различные художественные средства в соответствии с  конкретной коммуникативно­речевой ситуацией, строить  монологическое высказывание. Личностные УУД: нравственно­этическое оценивание нового  материала, эмпатия как понимание чувств других людей и  сопереживание им. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную  цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые  прогнозы на опережающие задания, рефлексия. Цели:  1 Приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным  ценностям. Знакомство с историей создания и существования  некоторых храмов в Можайске Московской области 2 Формирование понимания смыслового и символического  содержания православной атрибутики, исторических событий  страны, произведений художественной литературы и искусства; 3 Формирование знаний о духовных истоках становления и развития  культуры российского народа; Формирование представления о том,  что храмы – великие памятники российской архитектуры и культуры. 4 Возрождение духовно–нравственных традиций семьи; 5 Укрепление физического, духовно­нравственного здоровья  подрастающего поколения. 6.Формирование интереса к изучению православной культуры  родного края.  5.Воспитание любви к родине, духовного и эстетического восприятия православной архитектуры, уважение к духовным и художественно­ эстетическим традициям русского народа. Ключевые понятия урока: призвание, труд и молитва, послушание, слуга Христу. Оборудование: мультимедийная установка, компьютер,  презентация, музыкальное сопровождение. Ход мероприятия: 1.Организационный момент.Звучит песня «Колокола России» (Слайд 1) 2. Чтение учеником стихотворения А.Блока под звуки колокольного звона. (Слайд 2 1 чтец Люблю высокие соборы, Душой смиряясь посещать, ходить на сумрачные хоры,  В толпе поющих исчезать. … 2 чтец Слава нашей стороне Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну Чтобы люди знать могли О делах родной страны. 3.Слово учителя. (Слайд 3) Кто догадался куда мы сегодня отправимся?  Вы, наверно, догадались, что наш путь ляжет к храмам и церквям. На   берегах   русских   рек   и   озер,   среди   лесов,   деревень,   сёл   и   в людных городах  стоят и украшают русские пейзажи православные храмы   Невозможно   представить   себе   современный   русский   город, поселок   без   этого   сооружения.   Эти   особенные,   неповторимые   и вместе с тем родные друг другу архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Их купола и кресты видны издали, к ним ведут главные дороги. А ещё православные храмы отличаются своим неповторимым колокольным звоном. Колокольный звон. ­ А кто из вас был в храме?  В каких храмах вы были? 4.Раскрытие темы мероприятия.  Красоте   внешнего   облика   храмов   соответствовало   богатство   их внутреннего   убранства.   Иконостасы   создавали     искусные   мастера резьбы   и   чеканки,   росписи   и  иконы   создавали   лучшие   художники, скульптуры . В   церковных   ризницах   хранились   старинные   священные   сосуды, золотые   и   серебряные   кресты.   Под   церковными   сводами   звучала духовная музыка.  На богослужениях в храмах собирались десятки тысяч людей.  Писатели,   художники,   композиторы,   архитекторы   видели   свое главное   предназначение   в   утверждении   христианских   идеалов, любви и добра, мира и справедливости. Литература,   живопись,   музыка,   зодчество   служили   высшему искусству – искусству христианской жизни, искусству духовности.  Русская   культура   по   самой   сути   своей   была   храмовой.   Каждое поколение воздвигало свои храмы. Стремление к храмоздательству рождалось глубокой верой народа в бога, надеждой на христианское обновление мира.  Прежде чем отправиться в путешествие по храмам нашего города, давайте вспомним о чем говорили на уроках православия.  Что такое храм? ( В просторечии церковь – место общения человека с   Богом,   культовое   сооружение   с   алтарем,   храм   –   от   латинского слова икона в честь которой освящен.)  Что такое культ?  (Почитание, поклонение определенному божеству и связанные с этим религиозные обряды).  Почему   мы   называем   собором,   церковью,   храмом?   В   чем отличие?    (Храм  –   главный   храм   города,   отличается   неземной красотой,   большими   размерами,   освящен   особым   способом,   здесь проходят главные особые службы.   Собор  –   отличается   от   церкви   большими   размерами,   имеет   три алтаря, службу ведет главный священник, большое количество икон. Три церкви под одним сводом.  Церковь –  место собрание верующих, православный молебный дом, только один алтарь.) Какие   вы   знаете   храмы,   соборы,монастыри?  (Ново­Никольский собор.  Можайский   Лужецкий   Ферапонтов   Богородицкий   мужской монастырь.  (Называя   эти   храмы   ребята   одновременно   находят   на своих партах изображения этих храмов и показывают их классу). Какие вы знаете церкви?  (Церковь Святых праведных Иоакима и Анны).  Называя храмы, соборы, церкви ребята кратко рассказывают о них Презентации детей. Вопрос: достопримечательностью?   Почему   мы   называем     их   памятником, Память о той эпохе, архитекторе, о людях построивших этот храм, достойны чтоб его отметили, запомнили.  Вопрос:  Какую роль играют культовые сооружения в жизни города?  Играют решающую роль в формировании художественного силуэта города.   Придают   живописность   окружающей   застройке. Завораживают своей красотой.  Вопрос: Какую роль играют в жизни горожан?  Приобщают своих горожан к выполнению   морального долга перед Родиной, Отечеством, страной, перед своими родными.  Призывают   к   миру,   любви,   терпимости,   примирению.   Уважению   и почитанию старших. Учат заповедям: не убей, не укради, не обмани, не завидуй…  Учитель:   Жизнь многих горожан, многих поколений была связана с тем   или   иным   храмом,   там   их   крестили,   исповедовали,   венчали, отпевали. Там был их родной дом, в котором можно было поделиться своим горем, радостями, проблемами. В храме человек приобщался к святым таинствам церкви. В его стенах он изливал душу в покаянии, моля Господа о прощении.  Ученик Когда гоним, тоской неугомонной, Войдешь во храм и станешь там в тиши, Потерянный в толпе необозримой, Как часть одной страдающей души,­ Невольно в ней твое потонет горе И чувствуешь, что дух твои вдруг влился Таинственно в свое родное море И за одно с ним рвется в небеса…  В последние годы отношение  к церкви изменилось. Она получила  возможность снова занять подобающее место в обществе, жизни  людей. Начался трудный процесс возвращения принадлежавших  церкви храмов. Впервые за сто лет заложены новые храмы. Все  больше становится свидетельств возрождения духовности народа.  «КРАСОТА СПАСЕТ МИР» ­ так сказал Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ.  ОДНИМ ИЗ СИМВОЛОВ ЭТОЙ КРАСОТЫ БЫЛИ И ОСТАЮТСЯ  ХРАМЫ. (Слайд 2) Учитель: Сегодня мы будем говорить о храмах нашего  города и района. В конце нашей встречи вы узнаете о храмах и  церквях, которые в настоящее время действуют, но их прошлое очень  интересно. У каждого из них есть своё название и история. В черте  города расположен Ново­Никольский собор. Ученик:   Каменный. Построен в 1814 году на месте Никольских ворот и  надвратного собора 1685 года. С конца XIV века до 1933 года именно здесь находился чудотворный резной образ святителя Николая, Мир  Ликийских чудотворца (Никола Можайский), ныне хранится в  Государственной Третьяковской галерее. Богослужение  возобновлено в 1995 году. Настоятель ­ Благочинный Можайского  округа иеромонах Даниил (Жирнов).  До 1919 года в соборе находились мощи преподобного Сергия  Радонежского, благоверного князя Владимира, священномучеников  Макария, преподобного Лаврентия заточника, великомученницы  Варвары, преподобного Михаила Стадского и Никона Сухого.   Святой Николай издавна почитался как защитник городов и  крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города  Можайска, осажденного в XIV веке монголо­татарами. В ответ на  молитвенное к нему обращение в одной из церквей города  последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в  грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на  головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак  охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и  Подлинная резная скульптура­икона Св. Николая Можайского.  помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите  православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным  знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в  благодарное воспоминание могущественного заступничества  вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего  святог  (Слайд3)  Можайский Лужецкий Ферапонтов Богородицкий мужской  монастырь Основан в 1408 году преподобным Ферапонтом Белоезерским (†  1426, память 27 мая / 9 июня) и князем Андреем Дмитриевичем  Можайским. Мощи преподобного Ферапонта, почивавшие под спудом  рядом с соборным храмом, обретены в 1999 году.  Источник преподобного Ферапонта с часовней. Возрожден в 1994  году. Богослужения в надвратной церкви. Настоятель ­ игумен  Мефодий(Соколов). (Презентация детей) (Слайд 4) Церковь Святых праведных Иоакима и Анны Каменная. Построена в XVIII­XIX веках на месте древнего  Якиманского монастыря. С приделами преподобного Сергия  Радонежского и Ахтырской иконы Божией Матери. Сохранился  остаток белокаменной стены монастырского собора XV века. Храм не  закрывался. Настоятель ­ протоиерей Петр (Деревянко). ( Презентация детей) (Слайд 5)  Ученик:  На север от известного всему миру села Бородино лежит село  Семеновское, в котором расположен Спасо­Бородинский женский монастырь, основанный вдовой генерала А.А. Тучкова IV — М.М.  Тучковой (1781—18 52) на предполагаемом месте гибели ее мужа в  1812 г. Молитвами и трудами своих насельниц росла и  благоукрашалась Бородинская Спасская пустынь. В 1837­1838 годах  на пожертвования из царской казны монастырь был обнесён  кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями, в одной из которых  (северо­восточной) расположилась церковь во имя святого  праведного Филарета Милостивого с кельями при ней. Тогда же  была возведена невысокая трёхъярусная колокольня, в первом ярусе которой разместилась монастырская ризница. На 60­м году своей жизни, после 15­летних трудов в Бородинской  пустыни, сподобилась Маргарита Михайловна принести Богу  священные обеты.  Это произошло 28 июня 1840 года, за всенощной под праздник святых апостолов Петра и Павла, в Троицком соборе Лавры. Святитель  Филарет постриг вдову­генеральшу в монашество, а на следующий  день, возвел её в сан игумении по древнему чину посвящения  диаконис. И дано ей было новое имя – Мария Это абсолютно уникальный монастырь среди всех православных  обителей России. Он стал первым памятником в России героям  Бородинской битвы и был до послевоенного периода XX в.  крупнейшим воинским мемориалом в нашей стране тех лет. Он был  создан по инициативе русской женщины и главным образом на  средства женщин и престарелых родителей в память о погибших  мужьях, женихах, а также братьях и сыновьях. Он является символом неисчерпаемого доброго начала, редчайшего личного мужества и  силы духа русских женщин, сломить которые — благодаря  православию — не могут абсолютно никакие удары судьбы; об этом  прекрасно свидетельствует жизнь М.М. Тучковой — первой игуменьи Спасо­Бородинского монастыря.  Презентация о Марии  История этого монастыря связана с земной жизнью нескольких  русских святых. Среди них митрополит Московский Филарет (С.В.  Дроздов, 1783—1867), старица Рахиль (М.М. Короткова, 1833—1928), император Николай II (1868—1918), его жена и дети, великая княгиня Елизавета Федоровна (1864—1918).  Преподобная Рахиль Спасо­Бородинская (Короткова) Так, в дни Бородинской годовщины ей выпало готовить для Государя, а государыня Александра Феодоровна пожелала после этого видеть  старицу, поблагодарила её и попросила испечь для неё печенье,  чтобы взять в Петербург. Вне богослужения и келейного правила матушка вела душеполезные  беседы, духом постигая, от кого может получить назидание, — от  сестёр, от священников, от блаженных странников и от убогих. Много почерпнула она от преподобного Амвросия Оптинского. С особой  любовью выполняла она еще одно послушание — чтение Псалтири по  усопшим и поминание их, и говорила, что от этого «обоюдная  духовная польза». Близилось время великого пострига в схиму. Готовясь к нему,  старица испытывала себя в схимных правилах; иногда она клала до  3000 поклонов. Пострижение в великую схиму состоялось 17 ноября  1915 г. с наречением имени Рахиль. Благодатные дары  прозорливости и чудотворения, получаемые матушкой Рахилью,  неоднократно проявлялись при ее старческом окормлении  приходивших к ней Ученик: От рожденья и до смертного порога Мы бредём, блуждая в темноте, Ощупью находим мы дорогу К счастью, и к любви, и красоте. А святому Божий свет сияет, Словно пламя яркое свечи; Темноту ночную озаряют Золотые, тёплые лучи. Потому святому и подвластны Наши судьбы, мысли и сердца: Он духовным зреньем видит ясно Промысел небесного Отца. Предлагаю посмотреть  презентацию о храмах Можайска. Список использованных Интернет­ресурсов и литературы: Бородино. http   ://   www   .  liveinternet    .  ru. Бородинское поле и основательница Спасо­Бородинского женского монастыря ­ Игуменья Мария (Тучкова). Можайский  путеводитель. http   ://   www   .  mozhaysk    .  su  Духовное краеведение Подмосковья.  Автор Шевченко Л. Л.           Тучкова М.М.   http   ://   ru   .  wikipedia  .  org     .http://temples.ru       hramy  .ru   http://www.mozhaysk.ru

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"

"Святые монастыри Можайска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018