"Святые монастыри Можайска"

  • Интерактивная доска
  • Исследовательские работы
  • Мероприятия
  • Презентации учебные
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал для знакомства с монастырями Можайска, Московской области. Для урока по православию. Приобщать детей к истории нашей Родины. Дети искали материал ,готовили презентации. Главная цель: чтобы дети хотели сами знать историю своего края,его святые места. Участвовали все с интересом. Особенно интересен материал: "Духовный подвиг Маргариты Тучковой"(Бородино), Лужецкий монастырь (Ферапонтов), церковь Иоакима и Анны.
Иконка файла материала сценарий по православию.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Гармония»  г. Можайска Открытое внеклассное мероприятие по теме: Святые монастыри Можайска 4 «А» класс Составила: учитель начальных классов Ермошенкова Е.Л. г. МожайскЦели и задачи мероприятия:   ( в том числе формирование УУД): Познавательные УУД: формировать умение отбирать главное,  синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью  подготовки к последующему изложению данного материала в виде  творческой работы; Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли используя различные художественные средства в соответствии с  конкретной коммуникативно­речевой ситуацией, строить  монологическое высказывание. Личностные УУД: нравственно­этическое оценивание нового  материала, эмпатия как понимание чувств других людей и  сопереживание им. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную  цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определённые  прогнозы на опережающие задания, рефлексия. Цели:  1 Приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным  ценностям. Знакомство с историей создания и существования  некоторых храмов в Можайске Московской области 2 Формирование понимания смыслового и символического  содержания православной атрибутики, исторических событий  страны, произведений художественной литературы и искусства; 3 Формирование знаний о духовных истоках становления и развития  культуры российского народа; Формирование представления о том,  что храмы – великие памятники российской архитектуры и культуры. 4 Возрождение духовно–нравственных традиций семьи;5 Укрепление физического, духовно­нравственного здоровья  подрастающего поколения. 6.Формирование интереса к изучению православной культуры  родного края.  5.Воспитание любви к родине, духовного и эстетического восприятия православной архитектуры, уважение к духовным и художественно­ эстетическим традициям русского народа. Ключевые понятия урока: призвание, труд и молитва, послушание, слуга Христу. Оборудование: мультимедийная установка, компьютер,  презентация, музыкальное сопровождение. Ход мероприятия: 1.Организационный момент.Звучит песня «Колокола России» (Слайд 1) 2. Чтение учеником стихотворения А.Блока под звуки колокольного звона. (Слайд 2 1 чтец Люблю высокие соборы, Душой смиряясь посещать, ходить на сумрачные хоры,  В толпе поющих исчезать. … 2 чтец Слава нашей стороне Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну Чтобы люди знать моглиО делах родной страны. 3.Слово учителя. (Слайд 3) Кто догадался куда мы сегодня отправимся?  Вы, наверно, догадались, что наш путь ляжет к храмам и церквям. На   берегах   русских   рек   и   озер,   среди   лесов,   деревень,   сёл   и   в людных городах  стоят и украшают русские пейзажи православные храмы   Невозможно   представить   себе   современный   русский   город, поселок   без   этого   сооружения.   Эти   особенные,   неповторимые   и вместе с тем родные друг другу архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Их купола и кресты видны издали, к ним ведут главные дороги. А ещё православные храмы отличаются своим неповторимым колокольным звоном. Колокольный звон. ­ А кто из вас был в храме?  В каких храмах вы были? 4.Раскрытие темы мероприятия.  Красоте   внешнего   облика   храмов   соответствовало   богатство   их внутреннего   убранства.   Иконостасы   создавали     искусные   мастера резьбы   и   чеканки,   росписи   и  иконы   создавали   лучшие   художники, скульптуры . В   церковных   ризницах   хранились   старинные   священные   сосуды, золотые   и   серебряные   кресты.   Под   церковными   сводами   звучала духовная музыка.  На богослужениях в храмах собирались десятки тысяч людей.  Писатели,   художники,   композиторы,   архитекторы   видели   свое главное   предназначение   в   утверждении   христианских   идеалов, любви и добра, мира и справедливости.Литература,   живопись,   музыка,   зодчество   служили   высшему искусству – искусству христианской жизни, искусству духовности.  Русская   культура   по   самой   сути   своей   была   храмовой.   Каждое поколение воздвигало свои храмы. Стремление к храмоздательству рождалось глубокой верой народа в бога, надеждой на христианское обновление мира.  Прежде чем отправиться в путешествие по храмам нашего города, давайте вспомним о чем говорили на уроках православия.  Что такое храм? ( В просторечии церковь – место общения человека с   Богом,   культовое   сооружение   с   алтарем,   храм   –   от   латинского слова икона в честь которой освящен.)  Что такое культ?  (Почитание, поклонение определенному божеству и связанные с этим религиозные обряды).  Почему   мы   называем   собором,   церковью,   храмом?   В   чем отличие?    (Храм  –   главный   храм   города,   отличается   неземной красотой,   большими   размерами,   освящен   особым   способом,   здесь проходят главные особые службы.   Собор  –   отличается   от   церкви   большими   размерами,   имеет   три алтаря, службу ведет главный священник, большое количество икон. Три церкви под одним сводом.  Церковь –  место собрание верующих, православный молебный дом, только один алтарь.) Какие   вы   знаете   храмы,   соборы,монастыри?  (Ново­Никольский собор.  Можайский   Лужецкий   Ферапонтов   Богородицкий   мужской монастырь.  (Называя   эти   храмы   ребята   одновременно   находят   на своих партах изображения этих храмов и показывают их классу). Какие вы знаете церкви?  (Церковь Святых праведных Иоакима и Анны).  Называя храмы, соборы, церкви ребята кратко рассказывают о них Презентации детей.Вопрос: достопримечательностью?   Почему   мы   называем     их   памятником, Память о той эпохе, архитекторе, о людях построивших этот храм, достойны чтоб его отметили, запомнили.  Вопрос:  Какую роль играют культовые сооружения в жизни города?  Играют решающую роль в формировании художественного силуэта города.   Придают   живописность   окружающей   застройке. Завораживают своей красотой.  Вопрос: Какую роль играют в жизни горожан?  Приобщают своих горожан к выполнению   морального долга перед Родиной, Отечеством, страной, перед своими родными.  Призывают   к   миру,   любви,   терпимости,   примирению.   Уважению   и почитанию старших. Учат заповедям: не убей, не укради, не обмани, не завидуй…  Учитель:   Жизнь многих горожан, многих поколений была связана с тем   или   иным   храмом,   там   их   крестили,   исповедовали,   венчали, отпевали. Там был их родной дом, в котором можно было поделиться своим горем, радостями, проблемами. В храме человек приобщался к святым таинствам церкви. В его стенах он изливал душу в покаянии, моля Господа о прощении.  Ученик Когда гоним, тоской неугомонной, Войдешь во храм и станешь там в тиши, Потерянный в толпе необозримой, Как часть одной страдающей души,­ Невольно в ней твое потонет горе И чувствуешь, что дух твои вдруг влился Таинственно в свое родное мореИ за одно с ним рвется в небеса…  В последние годы отношение  к церкви изменилось. Она получила  возможность снова занять подобающее место в обществе, жизни  людей. Начался трудный процесс возвращения принадлежавших  церкви храмов. Впервые за сто лет заложены новые храмы. Все  больше становится свидетельств возрождения духовности народа.  «КРАСОТА СПАСЕТ МИР» ­ так сказал Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ.  ОДНИМ ИЗ СИМВОЛОВ ЭТОЙ КРАСОТЫ БЫЛИ И ОСТАЮТСЯ  ХРАМЫ. (Слайд 2) Учитель: Сегодня мы будем говорить о храмах нашего  города и района. В конце нашей встречи вы узнаете о храмах и  церквях, которые в настоящее время действуют, но их прошлое очень  интересно. У каждого из них есть своё название и история. В черте  города расположен Ново­Никольский собор. Ученик:   Каменный. Построен в 1814 году на месте Никольских ворот и  надвратного собора 1685 года. С конца XIV века до 1933 года именно здесь находился чудотворный резной образ святителя Николая, Мир  Ликийских чудотворца (Никола Можайский), ныне хранится в  Государственной Третьяковской галерее. Богослужение  возобновлено в 1995 году. Настоятель ­ Благочинный Можайского  округа иеромонах Даниил (Жирнов).  До 1919 года в соборе находились мощи преподобного Сергия  Радонежского, благоверного князя Владимира, священномучеников  Макария, преподобного Лаврентия заточника, великомученницы  Варвары, преподобного Михаила Стадского и Никона Сухого.   Святой Николай издавна почитался как защитник городов и  крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города  Можайска, осажденного в XIV веке монголо­татарами. В ответ на  молитвенное к нему обращение в одной из церквей города  последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в  грозном виде стоящим над собором.Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на  головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак  охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и  Подлинная резная скульптура­икона Св. Николая Можайского.  помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите  православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным  знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в  благодарное воспоминание могущественного заступничества  вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего  святог  (Слайд3)  Можайский Лужецкий Ферапонтов Богородицкий мужской  монастырь Основан в 1408 году преподобным Ферапонтом Белоезерским (†  1426, память 27 мая / 9 июня) и князем Андреем Дмитриевичем  Можайским. Мощи преподобного Ферапонта, почивавшие под спудом  рядом с соборным храмом, обретены в 1999 году.  Источник преподобного Ферапонта с часовней. Возрожден в 1994  году. Богослужения в надвратной церкви. Настоятель ­ игумен  Мефодий(Соколов). (Презентация детей) (Слайд 4) Церковь Святых праведных Иоакима и Анны Каменная. Построена в XVIII­XIX веках на месте древнего  Якиманского монастыря. С приделами преподобного Сергия  Радонежского и Ахтырской иконы Божией Матери. Сохранился  остаток белокаменной стены монастырского собора XV века. Храм не  закрывался. Настоятель ­ протоиерей Петр (Деревянко). ( Презентация детей) (Слайд 5)  Ученик:  На север от известного всему миру села Бородино лежит село  Семеновское, в котором расположен Спасо­Бородинский женскиймонастырь, основанный вдовой генерала А.А. Тучкова IV — М.М.  Тучковой (1781—18 52) на предполагаемом месте гибели ее мужа в  1812 г. Молитвами и трудами своих насельниц росла и  благоукрашалась Бородинская Спасская пустынь. В 1837­1838 годах  на пожертвования из царской казны монастырь был обнесён  кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями, в одной из которых  (северо­восточной) расположилась церковь во имя святого  праведного Филарета Милостивого с кельями при ней. Тогда же  была возведена невысокая трёхъярусная колокольня, в первом ярусе которой разместилась монастырская ризница. На 60­м году своей жизни, после 15­летних трудов в Бородинской  пустыни, сподобилась Маргарита Михайловна принести Богу  священные обеты.  Это произошло 28 июня 1840 года, за всенощной под праздник святых апостолов Петра и Павла, в Троицком соборе Лавры. Святитель  Филарет постриг вдову­генеральшу в монашество, а на следующий  день, возвел её в сан игумении по древнему чину посвящения  диаконис. И дано ей было новое имя – Мария Это абсолютно уникальный монастырь среди всех православных  обителей России. Он стал первым памятником в России героям  Бородинской битвы и был до послевоенного периода XX в.  крупнейшим воинским мемориалом в нашей стране тех лет. Он был  создан по инициативе русской женщины и главным образом на  средства женщин и престарелых родителей в память о погибших  мужьях, женихах, а также братьях и сыновьях. Он является символом неисчерпаемого доброго начала, редчайшего личного мужества и  силы духа русских женщин, сломить которые — благодаря  православию — не могут абсолютно никакие удары судьбы; об этом  прекрасно свидетельствует жизнь М.М. Тучковой — первой игуменьи Спасо­Бородинского монастыря.  Презентация о Марии  История этого монастыря связана с земной жизнью нескольких  русских святых. Среди них митрополит Московский Филарет (С.В.  Дроздов, 1783—1867), старица Рахиль (М.М. Короткова, 1833—1928), император Николай II (1868—1918), его жена и дети, великая княгиня Елизавета Федоровна (1864—1918).  Преподобная Рахиль Спасо­Бородинская (Короткова)Так, в дни Бородинской годовщины ей выпало готовить для Государя, а государыня Александра Феодоровна пожелала после этого видеть  старицу, поблагодарила её и попросила испечь для неё печенье,  чтобы взять в Петербург. Вне богослужения и келейного правила матушка вела душеполезные  беседы, духом постигая, от кого может получить назидание, — от  сестёр, от священников, от блаженных странников и от убогих. Много почерпнула она от преподобного Амвросия Оптинского. С особой  любовью выполняла она еще одно послушание — чтение Псалтири по  усопшим и поминание их, и говорила, что от этого «обоюдная  духовная польза». Близилось время великого пострига в схиму. Готовясь к нему,  старица испытывала себя в схимных правилах; иногда она клала до  3000 поклонов. Пострижение в великую схиму состоялось 17 ноября  1915 г. с наречением имени Рахиль. Благодатные дары  прозорливости и чудотворения, получаемые матушкой Рахилью,  неоднократно проявлялись при ее старческом окормлении  приходивших к ней Ученик: От рожденья и до смертного порога Мы бредём, блуждая в темноте, Ощупью находим мы дорогу К счастью, и к любви, и красоте. А святому Божий свет сияет, Словно пламя яркое свечи; Темноту ночную озаряют Золотые, тёплые лучи. Потому святому и подвластны Наши судьбы, мысли и сердца: Он духовным зреньем видит ясноПромысел небесного Отца. Предлагаю посмотреть  презентацию о храмах Можайска. Список использованных Интернет­ресурсов и литературы: Бородино. http   ://   www   .  liveinternet    .  ru. Бородинское поле и основательница Спасо­Бородинского женского монастыря ­ Игуменья Мария (Тучкова). Можайский  путеводитель. http   ://   www   .  mozhaysk    .  su  Духовное краеведение Подмосковья.  Автор Шевченко Л. Л.           Тучкова М.М.   http   ://   ru   .  wikipedia  .  org     .http://temples.ru       hramy  .ru   http://www.mozhaysk.ru