Республика Дагестан
Дербентский район
С.Мичурино
МКОУ «МИЧУРИНСКАЯ СОШ»
Доклад на тему:
«Оптимизация содержания обучения родному (табасаранскому )языку и литературы»
Провела -Исмаилова И.Ш
С.Мичурино-2019
Оптимизация содержания обучения родному
языку и литературе.
Сегодня трудно сказать, что родной язык обделен вниманием. Повсюду с разных
уровней говорят о проблемах языка, о сохранении языка. На мой взгляд нет
необходимости говорить о сохранении Дагестанских языков. На всех языках издаются
газеты и журналы, издается художественная литература, в вузах республики
готовятся специалисты по родным языкам для школ. В ареале обитания того или
иного дагестанского народа, трудно представить, что язык буде вытеснен другим
языком. Конечно, есть вопросы чрезмерного влияния русского языка, что является
естественным фактом в сложившихся социально-политических условиях. Остаются
серьезные вопросы по изучению родных языков в городах. Так как родной язык в
городских условиях не может выступать языком общения в среде обитания, здесь
требуются особые подходы к его изучению и популяризации. Эффективным будет,
наверное, разработка отдельных методик преподавания родного языка и литературы
в условия города и села. И в обеих случаях на первый план, на мой взгляд, нужно
уделить развитию речи, популяризации языка. В основном эту задачу приходится
решать школе. И потому вопрос оптимизации изучения родного языка и литературы,
мне кажется наиболее заслуживающим внимания.
Чтобы решить задачу оптимизации содержания обучения родному языку и литературы
необходимы новые подходы в подаче материала, на базе мета предметных требований
сегодняшних стандартов. Разнообразие методов и приемов подачи материала
позволить решить задачу популяризации родного языка и проблему «скучных уроков
родного языка».
При отсутствии учебно-методических комплектов по родным языка и литературе
остро стоит вопрос интересной подачи материала. Такого интереса у учащихся
можно добиться, если использовать меж предметные знания, подбирать материал к
уроку на базе истории, географии, достопримечательностей, флоры и фауны
Табасаран и т.д. Фактором идентификации народа является не только язык, но и
его история, культура, традиции, его исторические личности. Поэтому считаю
необходимым подавать материал по изучению теории языка на базе исторических
знаний, знаний по культуре и традициям народа, на примерах успешных знаменитых
представителей народа. Интеграция в урок всех этих знаний усилить
познавательные задачи уроков. К примеру, к урокам развития речи (сочинение про
родное село) можно подготовить панораму села, когда учащийся видеть на экране
свою улицу, свой двор и дом он испытывает совсем другие ощущения.
Для этих целей можно было бы собрать фото видео материал про
достопримечательности Табасарана («Крепость семи братьев», «Дюрхъ», природный
«Кужникский мост» и т.дОстро стоит проблема излишнего засорения языка
заимствованными словами из русского языка. Урок на эту тему можно было бы
начать с прослушивания песни Марьям Казиевой про то, как « дада»- «мамой», «адаш»-«папой»,
«Рамазан»-«Ромой».
Особое внимание нужно уделять урокам родной литературы, так, как только чтение
художественного текста может послужить реальным подспорьем в развитии речи
учащихся. Актуализация знаний, использование современных технологий позволить
вызвать интерес учащихся к чтению литературы. Хочу привести несколько примеров:
в учебнике дан короткий материал про Мирзу Кьалухъского и его стихи, тогда
когда можно было бы представить фото - материал о месте его рождения (о селе
«Ванихъ», о месте его героической гибели в Андалалской долине, о памятнике
поэту в с.Хучни.);
при изучении поэмы М.Митарова «Ифдин гъарзар» можно обратить внимание учащихся
на эпизод, когда маленький пастух, оказавшись на коленях перед всемогущим
Тимур-ленгом дает ему достойный горца ответ. Этот пример напрямую перекликается
с подвигами сегодняшних героев Магомеда Нурбагандова и Зейнутдина Батманова.
Сравнение этих подвигов горцев разных времен и заострение внимания на
героических корнях горских народов даст ощутимый эффект. Уместно было бы
поставить театральную постановку этого эпизода;
современные технологии позволяют сегодня записать и использовать на уроках
чтения произведений мастерами слова, авторские чтения с комментариями.
Эти и другие материалы должны войти в электронное приложение к урокам родного
языка и литературы. Создание такого продукта решить несколько актуальных задач
преподавания родного языка и литературы:
актуализация знаний по родному языку и литературе;
использование мета предметных и меж предметных связей;
использования современных технологий на уроках родного языка и литературы;
популяризации языка:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.