Табличные информационные модели
Оценка 4.7

Табличные информационные модели

Оценка 4.7
doc
20.10.2021
Табличные информационные модели
tablichnye_informatsionnye_modeli.doc

Тема «Табличные информационные модели»

 

Цели урока:

§ систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

§ расширить  представления  учащихся  о  знаковых  информационных моделях; 

§ упорядочить  имеющиеся  представления  учащихся  о  табличных информационных моделях, повторить/сформировать навыки создания таблиц.

Задачи:

Образовательные:

§ закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, математических моделях, табличных информационных моделях;

§ систематизация полученных знаний.

Развивающие:

§ развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитательные:

§ воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

Оборудование:  

§ Ноутбуки;

§ Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

§ Презентация 7_2.5.1 «Табличные информационные модели».

 

Основные понятия:

§ модель,

§ информационная модель,

§ знаковая информационная модель,

§ табличная информационная модель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

 

1.      Орг. Момент.

2.      Актуализация знаний.  

•  Что такое модель?

Модель – это заместитель объекта – прототипа.

•  Что такое моделирование?

Моделирование – процесс создания и изучения модели.

•  Какие модели называют натурными?

копия объекта в уменьшенном или увеличенном виде.

•  Какие модели называют информационными?

Это модели, представленные на носителе.

•  Какие существуют виды информационных моделей?

Знаковые, образные и смешанные.

•  Какие информационные модели наиболее распространены в общении?

Знаковые.

2.  Проверка домашнего задания.

 

1) Ответ: скорость распространения звука в зимний день при температуре – 350С равна 310 м/сек, а в летний день – при температуре + 300С равна 352 м/сек.

2а) Ответ: количество дней вычисляется по формуле: .

2б) Ответ: время, через которое встретятся велосипедисты вычисляется по формуле: минут.

3) Ответ: время вычисляется на основании формулы . Так как t= 8часов, B= 24 часа, то = =12 часов.

4)  Ответ: провода точно хватит для разметки клумбы  г)  и  не  хватит  на  вариант  б).  При решении вариантов а)  и  в) нужно  мысленно «разогнуть  ступеньки»  и  убедиться,  что  в каждом  из  этих  случаев  получается  прямоугольник 6*10, а,  следовательно,  провода достаточно.

 

3.       Объяснение нового материала: Табличные информационные модели. (слайд 1 – 3)

 

Хронологические таблицы  слайд 4

Расписание уроков Слайд 5

Программа телепередач Слайд 6

Таблица Д.И. Менделеева слайд 7.

Таблицы используют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств.

Задание 1. Национальный костюм.  Слайд 8 - 10

Укажите объекты и одинаковые
свойства объектов

 

Таблица состоит из столбцов и строк. Слайд 11.

 

Столбцы

 

Строки

 

 

 

 

Ячейка

 

 

 

 

 

Информация, представленная в таблице, наглядна, компактна, легко обозрима.

 

Правила оформления таблицы (слайд 12)

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения.
  4. Все ячейки таблицы должны быть заполнены. При необходимости в них заносят следующие знаки:

? – данные неизвестны;

´ – данные невозможны;

¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

 

Классификация таблиц (слайд 13)

 

Таблица типа «объекты-свойства» содержит информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу. (Слайд 14 - 15)

Таблица типа «объекты- объекты- один» содержит информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам. (слайд 16 – 17)

Слайд 18.

Таблица типа «объекты -объекты- несколько»

Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам.

 

Слайд 19.

Таблица типа «объекты-свойства-объекты».

Таблицы типа ОСО содержат информацию о свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам, и об одиночных свойствах объектов одного из классов.

Слайд 20-21

Вычислительными называют таблицы, где значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

Объекты двух классов находятся в отношении взаимно однозначного соответствия, если:

- в этих классах одинаковое количество объектов;

- каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса;

- каждый объект второго класса связан заданным свойством только с одним объектом первого класса.

4.      Закрепление изученного мматериала.

Решение задачи с помощью таблицы.

Маша, Оля,  Лена и Валя  играют на одном из музыкальных инструментов и говорят на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не  знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Определите , на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.

Увлечение

Девочка

Маша

Оля

Лена

Валя

Музыкальный инструмент

Рояль

1

0

0

0

Скрипка

0

0

1

0

Виолончель

0

1

0

0

Арфа

0

0

0

1

Иностранный язык

Французский

0

0

1

0

Немецкий

0

1

0

0

Английский

1

0

0

0

Итальянский

0

0

0

1

Ответ: Получим, что увлечения Маши – рояль и английский,
Оли – виолончель и немецкий, Лены – скрипка
и французский, Вали – арфа и итальянский.

5.      Практическая работа.

 

Практическая  часть  урока (задания  №1  и  №2  работы  №6 «Создание табличных моделей») посвящена  формированию навыков создания и форматирования таблиц.

При выполнении задания №1 «Великаны» важно следить за тем,  чтобы  ученики  не  создавали  пять  разных  таблиц,  а  редактировали  первую  таблицу, используя операции вставки и удаления строк и столбцов, применяя  автоформатирование  и реализуя  сортировку  данных.

В  задании  №2 «Природа России» ученики  не  только  отрабатывают технологический прием (объединение ячеек), но и производят отбор нужной для заполнения таблицы информации из текстового документа.

 

6.        Домашнее задание

 

§ 2.5 (стр. 58-60); Ответы на вопросы №№ 1 – 6 (стр. 69) рабочая тетрадь. Задания к параграфу.

 

 

 


Тема «Табличные информационные модели»

Тема «Табличные информационные модели»

Ход урока 1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала 1

Ход урока 1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала 1

Таблица состоит из столбцов и строк

Таблица состоит из столбцов и строк

Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам

Таблицы типа ООН содержат информацию о нескольких свойствах нескольких пар объектов, принадлежащих разным классам

Ответ: Получим, что увлечения

Ответ: Получим, что увлечения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2021