Табличные модели

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9инф.pptx

Табличные модели

Учитель информатики и математики АРШИНОВА Е.А

Цели:

1. Изучить таблицы типа «объект-свойство»
2. Таблицы типа «объект-объект»
3. Познакомиться с двоичными матрицами

Вопросы на повторение:

Что такое моделирование?
Дайте понятие объекта моделирования.
Что такое модель?
Дайте определение формализации.
Расскажите все о графических информационных моделях (схема, структура, график)

1. Что такое моделирование?

Моделирование – это деятельность человека по созданию модели (натурной или информационной)

2. Дайте понятие объекта моделирования.

Понятие объект моделирования надо понимать в самом широком смысле. Это может быть материальный объект: корабль, комета, живая клетка; явление природы: гроза, солнечное затмение; процесс: полет ракеты, изменение стоимости акций на фондовой бирже и многое другое.

3. Что такое модель?

Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Модель отражает лишь некоторые свойства объекта, существенные с точки зрения цели моделирования.

4. Дайте определение формализации.

Формализация есть результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определенной знаковой системе.

5. Расскажите все о графических информационных моделях (схема, структура, график)

Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы.

Структура – это порядок объединения элементов системы в единое целое.

График – это модель процесса.

1. Таблицы типа «объект-свойство»

2. Таблицы типа «объект-объект»

3. Двоичные матрицы

Таблицы типа «объект-свойство»

Таблица. Домашняя библиотека

Номер

Автор

Название

Год

Полка

0001

Беляев А.Р.

Человек-амфибия

1987

5

0002

Кервуд Д.

Бродяги Севера

1991

7

0003

Тургенев И.С.

Повести и рассказы

1982

1

0004

Олеша Ю.К.

Избранное

1987

5

0005

Беляев А.Р.

Звезда КЭЦ

1990

0006

Тынянов Ю.Н.

Кюхля

1979

1

0007

Толстой Л.Н.

Повести и рассказы

1986

Таблицы типа «объект-свойство»

Таблица. Погода

День

Осадки

Температура

Давление

Влажность

15.03.2007

Снег

-3,5

746

67

16.03.2007

Без осадков

0

750

62

17.03.2007

Туман

1,0

740

100

18.03.2007

Дождь

3,4

745

96

19.03.2007

Без осадков

5,2

760

87

Таблица. Успеваемость








Строки относятся к ученикам – это первый вид объектов, столбцы – к школьным предметам – второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, - оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

Таблицы типа «объект-объект»

Ученик

Русский

Алгебра

Химия

Физика

История

Музыка

Аликин Петр

4

5

4

5

Ботов Иван

3

4

Волков Илья

5

Галкина Нина

4

5

2

4

Таблица. Дороги







В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами

Таблицы типа «объект-объект»

Дачи

Озерная

Подгорная

Елово

Бобры

Дачи

1

0

Озерная

0

1

Подгорная

0

1

0

1

Елово

0

1

Бобры

0

1

Двоичные матрицы

В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы Дороги представляет собой двоичную матрицу

Двоичные матрицы

Ученик

Геология

Цветовдство

Танцы

Русанов

1

0

1

Семенов

0

Зотова

0

1

Шляпина

1

Таблица. Факультативы











В таблице приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, ноль – непосещение.
В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами.

Подведение итогов

Что вы сегодня узнали нового?
В чем состоит удобство табличного представления информации?
Приведите примеры таблиц, с которыми вам приходится иметь дело в школе и дома.
Что такое матрица?
Что такое двоичная матрица?

Домашнее задание:

№ урока

10А

10Б

11А

11Б

1

2

3

4

5

6

В данной таблице закрашенные клетки в расписании занятий соответствуют урокам физкультуры в 9-11 классах школы.
Выполните следующие задания:
Определите, какое минимальное количество учителей физкультуры требуется при таком расписании;
Найдите один из вариантов расписания, при котором можно обойтись двумя учителями физкультуры;
В школе три учителя физкультуры: Иванов, Петров, Сидоров; распределите между ними уроки в таблице так, чтобы ни у кого не было «окон»
Распределите между тремя учителями уроки так, чтобы нагрузка у всех была одинаковой.

Спасибо за урок!!!

Список использованных источников:

1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 5-е изд. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-341 с. : ил.
2. http://www.google.ru/search?q=excel&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=g195UaiyK8jPtAbJoIC4BQ&ved=0CEkQsAQ&biw=1440&bih=775#newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&sa=1&q=%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&oq=%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&gs_l=img.3..0l10.291583.294172.0.294905.11.9.0.2.2.0.178.1271.1j8.9.0...0.0...1c.1.12.img.Xah-zgjjE-g&bav=on.2,or.r_qf.&bvm=bv.45960087,d.bGE&fp=e1bb94c3811dd3a9&biw=1280&bih=709
3. http://www.google.ru/search?q=excel&newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=g195UaiyK8jPtAbJoIC4BQ&ved=0CEkQsAQ&biw=1440&bih=775#newwindow=1&hl=ru&tbm=isch&sa=1&q=%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8&oq=%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BC&gs_l=img.1.0.0j0i24l5.103767.106958.0.109316.11.8.0.3.3.0.410.1399.0j7j4-1.8.0...0.0...1c.1.12.img.92hv1TRIeLs&bav=on.2,or.r_qf.&fp=92c98f642530c0da&biw=1280&bih=709