Номер урока в разделе (теме) 2 Тип урока: Урок решения практических задач
Цель урока: Формирование умений применять полученные знания по теме «Единицы массы» в практических ситуациях через проектную деятельность.
Задачи: Создать условия для составления соотношений единиц массы; выражать массу в заданных единицах; способствовать формированию умений выполнять действия с величинами; сравнивать именованные числа, используя знаки >, <, =; решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины; выполнять взаимопроверку учебного задания.
Прогнозируемые результаты:
Предметные
-- Умение соотносить единицы массы.
-- Умение выражать массу в заданных единицах.
--Умение выполнять сложение и вычитание величин .
-- Умение решать задачи с величинами.
--Умение выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Метапредметные:
Познавательные
-- Умение осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
-- Умение подводить под понятия, выводить следствия.
-- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.
--Умение проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные
-- Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке.
-- Умение принимать и сохранять учебную задачу.
-- Умение проговаривать последовательность действий.
--Умение отслеживать результат выполненной работы.
Коммуникативные
--Умение слушать и понимать речь других, используя научную терминологию (математическую речь).
--Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
-- Умение работать в группе.
-- Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные
--Умение применять правила поведения при сотрудничестве.
-- Умение понимать значение границ собственного знания и незнания, осознавать необходимость самосовершенствования.
-- Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.
-- Умение осознавать личную ответственность за результат совместной деятельности.
Методы обучения : наглядный, словесный, практический.
Предмет Математика
Тема урока: Таблица единиц массы
Номер урока в разделе (теме) 2 Тип урока: Урок решения практических задач
Цель урока: Формирование умений применять полученные знания по теме «Единицы массы» в практических ситуациях через проектную
деятельность.
Задачи: Создать условия для составления соотношений единиц массы; выражать массу в заданных единицах; способствовать формированию умений
выполнять действия с величинами; сравнивать именованные числа, используя знаки >, <, =; решать задачу и оформлять её вычисление, используя
именованные величины; выполнять взаимопроверку учебного задания.
Прогнозируемые результаты:
Предметные
Умение соотносить единицы массы.
Умение выражать массу в заданных единицах.
Умение выполнять сложение и вычитание величин .
Умение решать задачи с величинами.
Умение выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Метапредметные:
Познавательные
Умение осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Умение подводить под понятия, выводить следствия.
Умение устанавливать причинноследственные связи, строить логическую цепь рассуждений.Умение проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные
Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Умение проговаривать последовательность действий.
Умение отслеживать результат выполненной работы.
Коммуникативные
Умение слушать и понимать речь других, используя научную терминологию (математическую речь).
Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Умение работать в группе.
Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные
Умение применять правила поведения при сотрудничестве.
Умение понимать значение границ собственного знания и незнания, осознавать необходимость самосовершенствования.
Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.
Умение осознавать личную ответственность за результат совместной деятельности.
Методы обучения : наглядный, словесный, практический.
Формы организации обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: Учебник «Математика» 4 класс, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука.; мультимедиа проектор, электронная доска,
проектные карты, справочные таблицы для каждой группы, сводная таблица результатов.
Используемая педагогическая технология: проектная технологияХ а р а к т е р и с т и к а э т а п о в у р о к а
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
1
I. Моти
вация
(самоопреде
ление)
к учебной
деятель
ности
2
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
учащихся к
усвоению
изучаемого
материала
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
3
Приветствует учащихся, проверяет готовность
класса и оборудования, эмоционально настраивает
на учебную деятельность.
Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок,
начинаем наш урок!
4
Слушают учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку.
II.
Актуализац
ия знаний
1. Проверка
домашнего
задания.
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.
Учебник с.3435, № 4,№ 8
Всем ли было легко выполнить домашнее
задание? С какими единицами измерения вы
работали дома?
Да, легко. С единицами
массы
2. Устный счет
– Вспомните, какие единицы массы изучили,
назовите их, начиная с наименьшей.
С какими единицами массы мы чаще всего
встречаемся в повседневной жизни?
1) Решение
неравенств
№ 3 стр.36
18т 50 кг и 18050 кг
18ц и 18000 кг
18000кг и 180ц
Дети называют единицы
массы.
С килограммами,
граммами (в магазине, в
кулинарии и др.)
Дети выполняют задание с
комментированием
Формы
органи
зации
взаимо
действия
на уроке
5
Фронтальн
ая
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная.
Фронтальн
ая.
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная
2) Решение
Решите задачу
Читают задачу, а затем
Фронтальн
Промежу
точный
контроль
7
Наблюден
ие учителя
за
организаци
ей
учащимис
я рабочего
места
Устные
ответы,
наблюдени
я учи
теля,
выполненн
ые задания
(решение
задачи, ,
устные
вычислени
я)
Формируемые умения
(предметные,
универсальные
учебные действия)
6
К – принимают учебное
сотрудничество с учителем
и сверстниками.
Л применяют правила
сотрудничества; имеют
желание учиться; проявляют
интерес к изучаемому
предмету, понимают его
важность
Предметные: умеют
соотносить единицы массы,
выражают массу в заданных
единицах, решают задачу с
величинами
П – владеют логическими
действиями; фиксируют
математические отношения
между объектами
и группами объектов в
знаковосимволической
форме; используют
математические термины,
символы и
знаки.
Р – принимают и сохраняют
цели и задачи учебной
деятельности; находят
способ решения учебной
задачи и выполняют учебныезадачи
Масса колибри, самой маленькой птички на Земле,
2г, а масса страуса, самой крупной птицы, 120 кг.
На сколько масса колибри меньше массы страуса?
3) Работа с
величинами
Выразите массу животных в килограммах и
граммах.
Масса льва 1ц 50 кг=
Масса слона 3т=
Масса новорожденного кита 8ц=
Масса морской свинки – 1800 г=
Масса сух.черепахи –1000 г =
Масса кролика 3000 г=
ая,
индивидуа
льная
объясняют, что обозначают
данные условия задачи.
Решают с
проговариванием.
Решение:
120кг=120000г
1200002=11998глегче
колибри, чем страус
Выполняют задание,
используя знания
прошлого урока
действия в устной форме
К – обмениваются
мнениями; умеют слушать
друг друга, строить
понятные для партнера по
коммуникации речевые
высказывания; задают
вопросы с целью получения
необходимой для решения
проблемы информации;
могут работать в
коллективе, уважают мнения
других участников
образовательного процесса.
Л – осознают свои
возможности в учении;
способны адекватно
рассуждать о причинах
своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием.
III.
Сообщение
темы, цели
урока
Работа с
электронной
доской
Слайд 1
(см.Приложение
)
У нас сегодня необыкновенный урок, урокпроект
Вы решили создать в школе живой уголок для
обучающихся начальной школы. Это очень
интересное и полезное, но совсем не простое дело.
На уроках окружающего мира мы уже
обговаривали условия создания уголка, однако
затруднение вызвал вопрос о питании животных.
Сегодня на уроке мы рассчитаем необходимое
количество корма и его стоимость для каждого
животного в год и предоставим расчеты нашим
спонсорам, которые обеспечат закупку кормов.
Фронтальн
ая
Определяют тему, цель
урока
Тема урока –единицы
массы, цель урока
закрепить полученные
знания о единицах массы и
применить их в проектной
деятельности.
Наблюден
ие учителя
за
восприяти
ем темы и
цели
Р – принимают и сохраняют
цели и задачи учебной
деятельности.
К –задают вопросы с целью
получения необходимой для
решения проблемы
информации
Л – осознают личную
ответственность за
результаты совместной
деятельности
Слайд 2
(см. Приложение
)
На доске слайд «Этапы проекта»
1.Погружение в тему
2. Деление на группы. Извлечение информации.
Вспоминают этапы работы
над проектом.
Фронтальн
ая3.Обработка результатов
4.Защита минипроекта
IV. Этап
реализации
построенног
о проекта
На данном уроке мы проведем работу по 5
направлениям проекта.
На столах у вас лежат проектные карты,
посмотрите на них, и начнем работу.
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная
Знакомство с
проектной
картой и
опорными
таблицами
Проектная карта ___ группы
№
Этапы минипроекта
Отметка о
выполнени
и
Дети знакомятся с
проектными картами,
опорными таблицами
1
Заполнение опорной схемы
единиц массы
2 Изучение таблицы
суточной нормы кормов и
цен на корма для
животных
Расчет количества корма
на каждое животное в
месяц, год
Работа экспертной группы
(Питание всех животных
живого уголка за год)
3
4
5 Подготовка данных
проекта для передачи
спонсорам (Совместно с
учителем)
Составление
таблицы единиц
массы
1 Этап( Совместно)
– Предлагаю заполнить таблицу единиц массы в
опорную схему, опираясь на учебник (с. 34) и свои
знания.
Таблица единиц массы
Записывают в опорную
схему таблицу единиц
массы, делают отметку о
выполнении в проектной
карте.
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная
Предметные: используют
таблицу величин массы,
соотносят единицы массы,
выражают массу в заданных
единицах, выполняют
умножение и деление
многозначных чисел.
П – владеют логическими
действиями; фиксируют
математические отношения
между объектами
и группами объектов в
знаковосимволической
форме; используют
математические термины,
символы и
знаки, осуществляют выбор
оснований и критериев для
сравнения, классификации
объектов.
Р – принимают и сохраняют
цели и задачи учебной
деятельности; находят
способ решения учебной
задачи и выполняют учебные
действия в устной и
письменной форме,
отслеживают результат
выполненной работы.
К – обмениваются
мнениями; умеют слушать
друг друга, строить
понятные для партнера по
коммуникации речевые
высказывания; задают
вопросы с целью получения
необходимой для решения
проблемы информации;
Наблюден
ие учителя
за работой
класса
Знание
единиц
измерения
массы,
наблюдени
е учителяо
выполнени
и задания
могут работать в группе,
уважают мнения других
участников
образовательного процесса.
Л – понимают значение
границ собственного знания
и незнания, осознают
необходимость
самосовершенствования.
Групповая
Делятся на 3 группы (по
расчету: первый, второй,
третий) Переходят каждый
в свою группу.
Каждая группа изучает
данные таблицы для своего
питомца. Делается отметка
о выполнении в проектной
карте.
Выполняют расчеты,
записывают данные в
таблицу, делают отметку о
выполнении в проектную
карту.
Групповая,
индивидуа
льная
Контроль
над
созданием
рабочих
групп
Наблюден
ие учителя
за
согласован
ностью
действий в
каждой
рабочей
группе
1 кг = кг
1 ц = кг
1 т = ц
1 т = кг
( Опорные схемы используем в дальнейшей работе
на уроках)
Сделайте отметку о выполнении в проектной
карте.
Деление на
группы
2 этап (по группам) Определитесь, кто будет
вести расчет для морской свинки, кто –для
попугая, ктодля черепахи. Изучите данные
таблицы для своего питомца.
Сделайте отметку о выполнении
Выполнение
расчетов
3 Этап (Практический)
1 гр. –сколько требуется корма в день, в месяц, в
год морской свинке
Морская свинка
Вид корма
Сухой корм- 1г-
1руб
Сочный корм- 1г—
1руб.50коп
Сено- 1г—3коп
Всего
Суточная норма
25 г
70 г
100 г
Месяц/год
2 гр.д – сколько требуется корма в день, в месяц, в
год попугаюВолнистый попугай
Вид корма
Сухой корм- 1г-
1руб
Сочный корм- 1г—
1руб.50коп
Пророщенное
зерно- 1г—1руб
Всего
Суточная норма
20 г
10 г
5 г
Месяц/год
3 гр. сколько требуется корма в день, в месяц, в
год черепахе
Черепаха
Вид корма
Сухой корм- 1г-
1руб
Сочный корм- 1г—
1руб.50коп
Хлеб- 1г—3коп
Всего
Суточная норма
45 г
35 г
12 г
Месяц/год
Сделайте отметку о выполнении работы
Представление
вычислений
каждой группой
и обработка
результатов в
общей таблице
на электронной
доске.
4 этап
(Экспертная группасовместная работа
представителей от каждой группы)
Заполнение общей таблицы на электронной доске с
целью объединения данных о стоимости корма для
каждого животного в год и общей суммы для всех.
См.Приложение
Делаем отметку в проектных картах.
Эксперт от каждой группы
предоставляет данные о
своем питомце в общую
таблицу.
Рассчитывают сумму для
каждого животного за год
и общую сумму в целом.
Делают отметку в
проектных картах.
Индивидуа
льная,
фронтальн
ая
Наблюден
ие за
правильно
стью
подсчетовОформляют заявку на
корма
Фронтальн
ая
5 этап. Подведение итогов минипроекта.
Оформление заявки на корма для живого
уголка спонсорам.
Завершение
проекта
Итак, наш проект успешно завершен, осталось
оформить заявку, основываясь на расчетах
экспертов.
См.Приложение 3
Контроль
за
правильно
стью
оформлен
ия
документа
Физкультми
нутка
Организация
смены
деятельности,
обеспечение
эмоциональной
разгрузки
учащихся
Решение задачи
по готовому
условию
V.
Практическ
ая
деятельност
ь
Предлагает выполнить движения согласно
физкультминутке
Раз –подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Задача
Морская свинка за день съедает 195 г корма, а за
год 2340 г. Хомяк съедает за день на 100 г корма
меньше. Сколько потребуется корма на год
хомяку? На сколько больше употребит корма за
год морская свинка, чем хомяк?
Временной
промежуток
Суточная
норма
Годовая
норма
На сколько больше употребит корма морская
свинка, чем хомяк?
?, на 100 г
меньше
?
Хомяк
Морская
свинка
195 г
71175 г
Выполняют
физкультминутку
Фронтальн
ая
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная.
Читают задачу,
анализируют,
записывают решение
в тетрадь.
Решение:
1)195100=95г
2)95*365=34675г
3)7117534675=36500г
Выполняют
взаимопроверку
Р—принимают и сохраняют
учебную задачу, выполняют
последовательность
действий.
К—проявляют готовность
слушать и выполнять задачу
Л—умеют принимать
правила, понимать значение
физических упражнений
Выполнен
ие дви
жений
соглас
но тексту
физкультм
инутки
Контроль
за
решением
текстовой
задачи,
устных
ответов,
записей
в тетрадях
Предметные: анализируют
условие задачи, видят
аналогии и используют их
при освоении приемов
вычислений, устанавливают
и соблюдают очередность
действий, сравнивают
полученные результаты
П – проводят анализ, синтез,
сравнение, обобщение;
выдвигают гипотезы и их
обосновывают;
осуществляют построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство.
Р – осуществляют волевую
саморегуляцию в ситуации
затруднения, выстраиваютVII. Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение
полученных
на уроке
сведений.
Заключительная
беседа.
Выставление
оценок
VIII.
Домашнее
задание
Инструктаж
по выполнению
домашнего
задания
– Ребята, понравилось ли вам быть участниками
нашего проекта?
Что вызвало особый интерес? С какой
профессией созвучна была наша работа?
– Хотелось ли бы вам становиться участниками и
разрабатывать новые проекты?
Составить и решить задачу о содержании в живом
уголке нового питомца или своего любимца дома.
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная
последовательность
действий, осуществляют
контроль результатов
К – осуществляют учет
разных мнений, строят
монологическое
высказывание, владеют
диалогической формой речи.
П – ориентируются в своей
системе знаний –
отличают новое от уже
известного.
Р – оценивают собственную
деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес
к предмету
К—слушают и понимают
речь других, используют
научную терминологию
Устные
ответы
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная
Р – принимают и сохраняют
учебную задачу,
осуществляют поиск средств
для ее выполнения
Контроль
понимания
домашнего
задания
Отвечают на вопросы
Да, понравилось.
Интересно было узнать,
сколько корма за год
съедает каждое животное.
С профессией: бухгалтера,
животновода, зоолога,
продавца зоомагазина.
Да, конечно. Это очень
интересно.
Задают уточняющие
вопросыПРИЛОЖЕНИЯ
Проектная карта ___ группы
№
Этапы проекта
Отметка
о
выполнени
и
1
2
3
4
5
6
Заполнение опорной схемы
единиц массы
Изучение таблицы цен на
корма для животных
Расчет количества корма
на каждое животное в
месяц, год
Работа экспертной группы
(Питание всех животных
живого уголка за год)
Необходимое
оборудование для
содержания животных
Составить план
мероприятий по
организации живого
уголка
Выполнено без ошибок
Допущены ошибки
Не выполненоМорская свинка
Волнистый попугай
Черепаха
Вид корма
Суточная норма
Вид корма
Суточная норма
Вид корма
Суточная норма
Сухой корм- 1г-1руб
Сочный корм- 1г—
1руб.50коп
Сено- 1г—3коп
25 г
70 г
100 г
Всего
ИТОГО:
Месяц/год
Сухой корм- 1г-1руб
Сочный корм- 1г—
1руб.50коп
Пророщенное зерно- 1г
—1руб
Всего
20 г
10 г
5 г
Сухой корм- 1г-1руб
Сочный корм- 1г—
1руб.50коп
Хлеб- 1г—3коп
45 г
35 г
12 г
Месяц/год
Всего
Месяц/год
Таблица единиц
массы1 кг = кг
1 ц = кг
1 т = ц
1 т = кг
от обучающихся класса
В родительский комитет 4б класса
Заявка на приобретение кормов для живого уголка
Просим приобрести корма в соответствии с таблицей для содержания животных живого уголка
Перечень кормов
Сухой корм
Сочный корм
Сено
Хлеб
Пророщенное зерно
Количество/ г в год
Стоимость /руб.
Итого/ руб.