Методика «Таблицы Шульте»
Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.
Процедура проведения исследования: Испытуемому поочерёдно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25 (см. приложение № 1-5). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок».
Таблицу открывают и одновременно с началом задания включают секундомер.
Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций. Средняя норма – 40- 42 секунды. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.
Оценка результатов.
1-й уровень — 30—39 сек.
2-й уровень — 40—49 сек.
3-й уровень — 50—59 сек.
4-й уровень — 60—89 сек.
5-й уровень — 90 сек. и выше.
С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой):
• эффективность работы (ЭР),
• степень врабатываемости (ВР),
• психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где
• Тi - время работы с i-той таблицей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.
Возраст |
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
10 лет |
45 и меньше |
46-55 |
56-65 |
66-75 |
76 и более |
11 лет |
35 и меньше |
36-45 |
46-55 |
56-65 |
66 и более |
12 лет |
30 и меньше |
31-35 |
36-45 |
46-55 |
56 и более |
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.
Протокол обследования
Врабатываемость
Таблицы |
Время |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
Интерпретация результатов
1-й уровень отражает высокую концентрацию и устойчивость произвольного внимания, высокий темп психической деятельности, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд.
2-й уровень отражает достаточно высокую концентрацию и устойчивости произвольного внимания, высокий темп сенсомоторных реакций, быструю врабатываемость, отсутствие утомляемости. Ребенок способен длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти большой цифровой ряд, самостоятельно замечать и исправлять ошибки.
3-й уровень отражает достаточную концентрацию и устойчивость произвольного внимания, достаточный темп сенсомоторных реакций. При этом возможны варианты: быстрая врабатываемость может сопровождаться медленным темпом выполнения задания, а медленная врабатываемость — высоким темпом сенсомоторных реакций. Ребенок способен лишь недостаточно длительное время концентрировать внимание на смысле задания, удерживать в памяти ограниченный цифровой ряд. Не замечает и не исправляет ошибки.
4-й уровень отражает недостаточную сформирован и ость активного внимания. Увеличение времени выполнения задания обусловлено или умеренной неустойчивостью внимания в виде «застревания» в поиске отдельных чисел; или равномерным замедлением темпа психической деятельности при выполнении заданий; или умеренной истощаемостью психической работоспособности.
5-й уровень отражает выраженную несформированность активного внимания, проявляющуюся в явной неустойчивости психической деятельности, или в замедленности темпа или в истощаемое. Протокол исследования по методике «Таблицы Шульте»
Фамилия, имя/ Показатели |
ЭР ( эффективность работы) |
ВР ( врабатываемость) |
ПУ (психическая устойчивость) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 1
14 |
9 |
2 |
21 |
13 |
22 |
7 |
16 |
5 |
10 |
4 |
25 |
11 |
18 |
3 |
20 |
6 |
23 |
8 |
19 |
15 |
24 |
1 |
17 |
12 |
Таблица № 2
2 |
13 |
1 |
8 |
20 |
17 |
6 |
25 |
7 |
11 |
22 |
18 |
3 |
15 |
19 |
10 |
5 |
12 |
24 |
16 |
14 |
23 |
4 |
9 |
21 |
Таблица № 3
21 |
11 |
1 |
19 |
24 |
2 |
20 |
18 |
5 |
10 |
4 |
13 |
25 |
16 |
7 |
17 |
6 |
14 |
9 |
12 |
22 |
3 |
8 |
15 |
23 |
Таблица № 4
5 |
21 |
23 |
4 |
25 |
11 |
2 |
7 |
13 |
20 |
24 |
17 |
19 |
6 |
18 |
9 |
1 |
12 |
8 |
14 |
16 |
10 |
3 |
15 |
22 |
Таблица № 5
3 |
17 |
21 |
8 |
4 |
10 |
6 |
15 |
25 |
13 |
24 |
20 |
1 |
9 |
22 |
19 |
12 |
7 |
14 |
16 |
2 |
18 |
23 |
11 |
5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.