Конспект занятия по внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Учитель МБОУ «Первомайская СОШ» Новак
Светлана Алексеевна
Раздел: «Геометрия вокруг нас»
Тема: «Танграм»
Класс: 2
Цель: знакомство с игрой – головоломкой «Танграм».
Задачи:
Образовательные: познакомить с игрой – головоломкой «Танграм»; определять количество танов (фигур), конструировать
Развивающие: развивать пространственное воображение,
Воспитательные:
Формирование УУД:
Познавательные УУД:
Метапредметные УУД:
Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Оборудование к занятию: набор шаблонов для игры – головоломки «Танграм», ножницы, клей, альбомные листы.
Ход занятия
I. Самоопределение к деятельности
- Здравствуйте, ребята.
Пусть математика сложна,
Её до края не познать.
Откроет двери нам она,
В них только надо постучать!
- Ребята, а вы готовы к новым открытиям?
1. Чтение сказки.
- Ребята, послушайте сказку «Самый важный»
В одной прекрасной стране, которая называется «Геометрия» жили не тужили разные геометрические фигуры. Жители этой страны всегда помогали друг другу, друг друга выручали, поэтому жили дружно и весело.
Но в одно прекрасное летнее утро треугольник сидел рядом со своим домиком на завалинке. Сидел он, сидел, думал, думал и решил, что он самая нужная и важная геометрическая фигура. Обрадовался, вскочил и побежал к своему другу квадрату. Стучит в дверь: «Квадрат, открывай дверь. У меня есть для тебя новость. Посмотри на меня. Я самый важный и нужный из фигур. У меня есть три угла. Вот какой я красивый». Квадрат посмотрел на треугольник и сказал: «Нет, брат, я самый важный и нужный из фигур. У тебя три угла, а у меня четыре». Спорили, спорили треугольник с квадратом, но так и не о чём не договорились. Решили пойти к прямоугольнику. Подошли они к домику прямоугольника, стучат к нему в дом и просят его: «Рассуди нас, кто главнее?» Треугольник говорит: «Я главный, у меня три угла». Квадрат отвечает: «Нет, я главный. У меня четыре угла». Выслушал их прямоугольник и сказал: « Нет, ребята, вы не правы. Я самый главный. У меня четыре угла». Пуще прежнего друзья рассорились. Никто друг другу уступать не хотел. Мимо проходим круг, услышал он спор и сказал: «Друзья, не надо спорить и ссориться. Ведь каждая из вас важная и нужная фигура».
С тех пор в стране, которая называется «Геометрия» споров и ссор не было. И все фигуры в этой замечательной стране стали жить дружно.
- Ребята, а как вы считаете, среди геометрических фигур можно выделить самую важную и нужную фигуру?
Учитель даёт возможность высказаться всем учащимся.
- Как вы думаете, по какой стране мы сегодня совершим путешествие?
Ответы учащихся.
- Сегодня мы совершим путешествие по стране «Геометрия». В этой замечательной стране мы познакомимся с древнекитайской игрой – головоломкой «Танграм». А так же научимся конструировать фигуры животных из геометрических фигур.
II. Работа по теме занятия.
- Танграм – это древняя китайская игра - головоломка, состоящая из семи танов (плоских фигур). Их необходимо сложить определённым образом для получения более сложной фигуры, изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру.
- Ребята, а чтобы узнать из каких фигур состоит «Танграм», отгадайте загадки.
1.Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
2. Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат, а зовут меня….(квадрат)
3. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем – то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат…(прямоугольник).
4. Хоть стороны мои попарно,
Равны и параллельны,
Но всё же я в печали,
Что не равны мои диагонали.
Да и углы они не делят пополам.
Но всё ж скажи, дружок, кто я? (параллелограмм).
- Молодцы, вы правильно отгадали загадки.
- А чтобы проверить, как вы знаете названные геометрические фигуры, найдите эти фигуры, из которых построен домик.
- Ответы учащихся
Физминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
- Рассмотрим «Таграм». Посчитайте количество фигур, полученных в результате разрезания квадрата.
- Как называются эти фигуры?
Ответы учащихся
- Танграм состоит из 7 частей (фигур), полученных в результате разрезания квадрата. В состав «Танграма» входят 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), параллелограмм и квадрат.
- Ребята, у вас у каждого на столе лежит квадрат. Разрежьте его по линиям, чтобы получилось 7 фигур.
Учащиеся выполняют задание.
- Отгадайте загадку
На гору бегом,
С горы кувырком. (заяц)
Конструирование фигуры зайца.
Условия
Творческое задание.
Сконструируйте самостоятельно фигуру животного, приклейте на альбомный лист.
Показ выполненных работ.
II. Рефлексия. Итог занятия.
- Ребята, расскажите, какие открытия вы сделали для себя на этом занятии?
- С кем вы можете поделиться полученными знаниями?
Учитель даёт возможность высказаться всем учащимся.
-У вас у каждого на столе лежат солнышко и тучка. Если вам понравилось занятие, то поднимите солнышко. Если на занятии у вас возникали трудности или вам не понравилось занятие – поднимите тучку.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
И что на занятии вы не ленились.
До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.