Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Сборник танцевальных игр, направленных на развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
Камышлов, 2020
Сборник танцевальных игр, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста /сост. Составитель Бобылева Е.С / Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2020.
Руководитель Насонова И.А., преподаватель ГБПОУ «Камышловский педагогический колледж»
Рецензент: Штыркина Анна Ивановна
Рецензент внешний Толстыгина Н.И ., методист МАДОУ №11 «Колокольчик»
Сборник включает танцевальные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Сборник может быть использован в любом дошкольном учреждении, предназначен для воспитателей, родителей, студентов.
© ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2020
Содержание
«Цепочка»………………………………………………...11
«Стоп – кадр»………………………………………..…...12
«Ищем друг друга»…. …………………………………..13
«Энергичная парочка»… ………………………………..14
«Крылья»….. …………………………………………….15
«Лебединое озеро»……………………………………….15
«Весёлый поход» ………………………………………..16
«Сон» …………………………………………………….17
«Танцуют все» …………………………………………..18
«Хоровод знакомство» ………………………………….18
«Реверансы» ……………………………………………..19
«Разрешите пригласить» ………………………………..20
«Всё дело в шляпе» ……………………………………...21
«Соло с гитарой» ………………………………………..21
Игра «Живая скульптура» ………………………………22
Игра «На лесной полянке» ……………………………...23
Игра «Магазин игрушек» ……………………………….25
Игра «Успей передать» …………………………………26
Игра «Воображалки» ……………………………………26
Игра «На поляне» ……………………………………….27
Игра «Кот и мыши» ……………………………………..28
Игра «Росточек» …………………………………………29
Игра «Водяной» …………………………………………30
Игра «Водим хороводы» ………………………………..31
Второй вариант «Лавата» ……………………………….32
Игра «Партнёры и партнёрши» ………………………...32
Игра «Музыкальные предметы» (шляпы, шары, подарки, игрушки) …………………………………………………33
Игра «Арам-зам-зам» …………………………………...35
Игра «Праздничный поезд» …………………………….36
Игра «Трансформер»…………………………………….37
Игра «Цепочка» …………………………………………37
Игра «Невесомость» ……………………………………38
Игра «Вокруг света» …………………………………...39
Игра «Шляпная эстафета» ……………………………..41
Сборник танцевальных игр построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.
В связи с вступлением ФГОС на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие, как одно из основных средств развития личности ребенка и общения его с окружающими людьми.
Анализируя проблемы коммуникативных способностей современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома.
- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, в общении.
Рассмотрим, как они раскрывают определение коммуникации. О. Н. Сомкова определяет коммуникативные способности детей дошкольного возраста как владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «способностью общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи». К коммуникативным она относит следующие способности:
- Речевые способности: слушать собеседника и правильно понимать его мысль, формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы, правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать эмоциональный тон общения, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь и контролировать ее нормативность.
- Невербальные способности: способность использование мимики, жестов, поз; способность понимать эмоции собеседника.
- Способность вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми); способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); использовать формы обращения к собеседнику (знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, жалоба и сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность).
Для развития коммуникативных способностей детей существует множество методик, но именно танец может в полной мере раскрыть человеческие качества, его внутренний мир посредством невербальных сигналов (движений тела, поз, рук), а через него (невербальное общение посредством танца) дети учатся и словесно лучше выражать свои мысли при помощи речи.
Для развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, несомненно, необходимо использовать игру. Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость общаться со сверстниками или взрослыми.
Для развития коммуникативных способностей используются различные методы, я применяю к этим методам танцевальные игры. Танцевальные игры решают вопросы коммуникативности детей.
Цель: развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· формировать способность вхождения в контакт с другими людьми и взаимодействия в группе, способность взаимопонимания, навыки взаимного принятия друг друга;
· развить групповые чувства сплочённости, сопричастности, принадлежности, побудить к вступлению в межличностные отношения;
· формировать эмпатию
· развить выразительность движений, мимику;
· снять внутренний зажим, помочь самосознанию и самопониманию, а так же высвобождению чувств.
Сборник состоит из трех разделов:
1.Игры, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями.
2.Танцевальные игры, направленные на формирование взаимопонимания со сверстниками
3.Танцевальные игры, развивающие доверие к партнерам.
Предложенный сборник поможет успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придадут движениям детей эмоциональную окраску, влияя на разнообразие и выразительность жестов в музыкально-игровой деятельности.
Танцевальные игры могут использоваться в режимных моментах и самостоятельной деятельности.
«Цепочка»
Цель: формирование способности вхождения в контакт с другими людьми и взаимодействия в группе.
Ход игры: Участники становятся в колонну и двигаются «змейкой». Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает различные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки т.д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту – ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и т.д.
«Стоп – кадр»
Цель: развить выразительность движений, мимику; снять внутренний зажим, помочь самосознанию и самопониманию, а так же высвобождению чувств.
Условия игры: Участники располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:
1 вариант: в разных позах, представляя собой скульптуру.
2 вариант: с улыбкой на лице.
Ведущий делает комментарий, после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5 -8 раз). Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».
«Ищем друг друга»
Цель: формировать навыки взаимного принятия друг друга и вхождения в контакт, развивать чувство быстрой реакции.
Условия игры: Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается – каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).
«Энергичная парочка»
Цель: стимулировать общение в парах, развивать способность взаимопонимания, формировать эмпатию, развить танцевально-экспрессивный репертуар.
Условия игры: Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении:
• Держась правыми руками,
• Взявшись под руки,
• Положив руки друг другу на плечи,
• Положив руки на талию,
• Взявшись двумя руками – лицом друг к другу (спиной друг к другу).
При смене сцепления делается пауза и меняется музыка. Игру можно провести как конкурс.
«Крылья»
Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Условия игры: На первом этапе участники «отзеркаливают» ведущего, который имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворотом и т.д.).
На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя между собой. Пока одни танцуют – другие наблюдают, и наоборот.
«Лебединое озеро»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, осознать свои танцевальные способности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.
Условия игры: Участники располагаются по всей площадке, принимая статичное положение (стоят, «сложив крылья», или приседают на корточки).
Ведущий (исполняя роль феи или волшебника) поочерёдно дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает.
Ведущий даёт комментарий, стимулируя проявление индивидуальности.
«Весёлый поход»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, дать возможность экспериментировать с движением для осознания своего танцевально- экспрессивного стереотипа, а также ощущать себя в роли ведущего и ведомого.
Условия игры: Участники строятся колонной и двигаются «змейкой». Стоящий во главе колонны (командир отряда) показывает какое – то движение, остальные повторяют.
Затем «командир отряда» уходит в конец колонны и его место занимает следующий участник. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не побывает во главе колонны. Каждый участник должен стараться на повторяться в движениях, придумывать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, ведущий приходит на помощь.
«Сон»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.
Условия игры: Участники располагаются на стульях в удобном положении или ложатся на пол на коврики, закрывают глаза.
1 вариант: ведущий даёт тему сновидения (например, «весна», «космос», «море», «облако» и т.д.) и участники под музыку отдаются своим фантазиям.
2 вариант: ведущий говорит заранее заготовленный текст на фоне музыки.
На втором этапе все делятся своими сновидениями.
Игра обычно проводится в конце занятия.
«Танцуют все»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.
Условия игры: Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий дает задание «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т.д. – участники импровизируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом.
Игра обычно проводится в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально – игровом тренинге.
«Хоровод знакомство»
Цель: развить групповые чувства сплочённости, сопричастности, принадлежности, побудить к вступлению в межличностные отношения.
Условия игры: Участники образуют круг и, взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идёт в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого участника (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передаёт платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться пока все не перебывают в роли ведущего.
«Реверансы»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с движением, осознать свою особенность самовыражения, развивать умение импровизировать.
Условия игры: В игре воссоздаётся атмосфера бала.
1 вариант: Участники медленным, степенным шагом двигаются по площадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком головы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза – сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).
2 вариант: Группа выстраивается в ряд. Король (королева) проходит вдоль участников, каждый из которых в знак приветствия поочерёдно замирает в реверансе, и становится в конец ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля.
«Разрешите пригласить»
Цель: развивать эмпатию, стимулировать общение в парах, развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, расширить танцевально – экспрессивный репертуар.
Условия игры: Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые «отзеркаливает» партнёр.
По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площадке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный процесс. При этом каждый приглашенный «отзеркаливает» движения того, кто его пригласил.
«Всё дело в шляпе»
Цель: стимулировать общение в парах, развивать способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Условия игры: Участники разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается воле любой пары, надевает шляпу на голову одному из участников и меняется с ним местами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.
«Соло с гитарой»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, симулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Все встают в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, выражая в танце свои чувства, затем передаёт гитару любому участнику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем – либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается аплодисментами.
Игра «Живая скульптура»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, симулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, соответствующую теме (темы: явления природы, цветы, животные, природные явления и т. п.), в которой ему удобно стоять.
Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее.
Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
Замечание: Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего
упражнения; следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и,
выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она
похожа.
Игра «На лесной полянке»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Роли можно заранее распределить: кто кого будет играть, а можно, чтобы участвовали все сразу. Таким образом, детям уже придется перевоплощаться очень быстро.
К игре сразу необходимо вставить ссылки на музыку.
Играет пастушок на дудочке в лесу на полянке, все деревья танцуют
Музыка (J.Last – The Lonely Sheeperd)
Услышали ежи, решили посмотреть, кто так красиво играет
Музыка (Марш пластелиновых ежиков Е.Наумова)
Следом прилетели птички, бабочки , закружились в танце
Музыка (Дорога)
А тут и зайки прискакали и на травке стали прыгать плясать
Музыка (Травушка)
Тут лисы и волки пришли, увидели зайчиков, стали вокруг да около зайцев ходить
Музыка (Зайка моя)
Хорошо лягушки прискакали и предложили в игру поиграть, да волков и лис догонять:
Музыка (Ква – Квафония Е.Наумова)
Вдруг такой ветер поднялся, лес зашумел. Пастушок заиграл в рожок, позвал своих друзей – прибежали козлята, барашки, собачки
Музыка (Пастушок С.Путинцев)
спрятались все под деревьями. А когда все стихло, обрадовались и снова начался праздник, все весело плясали, играли, на чудесной полянке в лесу.
Музыка (Шарманка Е.Наумова)
Вот такая игра! Здесь и актерское мастерство, и умение слышать музыку, ее характер, темп, умение импровизировать и т.д. Пользуйтесь на здоровье!
Игра «Магазин игрушек»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Условия игры: Один ребенок – покупатель, остальные сами придумывают, какой игрушкой они будут, на вступление дети замирают, покупатель обходит каждую игрушку и заводит ключиком, игрушка оживает и начинает двигаться.
В конце покупатель покупает понравившуюся ему игрушку, которая потом становится покупателем.
Музыкальное сопровождение каждый раз меняется.
Игра «Успей передать»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Условия игры: Дети становятся в круг. В руках у двух детей платок. Под музыку платок начинают передавать из рук в руки. Как только музыка обрывается, передача прекращается, и тот, у кого в этот момент окажется в руках платок, выходит в центр круга и под хлопки детей (или музыкальный отрывок) танцуют известные движения. Затем игра продолжается дальше.
Игра «Воображалки»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Условия игры: Все стоят на местах и, закрыв глаза руками, представляют – что
спят. По хлопку педагога просыпаются и изображают то, что сказал педагог –
самолеты, бабочка, машина и т.д.
Игра «На поляне»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Условия игры: «В летнем лесу утро, светит солнце, и разные звери приходят на полянку погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку. Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько подсмотрим»
1. На поляну прискакал заяц
2. На поляну прибежал волк
3. На поляне прыгают лягушки
4. На поляну пришла лиса
5. На поляну прибежали мыши
6. На поляну пришел медведь
Музыка к данной игре подбирается разная.
Игра «Кот и мыши»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Жил в одном доме (старый, ленивый, ворчливый и т.д. – вариант зависит от вашей фантазии) кот, который любил поспать. А в подвале жили маленькие мышки, которые любили играть и бегать. Но кот не любил шума и всегда ловил мышек.
По очереди под музыку танцуют то кот, то мыши, в зависимости от
зверей меняется и музыка. Так как кот проснулся, то мышки в этот момент
превращаются в разных зверей и насекомых: птичек, зайчиков, бабочек.
Игра не имеет границ. В зависимости от настроения детей можно стать
красивыми бабочками подлететь к коту и заставить его танцевать с собой, а можно
превратиться в волка и напугать кота. Все зависит от того сценария который
будет вести педагог.
Игра «Росточек»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Условия игры: Зима.
Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она
наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному
появляются листики, а затем бутон.
Дальше
цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он
покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и
осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти
весной.
Игра «Водяной»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: По считалке выбирается «Водяной». Ему платком завязывают глаза, водят вокруг него хоровод и поют:
— Водяной, водяной, что сидишь ты под водой? Выходи на бережок,
Поиграй со мной, дружок!
Исполнив песню, дети разбегаются.
Водяной кричит: «Стоп!»
Все
игроки останавливаются. Водяной ходит, вытянув руки вперед, и
старается кого-нибудь коснуться. Коснувшись, спрашивает:
«Кто вокруг меня?»
Тот, кого коснулись, отвечает:
«Пчелки» (гуси, зайцы, воробьи).
Все
играющие придумывают позу того, кого назвали. Водяной снимает повязку, выбирает
то одну понравившуюся позу, то другую. Просит ее «оживить» (дать танцевальную
характеристику). Затем называет лучшую на его взгляд. Тот, чья поза лучше и
будет Водяным.
Игра начинается снова.
Игра «Водим хороводы»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Количество игроков: от 6 человек.
Участники встают в круг, а ведущий задает им вопрос: «Наши уши хороши?». Ответ: «Хороши». Вопрос: «А у соседа?». Ответ: «Лучше!». Каждый участник берет за уши соседей справа- слева, и все танцуют по кругу, приговаривая: «Мы танцуем от души- от души! Наши уши хороши-хороши!» (2 раза). И далее ведущий называет другую часть тела, например: локотки, руки, ноги, колени, лопатки. Ведущим может быть любой, но после того, как все участники запомнят правила игры.
Второй вариант «Лавата»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Количество игроков: любое.
Ведущий: Давайте разучим слова нашей песни:
Дружно мы танцуем тра-та-та
Танец наш веселый Лавата (2 раза повторить).
Ведущий: «Наши руки хороши! А у соседа лучше!». (Все берутся за руки и поют.)
И т. д., каждый раз меняя положение рук. («Голова хороша, уши хороши, колени хороши» и т. д.).
Игра «Партнёры и партнёрши»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Количество игроков: 6 девочек и 5 мальчиков.
Мальчики становятся в круг, можно, чтобы не подглядывали, спинами друг к другу. Включается музыка, и девочки начинают танцевать (бегать) по кругу вокруг партнёров или от партнёра к партнёру. Как только музыка заканчивается, каждая девочка должна встать перед партнёром. Та, кому партнёра не хватило, выбывает и забирает с собой одного из партнёров.
Второй вариант: партнёрши стоят, а партнёры вокруг них танцуют.
Третий вариант: «Музыкальные стулья». Стульев должно быть на один меньше, чем участников. Правила игры те же.
Игра «Музыкальные предметы» (шляпы, шары, подарки, игрушки)
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Количество игроков: любое.
Количество
предметов должно быть на один меньше, чем игроков.
Вариант игры: передают под музыку шарики, а их на один меньше, чем участников.
Музыка останавливается, и выходит тот, у кого нет шарика. Если шарик лопнул, то
игрок тоже выходит из игры. Или вместо шаров игроки передают и надевают на себя
шляпы. Причем можно самому снимать с другого игрока шляпу, а не ждать, пока ее
передадут. Во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого не будет в
руках предмета.
Второй вариант: передавать один предмет. И во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого в руках будет оставаться предмет. Кто последним останется без предмета, тот и станет победителем.
Третий вариант: если играть с подарком, то его заберет тот, у кого этот подарок останется по окончании музыкального отрывка. Так можно интересно раздать подарки.
Игра «Арам-зам-зам»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Количество игроков: любое.
Игроки становятся в круг и под руководством учителя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам, арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками (два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.
Игра «Праздничный поезд»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Условия игры: Количество игроков: любое.
Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)
Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.
Игра «Трансформер»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
Условия игры: Ведущий дает команды:
— построиться в колонну, шеренгу, диагональ;
— сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;
— сделать два круга — круг в круге;
— встать по парам, тройкам и т. д.
Таким образом, группа «трансформируется», принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (например, на счет до пяти; до десяти).
Игра «Цепочка»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: любая ритмичная (можно «диско»), темп умеренно-средний.
Условия игры: Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест; за руки, под руки и т. д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства-. «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту — ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.
Игра «Невесомость»
Цель: развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку, побудить к вступлению в межличностные отношения, формировать эмпатию, развить выразительность движений, мимику
Музыка: спокойная, «космическая» (например, композиции группы «Space»), темп медленный.
Условия игры: 1-й вариант: участники хаотично располагаются на площадке и медленно («заторможенно») перемещаются, изображая состояние невесомости. При этом в свободной импровизации вступают во взаимодействие друг с другом.
2-й
вариант: участники располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в
невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время
«передачи мяча». Ведущий становится равноправным участником игры и собственным
примером побуждает участников использовать весь спектр движений игры в
волейбол.
Игра «Вокруг света»
Цель: развить групповые чувства сплочённости, сопричастности, принадлежности, побудить к вступлению в межличностные отношения, развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: национальные мелодии разных стран в современной обработке (например, «ламбада», «лезгинка», «сиртаки». «летка-енка», а также восточные, африканские, еврейские и другие мелодии; в заключение «путешествия» — русский хоровод).
Условия игры: Участники образуют круг и двигаются против часовой стрелки — «путешествуют вокруг света». При этом национальные мелодии разных стран и континентов сменяют одна другую. Участники должны стараться быстро подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, в том числе используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, руки на плечи — при боковом движении; положив руки на пояс, на плечи впереди стоящему — при движении друг за другом), но не нарушая при этом траектории движения по кругу. Ведущий, находясь со всеми в кругу, может подсказывать базовые движения национальных танцев, а также делать комментарий по ходу игры.
Игра «Шляпная эстафета»
Цель: развить групповые чувства сплочённости, сопричастности, принадлежности, побудить к вступлению в межличностные отношения, формировать эмпатию, развить выразительность движений, мимику, развивать способность взаимопонимания и вхождения в межличностный контакт, стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: любая ритмичная, темпераментная (например, «чарльстон», «твист», «диско» или др.).
Темп умеренно-быстрый.
Условия игры: Участники образуют широкий круг и двигаются в ритме музыки.
1-й вариант: ведущий надевает шляпу себе на голову и делает несколько танцевальных движений, поворачиваясь вокруг своей оси. Затем передает шляпу стоящему рядом участнику, который в свободной импровизации проделывает то же самое и передает эстафету следующему игроку. Эстафета продолжается по кругу до тех пор. пока шляпа не вернется к ведущему.
2-й вариант: ведущий пересекает круг в любом направлении (импровизируя при этом) и надевает шляпу на голову кому-либо из участников, меняясь с ним местами. Принявший эстафету повторяет действие ведущего, используя свою лексику танцевальных движений, и в игру включается следующий участник. И так. пока каждый член группы не побывает в шляпе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.