Татарский Танец
Оценка 4.6

Татарский Танец

Оценка 4.6
docx
25.11.2020
Татарский Танец
татарский танец.docx

 

 

Народные татарские танцы и их особенности

Вы наверняка на различных торжествах уже видели то, насколько красивы народные татарские танцы, а представляли ли вы когда-либо сколько секретов, тайн они в себе таят? Что же их всех объединяет?

1.  быстрота;

2.  мужественность;

3.  характер мужчин в каждом отдельном движении;

4.  нежность женщин;

5.  грация;

6.  гармония;

7.  трепет.

 

История и виды татарских танцев

Начинают свою историю народные татарские танцы еще с танцев, которые носили самый обыкновенный характер. Прежде из связывали с ритуальными таинствами шаманов. Каждое действие танца символизировало какой-то необычный культ, отражал различных животных или птиц. Очень многие из танцев, которые известны не одно десятилетие отличались подражательным, и в чем-то даже игровым характером. Татары создавали даже настоящие танцевальные пантомимы, в которых старались как можно ярче проявить хозяйственно-культурный уклад.

Виды танцев:

·           апипа;

·           сольный татарский лирический танец;

·           танец уфимских татар;

·           шома бас;

·           сабантуй;

·           танец с платками;

·           джигиты.

 

Причем стоит отметить, что данный перечень танцев татар далеко не полный. Много лет назад сложилось, что таким танцам татары обязательно аккомпанировали не только собственными голосами, но также и заводными песням. Что характерно для современных татарских танцев, по сегодняшний день они как правило сопровождаются также обязательно песенным фольклором. Бывает конечно, что он несколько преобразовывался на лад определенного географического местоположения, однако все-таки основа тенденций, как и традиций, которые присущи татарам сохранилась.

 

Пика своей популярности танцы татар добились в самом начале двадцатого века. Ранее же их общество не принимало и как следствие в основном они были под запретом, так что из всячески старались максимально притеснить. Ни духовенство, ни буржуазия не поддерживали такого народного творчества, а вот доступным для общества татарский танец стал уже гораздо позже, помог того, как после Октябрьской революции был свергнут царизм. Но при этом даже несмотря на то, что на татарский танец постоянно налагались различные запреты, народ никогда даже не думал его предать и постоянно при проведении свободного времени хоть маленькую частичку свободного времени, но уделял ему.

 

Становление татарских танцев

У татарского народа на любой праздник всегда был готов особенный танец. Например, если был холодный морозный вечер и девушки собирались все вместе посидеть, то в таком случае танцевали или «аулакеи», или «кич утыру». Причем стоит отметить, что во время таких вечером, как правило запрещалось присутствие родителей и вообще людей старшего возраста. Приглашались молодые люди и после того, как они приходили, кроме танцев, добавлялись еще и песни. Ну а после уже и «сабантуи» выплясывали. В завершение такого празднования всегда был общий танец под название «Хоран». Он чем-то напоминает русский танец «хоровод», так что символизировал он прежде всего дружбу народа и единства.

Основные изменения начинались в танце во время середины двадцатого столетия. Именно тогда в хореографии начали потихоньку просматриваться нотки танцев русского народа. Причем стоит отметить, что стал добавляться не только русский фольклор, но также европейский. Вот только несмотря на то, что было так много всегда заимствовано, движения, которые характерны для татар остались неотразимыми и подчеркивающими индивидуальность

 

Татарские танцы: из дальних глубин прошлого в наше время

У самых своих истоков татарские танцы носили обрядовый характер. Они были напрямую связанны с ритуальными действиями шаманов. В каждом движении демонстрировался потайной культ, отражение всеобразных животных, разных птиц. И до сих пор некоторые из этих движений сохранили свою актуальность. К таковым можно отнести взмах рук, создающий образ летящей птицы. Но не только лишь ритуальные склонения можно узреть в татарских танцах. Во многом такие танцы имели подражательный, игровой характер. Татарами создавались целые танцевальные пантомимы, в которых ярко выражался их культурно-хозяйственный уклад.

Так уж исторически сложилось, что своим танцам татары аккомпанировали только своими голосами, песнями. Интересно, что и в современной хореографии зачастую можно встретить в качестве музыкального сопровождения песенный татарский фольклор. Хотя он во многом может быть преобразован под лад конкретного географического расположения, однако основные традиции и тенденции, присущи татарскому народу, все же остаются неизменными.

Большей популярности и интереса татарские танцы приобретают в начале 20 века. До этого же их старались всячески притеснить и запретить. Такое народное творчество не было по душе тогдашней буржуазии и духовенству. Более свободным и доступным широким массам танец стал после свержения царизма во времена Октябрьской революции. Но, даже не смотря на все явные запреты, татарский народ не предавал свой танец, каждый раз, во время досуга, уделяя ему частичку внимания.

 

Для каждого конкретного случая, татары про запас имели свой танец. Так, в холодные зимние вечера девушки собирались на молодежные (для того времени) посиделки, называемые «кич утыру» и «аулакэи», на которых были запрещено присутствие людей старшего возраста, в том числе родителей. По приходу парней устраивались танцы сопровождаемые песнями. Провожая своих родных в рекруты, татары выплясывали «Сабантуи». Здесь в пляс пускались люди всех возрастов. В конце этого празднования устраивался всеобщий танец – «хоран». Он имеет нечто общее с хороводом и является символом единства, дружбы народа.

Уже в середине 20 столетия, татарские танцы начали преображаться. В хореографии стали просматриваться нотки русского народного танца. Тенденция добавления в татарский танец элементов хореографии разного происхождения (не только российского фольклора, но и европейского), преобразила татарский танец. Однако независимо от этого, основополагающими движениями все же являются те, которыми и характерны татары, которые делают танец индивидуальным и неотразимым.

 

Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни во всю демонстрировали мужество, быстроту и силу.
Старинные татарские танцы не были массовыми. Естественно пляску с большим количеством участников можно было заметить, а это могло повлечь за собой тяжелые для танцоров последствия. Да и не так просто было найти досуг для пляски, особенно тем, кому приходилось не разгибая спины трудиться на «хозяев жизни». Показательна в этом отношении прямая зависимость, существовавшая между деревенскими танцами и временами года.
Можно заметить, что в современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, далеко не утрачена культура и это объясняется, прежде всего, органическим использованием рисунков.
Танец каждого народа отражает его культуру, мировоззрение, традиции и обычаи. В танце воплощаются народные верования, а, по большому счету, даже менталитет народа. Народные танцы Татарстана вобрали в себя все лучшее, что создано в области театральных танцевальных постановок народом этого государства.
Народные танцы Татарстана имеют большую многовековую историю. Возникнув в далекой древности, они приобрели, потрясающие своей красотой и грацией, движения. Элементы татарских танцев поражают изысканностью и утонченностью с одновременной решительностью, и богатством разнообразных элементов.

Народные танцы Татарстана подчеркивают гордость и смелость людей Татарстана, их деятельность - причем, как трудовую, так и военную. Однако, в большинстве своем, танцам в Татарстане характерны светлые и добрые замыслы. Это связано с тем, что танец создавался прежде всего для разнообразных празднований, например, для свадеб, для приезда гостей, даже для покупки нового коня или постройки жилища. Многие танцы Татарстана являются небольшими театральными зарисовками значимых исторических событий, которых было очень немало в истории народа Татарстана.

Существует разделение танцев на женские, мужские и совместные. Женским татарским народным танцам характерна утонченность, изысканность и изящество. Яркие танцевальные костюмы и радужная атмосфера представления. Многие мужские танцы носят более серьезный характер. Часто они являются жанровыми зарисовками тех или иных исторических событий.

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

ТАТАРСКОГО ТАНЦА

1. Основной шаг

Движение первое. Основной шаг 

Исходное положение — шестая позиция ног. 

Музыкальный размер — 2/4. 

На счет «раз» — сделать шаг правой ногой вперед с носка на всю ступню. 

На счет «и» — приставить левую ногу к правой на низкие полупальцы. 

На счет «два» — сделать небольшой шаг правой ногой вперед. 

На счет «и» — пауза. 

Движение повторяется начиная с левой ноги.

2. Тройной притоп

Движение второе. Тройной притоп 

Исходное положение — шестая позиция ног. Ноги слегка смягчены в коленях. 

Музыкальный размер — 2/4. 

Из затакта — слегка подскочить на правой ноге. Левую ногу немного приподнять вперед. 

На счет «раз» — перепрыгнуть на левую ногу, чуть притопнув при этом. 

На счет «и» — притопнуть правой ногой. 

На счет «два» — притопнуть левой ногой. 

На счет «и» — пауза.

3. Двойной притоп

Движение третье. Двойной притоп 

Исходное положение — шестая позиция ног. 

Музыкальный размер — 2/4. 

На счет «р аз» — притопнуть левой ногой. 

На счет «дв а» — притопнуть правой ногой.

4. Переступание с поворотом

Движение четвертое. Переступание с поворотом 

Исходное положение — шестая позиция ног. Исполняется на 2 такта. 

Музыкальный размер — 2/4.

Движения юноши 

Из затакта. Немного приподнять правую ногу вперед и провести ее вправо.

 

1-й такт. 

На счет «раз» — слегка поворачиваясь вправо, переступить на полупальцы правой ноги, левую ногу немного приподнять. 

На счет «два» — переступить на полупальцы левой ноги, продолжая поворачиваться вправо, правую ног? чуть приподнять.

 

2-й такт. 

На счет «р а з» — заканчивая поворот на 90°, сделать небольшой шаг правой ногой вправо на всю ступню слегка согнуть ее в колене, левую ногу немного приподнять. 

На счет «два» — легко притопнуть всей ступней левой ноги рядом с правой и сейчас же приподнять левую ногу, слегка согнув ее в колене, правую ногу выпрямить в колене. 

Поворачиваясь влево, повторить движение начиная с левой ноги. 

Девушка первый раз исполняет это движение, начиная с левой ноги, поворачиваясь на 90° влево. При повторении движения — начинает с правой ноги, поворачивается вправо на 45°.

5. Вальсовый поворот с притопом

Движение пятое. Вальсовый поворот с притопом 

Исходное положение — третья позиция ног, правая впереди. 

Движение исполняется на 2 такта. 

Музыкальный размер — 2/4.

 

1-й такт. 

На счет «раз» — начиная поворот вправо, сделать скользящий шаг правой ногой вперед вправо по линии движения танца. 

На счет «и» — сделать скользящий шаг левой ногой в том же направлении, продолжая поворачиваться вправо. На счет «два» — заканчивая первый полуповорот на 180°, приставить правую ногу к левой в третью позицию вперед. 

На счет «и» — пауза.

 

2-й такт. На счет «р а з» — продолжая поворот вправо, сделать шаг левой ногой влево (вперед по линии движения танца). 

На счет «и» — поставить правую ногу сзади левой и, поднимаясь на полупальцы обеих ног, продолжить поворот вправо. 

На счет «два» — заканчивая второй полуповорот 180°, слегка притопнув, подставить левую ногу к правой в шестую позицию. Правую ногу опустить на всю ступню. 

На счет «и» — пауза.

 

 

 

 


 

Народные татарские танцы и их особенности

Народные татарские танцы и их особенности

Пика своей популярности танцы татар добились в самом начале двадцатого века

Пика своей популярности танцы татар добились в самом начале двадцатого века

Большей популярности и интереса татарские танцы приобретают в начале 20 века

Большей популярности и интереса татарские танцы приобретают в начале 20 века

Элементы татарских танцев поражают изысканностью и утонченностью с одновременной решительностью, и богатством разнообразных элементов

Элементы татарских танцев поражают изысканностью и утонченностью с одновременной решительностью, и богатством разнообразных элементов

Исходное положение — шестая позиция ног

Исходное положение — шестая позиция ног

Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны

Татарские танцы это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020