Техника чтения в начальной школе.
Оценка 5

Техника чтения в начальной школе.

Оценка 5
Контроль знаний +1
doc
чтение
1 кл—4 кл
18.01.2017
Техника  чтения в начальной школе.
Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором: - не более двух неправильных ударений; - отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
44584_Техника_чтения_в_начальных_классах.doc
Техника чтения в начальных классах  Вряд ли кто­то будет спорить с тем, что навыки чтения – это основа учения, и все учащиеся в той или иной мере владеют ими. Но насколько хороши эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания? «Если   проанализировать   успеваемость   учеников   5­х   классов,   то   можно   сделать   вывод,   что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130­170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80­90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».  Запишем   дробь.   В   числителе   40000,   в   знаменателе   80.   40000   слов   –   это   объем   газеты   на   шести страницах, а 80 слов в минуту – такую скорость имеют некоторые старшеклассники.  Значит, школьник прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий день!  Плохо читающий школьник ­ кандидат в неуспевающие. Отсюда появление у него стойких негативных эмоций,   отрицательно   влияющих   на   важные   системы   жизнедеятельности   организма. В процессе увеличения учебной нагрузки ребенок с низкой скоростью чтения начинает испытывать все больше трудностей в освоении нового материала, идет отставание по всем предметам: Пока он будет читать  условие   задачи,  ученик,  читающий   быстро  уже  решит и  запишет  ее  в тетрадь.  А сколько страхов у этих детей от уроков чтения. Некоторые ребята, при виде секундомера в руках учителя, забывают буквы, начинают заикаться. А   между   тем   существуют   определенные   нормы   техники   чтения   и   проверка   её   осуществляется учителем 2 раза в год.  Класс  I полугодие   1  2  3  4 Правильное,   осознанное   и   плавное   слоговое   чтение   с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения ­ не менее 20 ­ 25 слов в минуту.  Осознанное,   правильное   чтение   целыми   словами   с соблюдением   логических   ударений.   Слова   сложной слоговой   структуры   прочитываются   по   слогам.  Темп чтения ­ не менее 40 ­ 50 слов в минуту. Осознанное,   правильное   чтение   целыми   словами   с соблюдением   пауз   и   интонаций,   посредством   которых ученик   выражает   понимание   смысла   читаемого   текста. Темп чтения ­ не менее 60 ­ 70 слов в минуту. Осознанное,   правильное   чтение   целыми   словами   с соблюдением   пауз   и   интонаций,   посредством   которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста,   но   и   свое   отношение   к   его   содержанию.  Темп чтения ­ не менее 75 ­ 80 слов в минуту.  II полугодие Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения ­ не менее 35 ­ 40 слов в минуту. Осознанное,   правильное   чтение   целыми   словами   с соблюдением   логических   ударений,   пауз   и   интонаций. Темп чтения ­ не менее 55 ­ 60 слов в минуту. Осознанное,   правильное   чтение   целыми   словами   с соблюдением   пауз   и   интонаций,   посредством   которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения ­ не менее 70 ­ 75 слов в минуту. Осознанное,   правильное   чтение   целыми   словами   с соблюдением   пауз   и   интонаций,   посредством   которых ученик   выражает   не   только   понимание   смысла читаемого   текста,   но   и   свое   отношение   к   его содержанию.  Темп чтения  ­ не менее 85 ­ 95 слов  в минуту. Оптимальный вариант чтения для ребенка – чтение в темпе речи: 120­150 слов в минуту. По мнению ученого­педагога   Н.А.   Зайцева,   именно   в   этом   темпе   достигается   лучшее   понимание   текста учениками. Как же двигаться к этому? Советы родителям Во­первых, продолжайте читать ребенку его любимые книжки и потихоньку, без принуждения вовлекайте его в процесс чтения.  Например, почитав, остановитесь на каком­нибудь интересном месте, сошлитесь на то, что устали, попросите прочесть следующий абзац. Помогите через вопросы усвоить,   о   чем   и   о   ком   в   нем   говорится,   какие   слова   повторяются,   какое   слово   не   понятно. Обязательно   похвалите!   Помните,   что   важна   не   длительность,   а   частота   тренировок.   Лучшая домашняя   тренировка   на   начальном   этапе   ­   тремя   порциями   по   10­15   минут. Сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком. Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить, вещей, которые надо взять, прочитать. которые книг, надо         Организуйте дома просмотры диафильмов. Старенький диапроектор ­ хороший помощник в этом деле.   Медленная   смена   кадров,   короткие   подписи,   удобные   для   чтения,   ­   все,   что   нужно   для поддержки чтения. освоении техники в         Используйте прием параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребенок вслед за ним ­ про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуации проверки и оценки качества чтения детского     Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребенку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые   в   конечном   итоге   улучшить   технику   чтения. слова,   пополнять   багаж   слов, При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов.  Пусть и ребенок, и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший ему. отвечающего дополнить   может помочь вопрос или             Метод жужжащего чтения.  При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух,   в   течение   5   минут.   каждый   со   своей   скоростью,   вполголоса, Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во   время   сна   человек   находится   под   их   впечатлением.   Организм   привыкает   к   этому   состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий". Для развития техники чтения можно использовать специально разработанные упражнения Упражнения для развития техники чтения  Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению, учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.  Желание   родителей   понятное   и   похвальное,   но   очень   важно   при   обучении   чтению   не   допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием. Для начинающих читателей Артикуляционная гимнастика а) разминка вдох носом, выдох через рот;  вдох, задержка дыхания, выдох;  вдох, выдох по порциям.  б) упражнения для развития четкости произношения Самолеты взлетают: у­у­у. Машины едут: ж­ж­ж. Лошадки поскакали: цок­цок­цок. Рядом ползет змея: ш­ш­ш. Муха бьется в стекло: з­з­з­з. в) чтение чистоговорок шепотом и медленно ра­ра­ра – начинается игра, ры­ры­ры – у нас в руках шары, ру­ру­ру – бью рукою по шару. г) чтение тихо и умерено арка арца арта арда арла арча арса аржа д) чтение громко и быстро гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок  1. Водовоз вез воду из­под водопада.  2. Говори, говори, да не заговаривайся.  3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.  4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.  5. Наш дуда и туда и сюда.  6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.  7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.  8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.  9. Летят три пичужки через три пусты избушки.  10. В один, Клим, клин колоти. 11. Каково волокно, таково и полотно  12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.  13. Либретто “Риголетто”.  14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?  15. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали. ж) чтение согласных  Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ з) чтение согласной с какой­нибудь гласной, используя эту же таблицу Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э. Складывание слов из половинок Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро  сложить   карточки  так,  чтобы  получились  осмысленные  слова.   В более   сложном  варианте предлагаются написанию. Это   упражнение   развивает   способность   по   отдельному   фрагменту   высказывать   догадку   обо   всем слове  в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова. похожие слова, по         Буксир   Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении  в паре. Взрослый  читает “про себя” и пальцем следит   по   книге.   А   ребенок   читает   вслух,   но   по   пальцу   взрослого.   Таким   образом,   он   должен поспевать чтением. Второй  вариант  упражнения  “Буксир”   заключается  в  одновременном чтении  взрослого  и  ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове. его за     Многократное чтение Школьнику   предлагается   начать   чтение   и   продолжать   его   в   течение   одной   минуты.   После   этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто­то на 2 слова, кто­то на 5, а кто­то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка. Чтение в темпе скороговорки   Дети отрабатывают  четкое и правильное,  а главное – быстрое  чтение текста. Окончания  слов  не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.  Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть­ чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не   останавливает   его.   Ребенок   переходит   на   незнакомую   часть   текста.   И   вот   здесь   происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно   проводить   такие   упражнения   длительность   чтения   в   повышенном   темпе   будет увеличиваться. Через две­три недели чтение ребенка заметно улучшится. Бросок – засечка  Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем: Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.  Молния Это упражнение применяется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения. Его  смысл  ­   в чередовании  чтения  в  комфортном  режиме   с  чтением  на максимально  доступной ребенку   скорости   чтения   молча   с   чтением   вслух.   Переход   на  чтение   в   максимально   ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном. Спринт ­   «Стоп», Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу     остановился. При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие   дети   читают   вслух   и   мешают   сосредоточиться.   Ребенку   нужно   быть   внимательным   и   не отвлекаться   нужно   развивать. Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».   дети   пальчиком   показывают,   посторонний   шум.   кто   где на     А   это   умение Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько­нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта,  чтобы  потом,  когда ее  закроют быстро  выдать   готовый   результат.  Многие  дети  быстро переходят   на   эту   стратегию,   а   это   именно   то,   что   нужно   для   увеличения   скорости   чтения! Это   упражнение   формируют   сразу   несколько     ­ скрыть); ­ Словесно­логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их   ­ Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.  значимых   учебных   качеств: нижележащей несколько секунд). строчки Чтение чтение вслух надо себя (т.к. про это про       и                           Для опытных читателей начальной школы Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях: Чтение перевернутого текста   Страница  обычного  текста  переворачивается   вверх  ногами,   т.е.   на  180  градусов.  Задача   ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому   миру   и   ему   крайне   необходимо   быстро   научится   в   нем   читать. Это   ­ букв; ­ Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов; Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение   окажется   полезным   для   совершенствования   координации   движения   глаз   и   точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга. способствует: целостных упражнение в   Формированию     ребенка эталонов памяти           Корректировка деформированных предложений Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии  и снимет чары. Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи  2. дали каши Маше манной нашей  3. летом одним и зимой цветом  4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке  5. ко мне друзья пришли мои на праздник  6. у деда, Мороза красивые легкие сани были  7. любимое дерево мое белая береза  8. в саду в нашем расцвела клубника  9. мы электричке на доехали до станции  10. ледяная , крутая и длинная горка была Восполнение пропусков букв в словах Предъявляется   напечатанный   текст   с   пропущенными   буквами   (количество   пропусков   зависит   от уровня   подготовки   ребенка).   Пропуски   отмечаются   пробелами   или   точками. Восполнение   пропусков   способствует   быстрому   чтению   и   внутреннему   анализу   целого   слова, учитывая   и   соотнося   его   первые   и   последние   буквы   в   едином   зрительном   образе.   Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами   вперед,   что   типично   для   хорошо   сформированного   навыка   чтения. Это упражнение способствует так же развитию словесно­логической памяти, благодаря остановкам из­за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. Поиск в тексте заданных слов Задаются 1­3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем ­ на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько   раз.   Отыскав   их,   ребенок   может   подчеркнуть   их   или   обвести   в   кружок. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно  предлагать  различные  слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.  Игра в прятки Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться   под   чтение   ведущего.   Если   играет   несколько   детей,   то   они   очень   радуются,   когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. Мнимое слово Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Расширение поля зрения Одной из причин низкой техники чтения может явиться малый угол зрения. Раз угол зрения мал, то в поле   зрения   такого   читателя   попадает   меньше   букв   (частей   строк),   чем   вообще   возможно.   И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения: Использование таблицы Шульте Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При  частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30  до 1..   10 4 28 9 14 20 24 18 1 5 13 8 30 25 11 2 22 15 27 17 26 6 12 3 21 16 23 19 29 7   Пирамида Предлагаю   воспользоваться   простой   пирамидой,   при   которой   можно   определить   поле   зрения   и расширять его тренировкой. 3-------4--------7 10--------5---------41 24------------6-------------55 45---------------8----------------94 36-------------------9-------------------14 87---------------------------19---------------------------79   Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше   поле   зрения   определяется   показателем   по   последней   строчке   ясного   видения. Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4­5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить см. его Предложите ребенку. Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее. тренировкой   упражнение такое до 10             Улучшение оперативной памяти Развитие техники чтения тормозится из­за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6­8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо памятью. Делается   это   с   помощью,   так   называемых  зрительных   диктантов,   тексты   которых   разработаны профессором И.Т. Федоренко. оперативной поработать этом   случае над в             Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко) Диктант 1  1. Тает снег. (8 букв) 2. Идёт дождь. (9) 3. Небо хмурое. (10) 4. Коля заболел. (11) 5. Запели птицы. (11)  Диктант 2 1. Поле опустело. (12) 2. Трещат морозы. (12) 3. Я ищу землянику. (13) 4. В лесу росла ель. (13) 5. Наступила осень. (14)  Диктант 3 1. Дни стали короче. (14) 2. В лесу много берёз. (15) 3. Прилетели птички. (15) 4. Ярко светит солнце. (16) 5. Лида вытерла доску. (16)  Диктант 4 1. Весело бегут ручьи. (16) 2. Подул резкий ветер. (16) 3. Зоя прилежно учится. (17) 4. Дятел долбил дерево. (17) 5. Я хочу посадить цветы. (18)  Диктант 5 1. Иней запушил деревья. (18) 2. Без воды цветы вянут. (19) 3. Пролетело жаркое лето. (19) 4. Возле дома посадили ель. (20) 5. Солнышко светит и греет. (20)  Диктант 6 1. Федя решил задачу у доски. (21) 2. Загорелась в небе зорька. (21) 3. На деревьях сверкал иней. (21) 4. Город Киев стоит на Днепре. (22) 5. В лесу собирают землянику. (22)  Диктант 7 1. Зимой река покрылась льдом. (23) 2. Мальчик подарил маме цветы. (23) 3. Крестьяне работают на лугу. (23) 4. Дежурные стёрли пыль с доски. (24) 5. Из короба выбрались цыплята. (24) Диктант 8 1. Мы жили возле берёзовой рощи. (24) 2. Небо покрылось серыми тучами. (25) 3. Дети посадили во дворе акацию. (25) 4. Бабушка купила внуку букварь. (25) 5. Землю согрело тёплое солнышко. (26)  Диктант 9 1. Моя сестра работает на фабрике. (26) 2. Ласково грело весеннее солнце. (26) 3. Идёт дождь. (10) 4. Мы любим наш Киев. (14) 5. Береги учебные вещи. (17) Диктант 10 1. У Андрея чистая тетрадь. (20) 2. Помогай своему товарищу. (21) 3. Воды морей солёные на вкус. (22) 4. Наша страна борется за мир. (22) 5. Эти мальчики ­ весёлые ребята. (24)  Диктант 11 1. Дети ходили в лес за грибами. (23) 2. Началась большая перемена. (23) 3. Мальчики ­ будущие отличники. (24) 4. Красивы улицы нашего города. (24) 5. Москва ­ столица нашей Родины. (24) Диктант 12 1. Школьники поливают саженцы. (24) 2. Депутаты съехались на съезд. (24) 3. Надо быть честными и правдивыми. (25) 4. Звёзды сияют на башнях Кремля. (25) 5. Летом наша семья жила на Волге. (25) Диктант 13 1. Весело колосится густая рожь. (25) 2. Поля запорошило белым снегом. (25) 3. Мы читали интересный рассказ. (25) 4. Учёный много и упорно работал. (25) 5. Новые дома растут очень быстро. (26) Диктант 14 1. Из машины вышел Митрофан Фомич. (26) 2. Мальчики принесли сухих веток. (26) 3. В поле поспевают рожь и пшеница. (26) 4. Молодёжь приехала на стройку. (24) 5. Дети всех стран хотят жить в мире. (27) Диктант 15 1. Свежий ветерок повеял прохладой. (28) 2. Сверкнула молния, и загремел гром. (28) 3. Давно скосили луга и поля фермеры. (28) 4. Белка взобралась на верхнюю ветку. (29) 5. Солнце светило ярко, и дети купались. (30)  Диктант 16 1. Весь народ гордится героями космоса. (29) 2. Дедушка Филипп пасёт большое стадо. (30) 3. Люблю я в поле встречать восход солнца. (32) 4. Поднялась за рекой большая серая туча. (32) 5. В далёкой тайге живут охотники ­ эвенки. (33) Диктант 17 1. Все радовались встрече с космонавтами. (33) 2. Разведчики отправились в опасный путь. (33) 3. Дружная семья и землю превратит в золото. (34) 4. Обувь всегда необходимо очищать от пыли. (34) 5. Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. (34) Диктант 18 1. Меж редеющих верхушек показалась синева. (35) 2. Хороши привольные широкие степи Украины. (35) 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. (36) 4. Нам велит трудиться школа, учит этому отряд. (36) 5. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами. (37) Диктант 19 1. В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. (36) 2. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (36) 3. Школьники готовятся к новому учебному году. (37) 4. Много работы в школьном саду ранней весной. (36) 5. На берегу моря раскинулся лагерь отдыха. (34) Диктант 20 1. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь. (38) 2. Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. (38) 3. Пробилась из­под земли вода, и родился родничок. (39) 4. От города в тайгу строители проложили шоссе. (37) 5. Цветы были не знакомые, похожие на колокольчики. (40) Диктант 21 1. Прохладная вода хорошо освежает уставших ребят. (41) 2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит. (42) 3. Победа над врагом наполнила грудь воина счастьем. (42) 4. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. (43) 5. Школьники выращивают мандарины, лимоны, апельсины. (44) Диктант 22 1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. (45) 2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. (46) 3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. (43) 4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. (43 5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей. (46) В   каждом   диктанте   имеются   шесть   предложений.   Наращивание   длины   предложения   происходит постепенно,   Как лучше проводить зрительные диктанты? Диктант накрывается листом картона. Лист подвигают буквы. две по     одной   ­ и     ученику следует предлагает вниз, ребенок в течение определенного времени (от 4 до 8 секунд) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени взрослый накрывает это предложение вторым листом картона   Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова тетрадях. Если ребенок плохо запоминает предложения, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как ребенок успевает запомнить текст, пишет его самостоятельно, можно переходить к следующему   За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.  ученических записать записать тетради. его   в   набору.       его   в           Надо стремиться достигнуть скорости 80 – 90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту, Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. Поэтому   делайте   замеры скорости чтения. Ребенок читает одну минуту   и   подсчитывает   количество   прочитанных   слов,   записывает   в   “Таблицу   достигнутых результатов”.  Дата ... ... ... ... ... ... ... Скорость чтения Количес тво ошибок           В каком случае надо обращаться к логопеду Ребёнку 6­8 лет требуется консультация специалиста, если он: 1) плохо различает и воспроизводит звуки; 2) с трудом учит стихи; 3) путается в порядке следования времён года и дней недели; 4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном ­ три; 5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими  интервалами; 6) плохо ориентируется в понятиях "право ­ лево"; 7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки; 8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок. К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также: 1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой,  так и левой рукой; 2) кинестетики; 3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; 4) дети с задержкой развития устной речи. Отслеживание техники чтения Индивидуальное отслеживание техники чтения При проведении педагогического отслеживания техники чтения необходимо соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность во времени, сравнимость, объективность, комфортность. Для   полного   представления   о   качестве   чтения   в   конкретных   классах   и школе в целом следует вести отслеживание техники чтения по двум уровням –   учитель,   администратор   –   и   следующим   направлениям:   темп   чтения, правильность, выразительность, осмысленность. Целесообразно   проверку   техники   чтения   проводить   в   первую   неделю сентября,   что   позволит   определить   исходное   состояние   техники   чтения каждого ученика, отдельного класса, параллели и школы в целом. Учителю это поможет разделить класс на группы детей, читающих в одном темпе, для проведения в дальнейшем индивидуальной и групповой работы. Традиционно важно выделить три такие группы: дети, темп чтения которых превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых соответствует нормативным требования первого полугодия; дети, которые не выполняют требования программы. Подобная работа может проводиться уже в первом классе: следует выявить первоклассников, умеющих читать, детей, знакомых с буквами и пробующих читать по слогам, и учащихся, на которых следует обратить дополнительное внимание для создания успешности обучения тех, кто не знаком с грамотой. Определив   состояние   техники   чтения   на   начало   учебного   года,   педагог вычерчивает   график,   где   по   горизонтали   отмечаются   даты   проведенных наблюдений,   а   по   вертикали   –   количество   слов,   прочитанных   за   минуту (приложение 1). Однако скорость не является определяющим фактором, поэтому на графике цифрой дополнительно фиксируется число ошибок, допущенных учащимся, цветом   отмечается   выразительность   чтения.   Для   этого   кружок закрашивается   каким­либо   цветом   (например:   красный   –   чтение выразительное, синий – требует работы над выразительностью). Знаком плюс (минус)   отмечаются   осмысленность   чтения,   умение   отвечать   на   вопросы, рассказывается о прочитанном. Работа с индивидуальным графиком Индивидуальный  график техники  чтения  (приложение  1) показывает, что ученик Иванов Максим относится к числу сильных учащихся. Его чтение на начало учебного года по темпу соответствует нормативным требованиям первого   полугодия.   Чтение   выразительно   и   осознанно.   Ученик   может отвечать   на   вопросы   учителя,   выделять   главную   мысль,   просто пересказывать.   На   нашем   графике   это   отмечено   знаком   "плюс".   Однако Максим допустил четыре ошибки при чтении. Для  составления   индивидуального   плана   работы  с   конкретным   учеником необходимо   определить   и   зафиксировать   качество   ошибок   (ошибки   в окончании слов, повторы, постановка ударения и пр.). Это можно сделать в индивидуальной тетрадке или на обороте того же графика. Анализируя   предложенный   график,   можно   сделать   вывод,   что   скорость чтения   мальчика   повышалась   ежемесячно   и   в   декабре   соответствовала требованиям конца учебного года, ученик читал выразительно, осмысленно, число допускаемых ошибок снизилось до двух. В январе отмечалось снижение скорости чтения и увеличение числа ошибок. Возможно, на зимних каникулах ребенок читал мало. (Если вообще читал!) Следовательно,   педагогу   надо   было   предусмотреть   индивидуальные интересы   учащегося   и   предложить   для   чтения   на   каникулах   другую литературу. Подобная деятельность учителя не только стабилизирует технику чтения, но и улучшает ее. Примерно   так   строится   индивидуальное   отслеживание   качества   техники чтения учащихся начальных классов. Динамику   техники   чтения   ученика   следует   контролировать   (на   уровне учителя) ежемесячно. На первый взгляд, эта работа кажется громоздкой, требующей   от   учителя   колоссальных   временных   затрат.   Однако   время уходит только на создание шаблона индивидуального графика, на котором можно фиксировать качество техники чтения все годы обучения в начальной школе, используя различные цвета для каждого учебного года. Ежемесячное   отслеживание   техники   чтения   дает   возможность   педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону,   вооружает   наглядным   материалом   для   работы   с   родителями, помогает совместно намечать план коррекции. На   первых   порах,   когда   на   графике   отражено   только   одно   или   два измерения,   он   не   дает   полной   картины   состояния   дел.   Однако систематическое   фиксирование   результатов   на   подобных   графиках, коррекционная,   индивидуальная   работа   с   учеником   всегда   принесет положительные результаты. А   как   радуются   дети,   рассматривая   график   и   убеждаясь,   что   он стремительно   идет   ввысь!   Как   они   довольны,   если   уменьшилось   число допущенных ими ошибок! Ведь это показатель их труда. Да, успешные в учебе ребята будут видеть плоды своего прилежания. А что делать тем ученикам, которые овладевают навыками чтения с трудом? На помощь   придет   тот   же   график,   только   в   этом   случае   учитель   заложит другую цену деления. Например, на графике, отражающем технику чтения ученика, умеющего быстро читать и постоянно повышающего этот уровень, цена   деления   будет   равна   пяти   или   даже   десяти   словам,   как   на   нашем графике. А школьник, который не делает головокружительных успехов в чтении, получит  свой график, на котором цена  деления  будет равняться одному слову. В любом случае каждый ученик будет видеть рост темпа своего чтения, его качественное   изменение,   сможет   сравнивать   его   с   предыдущими результатами.   Все   это   активизирует   ребят,   создает   положительную мотивацию обучения. А   теперь   рассмотрим   вариант,   в   котором   темп   чтения   не   растет.   Чем учитель   сможет   поощрить   слабого,   но   очень   старающегося   ученика?   Да изменением цвета в кружке, характеризующем осмысленность чтения! Ведь если   красный   цвет   показывает   выразительность   чтения,   а   синий   –   ее отсутствие, то голубой цвет может обозначать: "Читает невыразительно, но очень   старается".   Это   незначительное   изменение   в   графике,   отмечающее стабилизацию, и будет являться маленьким поощрением. Итак, вооружившись графиком как показателем изменения качества техники чтения   конкретного   ученика   учитель   может   намечать   соответствующую работу с каждым учеником, стимулировать его продуктивную деятельность, подбирать   методы   и   приемы,   адекватные   его   потребностям,   проводить беседы с родителями, привлекать их тем самым к проблемам ребенка. Групповой график отслеживания техники чтения Определив уровень чтения каждого ученика и разделив класс на группы, учитель дает задания. Например, учащиеся, объединенные в группу, которой необходимо работать над осмысленностью чтения, могут получить на уроке задание прочитать абзац и выделить главную мысль или озаглавить текст. В это время дети, допускающие ошибки в окончаниях слов при чтении, будут работать над увеличением поля зрения и т.п. Я не ставлю задачу конкретизировать методическую деятельность учителя. Каждый педагог лучше знает свой класс, его возможности и потребности. Обладая   арсеналом   методических   средств   и   приемов,   учитель   сможет дифференцировать   работу   с   учащимися   и,   имея   на   руках   наглядный материал, планировать урок. Разделив   класс   на   условные   группы,   учитель   начальных   классов   может использовать   в   своей   работе   групповой   график   отслеживания   техники чтения,   который   объединяет   учеников,   читающих   в   одном   темпе. Вычерчивается график (приложение 2). В   зависимости   от   уровня   чтения   группы   определяется   цена   деления вертикальной   шкалы.   При   вычерчивании   графика   необходимо   применять различные   цвета,   фиксирующие   данные   отдельного   ученика,   но   можно использовать и различные виды линий, как на предложенном графике. Определив   группы   учащихся,   читающих   в   одном   темпе,   учитель   может устроить между ними самое настоящее соревнование. Кто прочитает вслух больше страниц за неделю? Кто нашел в тексте ответы на вопросы? Кто нашел в тексте синонимы, однокоренные слова?.. Дети, стараясь прочитать больше страниц, чем одноклассники, постоянно отрабатывают   навык   чтения.   При   этом   желательно,   чтобы   ребенок ежедневно фиксировал число страниц, прочитанных вслух самостоятельно. Однако   учитель   должен   помнить,   что   нельзя   сравнивать   успехи   одного ребенка с успехами другого, так как человек индивидуален и у каждого свой собственный темп и путь развития. Необходимо научить детей радоваться самому   малому   продвижению   вперед   каждого   учащегося,   уважать   труд одноклассников, сопереживать и оказывать им поддержку. Отслеживание техники чтения класса в целом Мы   рассмотрели   варианты   отслеживания   техники   чтения   индивидуально каждого учащегося класса и группы детей, читающих в одном темпе. Их цель – дифференциация и индивидуализация работы на уроке. О работе учителя в целом администрация может судить по обобщенному графику   состояния   техники   чтения   класса   (приложение   3).   На   нем   в динамике   отражен   средний   процент   всех   исследуемых   параметров:   темп чтения,   правильность,   выразительность   и   осознание   прочитанного материала. Фиксацию данных может проводить как учитель, так и член администрации, курирующий   начальные   классы.   Контрольную   проверку   техники   чтения администрацией не следует проводить чаще одного­двух раз в год. Графическое изображение дает яркую картинку, иллюстрирующую навыки чтения в каждом классе, их изменения как показатель работы учителя, и одновременно   сигнализирует   руководству   школы   о   необходимости принятия управленческого решения в случае резкого снижения показателей. Ведя отслеживание техники чтения учащихся одной параллели, завуч имеет представление   о   состоянии   техники   чтения   всей   начальной   школы,   о качестве   работы   педагогов,   что   помогает   планировать   работу   школы, школьного методического объединения, творческих групп учителей. Приложение 1 Индивидуальный график техники чтения учащегося 2­го класса (1–4) График отражает темп и качество чтения ученика за 1 год Приложение 2 Групповой график техники чтения учащихся  2­го класса (1–4) Иванова __________________________________________________   Максима Максимова Ивана —   —   —   —    —   —   —   —   —  —    —   —   —   —    — Петрова Петра .   .    .   .   .   .   .   .    .   .   .   .   .   .    .   .   .   .   .   .    .    .   .   .   .   —    —      График отражает темп чтения учеников одной условной подгруппы Приложение 3 Динамика техники чтения Учитель Число учащихся в классе 18   (ф.и.о.)____________________________________ График отражает динамику скорости, выразительности и правильности чтения (в 4­м классе все читают осмысленно). Развитие техники чтения в начальных классах Научно­исследовательская работа  I  Актуальность.  В   современных   условиях   основной   тенденцией   развития   системы   образования   становится  индивидуальность   и   дифференциация   обучения.   Данные   принципы   предлагают   реформирование методологической  системы обучения, т.е. целей, содержания, методов, форм и средств обучения. Поэтому   актуальной   задачей   современной   дидактики   является   обновление   методов   системы обучения. Требуются новые методики и педагогические технологии,  направленные  на компетентный подход,   ориентированные на индивидуальность ученика, методики  дающие  возможность раскрыть личные качества обучаемых, побуждающие  на  позитивную мотивацию  к  усвоению знаний, к выбору жизненного пути,  интересов,  перспектив.  Перед учителем стоит задача: надо создать условия, чтобы ребёнок   смог раскрыть свои индивидуальные способности, условия для творческой деятельности , направленные  на получение глубоких прочных знаний и умений. На начальном этапе обучения одной из   важных   задач   становится   научить   учащихся   читать   ,   совершенствовать   технику   беглого   и осознанного чтения.  Проблема.  Проблема заключается в низкой технике чтения учащихся, нежелание читать больше. В наш век, век визуальных технологий развивается желание у детей «лучше посмотреть, чем прочитать».  Цель.  Основная цель становится разработка методики повышения   техники чтения учащихся в начальных классах, развивать интерес к чтению, развивать у ребят  чувство соревнования.  Задачи:  1.                    Проанализировать  необходимые условия  активизации процесса обучения чтению учащихся.  2.                     Разработать методику повышения и стимулирования техники чтения.  3.                    Провести педагогический эксперимент на уроках чтения. Методы исследования.  1.         Метод наблюдения. Из моих наблюдений я сделала такие выводы: низкая техника чтения у учащихся связана с тем , что многие ребята не хотят читать, т.к. это для них большой труд, чтение становится   элементом   наказания   дома.   Позиция   родителей   такова   «   не   хочешь   что­либо   делать, садись читай».Также желание посмотреть в   телевизоре фильм , становится выше , чем прочитать книгу на эту же тему. Наши учебники мало иллюстрированы, картинки тусклые и неинтересные. На уроке чтения в общей сложности для самого чтения отводится примерно двадцать пять минут. Я считаю, что для  повышения техники чтения это очень мало. Дети  с низкой техникой чтения имеют низкие   результаты   и   по   другим   предметам.   По   математике,   например,   нужно   решить   задачу,   но прежде чем решить надо прочитать, осознать, о чём идёт речь.  2.        Метод анализа. Мною был произведён анализ педагогической технологий  обучение чтению  по методике   Зайцева,   методики   «жужжащего   чтения»,   методики   зрительных   диктантов   Федоренко, анализ результатов учащихся.  3.        Метод эксперимента. На своих уроках  мною были опробированны элементы методики Зайцева  «обучение чтению по кубикам», «жужжащее чтение», методика зрительных диктантов Федоренко, ведение индивидуальных графиков техники чтения, ведение экрана успеваемости техники чтения.  Научная новизна.  В ходе моего эксперимента было доказано, что учащиеся с низкой техникой чтения, которые  имели низкое качество знаний по другим предметам, подтянулись, повысился процент качества знаний, были устранены пробелы знаний, которые не давали активно включаться в познавательную деятельность. Проблема   была   решена   за   счёт   введения   элементов   «жужжащего   чтения»,   обучение   чтению   по методике Зайцева , применение зрительных диктантов Федоренко ,ведение индивидуального графика учёта техники чтения по месяцам( с помощью родителей), ведение экрана успеваемости по технике чтения учителем.  Практическая значимость.  Практическая  значимость заключается в том, что предложенная мною методика очень проста, но результативна и может применяться в школе.     II            Грамота у всех народов, как отмечал еще Л.Н. Толстой, это умение читать, считать, писать. Многие великие люди научились читать в два­три года. Никто с уверенностью не может ответить: научились они читать, потому что родились великими, или стали великими, потому что их раньше начали   учить?   Чтение­это   превращение   знаков   в   звуки.   Методика   обучения   чтению   –   одна   из важнейших учебных дисциплин в педагогическом образовании учителей начальных классов.   Задача   состоит   в   том,   чтобы   вооружить   учителя   теми   теоретическими   (лингвистическими, дидактическими и психолого­педагогическими) положениями, на которых базируется современная методика обучения чтению,  вооружив его методическим богатством урока чтения. Учитель должен досконально владеть методикой организации учебно­воспитательного процесса на уроке, способами применения   поисковых   и   репродуктивных   методов,   формами   стимулирования   активности, организации аналитико­синтетической деятельности, подбором эффективных методов и приёмов с учётом характера учебного материала и степени усвоения его, системой контроля знаний, умений и навыков.  Учитель должен   Содержание и требования программ по чтению, а также содержание и методические особенности учебного материала для учащихся начальных классов, представленного в учебниках и дидактических      знать: уметь:  пособиях.   Основные   методы   и   приёмы   обучения   младших   школьников   чтению,   формирования самостоятельного читателя.  Учитель должен   Соотносить   и   связывать   материал   по   формированию   навыков   чтения   младших   школьников   со знаниями   по   педагогике,   психологии,   языкознанию,   теории,   литературы.   Диагностировать педагогическое   воздействие   тех   или   иных   приёмов   на   обучение,   развитие   и   воспитание   детей.  Планировать,   моделировать,   разрабатывать   и   фрагменты   уроков,   позволяющие   решать   задачи самообразования,   развития   и   общего   воспитания   учащихся   средствами   художественного   слова. Самостоятельно   подбирать   для   этой   цели   дополнительный   материал   и   уметь   объяснять   его необходимость   для   учебно­воспитательного   процесса   в   классе   по   изучению   родного   языка. Определять уровни сформированности  навыков чтения и умений работать с книгой в соответствии с программными   требованиями,   а   также   с   использованием   существующих   критериев   оценивания, организовывать работу по предупреждению и коррекции искажений, ошибок при чтении.          Правильная  организация учебного процесса  и верная тактика  педагога  могут помочь самому «неготовому»   к   школе   ребенку   успешно   учиться   и,   наоборот,   школьные   факторы   могут   стать причиной   очень   глубоких   проблем   формирования   письма   и   чтения   даже   у   очень   способных   и подготовленных   к   школе   детей.   Комплекс   школьных   факторов   риска   действует   непрерывно, длительно и систематично, причём сила воздействия на организм человека любого неблагоприятного фактора усиливается, если человек осознаёт это влияние как неизбежное, неуправляемое, неизменное, а проблемы обучения сам ребёнок не в силах изменить или исключить. Тут на помощь должен прийти грамотный учитель.  Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда   исследовал   причины   умственной   отсталости   школьников,   правильно   подметил:   «Если   в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».Чтение   –   одно   из   важнейших   средств   формирования   личности.   С   одной   стороны,   чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда   выполняющих   познавательную,   эстетическую   и   воспитательную   функции,   практическое знакомство с особым обобщенным, образно­эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.  Начальная   школа   первая   начинает   реализовать   общую   основную   цель   обучения   –   формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно ­ познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.  Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту.   Именно   к   такой   скорости   приспособился   за   многие   столетия   артикуляционный   аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Развивающая система Зайцева Петербургский педагог­новатор Н. А. Зайцев  предложил складовую систему обучения детей раннему чтению, которая сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта системность дает прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению увлекательным и радостным для ребенка. Дети учатся читать, не вымучивая слова по букве, а действительно складывая их из отдельных блоков­складов. Отвергается и широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать названия букв, алфавит. Названия букв нужны для быстрого проговаривания алфавита про себя, при поиске слова в словаре или списке слов, расположенных по алфавиту; для прочитывания  аббревиатур. Учиться читать названия букв только мешают.   «Тэ­Ё­Тэ­Я.   Тойота!»   —   «догадывается»   ребенок,   озвучив   буквы.   Когда   есть   картинки, догадываться о прочитанном легче, но можно попасть и впросак. «Ше­У — Шу, Бэ­А ­ Ба. — Что получилось? — Тулуп!», «Рэ­А ­ Ра, Мэ­А — Ма. — Что получилось? – Сарай». Последние два слова ребёнок отгадывает по изображениям предмета меховой верхней одежды и рамы, прислонённой к углу сарая.  В наборе «Кубиков Зайцева» 52 картонки, но навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б­БА­БО­БУ­БЫ­БЭ, М­МА­МО­МУ­МЫ­МЭ, П­ПА­ ПО­ПУ­ПЫ­ПЭ,   В­ВА­ВО­ВУ­ВЫ­ВЭ,   К­КА­КО­КУ­КЫ­КЭ,   ДЬ­ДЯ­ДЁ­ДЮ­ДИ­ДЕ,   ТЬ­ТЯ­ТЁ­ ТЮ­ТИ­ТЕ   в   наборе  по   два,   чтобы   иметь   возможность   складывать   такие   слова   как  БАБУШКА, МАМА,   ПАПА,   ВОВА,   КОШКА,   ДЯДЯ,   ТЁТЯ,   содержащие   склады,   расположенные   на   двух одинаковых кубиках. Таким образом, общее количество блоков, подлежащих узнаванию и из которых можно   сложить   любое   слово,   равно   сорока.   Кубики   и   таблицы   предъявляются   двухлеткам, трёхлеткам   более   старшим   детям   и   взрослым   иностранцам   сразу   все,   сразу   всеми   кубиками   и начинается оперирование , складывая слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. Из кубиков слова составлять, указкой писать по таблице, смотреть, как пишет учительница (мама, папа) большими буквами на доске, заказанное тобой или товарищем слово — всегда интересно. Интересно (в четыре, пять лет) печатать разные слова на машинке, компьютере. На компьютере можно печатать крупными буквами, легко исправлять ошибки. «Чтение — это труд, надо сделать так, чтобы ребенок недаром потрудился, а узнал что­то новое, интересное, меткое, веселое». Можно  предложить ребятам для   закрепления   навыков   и   повышения   скорости   чтения   такие   интересные   для   них   вещи,   как СКОРОГОВОРКИ   и   ЧИСТОГОВОРКИ?   По   много   раз   прочитаешь,   заучишь,   другим   передашь, технику чтения улучшишь, речь обогатишь, и произношение каких ­ то звуков подчистишь. Начинать надо   с   каких   попроще,   добавляя   постепенно   более   сложные.   Ребятам   нравится   соревноваться   в быстрочтении скороговорок и чистоговорок. Тут они не против секундомера, а только за. Можно воспользоваться   этим для укрепления техники чтения, чистоты, четкости речи. Помогут укрепить навыки   чтения   и   другие   произведения   народного   творчества:   колыбельные   песенки,   считалки, небылицы.  Ребята,  овладевающие   чтением,  готовы  хоть по  двадцать  раз прочитывать,  демонстрируя  умение, знакомые тексты? Зачем­то им это, значит, нужно. Во­первых, все мечтали научиться читать, и вот теперь, вроде бы, умеют. Дайте им насладиться, похвалы послушать. Не омрачайте радости, говоря, что этот текст­де, уже в школе (садике) проходили. Во­вторых. При неоднократном прочитывании знакомого   текста   ребёнок   закрепляет   навыки,   которые   пригодятся   для   озвучивания   текста незнакомого. А навыки многие нужны: водить глазами по строчкам; добравшись до конца строчки, перебрасывать глаза вниз и влево, не сбившись строчкой; целиком, не спотыкаясь, прочитывать слово; сливать,   ударять,   интонировать,   вправо   глазами   по   строчке   забегать,   ловя   следующие   слова, догадываясь, как их в связке с предыдущими озвучить; не орать, но и не произносить слова слишком тихо; читать плавно, с выражением, быстро, но не тараторить.     Методика «жужжащего чтения»           Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие­ то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее   чтение.   Оно   было   основным   элементом   при   обучении   чтению   в   школе  В.А.Сухомлинского.   Сейчас    этот    элемент    общепризнан    и   применяется   во   многих   школах. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто­то быстрее, а кто­то медленнее. Тренаж идет   в   течение   пяти   минут.   Ежеурочные   пятиминутки   чтения   представляют   собой   пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный   урок.  Ежеурочные   пятиминутки   чтения.   Этот   резерв   был   заимствован   в   школах Монгольской  народной  республики.  У каждого ребенка на парте  лежит книга  на русском языке. И любой урок – будь то  чтение,  пение,  рисование  – начинается с того, что дети открывают книгу и пять минут читают  по­русски, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.  Методика зрительных диктантов Федоренко.          Развитие техники чтения тормозится из­за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6­8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо   в   этом   случае   поработать   над   оперативной   памятью.   Делается   это   с   помощью,   так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время,   это   было   четверть   века   назад,   была   издана   брошюра   профессора   об   обучении   чтению.   К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том   числе   и   о   зрительных   диктантах.   В   каждом   из   18   диктантов,   предложенных   профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – «Тает снег» и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной ­ две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того,   как   одно   из   предложений   высвечено,   т.е.   лист   бумаги   подвинут   вниз,   ребята   в   течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читают, молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто­то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях. На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени. Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно   переходить   к   следующему   набору.   Итак,   в   среднем   на   один   набор   уходит   по   три   дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память,   но   при   условии,   что   зрительные   диктанты   должны   писаться   ежедневно,   если   писать   с перерывами – это уже ничего не дает. И еще одна деталь: если тексты не будут соответствовать по содержанию   теме   урока,   их   можно   заменить   равноценными   предложениями   с   одинаковым количеством букв.  Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. Это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке.  Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение «Спринт». К доске выходят несколько учеников (3­5), им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно   проговаривая   окончания   слов.   При   этом   упражнении   дети   учатся   еще   вниманию   и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.  Детская книжка. Различия в читательском развитии младших школьников столь   велики,   что изучение   личностных  особенностей   ребенка,   индивидуальная   работа   с конкретным читателем крайне необходимы. Как, по каким критерия выбирают  книги  младшие  школьники?  Что  хотят найти в книгах? Как помочь им выбрать самое необходимое?  Среди ребят младшего возраста свих читателей находят и русская  поэзия,   и зарубежная литература, книги и музыке и   композиторах,   об   ученых   и общественных деятелях. Однако,  некоторое  предпочтение  юные  читатели отдают  сказкам  и  приключениям,  что  можно   считать   их    возрастной   особенностью.   Чаще   других   среди   любимых   книг   называют  рассказы   Н.Носова,   А.Гайдара   «Чук   и   Гек»,   книги   о   дяде   Степе   С.Михалкова, «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна, русские народные сказки и  книги про животных. В нашей библиотеке   кроме   учебников   «чтения»  есть   дополнительные   книги   по   литературному   чтению   и творчеству.   Все дети   готовятся к   урокам внеклассного чтения. Самыми любимыми и читаемыми писателями на протяжении многих лет остаются  Драгунский, Носов,  Чарушин,  Снегирев,  Пришвин, Барто,   Михалков,   Чаплина.   Также   популярными   книжками   становятся   книжки   современных писателей: Э.  Успенского.   Новым элементом, который я разработала сама, стал – ведение индивидуального графика техники чтения. Делается это так: каждому ученику в дневник в начале учебного года я вклеиваю лист с заранее   подготовленными   линиями,   затем   дети   вместе   с   родителями   вычерчивают   график   по результатам проверки по месяцам.  Красный цвет графика, если стрелка идёт в верх, черная, если стрелка идёт вниз, синяя – ровно.  А в классном уголке учитель заполняет таблицу:(4 класс, данные на конец марта, норма 4 класса 100 – 110 слов) Каждый ребёнок видит свой результат в сравнении с другими, появляется дух соревнования «быть лучше», не отстать от других. Урок литературного чтения в четвёртом классе. Тема: Мифы древней Индии. Миф о царе Ушинаре. Цели: познакомить с новым жанром устного народного творчества – миф, совершенствовать технику чтения, развивать речь, учить мыслить, рассуждать, развивать память, внимание, воспитывать доброту и справедливость. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Пятиминутное «жужжащее чтение» детской книжки. 3. Сообщение темы  и цели урока. 4. Работа в тетради. Выполнение упражнений по развитию памяти и внимания. Зрительные диктанты Федоренко. ( Набор №3)            1. Прилетели птицы.            2. Ярко светит солнце.            3. Лида вытерла доску.            4. Весело бегут ручьи.           5. Подул резкий ветер.           6. Зоя прилежно учится. 5. Проверка домашнего задания. Чтение и пересказ подвигов Ер­Таргына из хрестоматии. 6. Знакомство с новой темой. 1. Чтения правила , что такое «миф», запись в тетради.            2. Чтение мифа о царе Ушинаре заранее подготовленным учеником.            3. Словарная работа.           Слова – жертва, владыка, преданья. 4.                             Чтение обычное. 5.                             Чтение «скороговоркой» 6.                             Работа над текстом. В тетрадь выписать из текста метафоры(доброе сердце) и сравнения (как солнце) 7.                             Проверка восприятия по вопросам к тексту учебника. 8.                             Выразительное чтение текста. 7. Выполнение творческого задания: ­ Подумайте и скажите, как бы вы разрешили спор сокола и голубя. 8. Чтение текста на время (1 мин.) Результаты записать, сравнить с ранее полученными. Итог урока: ­ С каким произведением познакомились? Дом. задание: ­ пересказ мифа, выучить правило. Урок литературного чтения во втором классе. Тема : М.Аимбетов «Солнце на ладони» Цели:  познакомить   детей   с   новым   произведением,   формировать   навыки   беглого,   осознанного   правильного   , выразительного чтения и развитой речи,  развивать умение понимать содержание прочитанного и работать с текстом, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к профессии хлебороба. Оборудование: серия картинок «Как хлеб на стол пришёл»,секундомер, таблицы с деформированными предложениями. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Пятиминутное «жужжащее чтение» детской книжки. 3. Сообщение темы  и цели урока. 4. Разминка: 1) Работа над скороговоркой Из под топота копыт пыль по полю летит. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 2) Работа по развитию речи. Восстановление деформированного предложения. Дети коллективно зачитывают слова: Была, Балхаша, у волшебника, красавица, дочь. Вопрос учителя: Мы с вами прочитали предложение? Ответ: Нет, т.к. эти слова не связаны по смыслу. Детям предлагается восстановить предложение. ­ Откуда это предложение? ( Казахская легенда Или и Каратал). 5. Проверка домашнего задания. 1)Чтение наизусть стихотворения А. Фета «Ласточки пропали» 2)Конкурс на чтение сказки «Путешествие осеннего листочка», используя приём олицетворения. 6. Знакомство с новым произведением. 1)Вступительное слово учителя. 2) Рассматривание серии картинок «Как хлеб на стол пришёл» 3) Чтение текста учителем. Для детей задание :прослушать текст и сказать почему он так называется. 4) Проверка восприятия: ­  О чём рассказывается в тексте? ­ Почему рассказ так называется? 5) Словарная работа. ­ Какие слова и выражения вам непонятны? ­ Как понимаете такие слова и выражения : жернов, штурвал, страда, ток, хлебороб, пышущая жаром, благословенный хлеб. 6)Работа с текстом. Обыкновенное чтение. Чтение «скороговоркой». Упражнение «Спринт». 7) Анализ прочитанного текста. Ответы на вопросы учебника. 8) Выразительное чтение текста детьми. Подведение итога. ­ С каким произведением познакомились, кто автор? ­ Чему учит это произведение? Домашнее задание: выразительно читать и пересказывать рассказ «Солнце на ладони». Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе. Тема : Звуки [ф],[ф'], Буквы Ф, ф. Цели урока: познакомить с новым звуком и буквой, развивать плавное слоговое чтение, воспитывать интерес и любовь к чтению. Оборудование: кубики  и таблицы Зайцева, картинки с изображением  филина, жетончики. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Разминка: 1) Работа над скороговоркой Ткёт ткач ткани на платок Тане. 2) Работа над дыханием. Звукоподражание. Шорох осенних листьев: Ш­ш­ш. Полёт пчелы: З­з­зэ Полёт жука: Ж­ж­ж. Накачивание воздуха :Ф­ф­ф. Сдутие мяча :С­с­с. 3) Работа с полоской бумаги. Дети ставят полоски на уровне губ, начинают выдыхать его на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание. 4) Чтение слогов по таблице скоростного чтения. У детей на парте лежит индивидуальная таблица. Слоги читают по строчкам и по столбикам. 4. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения «Разговор Лютика и Жучки» Конкурс на лучший рассказ по картинке «Лягушонок и Утёнок». 4.           Работа над новым материалом. Выделение изучаемого звука [ф]  из стихотворения «Фиалка».Стихотворение читает учитель: «Фью, фью» ­ птица распевает, И фиалка в поле расцветает. И земля глядит на нас Миллионом синих глаз. Нахождение кубика с этим звуком, дети дают характеристику звуку по кубику ( согласный, глухой, бывает твёрдый или мягкий). Чтение кубика хором. Распевание таблицы Зайцева. 5.                                         Занимательная азбука. Загадки: Этот глаз – особый глаз: Быстро взглянет он на вас. И появится на свет Самый точный ваш портрет. ( Фотоаппарат) [ф] – твёрдый. Днём спит, ночью летает, Уханьем своим всех в лесу пугает. (Филин) [ф'] – мягкий. Из меня посуду тонкую,  Нежно­белую и звонкую Обжигают с давних пор. Называюсь я ………. (фарфор) [ф] – твёрдый. Весь день стоят на улице Прохожими любуются. Их служба начинается, Когда уже смеркается. И не погаснут до зари Глаза ­  ночные ……..( фонари) [ф] – твёрдый. 6.                                         Составление слов из кубиков : филин, фонарь, фиалка, в сопровождении хорового чтения. 7.                                          Обозначение звука буквой [эф]. Пропечатывание буквы в тетради, рассматривание элементов, на что похожа, и место её в алфавите. Стих: Всем известно без подсказки  Буква «Ф» ­ как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас. ( Какой Карабас?) 8.           Работа по учебнику.  1)Чтение слогов , слов по учебнику.  2)Чтение текста «Филин»            3) Проверка восприятия. ­ О какой птице идёт речь? Филин – что это за птица? Чем питается? 9. Самостоятельное чтение учащимися. Письмо. Психологический настрой на письмо: упражнения «посадка», «курочка водичку пьёт», «художники» 1.              Анализ письменных букв. Поэлементный анализ строчной буквы ф, письмо в тетради слогов, слов, дописывание предложений. Анализ и письмо заглавной буквы Ф. Подведение итога: С каким новым звуком познакомились? Какую букву научились писать? Чему учились?      Заключение.    Применяя эти методики на уроках, я добилась таких результатов:  в первом классе качество знаний по технике чтения : 74 %;  во втором классе : 70 %;  в третьем классе: 70 %;  в четвёртом классе: 75 %.  Скорость чтения является самым важным фактором  из  числа  влияющих  на  успеваемость. Отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в   пределах   150слов   в   минуту.   .   Те   кто   стал   хорошистами,   имели   технику   120   слов   в   минуту. Троечники имели скорость чтения 80­90 слов в минуту. Творческие   упражнения   как   средства   совершенствования   качеств чтения на уроках литературного чтения в начальной школе Введение 1. Теоретические основы изучения процесса чтения 1.1 Процесс чтения в историческом аспекте 1.2 Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте 1.3 Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе 2. Опытно­педагогическая работа 2.1 Диагностика экспериментальных исследований 2.2 Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения 2.3 Анализ результатов эксперимента Заключение Введение Актуальность исследования Для того чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, в первую очередь, ему необходимо овладеть основными   учебными   навыками:   чтением,   письмом   и   счётом.   Можно   сказать,   что   именно   они являются   основой   всего   образования.   Чтение   является   средством   приобретения   новых   знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения   всегда   предполагает   самостоятельную   работу   детей,   прежде   всего   работу   над   книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться   серьёзными   трудностями   в   учебной   работе,   которые   могут   привести   к неуспеваемости. Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного ­ главные факторы, определяющие успешность   развития   личности   в   целом.   Именно   благодаря   чтению   правильному,   осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием: ­   освоение   младшими   школьниками   элементарных   общеобразовательных   знаний,   обеспечивающих развитие   у   них   познавательных   способностей   и   умений   в   освоении   образовательных   программ основной школы; ­ формирование основных навыков учебной деятельности;

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.

Техника чтения в начальной школе.

Техника  чтения в начальной школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017