Техники формативного оценивания
Оценка 4.7

Техники формативного оценивания

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
информатика
1 кл—7 кл
01.02.2018
Техники формативного оценивания
Пример Аргументированные ответы на один из вопросов: 1. Что вы ожидали от урока и что получилось? 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? 4. Была ли польза от такого рода работы? 5. В чем вы видите собственное приращение? 6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них. 7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали? 8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной. 9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность? 10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?примеры различных техник формативного оценивания
техники ФО.docx
Техники формативного оценивания Индекс карточки для  обобщения или для   вопросов Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на  обеих сторонах: 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела,  темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала  (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы Сигналы рукой Светофор Одноминутное эссе Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или  непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких­либо понятий,  принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися  об использовании этих сигналов:   (cid:131)  Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен  вверх)   (cid:131)  Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)   (cid:131)  Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном  изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по  программе. У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит  учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или  непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:  К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):  – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:  – Что вам не понятно?  По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном  изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по  программе. Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью  предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.  Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:   (cid:131)  Что самое главное ты узнал сегодня?   (cid:131)  Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть  использовано по­разному:    (cid:131)  Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается  поэтапное усвоение материала учащимися.   (cid:131)  В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут  делать на следующем уроке. Речевые образцы (подсказки) Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки),  помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или  процессом) является _________________, потому что__________ и т.д. Проверка  ошибочности  понимания Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или  предсказуемые ошибочные суждения о каких­либо идеях, принципах или  процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со  сказанным и объяснить свою точку зрения. Индивидуальные   беседы с учащимися Трехминутная пауза Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их  понимания. Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает уча­ щимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим  материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты. 1 Измерение   температуры Минитест Элективный   (выборочный) тест Формативный тест Дневники / журналы  по самооценке Формативный опрос   (cid:131)  Я изменил свое отношение к……….     (cid:131)  Я узнал больше о ………….   (cid:131)  Я удивился тому, что……                      (cid:131)  Я почувствовал …   (cid:131)  Я относился к ………… Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно  выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и  учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся  предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель  просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс  выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется  сделать. Мини­тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки  учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.  Это тесты, предполагающие выбор: из множества предложенных ответов; из правильного/ неправильного ответа; или предполагающие краткий ответ.     Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит  учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом.  Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.  Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество  понимания учащимися изученной темы и принять решение:  продолжить объяснение данной темы или двигаться далее. Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4­5 учащихся в  группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов.  Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых  группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно.  Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.  необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами  группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е.  единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не  требуется. Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и  учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям  и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти  знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить  представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствую  щие  шаги для улучшения образовательного процесса. Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким­ либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие  вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…». – Как, чем _________ похожи или отличаются от   ______? – Каковы характеристики (части)  _____________________ ? – Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать   _____ ? – Какова основная идея, концепция, мораль в   __________ ? – Каким образом__________соотносится с   _____________ ? – Какие идеи, детали вы можете добавить к  ____________ ? – Приведите пример по (к)  __________________________ ? 2 – Что неверно в   ___________________________________ ? – Какое заключение вы можете сделать  ______________? – На какой вопрос мы пытаемся ответить  ______________ ? – Какую проблему мы пытаемся решить ? – Что вы предполагаете сделать  ______________ ? – Что могло произойти, если бы  _____________? – Какие критерии вы использовали бы для оценки   ____? –Какие доказательства или подтверждения вы можете привести  в поддержку    ____________ ? – Как можно подтвердить или опровергнуть   ________?  – Как это можно рассматривать с точки зрения   _____ ? – Какие альтернативы нужно иметь в виду   _________? – Какие подходы или методы можно использовать в   ____? Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:  «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения  нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом  учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип  задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в  зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.  Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может  дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».  (2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать  следующий вопрос:  «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?» Упражнение на  проверку усвоения  нового материала Внутренний и  внешний круг Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к  другу и  задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего  круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с  вопросами. Обобщение в одном предложении Обобщение в одном  слове Письменные  комментарии  (письменная  обратная связь) Словесная оценка (устная обратная  связь) Самооценивание Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое  отвечало бы на вопросы  «кто? что? где? когда? почему? и как?». Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему». Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.  Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в  соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата.  Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер.  Проверяя  письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним  цветом, а требующие доработки – другим.  Комментарии к письменным работам  могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее  выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь,  соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию  он успешно освоил.  Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о  том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.  Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении,  анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие  проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с  которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до  начала выполнения работы.  Две звезды и желание (взаимооценивание) Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе.  Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся  3 комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и  указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент,  который заслуживает доработки, – «пожелание». «Редакторский совет» «Вопросник»   (подведение урока) итога Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя».   «Редакторы»   внимательно   слушают   письменный рассказ,  опираясь   на  критерии   успеха,   указывают   достоинства   в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания   сочинения.   В   данном   случае   сама   форма   проверки помогает   ученикам   учиться   на   успехе.   После   того   как   ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют. После   объяснения   новой   темы   урока   учитель   объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», « Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что  мешало   работе  и   почему?»   Каждый  из  учеников  выбирает только  один вопрос и  на небольшом  листе  бумаги  пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него. «Пирамида знаний» Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А­4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока. Это   могут   быть   интересные   факты,   полезные   сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д. 4 Например,пирамида   знаний   по   теме:   «Вода»   может выглядеть так: Воду нельзя загрязнять Без воды нет жизни на планете Вода может переходить из одного состояния в другое Вода бесцветная     Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают. «Закончи предложение» В   конце   урока   учитель   раздает   каждому   из   учеников   листок бумаги,   и   каждый   ученик   отвечает   письменно   на   следующие вопросы: Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:     Заполненные   листки   ученики   сдают   учителю. Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…   Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их. «Древо творчества» У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок –получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать конце   урока 1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая  Рефлексия   в начало  фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… 5 я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… «Плюс­минус­ интересно» мне захотелось… Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно,  в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения  предлагается заполнить  таблицу из трех граф.  В графу «П» ­ «плюс»­ записывается все, что понравилось на  уроке,  информация и формы работы, которые вызвали положительные  эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для  достижения каких­то целей.  В графу «М» ­ «минус»­ записывается все,  что не понравилось на  уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось  непонятным,  или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него  не нужной, бесполезной .  В графу  «И» ­ «интересно»­ учащиеся вписывают все любопытные  факты, о которых узнали на уроке,  что бы еще хотелось узнать по  данной проблеме, вопросы к учителю.  Плюс Минус Интересно Анкета. Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой  можно менять, дополнять  в зависимости от того, на какие  элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить   обучающихся аргументировать свой ответ. 6 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен 7. Домашнее задание мне кажется полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным «^ Мои ответы». На протяжении урока отмечать условно свои ответы: «V» ­ ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный; «W» ­ ответил по просьбе учителя, ответ правильный; « | » ­ ответил по своей инициативе, но ответ не правильный; «+» ­ ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» ­ не ответил. «Комплимент» Комплимент­похвала, комплимент деловым качествам,  комплимент в чувствах, в котором  учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг  друга и учителя за проведенный урок.  Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании  личностной значимости каждого. «Три лица» Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц:  веселого, нейтрального и грустного. 7 «Цветные карточки» «Пейзаж»  Приём «Что, если…?» Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует  их настроению. У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают  карточку в соответствии с их  настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем  проследить, как меняется  эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа.  Одна картина  проникнута грустным, печальным настроением, другая ­  радостным, веселым.  Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их  настроению. Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются  со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по­ новому, с другой стороны посмотреть  на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы  развития событий, расширяя тем самым  опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко  «В дурном обществе»). Подбор афоризма  пословицы,  стихотворения к  уроку. Оценка  «приращения»  знаний и достижения  целей  «Гвоздь» (высказывания Я не знал… ­ Теперь я знаю…). Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического  организатора,  например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии  рефлексии, когда учащиеся  ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют  сферу своих знаний,  выдвигают новые идеи. Схема­паутина Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы­ паутины. Что нового ты узнал на уроке?  Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении  задачи (или на уроке)?  8 Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?  Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?  Где ты применишь полученные знания? В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?  Благодаря каким инструментам ты нашел решение?  Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке  (составлял таблицу, рисовал схему,  составлял тезисы и т.д.)?  С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему? За что бы ты себя похвалил на уроке? Что изменил бы в своих действиях на уроке? Что бы ты изменил на уроке в последующем? Что тебе понравилось на уроке больше всего? И т.д. 1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Аргументированные  ответы на один из  вопросов: 2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему? 3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? 4. Была ли польза от такого рода работы? 9 5. В чем вы видите собственное приращение? 6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды  деятельности были выполнены  наиболее успешно? Назовите  наиболее эффективные из них. 7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и  трудности, которые вы испытывали во время  урока. Какими  способами вы их преодолевали?  8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра   сделать нашу работу на уроке  более успешной. 9. На основании каких критериев можно оценить нашу  деятельность? 10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему? Резюме, эссе, мини­ сочинения «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них  получились хорошо в процессе урока,  и предложить одно действие, которое улучшит их работу на  следующем уроке. «График» Учащимся предлагается начертить в течение урока график «Дерево моего  успеха». Техника  «рефлексивная  мишень» ­изменения их интереса; ­уровня познания, ­ личной активности. Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью  условных знаков показать, насколько  оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом  из секторов записываются  параметры­ вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.  Например, оценка содержания, оценка  форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога,  оценка своей деятельности.  Участник ставит метки в сектора соответственно оценке  результата: чем ближе к центру мишени,  тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем  проводят её краткий анализ. 10 Вопросы, требующие  многовариантных  ответов: Почему было трудно?  Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок? "Благодарю…" "А напоследок я  скажу". В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать  только одного из ребят, кому хочется  сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это  сотрудничество проявилось. Учителя  из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово  педагога является завершающим.  При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти  убедительные слова признательности и этому участнику событий. Школьникам предлагается последовательно ответить на три  вопроса:  Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это  спасибо (исключая учителя)? 11  Что не оправдалось и почему?  Мои и наши перспективы? "Ассоциация" Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе,  выбрать по две: первую – которая  максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую  – на его окончание. Затем каждый  желающий может объяснить свой выбор (по одному – два  предложения на картинку). Любые  комментарии со стороны других одноклассников или учителя  исключаются. Педагог комментирует  свои картинки последним, подводя итоги урока. "Синквейн" В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на  основе изученного материала.  Синквейн – это пятистрочная строфа. 1­я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание  синквейна; 2­я строка – два прилагательных, характеризующих данное  понятие; 3­я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках  заданной темы; 4­я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или  отношение к ней; 5­я строка – синоним ключевого слова (существительное). Пушкин Великий, талантливый. Думает, страдает, любит. Чувства добрые пробуждает. Гений. «Лестница успеха». Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы  деятельности. В конце урока  предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху 12 "Ключевые слова" На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д. «Эксперты» В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с  контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют  деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют  деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им  оценки.  «10 баллов» Оценить по 10­бальной шкале работу на занятии с позиции: „Я"           0________10 „Мы"        0________10 „Дело"     0________10   «Для меня сегодняшний урок…» Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть  фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.  Урок Я на уроке Итог 13 1. интересно 1. работал 1. понял материал  2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял  «Завтра контрольная» Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью  выявления готовности учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.  «Бортовой  журнал» От   (англ.   Log)   ­   форма   фиксации   информации   с   помощью   ключевых   слов, графических   моделей,   кратких   предложений   и   умозаключений,   вопросов.   В качестве   задаваемых   преподавателем   частей   "бортового   журнала",   которые будут   заполняться   учащимися,   могут   быть:   ключевые   понятия   темы,   связи, которые может установить учащийся, важные вопросы.   Дневник В одной графе – предмет рефлексии, в другой ­ комментарии. Дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить  более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и  сравнивая свои действия во времени. Например, отслеживание результатов  контрольных работ. Работа Результат     Дневник Различные виды дневников: обычный, дневник ­ художественный  альбом, двухчастный дневник  (в одной графе ­ наблюдаемые  факты, цитаты из высказываний, в другой ­ комментарии) и другие.  В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в  течение длительного промежутка времени  и позволяет ученику  осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как  непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во  14 времени ("отложенная" рефлексия). «Письменное интервью» «Кластеры» Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов  участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий  промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена  мнениями.  Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем  модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда ­ это  наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой  линией со звездой, у каждой планеты свои спутники – результаты работы.  По  готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать соответствующие  выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная  работа, учитель  на уроке. В качестве результатов могут быть оценки,  предложения, затруднения, успехи.  Принцип  (Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов). «Микрофон». На уроке я работал                          активно / пассивно Своей работой на уроке я               доволен / не доволен Урок для меня показался               коротким / длинным За урок я                                          не устал / устал Мое настроение                              стало лучше / стало хуже Материал урока мне был               полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется    легким / трудным     интересно / не интересно. "Волшебная лестница знаний” «Релаксация» Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. 15 Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто  чувствует в себе потенциал работать  еще лучше – поаплодировали себе. На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан,  мясорубка, корзина Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией,  полученной на уроке. .«Акрослово». Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы. М­манящая О –огненно­купольная, отвергнутая Петром С – святая К – колокольная, краснокупольная В – возвеличенная, вольная А – алтарная. «Лист самооценки». Узнал что­то новое Научился 16 Расстроился Я Получил радость Удивился Ничего не понял SMS Ученикам предлагается на бумажных сотовых  телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок,  оценить как плодотворно он работал.                                          «Мишень» Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая 1. свою деятельность 2. деятельность учителя 3. деятельность учащихся.   "Дерево предсказаний" Правила   работы   таковы:   ствол   дерева   –   тема,   вид   деятельности,  ветви   ­ утверждения,   которые   ведутся   по   направлениям   ­   "да"   и   "нет"   (количество "ветвей" не ограничено), и  "листья" ­ обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.) «Градусник» Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д. 17 «Ступени» С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д. «Звездочки» На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д. «Корзина идей»   Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. «Мордашки» Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных  этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их  настроению или выбирают из имеющихся.  «Дерево» Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева,  можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на  плакате. «Светофор» Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или  зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое  мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что  получилось). " Пятерочка " 18 Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё  мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец ­ мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения. ”Слон” Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются  учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке.  Ученикам затем  устно дается характеристика элементов. Уши­ значит человек  внимательно слушает, воспринимает больше на  слух; глаза ­ внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания,  которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на  соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше  действует головой; ноги  тонкие – неуверенность. «Карта настроения» В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в  которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку,  вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии. 19 «Плюс – минус – интересно» Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся  высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на  "+”, "–”,  "?” или индивидуально письменно. В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В  графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось  непонятным. В графу "интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем  хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. Рефлексивный дневник "+” "–” "?” Дата_________  Тема   урока_________________________________________________ Моя  оценка  домашнего  задания  ___________________________________________ Сегодня  на  уроке  мне   удалось_____________________________________________ Нужно  поработать над  _____________________________________________________ Узнал(а)  новые  определения  _______________________________________________ Я   научился(лась)________________________________________________________ __ _____________________________________________________________________ ____ При  работе  в  группе  моя  роль  _____________________________________________ Взаимооценка  Имя   _____________за  что  ____________________________________ Пожелание (кому)_________________________ что  именно  _____________________ _____________________________________________________________________ ___ Одноклассники  оценили  мою  работу   _________ учитель  _____________________ Я  оцениваю  свою работу  _________________________________________________ Мое  настроение   Тест 1.Упростите выражение: 18 – (14 + х) а) 4 – х – нос пуговкой. б) 4 + х – нос картошкой; в) 32 – х – длинный нос; г) 32 + х – красный нос 2. Как правильно записать выражение: сумма выражения пять минус «игрек» и «икс»? а) 5 – (у + х) (карие глаза) б) 5 – у – х (зеленые глаза) в) (5 – у) + х (голубые глаза) Тест 20 г) 5 – у + х (серые глаза) 3. Найдите значение выражения 45 + х – 4 при х = 28 а) 77 – клоун кудрявый; б) 69 – у клоуна прямые волосы, в) 41 – клоун лысый. 4. Цена учебника х р., а атласа – у р. На сколько рублей учебник дороже атласа, если известно, что х>у? а) х – у (круглое лицо) б) у – х (овальное лицо) 5. Какие значения может иметь буква в выражении 90 – а? а) не больше 90 (на голове колпак) б) не меньше 90 (на голове цилиндр) в) любые (не носит головной убор) 6.Равенство (a + b) – с = a +(b – с) является: а) свойством вычитания суммы из числа (грустный); б) свойством вычитания числа из суммы (веселый) в) сочетательным законом сложения (спокойный). 7. Составьте выражение для решения задачи: В трех пятых классах всего 74 ученика. В 5«А» - 25 человек, в 5«Б» - m учащихся. Сколько учеников в 5«В»? а) 74 + 25 – m (на лице шрам); б) 74 – 25 – m (под глазом синяк) в) 74 – 25 + m (на щеке вакса). 21

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания

Техники формативного оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2018