Технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе начальной специализации
Для укрепления лидирующих позиций российских юношеских и молодежных команд на мировых аренах необходимо совершенствовать методику технико-тактической подготовки хоккеистов на всех этапах их многолетней работы.
Анализ литературных источников [1–4] позволяет заключить, что значимость подобной подготовки возрастает, что обусловлено направленностью, условиями тренировочного процесса, состоянием спортсменов и изменяющимися обстоятельствами. На этапе начальной специализации технико-тактическая подготовка уже является одной из ведущих – ее доля составляет до 35 % времени в годичном макроцикле. Однако в настоящее время характеристика этой подготовки не является исчерпывающей. На сегодняшний день в литературе авторами [5–7] рассмотрены программы спортивной подготовки и построение учебно-тренировочного процесса для хоккеистов различной квалификации, включая подготовку высококвалифицированных хоккеистов, систему этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах, значимость физических способностей в физической подготовке хоккеистов 13–14- летнего возраста в соревновательном периоде и различных характеристик их технико-тактической подготовленности в общей структуре подготовки таких хоккеистов, интеллектуальная подготовленность хоккеистов на этапе углубленной специализации, технико-тактическая подготовленность 13–14- летних хоккеистов в соревновательном периоде и технико-тактическая подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации.
В то же время в литературе все еще не определены ведущие технико-тактические действия; не оценена сложность освоения и выполнения технико-тактических действий в учебно-тренировочной деятельности; отсутствуют схемы технико-тактической подготовки; нет сведений об эффективности выполнения технико-тактических действий в соревновательной деятельности.
Несколько слов скажем о методике проведенного исследования. Источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации служили сведения, полученные методом анкетирования, что предполагало строго продуманную постановку задаваемым респондентам вопросов. В анкете предусматривался определенный порядок сочетания основных содержательных и, так называемых, функционально вспомогательных вопросов. Данный метод исследования позволил нам с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения на основе субъективных оценок специалистов-экспертов (тренеров).
На основании результатов обзора литературных источников нами была разработана методика технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе начальной специализации. Она включала в себя следующее.
1. Схему технико-тактической подготовки (рис. 1).
1 уровень: предпосылки к подготовке
↓
формирование технико-тактических действий в группы упражнений
определение ведущих технико-тактических действий
оценка сложности освоения и выполнения действий
2 уровень: реализация подготовки
↓
планирование и коррекция подготовки
контроль эффективности выполнения технико-тактических действий
↓
3 уровень: эффективность подготовки
оценка эффективности выполнения технико-тактических действий
Рис. 1. Содержание технико-тактической подготовки в педагогическом
эксперименте у юных хоккеистов экспериментальной группы
Как видно из приведенной схемы, было реализовано 3 уровня.
2. Систематизированные в группы технико-тактические действия были оценены по уровню сложности освоения и выполнения (табл. 1).
Таблица 1
Оценка сложности выполнения и освоения технико-тактических
действий у хоккеистов на этапе начальной специализации, баллы
№ |
Содержание и направленность действий |
Баллы |
|
|
|
1 |
Индивидуальные действия без соперника |
1 |
|
|
|
2 |
Индивидуальные действия с активным соперником |
2 |
|
|
|
3 |
Групповые взаимодействия без соперника |
3 |
|
|
|
4 |
Групповые взаимодействия с активным соперником |
4 |
|
|
|
5 |
Командные взаимодействия без соперника |
5 |
|
|
|
6 |
Командные взаимодействия с активным соперником |
6 |
|
|
|
7 |
Игровые упражнения |
7 |
|
|
|
8 |
Игры |
8 |
|
|
|
Как видно из таблицы, каждая группа действий оценена в бальной системе по уровню сложности освоения и выполнения.
Эффективность реализации технико-тактических действий в соревновательной деятельности игр оценивают тренеры-эксперты по следующим показателям:
1) количество и результативность (%) вбрасывания шайбы – отношения общего количества вбрасывания шайбы к выигрышным;
2) количество и результативность (%) атак на ворота противника – отношения общего количества атак, закончившихся броском по воротам или забитым голом, к общему количеству атак;
3) количество и результативность (%) бросков шайбы по воротам противника – отношения общего числа бросков по воротам к точности попадания в створ ворот;
4) количество и результативность (%) передач шайбы – отношения общего числа передач к точным;
5) количество и результативность (%) силовых единоборств – отношения выигранных силовых единоборств к их общему числу;
6) количество и результативность (%) обводок соперника – отношения общего числа обводок к результативности приема;
7) количество и результативность (%) ловли шайбы на себя – отношения числа бросков шайбы соперников, принятых игроками на себя, к общему числу бросков соперников по воротам;
8) количество и результативность (%) приема шайбы – отношения общего числа приема шайбы к результативности приема;
9) количество и результативность (%) систем обороны – отношения общего количества атак противника к прерванным атакам;
10) количество и результативность (%) игры в большинстве – отношения общего количества раз в игре в большинстве к реализованным;
11) количество и результативность (%) игры в меньшинстве – отношения общего количества раз в игре в меньшинстве к числу реализованным противником.
При оценке эффективности учитывались действия результативные (+) и действия нерезультативные (-).
Таким образом, разработанная методика технико-тактической подготовки хоккеистов на этапе начальной специализации позволила добиться значимых изменений технико-тактических действиях хоккеистов. Следовательно, доказана эффективность методики технико-тактической подготовки.
Обобщая полученные в ходе исследования результаты, следует отметить, что одним из ведущих видов подготовки у хоккеистов на этапе начальной специализации является технико-тактическая – ее доля в годичном макроцикле составляет до 35%.
Исследованиями на данный момент не определены ведущие технико-тактические действия и их значимость; отсутствует схема методики технико-тактической подготовки; нет данных оценки эффективности выполнения технико-тактических действий в соревновательной деятельности; не оценена сложность освоения и выполнения технико-тактических действий в учебно-тренировочном процессе.
Разработанная методика технико-тактической подготовки содержала: схему методики технико-тактической подготовки; оценку сложности освоения и выполнения технико-тактических действий в учебно-тренировочном процессе; приоритетное применение ведущих индивидуальных и групповых технико-тактических действий.
Эффективность разработанной методики оценивалась на основании динамики результативности выполнения 11 ведущих технико-тактических действий в процессе соревновательной деятельности: «Вбрасывание шайбы», «Атаки на ворота противника», «Бросок шайбы», «Передачи шайбы», «Силовые единоборства», «Обводка соперника», «Ловля шайбы на себя», «Прием шайбы», «Системы игры в обороне», «Игра в большинстве», «Игра в меньшинстве».
По окончании исследования устанавливается достоверное различие результатов.
Список литературы
1. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специали-зированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королёв и др. - М. : Советский спорт, 2006. - 101 с.
2. Ишматов, Р.Г. Хоккей от А до Я. Построение учебно-тренировочного процесса для хоккеистов различной квалификации : учеб. пособ. - СПб. : НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2011. - 200 с.
3. Михно, Л.В. Содержание и структура спортивной подготовки хоккеистов : учеб. по-соб. - СПб. : НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2011. - 194 с.
4. Никонов, Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов. Мн. : Асар, 2003. - 352 с.
5. Колосков, В.И. Система подготовки хоккеистов // Вестник Федерации хоккея России. 2015. № 1. С. 70–91.
6. Мудрук А.В. Обучение основам тактики хоккея : учеб. пособ. - Омск : СибГУФК, 2005. - 40 с.
7. Плотников, В.В. Значимость физических способностей в физической подготовке хоккеистов 13–14 лет в соревновательном периоде // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 11 (13). С. 61–64.
8. Плотников, В.В. Хоккей: программа спортивной подготовки для детско-юношеской спортивной школы. Уфа : Печатный Дом ИП Верко, 2014. - 108 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.