Технологическая карта 6

  • doc
  • 14.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Масштаб.doc

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Название предмета: математика

Класс 6

Уровень обучения базовый

Тема урока: Масштаб

Общее количество часов, отведенное на изучение темы 3

Тип урока: изучения нового материала

Цели:

Обучающая:

 Познакомить учащихся с понятием масштаб, научить определять масштаб, расстояние по карте, расстояние на местности. Отработка вычислительных навыков.

Воспитывающая:

 Воспитывать трудолюбие, аккуратность, внимания.

Развивающая:

Развитие памяти, логического мышления, умения сравнивать и обобщать. Прививать учащимся интерес к предмету.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

-     иметь представление о понятие масштаб;

-     умение решать текстовые задачи;

-     умение находить масштаб карты;

-      зная масштаб находить действительные размеры объектов или расстояний на местности.

 

 

 

Метапредметные

-        формировать навыки применения  вычислительных операций для решения прикладных задач из различных областей;

-       понимать учебную задачу урока,

-       осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя,

-       определять цель учебного задания,

-       контролировать свои действия в процессе его выполнения,

-       обнаруживать и исправлять ошибки,

-       отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

-       воспитывать любовь к предмету, чувства партнерства, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Личностные

-         формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;

 

Межпредметные связи: география, черчение

Ресурсы урока (оборудование): учебник С.М. Никольский

ХОД УРОКА:

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

 

Приветствие, мобилизация внимания детей.

Включаются в деловой ритм.
Учащиеся в тетрадях записывают число, название работы.

2 Актуализация ранее изученного материала

Организует устную работу:
Заполни пропуски-вопросы:
2 см = ? м       12 см = ? км               6 м = ? см

15 см = ? м     4 см = ? км                
12 м = ? см

6 км = ? м                   5 м = ? км                  5 км = ? см

17 км = ? м                 14 м = ? км                420 км = ?см
- Сколько сантиметров в 1 метре? А метров в сантиметре?
- Сколько сантиметров, метров в одном километре?
А километров в метре, сантиметре?

Ответы проверяются фронтально, с последующей записью на доске.

Отвечают по цепочке:

2 см=0,02м   12 см=0,00012км    6 м=600см  15 см=0,15 м   4см=0,00004 км    12м=1 200см

6 км=6 000м   5 м = 0,005 км 
5 км = 500 000см 
17 км = 17 000м  14 м =0,014 км  420 км = 42 000 000 см.

3.Целеполагание и мотивация. 

 

 Очень часто в жизни приходится использовать увеличение или уменьшение для создания различных видов изображений реальных объектов.  Мы не можем нарисовать на альбомном листе человека того роста, который он имеет, нам необходимо уменьшить реальный объект для его изображения. А если мы захотим нарисовать божью коровку, то нам придется на рисунке увеличить ее размеры относительно реальной. Для того, что бы точно и умело выполнять уменьшения и увеличения необходимо использовать в работе приемы масштабирования, то есть уметь создавать масштабное изображение.
Сегодня на уроке мы будем с этим знакомиться и тема сегодняшнего урока: Масштаб.
- Слышали ли вы это слово раньше? – На каком предмете вам приходилось с ним работать?
- Какую информацию дает масштаб?
- Только ли на географических картах указан масштаб?
- Какая цель нашего урока?

Записывают в тетрадях тему урока.
Предлагают свои ответы:
- да;
- на уроках географии.
- во сколько раз расстояние на карте меньше чем на местности.
- реальное расстояние между городами; 

- нет; Есть на планах, чертежах;

Формулировка целей урока:
- зная масштаб находить действительные размеры объектов или расстояний на местности.

4. Организация познавательной деятельности. Изучение нового материала.

 

 

 

 

Прежде чем решать задачи, запишем определение масштаба.

Отношение длины отрезка на бумаге  (карте; чертеже) к длине соответствующего отрезка на местности (реальном объекте ) называется масштабом.

Например, масштаб  М 1:100 будет говорить о  том, что 1 см изображения соответствует 100 см реального объекта.

- Если масштаб – это отношение - Тогда, что масштаб показывает?

Обращаю ваше внимание на карточки (приложение 1).
- Что там изображено?
- Назовите масштаб в каждом случае.
- Скажите, о чем говорят масштабы?
На карте:

На первом чертеже:
На втором чертеже:

- В каком случае, масштаб показывает увеличение реальных объектах (уменьшении)?

Предполагаемые ответы:
- во сколько раз одно расстояние меньше или больше другого.
- какую часть одна  длина составляет от другой.


- карта; чертежи  деталей;
- Масштаб  1 : 50 000;
Масштаб 1:2; Масштаб 1:1


-Расстояние на карте в 50 000 раз меньше.
- На бумаге в 2 раза меньше;
- На бумаге реальный размер детали.
- Если в записи масштаба вторая величина больше первой, то данный масштаб дает уменьшение реальных размеров.

5. Физкультминутка

Раз – согнуться – разогнуться.

Два – нагнуться – потянуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

 

Выполняют упражнения

6. Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

 

 

А теперь проверим, как усвоено определение масштаба.
Учитель предлагает задачи (приложение2) Задания 1-3 решают с помощью учителя, задания 4-6 аналогичные, решают самостоятельно.

№1

Масштаб на карте 1 : 20 000. Расстояние между двумя селами на карте 25 см. Каково расстояние между этими селами на местности?

На карте – 25 см 

На местности – ? (км или см) км 

Масштаб – 1 : 20 000

Расстояние на местности будет больше или меньше, чем на карте? А во сколько раз больше?

№2

Расстояние между двумя городами 200 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой                     1 : 5 000 000?

На карте – ? (км или см) см 

На местности – 200 км 

Масштаб – 1 : 5 000 000

Расстояние на карте будет больше или меньше, чем на местности? А во сколько раз меньше?

№3. Расстояние между городами А и В равно 45 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 15 см. Определите масштаб карты.

На карте – 15 см 

На местности – 45 км 

Масштаб – 1 : ?

По определению: Отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине называется масштабом.

 

№ 4.

Масштаб на карте 1 : 125 000. Расстояние между двумя селами на карте 12 см. Каково расстояние между этими селами на местности?

На карте – 12 см 

На местности – ? (км или см) км 

Масштаб – 1 : 125 000

№5

Расстояние между двумя городами 25 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 500 000?

На карте – ? (км или см) см 

На местности – 25 км 

Масштаб – 1 : 500 000


№6

Расстояние между городами А и В равно 360 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 9 см. Определите масштаб карты.

На карте – 9 см 

На местности – 360 км 

Масштаб – 1 : ?

 

 

Учащиеся в тетрадях записывают ответы.

№1 Решение.

25 см × 20 000 = 500 000 см = 5 км – расстояние на местности.

1 км = 100 000 см            Ответ: 5 км.

№2 Решение.

      Т.к. масштаб 1 : 5 000 000 это означает, что расстояние на карте в 5 000 000 раз меньше, чем на местности.

200 км : 5 000 000 = 20 000 000 см : 5 000 000 = 4 см – расстояние на карте.

1 км = 100 000 см               Ответ: 4 см.

№3 Решение.

 – масштаб.   Ответ.

№4 Решение.

Расстояние на местности будет больше или меньше, чем на карте? А во сколько раз больше?

12 см × 125 000 = 1 500 000 см = 15 км – расстояние на местности.

1 км = 100 000 см

Ответ: 15 км.

№5 Решение.

      Расстояние на карте будет больше или меньше, чем на местности? А во сколько раз меньше?

25 км : 500 000 = 2 500 000 см : 500 000 = 5 см – расстояние на карте.

1 км = 100 000 см

Ответ: 5 см.

№6 Решение.

По определению: Отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине называется масштабом.

 – масштаб.

Ответ.

 

6. Домашнее задание.

 

 П. 1.2 (выучить теорию). № 23, 24.

 

Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание

7. Подведение итогов.

- Что изучали сегодня на уроке?
- Кто может сказать определение масштаба?
- Что показывает масштаб 
М 1:1000, М 1:4, М 2:1?
Какие данные необходимо иметь, что бы восстановить масштаб карты?
- Какие столбцы необходимо выделить в краткой записи?

Оценивает работу отдельных учащихся.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

Проводят  самооценку.

 

 


Скачано с www.znanio.ru