ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, 4 класс
Тема урока: работа с текстом Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»
Тип урока: рефлексия
Цель урока: создание условий для формирования навыка анализа художественного произведения
Задачи урока:
· Дидактические:
1. Учить пониманию прочитанного текста;
2. Создать условия для совершенствования видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение;
3. Создать условия для совершенствования навыка чтения;
· Развивающие:
1. Развивать навык правильного чтения;
2. Развивать творческую деятельность обучающихся;
3. Развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи;
· Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
2. Научить слушать друг друга при выполнении заданий индивидуально, в паре, в группе
3. Воспитывать бережное отношение к учебнику
Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс раздаточный материал.
Этап |
Образовательная цель этапа урока |
Формы, методы и приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты |
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Словесный: беседа |
1. Приветствует учащихся; 2. Проверяет готовность учащихся к уроку; Здравствуйте, ребята! Покажите мне, с каким настроением вы пришли на урок. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем мысленно удачи. |
1. Приветствуют учителя; 2. Показывают готовность к уроку;
|
Метапредметные: личностное включение в учебную деятельность |
Презентация |
Актуализация знаний и мотивация |
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий |
Фронтальная Метод проблемного изложения материала: постановка проблемного вопроса Словесный: учебный диалог Наглядный: презентация |
Создание проблемной ситуации, повторение пройденного правила Ребята, напомните мне, с каким произведением вы работали на прошлом уроке? На сколько частей вы разделили рассказ? Как вы поняли значение слов? Кибернетик – это… Кибернетика – это …
Контрабас – это…
Но, ребята, слово «кибернетика» устаревшее и сейчас его редко используют в современном мире, так как появились новейшие технологии. Давайте с вами теперь подберем синонимы к слову «прозрачный».
Что такое сюрприз? |
Отвечают на вопросы
«Приключение Электроника»
На 4 части Кибернетик – специалист по кибернетике Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов у правления и передачи информации о машинах, живых организмах и обществе. Контрабас – самый большой по размеру струнный смычковый муз. инструмент наиболее низкого регистра.
Чистый, незамутненный, хрустальный, кристальный, чистый как слеза, ясный Неожиданное событие, подарок, приятная неожиданность |
Метапредметные: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; |
Презентация |
Постановка учебной задачи |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока |
Словесный: подводящий и формирующий диалог
|
Совместно определяют тему и цель урока Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? Какую цель можем поставить? |
Определяют тему урока, формулируют цель урока. Продолжение изучения рассказа «Приключения электроника» Проанализировать весь рассказ, героев, произведение в целом |
Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
Учебная презентация |
Динамическая пауза |
Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности |
Практические: выполнение физических упражнений |
Учитель организует динамическую паузу. Стоит робот на дороге, |
Выполняют упражнения. |
Метапредметные: умение соотносить свои действия с действиями студента |
Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой |
Интронизация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха |
Практические: самостоятельная работа Наглядный: проверка по эталону |
Организует самостоятельную работу со взаимопроверкой. Сейчас я вам предлагаю решить небольшой тест для проверки того, как вы поняли и запомнили это произведение 1.Ранним майским утром к гостинице… подкатил светло-серый автомобиль. а) «Липки» б) «Дубки» в) «Васильки» 2. Распахнулась дверца, из машины выскочил человек с трубкой в зубах. Это был профессор… а) Горбунов б) Герасимов в) Громов 3.Куда ни посмотришь – везде что – то новое:… а) «Берѐзовая роща» б) «Новые дома» в) «Дубовая роща» 4. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал…. а) «Мальчик с голубыми глазами» б) «Мальчик с зелѐными глазами» в) «Мальчик с закрытыми глазами» 5. Нет, ни один человек не мог бы сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик… а) «Нос картошкой, вихор на макушке» б) «Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы» в) «Курносый нос, рыжий вихор» 6. Покачивая головой, профессор достал из кармана… а) «Очки» б) «Плеер» в) «Телефон» Оцени себя! «5» - нет ошибок «4» - 1 – 2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - более трёх ошибок |
Выполняют самостоятельную работу.
1 – б 2 – в 3 – а 4 – в 5 – б 6 – а
Взаимопроверка и взаимооценивание |
|
Раздаточный материал
|
Включение в систему знаний, повторение |
Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного |
Ф Словесные: беседа по тексту Практический: выборочное чтение, составление характеристики героя |
Работа с учебником, учитель дает задание по характеристике героев, вопросы с доказательством из текста, далее идет проверка и работа в парах/группах Ребята, что вы узнали о профессоре Громове? Чем он занимается? Куда он приехал? Сейчас я вас попрошу найти в тексте и прочитать о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора. Как автор показал нам, что чемодан был очень тяжелым? Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? Сравните описание города с обычным, в которым мы живем. Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими? Прочитайте теперь о том, как профессор открыл чемодан. Почему он долго смотрел на спящего? Почему, ни один человек не мог бы догадаться, что в чемодане был кибернетический мальчик, т. е. робот? Что сделал профессор после того, как мальчик вышел из чемодана? Отчего он дернулся? Как вы считаете, побег Электроника – это протест или каприз?
Что хотел сделать профессор, зачем подключил Электроника к сети? Он в чём- то ошибся? Могло ли с Электроником произойти несчастье, когда он выпрыгнул из окна?
Как вы понимаете значение слова «молниеносно»? Что автор хотел показать этим словом? Почему профессора испугал побег Электроника? Что могло произойти? Ребята, согласны ли вы с тем, что Е. С. Велтистов рассказал о необычном событии? Объясните. Как бы вы охарактеризовали профессора Громова? Был ли он жестоким человеком?
Что в Электронике вы заметили от робота, а что от человека? В чем электроник похож на обычного мальчика? Сейчас мы с вами узнаем, выполняя задание: подчеркните слова, которые соответствуют обычному мальчику курносый нос длинные ресницы вихор на макушке электрическая вилка синяя курточка рубашка летние брюки речь побег Что осталось не подчёркнутым? Электроник – человек? Почему? Как вы думаете, удастся Электронику быть человеком до конца?
Что это значит быть человеком?
(Проведение динамическое паузы) Организует групповую работу посредством составления описания Электроника Работа в группах по карточкам 1. Выпиши из текста, как выглядел Электроник. 2. Какими чертами характера обладал Электроник, можно ли сказать, что он был капризный, жестоким, смелым, отважным? 3. Чем Электроник похож на обычного мальчика? (Проведение самостоятельной работы) Ребята, а каким вы представляете Электроника? Расскажите. По произведению Велтистова «Приключения Электроника" снят фильм и сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой эпизод и ответить на вопрос: совпадает ли фильм, герои с тем, что вы представляли при чтении. |
Отвечают на вопросы учителя
Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.
Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.
Читают эпизод
Робот был похож на обычного мальчика.
Это протест. «- Я не хочу, - раздался за его спиной скрипящий голос Электроника. – Я так не могу…». Электроник сказал, что он так не может, но профессор его не услышал, на что он выпрыгнул из окна
Электроник убежал от профессора Громова, потому что из-за большого напряжения электрического тока, случился сбой программы. Подзарядка Электроника должна была осуществляться через от двенадцативольтовый переходник, а профессор по рассеянности включил его в розетку 220 вольт. Получив такое напряжение, Электроник бросился бежать, что послужило началом удивительным приключениям. Очень быстро. Все это произошло неожиданно и быстро.
По произведению мы понимаем, что профессор Громов не был жесток, наоборот, он очень порядочный человек, умный. Можно заметить небольшую рассеянность профессора, ведь именно из-за этого и приключилась вся история. Мы видим, как он переживает за свое создание, ищет его. Но по началу можно видеть, что к Электронику он относится не как к личности, а как к роботу, как к технике. Перевозит его в чемодане. В самом начале нам не говорится, почему сбежал кибернетический мальчик. Уже позже мы узнаем, что Электроник сбежал из-за того, что профессор из-за рассеянности подключил его не к положенным 12 вольтам, а к 220 Вольт. Такой «подзаряд» и стал причиной того, что Электроник выпрыгнул в окно. Выполняют задание в парах курносый нос длинные ресницы вихор на макушке электрическая вилка синяя курточка рубашка летние брюки речь побег
Электрическая вилка Да/нет Высказывают свое мнение
Уметь думать, сопереживать другим, уметь дружить, любить, чувствовать
Выполняют задание в группах.
Прослушивание рассказов, анализ и дополнение
Выполняют самостоятельную работу
Просмотр художественного фильма «Приключения Электроника» |
Предметные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач, анализировать текст Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий Коммуникативные: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
|
Учебник, презентация |
Рефлексия деятельности |
Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания |
Ф, И Словесные: беседа, анализ |
Повторяют тему и цель урока.
Назовите тему урока.
Какую цель мы ставили в начале урока?
Достигли ли мы её? Что вы извлекли для себя полезного из рассказа Велтистова «Приключения Электроника»? Довольны ли вы своей работой? Кому бы вы из своих одноклассников за урок поставили оценку «5» и за что? Закрасьте у своего робота большие круги на туловище. Зелёный – на уроке мне было комфортно, всё понравилось. Красный – были затруднения, у меня не все получилось.
|
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку по продукту и по деятельности Завершение изучения рассказа «Приключения электроника» Проанализировать весь рассказ, героев, какие-то события, закрепить знания. Достигли
Доволен/не доволен |
Метапредметные: рефлексия способов и условий действия; Предметные: знать, как находить неизвестное делимое Личностные: самооценка |
Учебная презентация, раздаточный материал |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.