Технологическая карта по окружающему миру на тему : "Какая бывает промышленность""

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 18.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Какая бывает промышленность.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта по окружающему миру

для 3 «В» класса

на тему:

«Какая бывает промышленность»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы Ш – 47

Шварева Екатерина Алексеевна

Проверили:

Руководитель школы

Корсакова Любовь Леонидовна

Отметка «      » (___________________)

 

 

 

 

Соликамск, 2020 г.

Тема ур. / класс

«Какая бывает промышленность»

УМК

«Школа России» 

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с отраслями промышленности; учить различать продукцию каждой отрасли.

Задачи:

Предметные: характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; выявлять взаимосвязь отраслей производства; соотносить продукцию и отрасли промышленности, характеризовать труд работников отраслей промышленности.

 

Метапредметные:

Регулятивные – понимать учебную задачу и стремиться выполнить её; осуществлять самоконтроль и оценку своих действий;

 

Познавательные – ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; работать с терминологическим со словариком;

 

Коммуникативные – работать в группе; работать со взрослыми: выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

 

Личностные – формирование понимания значения отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование

Наглядный материал, раздаточный материал, учебник, презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Этапы

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формы взаимодействия

 

УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина  Алексеевна и сегодня  я  проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь на свои места.

-Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, дневник и письменные принадлежности.

Приветствие

Фронтальная форма

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, дисциплинированность

Зрительный контакт

2. Ввод в радел/ актуализация знаний

 

3.СТИЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Какую большую тему мы изучаем?

- Что относится к 3 китам экономики?

-Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется : «Верно ли утверждение

–Главная задача экономики - это улучшение благосостояния, удовлетворение потребности людей;

– К природным богатствам относится: фабрики и заводы? Ачто относится к природным богатствам?

– Капитал это всё, что сделано руками человека для производства новых товаров и услуг, всё, что приносит прибыль

– Труд необходим, для того чтобы добывать природные богатства, создавать капитал, для производства товаров и услуг

- Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики

- Растениеводство занимается разведением крупного рогатого скота? А чем?

 

 

- Животноводство занимается выращиванием культурных растений. А чем?

Работа с тестом «Животноводство»

1. Что даёт животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) хлопок, лён, кормовые травы;

2. Домашние сельскохозяйственные животные – это

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

б) звери, птицы, земноводные, рыбы;

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;

3. Домашние птицы – это …

а) фазаны, куропатки, страусы;

б) павлины, орлы, беркуты;

в) индейки, куры, гуси, утки;

4. Пчёл разводят на …

а) ферме;

б) пасеке;

в) птицефабрике;

5. Для корма домашних животных заготавливают

а)  зерно, кормовые травы;

б) арбузы, дыни, тыквы;

в) василёк, подснежник,

- К какой отрасли экономики относятся животноводство и растениеводство?

 

-Молодцы! Вы усвоили предыдущие темы и закрепили свои знания.

-А чтобы узнать тему урока, отгадайте загадки:

- Летом папа наш привез

 

-В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом зимой.

Бережет продукты

Мясо, рыбу, фрукты.

 

-Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

 

-Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка.

По дороге той ползет,

Весь обоз один везет.

-Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

 

- Как одним словом можно назвать эти предметы?

 

-Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из главных составляющих экономики. Какой? На этот вопрос вы сами мне позже дадите ответ.

 

- Нас окружает множество самых разных и полезных вещей, которые необходимы нам для жизни. Мы пользуемся различными товарами и услугами. Вы каждый день приходите в класс и садитесь за парты, чтобы получить знания. А вы когда-нибудь задумывались «Где и когда была сделана эта парта или стул?».

 

- Вы приходите в магазин и покупаете продукты питания. А откуда они появились на прилавках магазинов?

 

-Правильно. Они были произведены на заводах и предприятиях.

 

- По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия.

-А какие промышленные предприятия есть в нашем городе?

- В больших городах есть другие промышленные предприятия.

- А совокупность всех этих предприятий можно назвать промышленностью.

 

- Так о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Тема урока: «Какая бывает промышленность»

- Сегодня на уроке мы будем продолжать разговор об отраслях промышленности; учиться различать продукцию каждой отрасли промышленности; постараюсь убедить вас в необходимости каждой отрасли промышленности.

-Экономика

-Капитал, природные богатства, труд

 

 

-ДА

 

 

-Нет, вода, воздух, полезные ископаемые, растения, животные.

-Да

 

 

-ДА

 

 

-ДА

 

-Нет, разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур…

-Нет, разведением животных

 

 

1.а

 

 

 

2.а,в

 

 

 

 

3.в

 

 

 

4.б

 

 

 

5.а

 

 

 

 

-Сельское хозяйство

 

 

 

 

 

 

-Холодильник

 

 

 

 

 

-Ботинки

 

 

 

 

-Поезд

 

 

 

-Мыло

 

 

 

 

-Это товары

 

 

 

 

 

-Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

-Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения, слушать и отвечать на вопросы учителя.

 

Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт

4.Объясненение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зародилась промышленность в рамках домашнего крестьянского хозяйстве во времена первобытного строя, тогда формировались основные отрасли производственной деятельности у большинства народов (земледелие и скотоводство). Но первые ручные машины и станки появились не так давно, около 250 лет назад. Теперь наша промышленность автоматизирована, многие машины работают без помощи человека, но под чутким контролем его.

 

- О каких отраслях вы уже слышали?

 

Промышленность – это отрасль экономики, т.е. народного хозяйства. Это совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и обработкой продуктов.

 

Промышленность делится на отдельные отрасли:

 

1.     Электроэнергетика

2.     Машиностроение

3.     Металлургия

4.     Лёгкая

5.     Пищевая

6.     Добывающая

7.     Химическая

Познакомимся с некоторыми из них.

 

Добывающая промышленность

- Как вы думаете, чем занимаются люди, работающие в этой отрасли?

- Что же можно добывать?

 

- Как их добывают?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С каким полезным ископаемым мы встречаемся дома?

- Какие правила безопасности при обращении с газом вы знаете?

 

 

 

 

 

 

 

 

Электроэнергетика.

-Производит электрическую энергию. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе и на ферме, в поезде, в квартире, в магазине. Везде вы встретите электродвигатели, электроприборы или просто электрическую лампочку.

 

-Откуда же берётся электрическая энергия? Её вырабатывает на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.

 

-У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется – гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины, - гидроэлектростанцией (ГЭС).

 

-На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар.

 

-ГЭС строят на больших полноводных реках, таких как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.

 

-Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

 

-Для атомной станции (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.

-Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

-Называют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Добывают

-Полезные ископаемые

-Одни полезные ископаемы – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. Чтобы извлечь из-под земли нефть и газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины

-Газ

-Нельзя пользоваться неисправными газовыми приборами, оставлять без присмотра, сушить белье над горелками, размещать возле плиты вещества, которые могут легко воспламениться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Познавательные:

Развивать умение читать вслух и про себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая минутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире!

Пять – руками помахать!

Шесть – за парту тихо сесть.

 

 

 

 

 

Металлургия и машиностроение

- Откройте учебники на с 61. Прочитайте о металлургии и машиностроении.

 

- Чем же занимается металлургия?

 

 

 

 

 

 

-Металлургия подразделяется на чёрную и цветную. К чёрным металлам относят железо, все остальные – цветные.

- Что производит машиностроительная отрасль?

 

- Как вы понимаете, что такое «Машина»?

 

- Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а человек только управлять ею.

 

Химическая промышленность

-Химия – это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, резину, удобрения, лаки, краски и многое другое.

 

- Посмотрите вокруг и скажите, что сделано химической промышленностью? Представьте, что вы пошли в магазин, что вы купите? Из чего сделаны упаковки?

-А теперь представьте, что у вас закончилась ручка, фломастер, сломался горшок, вы съели, что купили, что вы сделаете с этими предметами?

- Куда?

- К чему это может привести?

- Что нельзя делать?

Легкая промышленность

– Что выпускает легкая промышленность?

– Приведите примеры продукции легкой промышленности.

– Какие виды тканей вам известны?

– Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок)

– Ткани животного  происхождения?

 

– Ткани искусственного происхождения ?

- Это все выпускает легкая промышленность. Она производит ткани, одежду, обувь.

 

-Бывают ткани растительного происхождения, животного происхождения и искусственного происхождения.

 

- Где же работают люди легкой промышленности?

 

Пищевая промышленность

- Что производят люди в пищевой промышленности?

 

- Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности?

 

 

Промышленность и экология

 

- Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники?

 

- Что вы знаете об экологических катастрофах?

 

 

Правила бережного отношения к природе

·        Сберегая продукты, ты экономишь горючее и сберегаешь воздух от загрязнения

·        Выключая свет, ты бережешь чистую воду

·        Из сортированного мусора ты бережешь плодородие земли и труд людей

·        Починив подтекающий кран, можно снова сделать полезные вещи

·        Изучая природу, ты бережешь чистый воздух

·        Оберегая растения, ты знаешь, как ее сберечь

Работа с учебником

 

- Производством металлов из природного сырья, получением сплавов, обработкой металлов, сваркой, нанесением покрытий из металлов

 

-Машины

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ручки, фломастеры, окна, цветочные горшки.

-Выбросим

 

 

 

 

-Лен, хлопок

-Шерст

-Нефть, газ

 

 

 

-На фабриках

 

 

-Молочный комбинат, сахарный завод, кондитерская фабрика, консервный завод

-С одной стороны – облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей, с другой – воздействие человека приводит к загрязнению природы.

 

 

 

 

 

 

5.Практическая работа.

Игра «Доскажи словечко»

1.     Пальто и шляпы выпускает …

 

2.     Металлические батареи выпускает …

3.     Пряники производит ..

4.     Электричество попадает в дом благодаря

 

5.     Шампунь для волос выпускает …

6.     Комбайны, танки выпускает…

7.     Обеспечивает нефтью, углём

- Отлично! Вы правильно назвали все отрасли промышленности. А как вы думаете, они связаны между собой? 

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решим экономическую задачу.

- Вам нравится этот автобус?                                                          

- Какая промышленность производит автобус?

- А теперь давайте подумаем из чего сделан автобус, т.е. какие материалы нужны для его   производства?

 - Производством металла занимается

 - Производством резины и краски …

 - Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.

 - Какой можно сделать вывод?

 

1Легкая промышленность

 

2.Металлургия

3.Пищевая промышленность

4. электроэнергетики

5.Химическая промышленность

6.Комбайны

7.Добывающая промышленность .

 

 

 

 

 

 

-Машиностроение

 

-Металл, резина, краска

 

-Металлургия

имическая промышленность

 

 

- Отрасли промышленности связаны между собой

Индивидуальная, фронтальная

Коммуникативные: умение работать в группах, высказывать свою точку зрения, выслушивать друге точки зрения.

Правильность выполнения задания

6.Итог урока

- На какой вопрос мы искали ответ на уроке?

- Перечислите отрасли экономики, с которыми вы уже познакомились?

- Как надо относиться к природе?

Отвечают на вопросы

Подводят итог урока

Фронтальная форма

Коммуникативные

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Ответы на вопросы

7.Рефлексия

-Те, кто на уроке сегодня все понял, поднимите зеленый карандаш, а у которых возникли трудности – красный.

 

Индивидуальная форма

Регулятивные: умение оценивать свои достижения на уроке.