Технологическая карта по учебнику "Коми язык(государственный)"
Оценка 4.8

Технологическая карта по учебнику "Коми язык(государственный)"

Оценка 4.8
Разработки уроков
pdf
воспитательная работа
9 кл—11 кл
04.11.2020
Технологическая карта по учебнику "Коми язык(государственный)"
Технологическая карта "Уроки 62-64 (по 7 разделу 10-12 ур.)- Традиционная пища народа коми. 7 раздел- Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. Коми музыкальные инструменты. Урок в русле этнопедагогики.
Технологич.карта.pdf

Дымова Е.В.,учитель коми языка  и литературы, русского языка  и литературы  МБОУ «СОШ»

с.Объячево(д.Калининская) 

                                                                                  МО МР «Прилузский»                                                                                         Республика Коми 

 

 

Коми язык (государственный)

5 класс

 

7 раздел- Коми национальный костюм. Коми национальная кухня. 

Коми музыкальные инструменты.

 

Уроки 62-64 (по  7 разделу 10-12 ур.)- Традиционная пища народа коми.

 

Урок 62

 

Технологическая карта.

 

Тип урока

Комплексное применение знаний  (урок в русле этнопедагогики)

Цели деятельности педагога

Создание условий для  овладения способами поиска и  изложения нового материала, формирования навыков составления текста-описания предмета; содействие развитию коммуникативной, языковой, познавательной компетенций.

Образовательные источники и ресурсы

Якубив Т.В., Поликарпова Т.Д., Бызова Ю.А.Коми язык: Учебник. 5 кл.Ч.2./Министерство образования и молодёжной политики Респ. Коми, Коми респ. ин-т развития образования.-Сыктывкар, КРИРО, 2016. Мультимедийная презентация, видеоролик

Методы и формы обучения

Методы:      устного      контроля      и       самоконтроля

(фронтальный и индивидуальный опрос);

стимулирование интереса к обучению;

по способу передачи информации – наглядный и словесный, по степени самостоятельности  мышления- репродуктивный и частично-поисковый,

по степени управления учебной работой – под руководством учителя и самостоятельная работа. Формы:индивидуальная, групповая, фронтальная,

парная;

 

 

Планируемые  образовательные результаты

 

 

 

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

 

Базовый уровень

 

Формулируют ответы на

 

Анализируют

знают названия блюд

коми национальной кухни, звучание некоторых

слов(значение еды, блюд)- схожих со

звучанием русских слов; образование

коми прилагательных

от существительных; умеют составлять

словосочетания, вести диалог, строить речевые

высказывания;

Продуктивный уровень- знают типы

речи, употребляют глаголы

повелительного

наклонения;

 

вопросы по  изучаемой теме; внимательно

слушают; строят речевые высказывания;

совершенствуют

мыслительные операции;

Принимают и сохраняют учебную задачу;

планируют свои действия в соответствии с

поставленной задачей; осуществляют

взаимоконтроль; адекватно оценивают свою

деятельность и

деятельность сверстников на уроке;

Умеют конструктивно взаимодействовать друг с другом, с учителем;

 

результаты своей

деятельности,

проявляют

познавательный интерес

к учебному материалу; понимают роль 

природной среды  и

блюд национальной

кухни в жизни народа; осознают

необходимость уважительного

отношения к коми культуре и этнографии;

 

 

 

Этапы урока:

Деятельность учителя,

инструмента рий

Деятельность учащихся, методы и приёмы

Универсальные учебные действия

I. Целевая установка

 

 

 

 

 

 

Запуск презентации «Коми муöй, няньöй-солöй!»

( фото блюд национальной кухни с

названиями);

На доске – проблемный вопрос

«Почему такое обращение к

Коми краю?»

 

 

 

 

 

Внимательно смотрят и

готовят ответ на вопрос.

 

«Почему такое обращение к

Коми краю?»

 

 

Примерные ответы: 

-                     Коми край- хлебосольный край;

-                     Природа Коми края

предоставляет

 

(Л)Самоопределение

 (мотивация учения);

(П) Использование интерактивных

возможностей ИКТ;

(К) Включение  каждого в учебный процесс;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чему мы научимся на уроке?

 

 

 

 

кров и пищу народу;

-                     Надо беречь природу, и она

даст человеку и

жилище, и еду.

 

-                     Называть блюда национальной кухни; - Высказывать своё мнение о блюдах;

-                     Рассказывать о блюдах коми национальной кухни;

 

 

(Р)осуществление целеполагания;

 

 

 

II.

Систематизация знаний -

проверка

домашнего

задания ( было задание – дома с помощью родных

подготовить по

выбору рассказ о коми

национальных

блюдах, по упр.1, стр.60)

Подготовка к продуктивной работе

 

(Уплотнение имеющихся знаний –

создание

основы для

дальнейшей

продуктивной работы),

поддержка интереса,

возникшего на

предыдущих уроках)

 

 

На экране проектора- фото или картина

блюда, ученик рассказывает

перед классом о своём блюде.

 

(Р) оценка выполнения задания;

 

(П)анализ языкового материала;

 

 

(К) высказывание в устной форме;

 

 

 

III. Комплексное применение знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

Включаются в процесс урока как активные

участники; Упр.2(а)-

Пробовал ли ты блюда

национальной кухни?

 

Упр.2(б)

1.Чтение реплик  перед классом. 2. Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

(П) поиск и выделение нужной информации;

 

(Л) формирование учебной мотивации;

 

(К) умение слышать и слушать;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

письменное

выполнение заданий

 

Упр.3(а)устано вка

соответствий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр.3(б)- разделить

блюда на 3

группы;

 

 

 

 

 

 

 

 

«Работа в парах сменного состава»-

предложение спорных

ситуаций:

примеры брать из материала

предыдущих уроков,

применять

прилагатель ные чöскыд,

юмов, небыд,

чорыд, пöсь, сола,

кос,кöдзыд и отрицательную

 

 

 

Дополнение информацией.

7 обучающихся выполняют (по очереди)упр.

около доски.

Ответы  по цепочке, при затруднении

предлагается помощь

консультантов.

 

 

Можно

пользоваться словарями;

Работа            по

колонкамгруппам:

1)пöжас;

2)юан; 3)сёян;

 

 

 

 

Выстраивают речевые

высказывания, участвуют в

конструировани и ситуаций; сохраняют учебную

задачу;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) высказывание в устной форме;

 

 

 

 

(Р)Ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

 

 

 

 

 

 

 

 

(К)Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействие с

детьми и взрослыми;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(П)сформирование  умения анализа и синтеза;

 

 

 

 

Игровая минутка:

(физминутка)

 

 

 

 

 

 

 

частицу абу;

 

 

«Найди лишнее»

(объяснить свой выбор)

 

 

Работа в парах сменного состава:

«Блюда национальной кухни»

 

 

Почему?

Осуществление поиска средств достижения

учебной задачи;

 

На столике- карточки с

изображением блюд коми

кухни( после

использования

– отложить в сторону);

Ответы перед классом по

очереди;

 

 

IV.           Это интересно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.               Подведение итогов урока. 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

Упр.6(а)-

Описание приготовления некоторых

коми блюд.

Активизация деятельности.

 

 

 

 

Предложить диалоги перед классом-

упр.6(б)

 

 

 

 

 

Незаконченное предложение

 

 

 

 

 

 

Описание блюд сопроводить

презентацией и

видеороликами. Приём

«Вопрос-ответ»

 

Образец-упр.5

 

 

Во время диалога ученик

(в игровой форме) должен научить  своего друга готовить блюда.

 

 

Продолжить предложения, используя материал урока:

 

« Ме талун тöдмалi коми сёян сикас -…»

 

 

 

 

(Л) ученик умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать

ошибку;

 

 

 

(К)умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

 

 

(П)умение  выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы,

исходя из ситуации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. 

Консультирован

ие по

выполнению

домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр.8(а, б, в)

«Ми тöдмасим татшöм коми

пöжасöн -…»

«     Коми     йöз

дасьтылiсны татшöм юан-…» « Ме кужа ачым

пуны …»

 

 

Внимательно читают задание, задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Урок 63

Урок-экскурсия

 

Тип урока

Урок-мастер-класс (экскурсия в дом местной жительницы, наблюдение за процессом приготовления

коми выпечки) 

 Дома дети готовят вопросы  о коми национальной выпечке, о продуктах для отдельных видов выпечки, о процессе изготовления. 

Домашнее задание после экскурсии: подготовить небольшие красочные листы-проекты «Коми пöжас»(по выбору- название и процесс приготовления одного вида выпечки) 

 

 

 

 

Урок 64

Коми сёян-юан

Тип урока

Урок в технологии деловой игры- Деловой театр  ( применение приёмов драматизации); 

Технология

Деятельностный метод ( позволяет выбор темпа и форм для каждого ученика, включение всех в работу на

уроке);

Цели деятельности педагога

Создание базы для лучшего восприятия сложного материала; побуждение, стимулирование к учебной деятельности;

 

Характер

                познавательная,     воспитательная,    развивающая

 

педагогического процесса

игра;

 

Обоснование выбора

Положения Л.С. Выготского, указывающего на несомненную пользу драматизации: «во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием; во-вторых, она ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

Итак, драматизация, представляющая собой не что иное, как игру, помогает детям почувствовать произведение, понять его через воспроизведение прочитанного с помощью некоторых изобразительновыразительных средств.  Вслед за Л.С. Выготским многие методисты называют драматизацию одним из самых трудных, но в то же время и самых интересных приёмов; 

Предварительная подготовка

1.Проблемная ситуация проживается учениками  в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане;

2.Необычная форма ведения урока: за несколько дней 3 ученицы и 1 ученик готовятся инсценировать текст упр.9 «Коми сёян-юан»

( небольшое изменение- слова бабушки Вани разделены на слова самой бабушки и 2 тётушек- так решили сами дети).

Каждое упражнение проводит один ученик по желанию и предварительной подготовке.

Учитель- консультант, ведущий процесса игры и сам участник;

3.Обязательны  национальные костюмы.

4.Заранее приносят в класс выпечку- шаньги с крупой и творогом,  картофельные шаньги; пирожки с брусникой, мясом, капустой, грибами, луком, рыбой- помощь родителей.

5.На стендах – картины с изображениями ягод, грибов, овощей (по тексту упр.9)

6.Презентационное сопровождение- блюда коми национальной кухни.

 

I.Организацио нный этап.

Целевая установка.

Проверка учителем домашнего задания:

1)Упр.8(а, б, в) 2)листыпроекты «Коми пöжас»

 

 

2-3 ученика- консультантыпомощники по

выполнению задания;

Учащиеся перед классом

показывают

свою работу,

комментируют

содержание работы;

 

(К)осуществление  продуктивного  взаимодействия с детьми и взрослыми;

II. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

Предложить детям

лексическую

пятиминутку:

 

На доске 2 столбика слов -

названий блюд, нужно найти

соответствия и указать

стрелками,  сразу же

составить

словосочетания и предложения:

 

 

 

                                          На доске:

пöткаа

ша

ньга

                                                              

         пувъя

 кö

вдум

                                                              

        льöмъя

тш

ак

 

сола

  ляз

 

 

шома

льö

м

                                                              

   шыдöса

чер

и

 

пöсь

кап

уста

 

кос

пир

öг

 

юмов

шы

д

                                                         кар

тупеля

   р

ысь

 

(пöткаа шыд, пувъя пирöг, льöмъя ля

з, сола чери, шома

 капуста, шыдöса

шаньга, пöсь кöвдум, кос тшак, юмов тетрадях;

 рысь, картупеля

чери)- запись в

 

 

Предлагает  детям самим 

Ответы детей:

- О блюдах

 

(Р) постановка

 

 

 

сформулиро

вать,  что им  сегодня предстоит узнать?

  

коми народа, потому что при выполнении «лексической пятиминутки» стало понятно, что данные блюда – сытные, дают силы для работы на поле, в лесу, на охоте, в хозяйстве, чем и занимались  жители Коми

края;

учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;

 

 

III.

Драматизация.

Практическая работа с

языковым

материалом по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложить посмотреть  

инсценировку

по тексту упр.9

(читают 3 девочки, которые

заранее

распределили

слова, 1 ученик

читает слова Вани);

 

Для лучшего восприятия текста

предложить прочитать

текст про себя;

 

 

Презентацион ное

сопровожение:

Пöтка яй, кöр яй, айбарч; ид шыдöс, кушман,

 

1. Просмотр инсценировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Изучающее чтение.

Результат – понимание

содержания текста;

 

 

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

(К) представление конкретного

содержания в устной форме;

 

 

 

(П)поиск и выделение

информации;

 

 

 

(Л) Нравственноэтическое

оценивание (оценива

ние усваиваемого содержания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Это интересно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Вопрос-ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Компьютерный вирус!

ырöш, ляз,

пакула.

 

 

Из финноугорского- в

русский язык!

Предложить необычную подачу

материала о

пельменях. 

 

 

Упр.9(а)

Для активизации работы

предложить

игру «Вопросответ»

 

Проследить, чтоб выходили все перед классом- элемент

движения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят

2 ученика в

 

 

 

 

 

2 ученика перед классом

рассказывают

другим детям о заимствовании в русский язык слова

«пельмень»;

 

1 вопрос задаёт учитель для

выбора темпа и ученика,

задающего

вопрос;

 

Элемент физкультминут ки:

кто ответил  на вопрос-

выходит перед

классом и снова задаёт вопрос

другому, и так по очереди – все.

 

 

Дети включаются в игру и

начинают

активно искать неточности и

исправлять их;

Текстуальная работа;

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) умение слышать и слушать;

 

 

 

 

 

 

 

 

(П) поиск и выделение

информации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(П) умение доказывать;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(П) умеет вести

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                 Кто самый зоркий?

В поисках нужного слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.                 Рассказ бабушки Вани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.                 Работа в паре.  Знаешь ли ты?

 

 

 

коми

костюмах,

просят помощи

у класса, чтоб исправить

неточности,

появившиеся

из-за

компьютерного вируса;

Предложения читают по

очереди.

 

 

 

Учитель обращает

внимание на текст упр.9:

-кто заметит необычное?

 

 

 

Чтение задания упр.9(в)

 

 

 

 

Предложить работу по группам

(разделить класс на 5 групп):

Шыд, пöжас, градвыв

пуктас, вотöс, юантор.

 

Для активизации в конце урока предложить задание на

Работа            по

тексту продолжается, дети находят выделенные

слова, пишут в столбик в

тетрадях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нахождение антонимов

 

 

Работа в группах

сменного

состава (5-7 мин),

 

 

 

 

 

 

Коллективное заполнение

таблицы: на доске и в

тетрадях;

 

 

 

 

 

Выход по парам и работа по

типу вопросответ

( желательно,

поиск и выделять необходимую информацию;

 

 

 

 

 

 

(К)инициативное сотрудничество в

поиске и сборе

информации;

 

 

 

 

 

 

(Р)внесение необходимых

дополнений и

корректив в план и

способ действия;

 

(П)логические: 

выбор

оснований  для

классификации объектов;

 

(П)

Структурирование найденной 

информации в

нужной форме;

 

 

 

(К) Умение выражать свои

мысли, строить

высказывание в

соответствие с задачами

коммуникации;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Рефлексия.

 

движение,

упр.9(е)

 

При наличии времени

выполнить зад.

ж к упр.9

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает поразмыслить над

пословицами коми народа (см.ниже):

чтоб выходили

все)

 

 

Выполнение по желанию.

 

 

 

Ответы детей;

 

(Л)умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;

 

 

 

(К)ученик умеет

вступать в диалог;

 

 

-   О каких блюдах коми народа вы узнали сегодня?

-   Как можно связать жизнь народа и их обычную пищу?

Объясните, как вы понимаете данные пословицы:

Рудзöг нянь – тыр нянь ( Ржаной хлеб- полный хлеб).

Няньтöгыд куш да вильыд (Без хлеба голо и скользко).

Тшыгнад уджыд оз сод (У голодного работа не спорится).

Картупельыд кö эм – джын нянь (Картошка-половина хлеба).

Оз пась шонты, а нянь ( Не шуба греет, а хлеб).

Кывтö ньылыштан (Язык проглотишь).

Мöснад  сёяныд чöскыд( С коровой и еда вкуснее).

Ва воссяс – сёян вежсяс (Река откроется- пища переменится).

Кутшöм рок пуан – сэтшöмöс и сёян (Какую кашу сваришь – такую и съешь).

Шыд да рок –медбур вок  (Суп да каша – лучшие братья). Тусь кö эм – и пызь лоас ( Если есть зерно- и мука будет).

 

V.

Консультирован

ие                       по

выполнению домашнего задания.

Упр.9(г)

(поиск информации в тексте)

Вопросы по выполнению.

 

 

 

Дымова Е.В.,учитель коми языка и литературы, русского языка и литературы

Дымова Е.В.,учитель коми языка и литературы, русского языка и литературы

Предметные УУД Метапредметные

Предметные УУД Метапредметные

I. Целевая установка

I. Целевая установка

II. Систематизация знаний - проверка домашнего задания ( было задание – дома с помощью родных подготовить по выбору рассказ о коми национальных блюдах, по упр

II. Систематизация знаний - проверка домашнего задания ( было задание – дома с помощью родных подготовить по выбору рассказ о коми национальных блюдах, по упр

Упр.3(а)устано вка соответствий;

Упр.3(а)устано вка соответствий;

Игровая минутка: (физминутка) частицу абу; «Найди лишнее» (объяснить свой выбор)

Игровая минутка: (физминутка) частицу абу; «Найди лишнее» (объяснить свой выбор)

IV. Это интересно!

IV. Это интересно!

Урок 63 Урок-экскурсия

Урок 63 Урок-экскурсия

Обоснование выбора Положения

Обоснование выбора Положения

I.Организацио нный этап.

I.Организацио нный этап.

Предлагает детям самим

Предлагает детям самим

III. Драматизация. Практическая работа с языковым материалом по теме урока

III. Драматизация. Практическая работа с языковым материалом по теме урока

Это интересно! 2

Это интересно! 2

Технологическая карта по учебнику "Коми язык(государственный)"

Технологическая карта по учебнику "Коми язык(государственный)"

Кто самый зоркий? В поисках нужного слова

Кто самый зоркий? В поисках нужного слова

Работа по тексту продолжается, дети находят выделенные слова, пишут в столбик в тетрадях;

Работа по тексту продолжается, дети находят выделенные слова, пишут в столбик в тетрадях;

IV. Рефлексия. движение, упр

IV. Рефлексия. движение, упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020