Коми Республикаса йöзöс велöдан, наука да том йöз политика министерство
«Сыктывкарса сервис да связь колледж» уджсикасö велöдан канму учреждение
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский колледж сервиса и связи» (ГПОУ «СКСиС»)
по МДК 01.01. Основы художественного оформления швейного изделия
(для обучающихся третьего курса)
спец. 260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий»
по теме:
Разработка новой формы одежды романтического стиля
на манекене методом наколки
Разработал – Ильяшевич В.Н., преподаватель ГПОУ «СКСиС»
г. Сыктывкар, 2016
Ильяшевич Вера Николаевна, преподаватель
ГПОУ «Сыктывкарский колледж
сервиса и связи»
Наименование дисциплины |
ПМ.01 Моделирование швейных изделий |
МДК 01.01. Основы художественного оформления швейного изделия |
Тема программы, урока |
Раздел ПМ 2. Выполнение макетирование изделий из швейных материалов Тема 2.2. Поиск новых форм одежды, разработка их на манекене или фигуре |
Тема 2. Разработка новой формы одежды романтического стиля на манекене методом наколки |
Изучаемые вопросы |
|
Приемы разработки форм одежды романтического стиля на манекене методом наколки. Применение метода наколки. Достоинства и недостатки метода наколки. |
Специальность: 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Продолжительность урока: два академический часа.
Методическая цель урока: создать условия для успешного освоения обучающимися общих, профессиональных и метапредметных компетенций.
Цель урока:
- Обобщить знания обучающихся по стилям одежды, существующим в современной моде.
- Сформировать знания и умения по созданию основных форм частей одежды романтического стиля на манекене методом наколки.
Формирование компетенции
Компетенции |
Умения |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Применять теоретические знания при решении профессиональных задач |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и |
Эффективно планировать деятельность на решение профессиональных задач. Выполнять поэтапный контроль за полнотой и правильностью выполнения |
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
профессиональных заданий |
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях |
Принимать решения при разборе проблемных ситуаций |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
Проводить эффективный поиск необходимой информации для решения профессиональных задач. Проводить анализ полученной информации, выделяя в ней главные аспекты |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
Участвовать в деловом общении для эффективного решения профессиональных задач. Выполнять самоконтроль и взаимоконтроль деятельности |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий |
|
ПК 1. Выполнять моделирование швейных изделий на типовые и индивидуальные фигуры |
Разрабатывать новые формы одежды романтического стиля на манекене методом наколки. Владеть приемами создания новых моделей романтического стиля на манекене методом наколки |
ПК 2. Осуществлять моделирование швейных изделий на манекене методом наколки |
Задачи урока:
1. Образовательные:
- закрепить знания о моделировании и художественном оформления одежды;
- повторить особенности создания формы одежды методом наколки; - обеспечить осмысление приемов наколки материала на манекене.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся;
- развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
- развивать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
- развивать самооценку самостоятельной деятельности на учебном занятии, развивать умения анализировать свои ошибки и исправлять их в процессе решения задач;
- развивать коммуникативные навыки. 3. Воспитательные:
- воспитать умение слушать друг друга;
- воспитать добросовестное отношение к учебному труду, ответственность, сопереживание успехам и неудачам одногруппников; - воспитывать интерес к избранной специальности.
Тип учебного занятия: комбинированное занятие по систематизации и закреплении знаний и умений.
Форма организации учебного занятия фронтальная работа, индивидуальная, работа в микро группах.
Место проведения: учебно-практическая лаборатория «Моделирование швейных изделий». Метапредметные связи:
- ОП 03 «Материаловедение», тема «Пластические свойства швейных материалов»;
- Дисциплина «История стилей в костюме», тема «Стили и стильность в одежде».
Внутрипредметные связи:
- МДК 02.01 Теоретические основы моделирование швейных изделий, тема «Основы моделирования женских плечевых изделий различных стилей в условиях производства по индивидуальным заказам».
Методы обучения |
Применяемые технологии |
Материально-техническое оснащение |
Фронтальный опрос; актуализация знаний; групповая работа; демонстрация слайдов; упражнения; решение профессиональных задач; самостоятельная работа; взаимооценка; педагогическая поддержка; создание ситуации успеха; Презентация результатов деятельности; Практико-ориентированный подход |
Технология развития критического мышления; ИКТ |
Наглядный материал: образцы тканей Раздаточный материал: текст, карточки задания с проблемными ситуациями, таблицы «До-После», таблицы «знаю-не зналдумал по-другомунепонятно», памятка ПК; мультимедийный экран |
Учебный продукт:
- Решение проблемной задачи (заполненная таблица «До-После»);
- ПАМЯТКА «Последовательность наколки материала на манекене».
Используемые источники информации: Е.И. Рачицкая, В.И. Сидоренко. Моделирование и художественное оформление одежды.- Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 496-499с.
Технологическая карта учебного занятия
|
Организационная структура учебного занятия |
|
|
|||
Этап занятия, время |
Цель |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента, форма организации |
Методы, приемы |
Методы контроля |
Формируемые компетенции |
Организационный момент, 2 мин. |
Создать рабочий настрой на урок |
Организатор, координатор. 1. Приветствие 2. Проверка присутствия студентов 3. Сообщение о форме проведения занятия |
Приветствие преподавателя. Демонстрация готовности к знаниям
Фронтальная |
Словесный |
Наблюдени е |
ОК.2 |
Стадия вызова – создание мотива к обучению, 8 мин. |
Создать мотивацию к обучению |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация обучащихся, мотивация для дальнейшей работы.
«Начать урок я хочу со слов известного российского модельера Вячеслава Зайцева. Послушайте: «Работая с куском ткани, ты чувствуешь себя скульптором, человеком, способным воссоздать живую форму, одухотворить полотнище ткани, создать неповторимый, живой образ только лишь профессиональным прикосновением рук к неодушевленному полотну, наброшенному на тело. Это на |
Форма организации – Фронтальная
|
Словеснонаглядный (диалог)
Прием толстые и тонкие вопросы
|
Наблюдени е, устный опрос |
ОК 1. ОК.2 |
|
|
редкость упоительный, завораживающий процесс рождения, порою непредсказуемыми средствами». О каком способе формирования одежды он говорит?»
«Вы абсолютно правы. Есть очень известные модельеры, которые создают модели одежды способом наколки. Это Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Эльза Скиапарелли, Коко Шанель, Мадлен Вионне, Жанна Ланвен и др. (Франция) и Надежда Ламанова (Россия). Посмотрите на экран – это подборка моделей перечисленных модельеров».
«Ответьте на вопрос: Что объединяет все модели, кроме того, что они созданы методом наколки?»
«Совершенно верно. Давайте объединим все, о чем мы говорили выше и сформулируем тему и цель урока».
|
Отвечают на вопрос (Возможно это способ наколки и получение с его помощью изделия)
Смотрят презентацию 1 с подборкой моделей, созданных известными модельерами способом наколки.
Отвечают на вопрос (Возможно то, что все эти модели в романтическом стиле)
Формулируют тему урока (Пример: Разработка новой формы одежды романтического стиля на манекене |
|
|
|
|
|
Преподаватель озвучивает тему и цель урока. Крепит магнитами к доске. «Запишите в тетрадях число и тему урока».
«Наколку на манекене изделий простых форм мы проходили на прошлых уроках. Давайте сформулируем основные принципы, которые необходимо учитывать, проводя наколку на манекене».
«Давайте сравним ваши ответы с принципами, перечисленными на слайде. Все ли мы учли» (можно предложить обучающимся провести сверку) (Карточка-подсказка 1)
|
методом наколки) Формулируют цель урока (Пример: Выполнить наколку модели романтического стиля на манекене)
Записывают тему урока.
Перечисляют принципы наколки (работа индивидуальная. Пример: «Основное правило наколки – соответствие вертикали направлению нитей основы макетной ткани и соответствие горизонталей направлению нитей утка макетной ткани»). |
|
|
|
Стадия осмысления. Чтение с |
Удержать интерес обучаю- |
«На уроке нам предстоит создавать модели в романтическом стиле. |
Читают. Работают в парах. Выбирают те, которые |
Прием «Работа с текстом» - |
Наблюдени е, самоконтроль, |
ОК 1,ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,ОК 7 ПК 1, ПК 2 |
пометкой 15 мин. |
щихся к теме; получение новой информации и работа с ней.
|
Вспомним его особенности». Раздаѐт подготовленный текст (Карточка-подсказка 2). Объясняет алгоритм работы с текстом. 1.Вы должны внимательно прочитать текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; - — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения (Карточка «Инсерт»).
«Подумайте, что мы уже знаем о наколке моделей в романтическом стиле на манекене. И запишите кратко в колонке «Знаю» в сигнальной таблице, которые лежат у вас на столах» (Таблица 1). Если у вас возникнут вопросы, запишите их в колонку «Хочу узнать». «У меня на доске такая же таблица, я предлагаю поделиться своими знаниями, а я внесу их в таблицу» (Заполняет таблицу на доске). (Таблица 2) Давайте прочитаем то, что вы написали. (Чтение таблицы |
характеризуют романтический стиль.
Заполняют колонку «Знаю», обмениваются информацией и обсуждают еѐ. Осмысливают. Заполняют таблицу. Записывают в таблицу вопросы, на которые хотели бы получить ответ – «Хочу узнать». Отвечают на вопросы преподавателя.
|
в парах
Прием «ЗХУ» - индивидуа льная
|
само- оценка, взаимопроверка |
|
|
|
несколькими студентами. Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов).
Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». |
|
|
|
|
Стадия развития познавательн ого интереса. Осмысление содержания (получение новой информации) 20 мин. |
Изучение новых знаний. Первичная проверка понимания изученного. Применение новых знаний, обобщение и систематиза ция
|
Излагает новый материал, организовывает повторение особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся в рамках индивидуальных образовательных маршрутов. (Карточка – опорный конспект)
«Предлагаю заполнить в таблице столбик «Узнал». На все ли вопросы вы получили ответы». Поддерживает у обучающихся активность, выступает в роли консультанта. Обобщив ответы обучающихся заполняет таблицу на доске.
|
Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы. Получают новую информацию. Осмысливают ее, соотнося с уже имеющимися знаниями. Фронтальная
Обучающиеся заполняют столбик «Узнал» в таблице. Работают с таблицей, анализируют. Объединяются в группы, обсуждают, заполняют таблицу, анализируют. Выбирают одного человека, который озвучивает вывод. Коллективная
|
Словеснонаглядный (диалог)
Умение структурир овать знания, выбирать наиболее эффективн ые способы решения задач
|
|
ОК 1,ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,ОК 7 ПК 1, ПК 2 |
|
|
«Предлагаю вам зарисовать эскиз модели в романтическом стиле, которую вы будете выполнять способом наколки на манекене на втором часе урока». |
Зарисовывают модель будущей наколки. Индивидуальная |
|
|
|
Практическая работа 35 мин. |
Применение на практике полученных знаний, закрепление материала. Устанавлива ется осознанност ь учебной деятельност и. |
Организует самостоятельную проверку с применением новых знаний, помогает обучающимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль.
Организуют выставку и обсуждение работ. Создает для каждого обучающегося ситуацию успеха. Обобщает полученную информацию. Оценивает работы (См. Основные показатели оценки результата) |
Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. Индивидуальная
Организуют выставку и обсуждение работ Коллективная |
Практикоориентиров анный. Самоопред ление, самоусвоен ие знаний, определени е объема материала, который еще предстоит выучить. |
|
ОК 1,ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,ОК 7, ПК 2 |
Стадия рефлексии, 8 мин |
Осмысление обучающим ися своих действий, развитие способности к самооценке |
Предлагает обучающимся незаконченные предложения, которые необходимо дополнить. o Сегодня на уроке я узнала… o Было трудно выполнить…., потому что….. o Я поняла, что… o Сегодня я научилась… o Я смогла… o Было интересно узнать, что… |
Устно заканчивают предложения
Индивидуальная |
Словесный |
|
ОК 2, ОК 6 |
|
|
o Меня удивило… o Мне захотелось… «Каждый из вас выбирает 1-2 предложения и заканчивает их». Качественная характеристика как общей работы обучающихся на уроке, так и работы отдельных обучающихся.
Организатор, эксперт |
|
|
|
|
Домашнее задание – 2 мин |
Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Устные методические рекомендации по выполнению домашнего задания: Подготовиться к лабораторной работе: Пользуясь интернетисточниками: 1. https://www.fashionwoman.com 2. https://yandex.ua/collections/c ard/5b6b3ccb6e4d220088e0f0 d0/ выбрать и зарисовать карандашом на листе формата А4 три модели женских вечерних платьев. Подготовить макетную ткань к выполнению наколки.
Организатор, информатор Спасибо за урок. |
Записывают, воспринимают информацию, осмысливают |
Словесный |
|
ОК 1, ОК 2, ОК 4 |
Приложение
Карточка-подсказка 1
Карточка-подсказка 2
Это один из основных стилей, который не теряет актуальности уже несколько столетий. Романтический стиль – воплощенная легкость, воздушность, нежность чувственность. И вместе с тем – женственность, кокетство и некоторая сентиментальность.
Одежда романтического стиля – это блузки, юбки, брюки, платья. Блузки – легкие, воздушные, украшенные рюшами и вышивкой. Воротник блузок в романтическом стиле может быть маленьким и большим; он может завязываться бантом, быть отделан вышивкой, кружевами, рюшами. Иногда воротник и манжеты выполняются кружевными, что добавляет наряду изящества и изысканности. Из кружева могут выполняться различные вставки.
Для отделки блузок используются и декоративные пуговицы, например, позолоченные или с искусственным жемчугом.
Фасоны юбок и брюк – свободные, с ниспадающими струящимися мягкими складками, летящего силуэта. Юбки романтического стиля – расклешенные или полурасклешенные, отделанные воланами, с вышивкой или кружевами. Оригинально смотрится юбка с запахом, на поясе, завязывающаяся на бант. Еще один вариант – многослойная юбка из тонкого шифона, такому фасону свойственны легкость и воздушность.
Брюки романтического стиля – свободного покроя, с мягкими складочками на талии. Характерными деталями также являются высокий пояс, небольшие разрезы в нижней части брюк, элементы декоративной отделки, в том числе вышивка, стразы, бисер.
Платья и сарафаны романтического стиля отличает свободный покрой, множество оборок, воланов и рюш, декоративные пуговицы. Сарафаны и платья могут быть различной длины, отрезными или цельнокроеными. Иногда с запахом, лиф часто отделывается вышивкой стеклярусом и стразами. Платья, как с короткими, так и с длинными рукавами или же вообще без таковых.
Для пошива одежды романтического стиля используются мягкие и легкие, хорошо драпирующиеся, прозрачные или полупрозрачные ткани, такие, как шифон, шелк, кружевное полотно. А также тонкие шерстяные, мягкие трикотажные, ткани с эффектом блеска.
Цветовая гамма, характерная для данного стиля, включает ясные, сочные краски и пастельные тона: нежно-голубой, нежно-розовый, светло-зеленый, бледно-желтый. Рисунок ткани – мелкие или крупные цветы, витиеватые растительные узоры, разводы, горошек, фантазийные рисунки. Геометрический рисунок исключается.
К романтическим платьям, юбкам и блузкам отлично подходят изящные туфли на высоком каблуке-шпильке, изготовленные из кожи, замши, парчи, атласа, лакированной кожи и украшенные стразами, пряжками, бантиками, атласными вставками. Летний вариант – босоножки на ремешках или сабо, также богато украшенные всевозможными декоративными элементами. Зимний вариант – ботильоны (высокие ботинки со шнуровкой).
Шляпы романтического стиля имеют мягкие поля, которые могут быть большими, средними, маленькими или же вообще отсутствовать. Шляпки могут отделываться вуалью, драпировками, лентами, бантами, искусственными цветами.
Еще один аксессуар, характерный для романтического стиля, - перчатки. Декоративные перчатки могут быть капроновыми, шелковыми, сетчатыми. Длина перчаток может быть различной: от коротких до максимально длинных. Наряд дополнит красивая маленькая сумочка, отделанная стразами, бисером, цепочками, с изящными застежками.
С одеждой романтического стиля сочетаются утонченные, изысканные ювелирные украшения, выполненные из золота, серебра, мельхиора.
Прически должны отличаться естественностью и натуральностью: это каскад струящихся локонов, распущенные длинные волнистые волосы, небрежно заплетенные косы. Для украшения прически используются всевозможные ленты, платки, ободки, заколки с искусственными цветами.
Макияж должен быть выполнен в пастельных тонах и подчеркивать нежность и свежесть лица.
Парфюм, соответствующий романтическому настроению, - это легкий фруктовый или цветочный аромат.
Карточка «Инсерт»
V |
+ |
– |
? |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете соответствует тому, что вы знаете/ |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, является для вас новым. |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что знаете. |
Поставьте на полях знак, если то, что вы читаете непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Таблица 1
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
Возможные записи обучающихся ( что такое наколка; в какой последовательности выполняется наколка; как характеризуется романтический стиль, и т.д. |
|
|
Таблица 2
ЗНАЕМ |
ХОТИМ УЗНАТЬ |
УЗНАЛИ |
|
|
|
Карточка – опорный конспект
«ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК ФОРМЫ КОСТЮМА»
Два этапа художественного поиска:
1. Возникновение замысла
2. Реализация замысла в композиции.
Замысел – сложившееся в воображении художника, пронизанное определенной идеей, приблизительное представление о содержании и форме будущего произведения до начала практической работы над ним. Исходные творческого замысла: 1. Для кого создается костюм (пол, возраст, особенности телосложения). 2. Утилитарное назначение костюма (для чего). 3. Из какого материала будет выполнена модель (ткани, отделки, фурнитура). Работа с творческими источниками. Конкретизация мысли: мотив, исторический костюм, национальное декоративно – прикладное искусство, колористические народные традиции, использование традиционных и новых материалов, явления и образы окружающей природы.
Реализация художественного замысла. Решение композиции модели. Свойства формы костюма. Свойства формы как связи ее первичных сочетаний. Первичный и основной материал в работе дизайнера костюма: геометрический вид формы, величины и массы формы в целом и ее частей, цвета, рисунка и фактуры материала.
Главная задача решения композиции: нахождение определенных соотношений и связей первичных элементов формы, которые выражали бы функциональные и художественные качества создаваемого костюма. Возможность новых художественных решений по многообразию форм, безграничному сочетанию их, возникновение новых материалов. Геометрический вид формы (степень объемности, поверхность). Величина формы. Цвет, рисунок, фактура материала. Средства решения композиции и композиционные связи: пропорции, ритм, симметрия, членение форм. Способы и средства выражения композиции модели: композиция на плоскости, объемно – пространственная композиция. Осуществление объемно – пространственной композиции средствами макетирования – наколки.
Наколка – создание из плоского куска ткани объемной формы макета изделия на манекене или фигуре человека «форма на форму», создание плоской выкройки для раскроя деталей одежды, возможность увидеть графическое изображение контурных и конструктивных линий наипростейшей формы изделия, подготовка глаз к более сложной работе – видению изменений контурных и конструктивных линий в зависимости от моды и восприятие новой формы в целом, ознакомление с принципами макетного способа перевода нагрудной вытачки для достижения разнообразия моделей, путем манипуляции с плоским кроем. Точное отражение замысла художника в эскизе и отсутствие в нем отражения объемной формы. Метод наколки – метод моделирования костюма, в основе которого лежит творческий поиск объемной формы на манекене или на фигуре человека. Художественная наколка – как высшее искусство поиска модного образа.
Макетирование костюма – это поиск новых форм, логичных и совершенных конструкций, гармоничных и выразительных композиций, оптимальных технологических решений и т. п.
Создание макета – объемного изображения вещи, дающее представление о ее функции, форме, композиции, конструкции. Возрождение школы наколки. Отработка формы костюма при макетировании способом наколки позволяет создать новые формы костюма. Создание модели в основном материале. Модель, созданная художником – «идеальная проектная форма». Использование метода наколки при разработке макетов коллекций одежды для промышленности. Три этапа: построение основы изделия, разработка модной формы изделия на базе основы, разработка модельного разнообразия формы. Производство – потребление.
Принципы разработки объемной формы модели костюма. Принципы разработки объемной формы моделей для коллекции костюмов.
Карточка контроля
Основные показатели оценки результата работы при выполнении наколки деталей на манекене:
- выполнение модельной наколки путѐм объѐмного преобразования формы в соответствии с эскизом модели;
- нанесение на наколку конструктивно-декоративных линий модели по установленному алгоритму;
- демонстрация определения дефектов посадки частей изделия на фигуре манекене и устранение их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.