Технологическая карта уроков истории России
Тема урока |
Кризис власти на рубеже XVI-XVII веков |
||
Тип урока |
Изучения нового |
||
Цель урока |
Раскрыть особенности внутренней и внешней политики Федора Ивановича Бориса Годунова, причины пресечения династии Рюриковичей, введения урочных лет, описать экономическое положение России к началу XVII века |
||
Образовательные |
Учебник И.Л.Андреева, И.Н.Федоров, И.В.Амосова «История России XVI-конец XVIIвека», презентация |
||
План урока |
1. Кризис государства и общества в конце XVI века. 2. Правление Федора Ивановича 3. Династический кризис 4. Царь Борис Годунов |
||
Личностно значимая проблема |
Избрание Бориса Годунова стало началом выздоровления государства или шагом к кризису? |
||
методы
и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная |
||
Основные понятия |
Урочные лета, заповедные лета, патриаршество, династический кризис, экономический кризис. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: характеризовать причины династического кризиса конца XVI века. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время
|
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности
|
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
«Смотри и разумей: кто противится власти – противится Богу;
а кто противится Богу, тот называется отступником, а это – наихудший грех.» |
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют |
Фронтальная работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний |
7 |
|
Составление таблицы: Итоги правления Ивана VI.
|
Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.
|
Фронтальная работа |
Познавательные: используют общие приёмы реш-+ения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
1. Устные ответы.
2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала |
17 |
Работа с учебником
Беседа. Работа с конспектом
Работа с учебником
Беседа
Работа с историческим документом Беседа |
I. Кризис государства и общества в конце XVI века. С. 77. Прочитать. ответить на вопросы II. Правление Федора Ивановича. 1584-1598 гг. 1. Введение заповедных лет. Работа с понятиями «урочные лета», «заповедные лета» 2. 1589 г. учреждение патриаршества 3. Война со Швецией (возвращение городов Ям, Капорье, Иван-город, Карелы) 4. Продвижение русских в Сибири. 5. Фактически у власти Борис Годунов 6. 1591 г. – гибель царевича Дмитрия III. Династический кризис. Что это такое? Династический кризис — нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников. Представляли ли люди XVI века жизнь без царя? Какие факты говорят о необходимости выбора царя? Как вы думаете, какой орган власти должен был выбрать царя? IV. Царь Борис Годунов. (1598-1605) Высказывания о Борисе Годунове Кондрата Бусова и Исаака Мааса. Работа с историческим документами. Почему московские бояре были недовольны политикой Бориса Годунова? Голод 1601-1603 гг. Каким образом рассматривали неприятности люди XVI века? Кого они обвинят в голоде? |
Читают отвечают на вопросы
Работа с конспектом
С. 79, читают, отвечают на вопросы.
Формируют определение
Отвечают на вопросы.
Работа с историческими документами.
Отвечают на вопросы. |
1. Индивидуальная работа.
3. Фронтальная работа.
|
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают
необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
1. Устные ответы.
2. Устные ответы.
3. Устные ответы.
4. Письменные задания.
5. Устные ответы
|
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
|
Ответ на вопрос: Избрание Бориса Годунова стало началом выздоровления государства или шагом к кризису?
|
Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений |
Индивидуальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации |
Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Работа с учебником с. 83 в. 3,4 Работа с лентой времени. Учебник с. 76, |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Фронтальная работа |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
§ 11, тетрадь с. 24-26 |
Конкретизирует домашнее задание |
Записывают домашнее |
Индивидуальная работа |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.