Технологическая карта урока математики на тему _Прямоугольный параллелепипед_ (5 класс)
Оценка 4.8

Технологическая карта урока математики на тему _Прямоугольный параллелепипед_ (5 класс)

Оценка 4.8
docx
19.02.2023
Технологическая карта урока математики на тему _Прямоугольный параллелепипед_ (5 класс)
Технологическая карта урока математики на тему _Прямоугольный параллелепипед_ (5 класс).docx

Тема: «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»

Учитель: Шабалина Лариса Александровна

Класс: 5

Предметная область: математика и информатика.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условия для развития умений распознавать геометрические тело прямоугольный параллелепипед; находить в окружающем мире объекты, для которых он является моделью.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомятся с геометрическим телом прямоугольный параллелепипед, его составными элементами: вершины, грани, ребра, три измерения; научатся выполнять построение прямоугольного параллелепипеда, находить в окружающем мире объекты, для которых он является моделью.

Метапредметные:

познавательные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

регулятивные – учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: демонстрировать интерес к изучению темы и желанию применять приобретенные знания и умения.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.

Ресурсы урока:

Основные:Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.

Дополнительные: презентация для интерактивной доски SMART NOTEBOOK.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Самоопределение к деятельности

 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию.

Организация внимания детей:

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И гений, сын ошибок трудных,

И разум, парадоксов друг…»

А.С.Пушкин.

На данном уроке мы будем совершать открытия, учиться сравнивать, делать выводы.

Слушают обращение учителя, включаются в деловой ритм урока и настраиваются на продуктивную работу.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

Слайд 4

Слайд 1

Нас окружает множество предметов. Они отличаются формой, размерами, материалом, из которого изготовлены, окраской. Людей интересуют разные качества этих предметов. Математиков интересуют их форма и размеры. Мячи, которыми вы много раз играли, имеют форму шара, хотя все они разных размеров. Стакан имеет форму цилиндра. Формы предметов очень разнообразны и не для всякой формы имеется специальное название. Так как математики изучают не сами предметы, а их формы, то вместо предметов она рассматривают геометрические тела: цилиндр, шар, куб и т.д. (образцы фигур на столе).

 

Слайд 2

Среди множества разнообразных геометрических тел есть большая группа многогранников. Данные фигуры (показываю фигуры) являются многогранниками. А на вопрос: «Почему эти тела называются многогранниками?», мы с вами ответим во время нашего урока.

 

Слайд 3

Попробуйте расставить названия геометрических тел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

(Держу в руках прямоугольный параллелепипед) У этой геометрической фигуры длинное и трудное название, возможно, не все из вас его слышали. Запишем слово «параллелепипед» и постараемся правильно произнести его, разбив предварительно по слогам. Постарайтесь запомнить произношение и правописание этого слова.

А встречаются ли в жизни предметы такой формы? Назовите их.

Слушают, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания.

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический  анализ объектов с целью выделения понятия.

III. Постановка учебной задачи

 

Организует работу по целеполаганию и мотивации.

Формулируют цель урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Слайд 5

 

Слайд 6

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

Слайд 5

Рассмотрим прямоугольный параллелепипед.

Покажите на модели прямоугольного параллелепипеда его грани. Все ли грани одинаковые? Какие являются одинаковыми?

Скажите, сколько у прямоугольного параллелепипеда граней?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Покажите на модели прямоугольного параллелепипеда его вершины.

Что представляют собой ребра? Есть ли одинаковые? (работа с моделью) Скажите, сколько у прямоугольного параллелепипеда ребер и вершин?

Могут ли все ребра прямоугольного параллелепипеда быть равными? Такой прямоугольный параллелепипед называется куб (модель).

 

У прямоугольника есть длина и ширина, или, как еще говорят, измерения. У прямоугольного параллелепипеда тоже есть измерения – это длина, ширина и высота.

Измерения прямоугольного параллелепипеда – это длины трех ребер, исходящие из одной вершины (показать на модели).

Итак, подытожим – просмотр видеофильма.

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

Попробуем изобразить прямоугольный параллелепипед в тетради.

 

 

 

 

Ребята, мне хочется сделать новую каркасную модель прямоугольного параллелепипеда. Давайте подумаем, как рассчитать, сколько проволоки мне понадобится?

Если длина прямоугольного параллелепипеда a, то сколько нужно проволоки на все ребра длиной в a? (4a). А на все ребра ширины, если ширина прямоугольного параллелепипеда b? А на все ребра высоты c? (4b;4c) Считаем, сколько понадобится  проволоки, что нужно для это сделать?

Посмотрите, как можно это записать

Участвуют в фронтальном опросе, выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

Динамическая пауза.

Любая работа требует перерыва. Отдохнем! Выполним восстановительные упражнения:

•        Сложите руки в замок и положите их на затылок. Отклоняйте голову назад, слегка сопротивляясь замком рук.

•        Сложите в кулак кисти рук и уприте их в подбородок. Наклоняйте голову вперед, слегка сопротивляясь руками.

•        Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите так, считая до пяти. Повторите 5 раз.

•        Крепко зажмурьте глаза, досчитайте до трех, откройте их и посмотрите вдаль, считая до пяти. Повторите 5 раз.

Выполняют упражнения

 

Слайд 8

 

Слайд 8

Каркасную модель из проволоки сделать нетрудно. А если нам нужно склеить прямоугольный параллелепипед из бумаги? (предложения учащихся) Вот, уже вырезала шесть его граней (показываю). Отдельно вырезанные грани трудно склеить друг с другом так, чтобы получился прямоугольный параллелепипед. Есть более удобный способ. Можно вырезать из бумаги вот такую фигуру (бумажная цветная развертка).

Если ее согнуть вот так, то получится прямоугольный параллелепипед.

Из каких фигур состоит развертка? (Два желтых прямоугольника, два красных, два зеленых) Как  найти площадь желтой грани? Как найти площадь красной грани? Как найти площадь зеленой грани? Что нужно сделать, чтобы найти площадь всей поверхности прямоугольного параллелепипеда? (Умножить каждую S на два и полученные результаты сложить)

Участвуют в фронтальном опросе, выполняют задания.

 

 

V. Первичное закрепление

 

1) Решить задачи:

№907,908,910

 

Решают предложенные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайд 9

(ответ – бегущая строка на заднем плпне)

Слайд 10

(ответ – контейнер на несколько объектов, находящихся на заднем плане)

 

Слайд 9-10

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку конт. задания

 

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

VII. Включение новых знаний в систему учебных действий

 

Слайд 11

 

 

Слайд 12

 

Слайд 13

Организует работу, обсуждение результатов №911(б),912,914

 

Слайд 11

Прямоугольный параллелепипед часто встречается в архитектуре. В первую очередь это современные здания: высотные жилые дома, небоскрёбы. Попробуйте восстановить картину.

Слайд 12

А какие знаменитые здания нашего города имеют вид прямоугольного параллелепипеда или имеют элемент в форме прямоугольного параллелепипеда?

Слайд 13

Дополнительное задание - игра «Узнай геометрическое тело»

Решение задач, обсуждение результатов.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

VIII. Домашнее задание

 

Коментирует дом задание: прочитать с. 233-234, № 909, 925, изготовить развертку параллелепипеда с измерениями a=3 см, b=4см, c=5см и изготовить из неё модель прямоугольного параллелепипеда.

Записывают домашнее задание

 

VIII. Рефлексия Подведение итогов урока

Слайд 14

Сегодня вы узнали много важного, и в этом – большая заслуга вас самих. Мне понравилось, как вы сегодня работали. А сейчас на листе бумаги обведите левую руку.  Каждый палец – это начало предложения, его надо продолжить двумя-тремя словами.

Большой – для меня было интересно узнать, что …

Указательный – я знаю точно, что …

Средний – мне было трудно …

Безымянный – мне понравилось Мизинец – мне не хватило …

 

Положите на ладонь Знайки смайлик.

Участвуют в рефлексии, устно оценивают содержание урока.

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка, самооценка

 


 

Тема: «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»

Тема: «ПРЯМОУГОЛЬНЫЙ ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД»

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Слайд 2 Слайд 3

Слайд 2 Слайд 3

Слайд 4 Слайд 1 Нас окружает множество предметов

Слайд 4 Слайд 1 Нас окружает множество предметов

Слайд 6 Слайд 7

Слайд 6 Слайд 7

Слайд 7 Слайд 5 Рассмотрим прямоугольный параллелепипед

Слайд 7 Слайд 5 Рассмотрим прямоугольный параллелепипед

Если длина прямоугольного параллелепипеда a , то сколько нужно проволоки на все ребра длиной в a ? (4 a )

Если длина прямоугольного параллелепипеда a , то сколько нужно проволоки на все ребра длиной в a ? (4 a )

Динамическая пауза.Любая работа требует перерыва

Динамическая пауза.Любая работа требует перерыва

Если ее согнуть вот так, то получится прямоугольный параллелепипед

Если ее согнуть вот так, то получится прямоугольный параллелепипед

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой

VI .Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайд 12 Слайд 13 Организует работу, обсуждение результатов №911(б),912,914

Слайд 12 Слайд 13 Организует работу, обсуждение результатов №911(б),912,914

Сегодня вы узнали много важного, и в этом – большая заслуга вас самих

Сегодня вы узнали много важного, и в этом – большая заслуга вас самих
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2023