Дата: 23.09.20
ФИО учителя: Серова Эмилия Вячеславовна
МБОУ СОШ № 64, г. Нижний Тагил
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (РУССКИЙ ЯЗЫК)
Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: понятие лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова; уметь приводить примеры;
Уметь: распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;
Личностные: смыслообразование - связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 3 класс 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику, учебная презентация.
Этап урока Методы и приемы |
Хроно- метраж |
Содержание урока |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
І. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа Психологический настрой, рифмованное начало урока
|
1-2 мин |
-Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро, улыбчивым лицам! -Присаживайтесь. -Откройте тетради, положите их правильно с наклоном, запишите число, сегодня у нас 23 сентября, а внизу с большой буквы Классная работа. |
Приветствуют учителя Настраиваются на урок
Записывают в тетради. Посадка при письме,правильное положение ручки. |
Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
|
ІІ. Актуализация знаний и мотивация
Работа с учебником |
4-5 мин |
Беседа: -Скажите, что такое предложение?
-Молодцы! -Какое бывает предложение?
-Кто мне ответит, какая самая наименьшая языковая единица предложения? -Ребята, откройте учебник на странице 39-40. -Кто прочитает название раздела? -Что вы видите?
-Ребята, а это какие слова? -Сегодня это мы с вами и узнаем. -Кто мне прочитает чему мы будем учиться в это разделе? -Отлично! Тогда начинаем изучение этого раздела. |
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. По цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации – восклицательные, невосклицательные. Простые и сложные. Слово.
Слово в языке и речи. Кота, мышей, компьютер, провода, бабочку, плитку и т д. Ответы учащихся.
Читают в учебнике. |
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий
К.: строят понятные речевые высказывания |
ІІІ. Постановка учебной задачи
Работа с учебником
Создание проблемной ситуации
Частично-поисковый
|
4-5 мин |
-Ребята, отгадайте загадки: 1. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки, боится кошки. 2. Друг без друга мы скучаем,
-Правильно. -Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? -Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь. -Какие значения имеет это слово? -Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? -А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова «дружба» . Что вы можете сказать об этом слове? Сколько у него значений? -Значит какое это слово? Правильно. -Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
-А какую цель мы с вами поставим?
-Отлично! |
Мышь.
Дружба.
В толковом словаре.
Ответы детей.
Многозначные.
Однозначные.
Однозначное. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Узнать что такое лексическое значение слова; уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте. |
П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Р.: целеполагание, планирование |
ІV. Открытие нового знания Работа с учебником
Частично-поисковый |
7-8 мин |
-Как вы понимаете однозначные слова? -А многозначные? -Откройте учебник на странице 40, смотрим на 64 упражнение, какое задание нам нужно выполнить? -Кто прочитает? -О чем говориться в тексте?
-Что хотел передать автор текста? -Верно! -Согласны ли вы с ним? -Ребята, а какой смысл в первом предложении? -Хорошо, а какое оно по цели высказывания? -Правильно, восклицательное, его нужно произносить с восклицанием, кто произнесет? -Начинаем выполнять задания. -Спишите первое предложение.
-Запишите выделенные слова. Какие слова мы запишем?
-Теперь нужно объяснить лексическое значение каждого слова. (Когда учащиеся отвечают, нужно спрашивать сколько значений имеет это слово) А теперь, давайте вспомним, что же такое лексическое значение слова, под упражнением нам дана подсказка, кто ее прочитает? |
Ответы детей.
Читают задание.
О хороших, добрых словах. Что русский язык – богатый язык. Да. Ответы детей. Восклицательное.
Один обучающийся работает у доски, остальные в тетрадях. Мир, дружба, родина, Россия, берёза, солнце, счастье, весна, радость, мама.
Читают подсказку. |
П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника Л.: формулирование проблемы |
V. Первичное закрепление во внешней речи
Работа с учебником
Физкультминутка |
7 мин
3 мин |
-Теперь смотрим на 65 упражнение. -Кто прочитает, что нужно сделать в этом упражнении? -Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». -Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные. -Какие слова относятся к синонимам? Антонимам? -А что такое синоним? Антоним?( в учебнике определения) -А теперь в паре составляем предложение с одним из данных в схеме слов, и записываем его. (После работы опросить троих учащихся) Работа в парах. -Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов. (опросить двух учащихся) Проведение физкультминутки. Похождения кота Леопольда. |
Один учащийся читает задание. Составляют устное сообщение. Отвечают 2 обучающихся.
Ответы учащихся.
Синоним – слова, близкие по значению, антоним – слова, противоположные по значению.
Ответы учащихся.
Приводят свои примеры.
Повторяют движения за учителем. |
К.: выстраивают речевые высказывания |
VІ. Самостоятельная работа с самопроверкой
Частично-поисковый |
4-5 мин |
-Давайте вернемся с вами на страницу 39 нашего учебника. -Посмотрите на картинку и постарайтесь определить однозначные и многозначные слова. И что поможет вам определении? -С одним из многозначных слов, вам нужно придумать предложение устно. -Ответьте мне на вопрос «Чем отличаются однозначные слова от многозначных?» |
Слушают учителя. Выполняют задание.
Составляют предложение.
Ответы учащихся. |
К.: строят понятные речевые высказывания, коррекция |
VІІ. Включение в систему знаний Работа с учебником
Частично-поисковый |
4-5 мин |
-Смотрим на 41 страницу, упражнение 66. -Кто прочитает задание? -О каком явлении природы идет речь? -Правильно. -Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нем. -Обратите внимание на слайд, вот какая бывает роса. ( картинка с видом росы) -А теперь списываем вторую часть текста, очень внимательно, не допускайте ошибок. -Читаем второе задание: Выберите любое слово из текста и определите его лексическое значение. Первый ряд определяет лексическое значение слова ЛИСТЬЯ. -Второй ряд ГРОЗДЬЯ. Третий ряд ИСКОРКИ. |
Читают задание. О росе.
Рассказ учащихся.
Списывают вторую часть текста. Выбирают слово.
Ответы учащихся. |
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; |
VІІІ. Рефлексия деятельности Частично-поисковый
Аналитический: анализ |
2-3 мин |
-А сейчас мы будем работать в парах. -Пользуясь толковым словарем, который находится на стр. 152-153, разделите слова на две группы 1) однозначные 2) многозначные. (верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, простокваша, заря) -Теперь меняемся тетрадями, и проверяем с доской. -Встаньте у кого все правильно. -Какая тема урока была сегодня? -Какую цель мы ставили? -Мы ее достигли? -Записываем д.з учебник: с.42 упр.67, упр.43 -А теперь оцениваем свою работу на уроке. У кого все правильно поднимите зелёный. Карандаш, у кого 1-2 ошибки желтый карандаш, у кого более 2 ошибок красный карандаш. Самостоятельно дома выполнить работу на карточке. |
Встают те, у кого все правильно. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова Уметь находить однозначные и многозначные слова в тексте. Да. -Анализируют и оценивают свою работу на уроке.
|
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.