Технологическая карта урока в 6 классе "Образование понятий"

  • docx
  • 31.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта образование понятий.docx

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика . 6 класс. ФГОС.

Учитель: Игнатова Ангелина Васильевна

Урок 15 Логические приемы формирования понятий.

 

Цели:

-дать учащимся общее представление об основных логических приёмах формирования понятий – анализе синтезе сравнении, абстрагировании и обобщении;

-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

-продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности, аккуратности

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Здоровье сберегающие технологии: динамическая пауза не проводится, т.к. на уроке предполагается передвижение детей по классу, смена видов деятельности

Образовательные ресурсы: презентация, поддерживающая ход урока, задания для работы групп;

Планируемые образовательные результаты:

предметные – формирование представлений об основных логических приёмах формирования понятий,

метапредметные – развивитие  умений анализировать, сравнивать, обобщать

личностные – развитие познавательной активности развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.

 

 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Время

1

Организационный момент.

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

10-20 сек

 

 

 

 

2

Проверка Д.З., Актуализация знаний

Слайд 1

Что такое реальная действительность.

 Как человек познает реальную действительность.

Ощущения – это …

Восприятие – это …

Представление – это…

Возможно ли познать мир, используя только органы чувств?

Какие формы получения знаний о реальной действительности вам известны?

С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности?

Какие признаки объекта считаются существенными

Что такое ПОНЯТИЕ? привести примеры.

Чем выражаются понятия?
что выражают слова-омонимы и слова-синонимы

чем отличается понятие от слова
чем отличается реальный объект от понятия
можно ли выражать понятия во множественном числе

 

 

За ответ учащиеся получают карточки (одного из 3-х цветов)

 

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи, памяти

 

4

3

Формулирование темы и целей урока

Повторим  Как мыслит человек?

Подумайте как ПОНЯТИЯ появляются?

Как можно сформулировать тему урока?

 

 Назовем это логическими приемами формирования понятий. Всего логических приемов пять

- Каковы задачи урока?

 

 

 

Ответы на вопросы

 

Слайд 2

Запись темы урока

постараться понять,

 запомнить,

и использовать

 логические приемы

 

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Личностные:

- развитие логического мышления, познавательной активности

 

4

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Некоторые логические приемы вам знакомы.

Где вы встречались со словом анализ?

Как понимаете его?  (Слайд 3)

синтез. Смысл этого логического приема помогут загадки.

Чтобы понять третий прием, выполним задание: Найти между картинками семь отличий

 

Как вы находили отличия?( сравнивали)

Четвертый прием абстрагирование.

Почему такие различные объекты (техногенные, живой и неживой природы) представлены на одном слайде?

(, выделяем одно общее свойство и абстрагируемся от других)

Последний прием обобщение.

Найдите примеры обобщения на плакате

слайд 5

Аузнали как образуются понятия.

Назовите еще раз эти приемы.

Как начинаются определения?

Приведите примеры использования логических приёмов на уроках.

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

Познавательные  УУД:

- формирование представлений об основных логических приёмах формирования понятий

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать

Личностные:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления.

 

12

5

Закрепление новой темы

Применим на практике полученные знания о приемах мыслительной деятельности.

.Разделить учащихся на 3 группы (по цвету полученных при проверке д.з карточек), раздать конверты с заданиями (слайд 6)

 

 

 

Слайд 6

 (задания группам в отдельных файлах)

Задание I группе:

1)      Отгадайте загадки.

2)      Какие логические приемы вы использовали. Запишите их названия.

Задание II группе:

1)      Разделите объекты на две группы. Дайте пояснение.

2)      Какие логические приемы вы использовали. Запишите их названия.

Задание III группе:

1)      Объедините объекты в группы. Дайте названия группам.

 

Личностные:

- развитие логического мышления, познавательной активности

 

Коммуникативные:

- умение работать в группах,

- развитие диалогической речи, уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, , аккуратности

 

5

6

Проверка выполнения заданий в группах

 

 

Отчет представителя каждой группы. (1-1,5 мин)

(слайды 7,8,9,10)

 

Называют ответы и использованные приемы.

Занимают свои места

 

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи, памяти, чувства ответственности

4,5

 

 

На представленном слайде есть ошибки Проверьте себя. Слайд  11

 

Обрабатывают информацию, проверяют. Делают выводы.

Личностные УУД:

- внимания, памяти

2

 

 

Проверим как вы запомнили названия логических приемов и их смысл.

1) мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа

2) мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта

3) Мысленное объединение однородных объектов

4) Мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других

5)мысленное установление  сходства или различия объектов  по существенным или несущественным признакам

Диктант. Записывают название –логических приемов формирования понятий

В тетрадях записать вертикально числа 1-5.

Слушайте внимательно определения, запишите названия логических приемов.

Поменяться тетрадями, Проверить работу товарища (указать число верных ответов)

Слайд  12.

Личностные УУД:

- внимания, памяти

4

7

Компьютерный практикум

 

Работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

Задание 2. Исследование оптических иллюзий

Личностные:

- формирование умения использовать графический редактор Paint  для обработки изображений из фрагментов;

- развитие  пространственного воображения

- развитие  информационной культуры

5

 

Запись домашнего задания.

Слайд 13.

§ 8 (стр 48-49), РТ: №90 стр.86, №99 стр.92

Творческое  задание ( по желанию)

«ЗАДАНИЕ ДРУГУ»

 

 

.

 

Придумать задание для друга на применение логических приемов с использованием картинок из текстового редактора Word. Записать идею задания на карточке Слайд 14.

 

 

8

Итоги урока, рефлексия

Продолжить фразу:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется.

Работа с дневниками

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

3 мин