Модель тьюториала «Оглянись, чтобы увидеть будущее…»
Путь длиною в один год, который был вами пройден…
Последствия или результаты ваших мыслей…
Обретённый опыт или ещё одна шишка от одних и тех же грабель… Себя со стороны без посторонней помощи, но по-своему.
(май, 201.. г.)
Цель тьюториала: организация пространства для анализа реализации ИОП старшеклассника для выявления проблем и поисков путей их решения.
Участники: десятиклассники Нового образовательного центра
Материалы (матер. обеспечение), необходимые для проведения тьюториала: экран, проектор, ПК для показа видеоматериала и РР, кейс с текстами притчей, цв. фломастеры и бумага А3, цветная бумага по 2 листа А5 на человека (для ладошек), стикеры разных цветов для рефлексивного этапа, бланки для эссе.
Задачи:
1. Выявить трудности, возникшие в ходе реализации ИОП, у старшеклассников
2. Обсудить причины их появления и пути разрешения
3. Зафиксировать намерения, которые появились у участников тьюториала в ходе обсуждения
Ожидаемые результаты:
1. Участники тьюториала понимают свои проблемы (трудности), 2. Видят, осознают свои дефициты (в контексте реализации ИОП) 3. Формулируют дальнейшие намерения по реализации ИОП.
Технологическая карта
Время |
Деятельность ведущего |
Деятельность участников |
Прогнозируемый результат |
Примечание |
|
|
1. Вводный - мотивационный (10 минут) |
|
До 2 минут |
Приветствует участников (вернувшихся из увлекательного помещения длиною в год), озвучивает цели и задачи тьюториала |
Слушают, знакомятся с целями и задачами |
Понимают необходимость анализа реализации ИОП для дальнейшей возможной коррекции |
Слайд 1-3 |
До 2 минут |
Предлагает разделиться на группы по 2-3 человека (на любом основании), каждой группе предлагается текст притчи (на выбор) и вопросы для обсуждения |
Делятся на группы (8-10), получают задание, задают вопросы на уточнение (понимание) |
Понимание смысла притчи (текста), выделение главного, появилось свое отношение к тесту |
Слайд 4 |
6 минут |
Организует работу в группах |
Читают притчу, обсуждают, готовятся ответить на предложенные вопросы |
Слайд 5 с вопросами для групп |
|
|
2. Содержательный - аналитический (30 минут) |
|
||
До 3-4 минут на 1 текст притчи, итого 30 минут |
Организует обсуждение текста притчи, задает вопросы на уточнение |
Один выступающий от группы отвечает на предложенные вопросы; слушают докладчика, задают вопросы на понимание и уточнение, высказывают свое мнение, отношение |
Понимание (на уровне абстрактного героя текста) какие проблемы лежат в основе, свое мнение о решении проблемной ситуации |
Слайд 5 с вопросами для групп. В ходе обсуждения может возникнуть дискуссия, НЕ останавливать, но и не развивать… (в меру!) |
|
3. Содержательный - практический (16 минут) |
|
||
1 минута |
Предлагает упражнение «Ладошки», просит раздать (раздает) листы бумаги участникам |
Получают листы цветной бумаги, обводят ладошки, слушают задание |
Снимается «напряжение», возникшее после обсуждения |
«Ладошки»: каждому участнику по 2 листа А5, обвести левую и правую ладошки |
3 минуты |
Просит написать роли на каждом «пальчике», с которыми участник вошел в ИОП и заканчивает 10 класс! |
Анализируют, какой опыт получили за прошедший год, пишут свои роли, |
Самоанализ, понимание изменений, произошедших с собой в течение прошедшего года |
Слайд 6 |
До 2 минут |
Дает задание парам: представить себя (без комментариев) своему соседу |
Получают задание и рассказывают своему соседу о себе |
||
До 1 минуты |
Предлагает разделится на группы (не более 5 человек) |
Слушают, высказывают свое отношение, впечатление о |
Происходит адаптация, снимается «напряжение» |
Слайд 7. Одинаковых групп может быть 1-3! (1 гр - у кого нет |
|
|
работе на прошедших факультетах |
дня |
принципиальных изменений; 2 гр - у кого произошли кардинальные изменения; 3 гр - у кого незначительные изменения (дополнения). |
До 6 минут |
Дает задание группе: подготовить выступление |
Знакомят участников группы со своими ответами о причинах затруднений, изменений; ищут общее, думают, обсуждают, договариваются |
Нахождение общего у участников группы, выявление проблем, дефицитов, ожиданий, путей решения |
Слайд 8 |
3 минуты |
Организует работу групп |
Готовят выступление от группы |
Решение о форме выступления, схема, рисунок… |
|
|
|
4. Рефлексивный (34 минуты) |
||
3 минуты |
Предлагает упражнение «Чемодан, мясорубка, корзина», раздает стикеры |
Получают стикеры, слушают задание, анализируют, записывают слова - отношение |
Осознание своего состояния, выражение отношения, эмоций, оценка своего состояния |
Слайд 9 Стикеры (3 шт. на участника), на стикере по одному слову, словосочетанию, выражающему отношение к прошедшему тьюториалу |
5 минуты |
Предлагает участникам тьюториала озвучить по желанию свое отношение к прошедшему событию, приклеив стикеры на соответствующие места на доске |
Выходят к доске, выражают отношение, впечатление, эмоции, состояние в виде одного слова на стикере, записывая его |
||
До 25 минут |
Организует работу для написания рефлексивного эссе «Анализ моего образовательного пути «10й класс»» |
Выполняют задание, пишут эссе |
Произошло выражение индивидуального впечатления и соображения участников о итогах прошедшего года, решение о коррекции ИОП. Появилось понимание образовательных целей |
Сдайд 10. Не торопить, при необходимости можно разрешить дописать эссе в доп. время! Просьба соблюдать тишину! |
1 минута |
Благодарит участников за работу! Собирает эссе |
Заканчивают работу, сдают бланки эссе |
Авторы: МАНЖУЛЕЙ Л.Г., manzhuley1@mail.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рефлексивное эссе. Вопросы для этого вам могут быть полезны
ü О чем заставила задуматься сегодняшняя встреча?
ü С каким настроением заканчиваю 10-й класс и почему?
ü С кем, чем связаны мои положительные и (или) отрицательные эмоции и почему?
ü С какими проблемами я столкнулся (-ась) в 10-м классе? Как я их решал (-а)? Или намерен (-а) решать? Какие вижу пути решения?
ü Какая часть ИОП стала для меня самой востребованной? Чего в моей ИОП не хватает?
ü Помогла ли вам ИОП в осмыслении своего образовательного пути? (в 10-м классе)?
ü Какие яркие (самые значимые) моменты за этот год вы хотите отметить? Почему они стали для вас значимыми? ü Что я понял (-а) о себе, работая с ИОП?
ü Какой опыт я приобрел (-а) в этом году?
ü С чем я до сих пор не могу определиться? Что я уже сделал (-а), чтобы определиться? Выбрал?..
ü Что еще я могу сделать? С чего начну решать проблему?
ü К кому надо (можно) обратиться? К чему?..
Хочу быть дворником
Михаил Веллер
Есть люди, которые хотят познать все, и есть люди, которым тошно от того, что они уже познали. И вот вторые молчат, чтобы не было хуже, а первые встревают всюду, надеясь сделать лучше. Чем нервируют окружающих.
Такие люди не приемлют реальность, как карась не приемлет сковородку.
Шкварча от прикосновений мира, они полагают, что и для мира эти прикосновения не должны пройти бесследно. Их активные попытки оставить след вызывают у мира, в лице начальства и жены, обострение инстинкта самосохранения, что имеет следствиями полный набор неприятностей, именуемый жизненным опытом. И когда они сочтут, что их жизненный опыт уже достаточен, они утихомириваются и складывают сказки о сивках, которых укатали крутые горки - куда них никто не гнал, - когда нормальные кони скакали по нормальным дорогам, бодро взмахивая хвостами, и ели на стоянках овес.
И взоры их обращаются к детям.
Они, взрослые, учат их, детей, как бы они, взрослые, достигли того, чего должны достичь они, дети, если б они, взрослые, могли этого достичь.
Это называется передавать опыт.
Для детей начинается та еще жизнь. Знаю по себе. Детские мечты редко сбываются. Хочешь стать дворником, а становишься академиком.
Хочешь вставать раньше всех, вдыхать чистую прохладу рассвета, шурша гнать метлой осенние листья, поливать асфальт из шланга, собирать всякие интересные вещи, потерянные накануне прохожими, здороваться с идущими на работу жильцами - все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальство не страшно, их много, а дворников не хватает, не понизят тебя - некуда, не уволят - самим улицы мести придется, а вместо этого таскаешься со скрипкой в музыкальную школу, с огромной папкой - в художественную, с портфелем пособий - на курсы английского языка, получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных, сессии, курсовые, диплом, распределение, мама в обмороке, папа звонит старым друзьям, женишься, стоишь в очередях, получаешь квартиру, покупаешь мебель, защищаешь кандидатскую, а дети подрастают, и только хочешь, чтобы они были счастливы.
И без остановки: начальству нужны статьи, жене - шуба и машина, детям - штаны и велосипеды, потом - карманные деньги и свобода, потом высшее образование, потом им нужны жены и мужья, а тебе нужна неотложка.
Дети разъезжаются по городам, женятся, становятся на ноги, перестают тебе писать, хорошо еще поздравляют с праздниками, ты становишься дедушкой, выходишь на пенсию и получаешь возможность делать все, что душе твоей угодно.
И получив, наконец, возможность делать все, что душе моей угодно, я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. И теперь я встаю раньше всех, вдыхаю чистую прохладу рассвета, шурша гоню метлой осенние листья, и все жильцы знают меня и, идя на работу, здороваются со мной и улыбаются. И я поливаю асфальт из шланга и думаю, неужели мир устроен так, что обязательно надо сделать круг длиною в жизнь, чтобы прийти к тому, чего хотел? Наверное, это неправильно. И вся надежда, что хорошую сивку горки не укатают.
Е. Гришковец
Хотелось весёлой интересной жизни, хотелось, чтобы учиться было не скучно.
В университете разные факультеты устраивали дни открытых дверей для будущих студентов. Можно было прийти, посмотреть, где и как учатся студенты, послушать увлекательную лекцию о том, что изучают студенты, какие получают специальности и какие существуют жизненные перспективы.
Первым делом я пошёл на день открытых дверей биологического факультета. Мне казалось, что, коли я приду на биофак, моя детская любовь к жучкам и паучкам, увлечение биологией проснётся во мне с прежней силой и я пойму, что лучшего выбора сделать просто нельзя. А если ещё мне скажут, что в перспективе будут экспедиции, научные эксперименты, и если мне помогут дорисовать образ учёного-биолога, который мною был почти нарисован, а этот образ сильно напоминал жюль-верновского Паганеля, то я отброшу всякие сомнения.
Нас собралось в маленькой аудитории человек пятнадцать. В назначенное нам время никто не пришёл. Мы ждали минут двадцать. Мы — это десять тихих девчонок и пять, в том числе и я, разнокалиберных, во всех смыслах парней, выпускного школьного возраста.
Через двадцать минут к нам в аудиторию зашла дама в белом халате, наброшенном на плечи. Она поздоровалась, искоса, недружелюбно осмотрела нас и улыбнулась одними губами. Ничего рассказывать нам она не стала, попросила следовать за ней. Она провела нас по нескольким лабораториям. Там были белые крысы и мыши в клетках, а в углу одной лаборатории стояла небольшая ванна, в которой копошились лягушки. Были там ещё и террариумы с какими-то ужами, ящерицами и даже один с большущими тараканами. Были там большие аквариумы с мутной водой и карасями, кажется. В одной лаборатории группа студентов препарировали лягушек, а преподаватель ходил и смотрел, как они это делают, наклоняясь над каждым, как в школе делают учителя во время написания сочинения или контрольной работы.
Дополнительная информация: — Вот и всё — сказала после беглого показа всех возможностей биологического факультета. — В зоологический музей нашего университета можете сходить самостоятельно. Вот вам программа для поступающих. Там же есть краткая программа того, что вы будете изучать у нас, если поступите. Приходите. Поступайте. Мы вас очень ждем, и у нас вам будет очень интересно.
Я был весьма озадачен. Я очень хотел захотеть поступить именно на биофак, но ехал домой на автобусе и думал о том, что же мне не понравилось Что мне показалось не тем Чего я ожидал Что же не то?
И я понял, что я не встретил там, в лабораториях и аудиториях, ни одного человека, который бы совпадал с моим образом и моим представлением о том, как должен выглядеть учёный. Там не было никого, похожего на Паганеля. Всё было нормально, тихо и деловито. И я закрыл для себя вопрос о поступлении на биофак.
В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью.
И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.
А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до посёлка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все.
Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть посёлок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошёл в другом направлении. Шёл он долго, пока не дошёл до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия.
Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле неё уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное бельё. Она предложила ему остаться с нею, так как её муж ушёл на войну и не вернулся. Мужчина согласился.
Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил всё, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шёл с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил.
Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на неё в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провёл много счастливых лет. А вдали, на горизонте, увидел голубое, бескрайнее море.
И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слёзы сожаления заметил ещё, что все дороги, по которым он шёл, вели к морю, но только ни одну из них он не прошёл до конца.
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил...
что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
— Что изменилось? — спросил он свою дочь.
— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она.
— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
— А кофе? — спросила дочь
— О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...
Как-то раз, спустя десять лет после окончания института, собрались бывшие выпускники в гости к своему профессору, который вёл у них на курсе психологию. Собрались компанией и двинулись в гости к профессору.
Профессор, спросил, как они поживают?
И тут бывшие выпускники стали жаловаться на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками — фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными — и простыми, и дорогими, и изысканными. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем.
Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было — кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни.
То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!
В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал:
— Посмотрите на реку, она - сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды.
Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их:
— А как вы бы стремились к своей цели?
Первый ученик сказал:
— Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, — отважно сказал один.
— Это хорошо, — сказал Хинг Ши, — но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет — до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему. Второй ученик сказал:
— А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути. — Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, — заметил Хинг Ши. Третий ученик ответил:
— А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь.
— Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, — заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому. Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили: — Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он?
Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал:
— Я бы даже не пускался в плаванье.
— Но разве твоя цель уже достигнута, — удивились ученики.
— Нет, - сказал Хинг Ши, - но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь.
Мужчина приходит устраиваться дворником в компанию Microsoft.
Менеджер отдела кадров сначала задает ему несколько вопросов, потом проводит небольшой тест: предлагает подмести часть территории, и, наконец, объявляет решение:
— Вы приняты, оставьте ваш электронный адрес, чтобы мы могли вам сообщить, в какое место и в какой день вам нужно будет в первый раз прийти на работу.
— Но у меня и компьютера-то нет, — растерянно отвечает мужик, — не то что электронного адреса.
— В таком случае мы не можем взять вас на работу, поскольку виртуально вы не существуете.
Мужик выходит грустный, не зная, что делать, когда в кармане осталось всего 10 долларов. Однако тут ему в голову пришла мысль: он заходит на рынок и покупает 10 кг помидоров.
Затем он начинает ходить по домам и предлагать товар, и за 2 часа ему удается удвоить капитал. После того, как он повторил то же самое 3 раза, у него в кармане было уже 160 баксов. И тут он понимает, что с такими доходами вполне можно жить и без работы! Каждое утро он выходит из дома все раньше и возвращается все позднее, каждый день удваивая, а то и утраивая капитал.
Через какое-то время он покупает машину, затем грузовик, а еще через некоторое время открывает фирму по доставке товаров населению.
Спустя 5 лет он уже является владельцем крупной сети супермаркетов.
И тут, задумавшись о будущем, он вдруг решил застраховать свою жизнь и жизнь всей своей семьи.
После переговоров со страховым агентом тот просит его оставить электронный адрес, на который можно было бы отправить наиболее выгодное предложение, на что коммерсант, как и несколько лет назад, отвечает, что у него нет ни электронного адреса, ни даже компьютера.
— Это удивительно! — недоумевает страховой агент. — У вас такой крупный бизнес, и нет электронного адреса! Вы только представьте себе, кем бы вы стали, если бы у вас был компьютер!
Поразмыслив, коммерсант отвечает:
— Я бы стал дворником компании Microsoft...
Монах путешествовал по миру и однажды встретил он трех каменщиков. Он подошел к первому каменщику и сказал:
— Брат мой, расскажи мне о твоей работе.
Каменщик оторвался от работы и ответил срывающимся голосом, полным злобы и негодования:
— Как видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту, полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по этому камню я чувствую, как уходит частичка моей жизни. Посмотри, мои руки натружены и покрыты мозолями. Мое лицо осунулось, а волосы поседели. Эта работа никогда не кончится, она продолжается бесконечно, изо дня в день. Это изнуряет меня. Где удовлетворение?
Я умру задолго до того, как собор будет построен.
Монах подошел ко второму каменщику.
— Брат мой, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.
— Брат, — ответил каменщик тихим, спокойным голосом, — как ты видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в длину и ширину. И с каждым ударом резца по камню я чувствую, что я создаю жизнь и будущее. Смотри, я смог сделать так, чтобы моя семья жила в комфортабельном доме, гораздо лучшем, чем тот, где я вырос. Мои дети ходят в школу. Без сомнения, они достигнут в жизни большего, чем я. И все это стало возможным благодаря моей работе. Я отдаю собору свое умение, и он тоже одаривает меня.
Монах подошел к третьему каменщику
— Брат, — сказал он, — расскажи мне о своей работе.
— Брат, — ответил каменщик, широко улыбнувшись, голосом, полным радости. — Видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в ширину длину. И с каждым прикосновением резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю свое умение и свое ремесло, я делаю свой вклад в то, что я ценю и во что я верю. Вселенная, отраженная в соборе, воздаст каждому из нас.
Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершенным, он будет стоять еще тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой всемогущий послал на эту землю и меня.
Одна и та же работа, для одного становится смыслом жизни, а для другого – обузой, непосильной ношей.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
— Господи! Это Ты! — воскликнула она с радостью.
— Да, это Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
— У меня можно купить все, — прозвучал ответ.
— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
— И это все?! — воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
— Да, это все, — ответил Бог и добавил: — Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Жил-был маленький Мальчик. Он бегал, прыгал и радовался жизни. И всегда ходило рядом с ним и радовалось его Время. Было оно большое, толстое, румяное — много его было, одним словом. Хватало времени на все и всегда: и в футбол с ребятами сыграть, и телевизор посмотреть. И не было у Мальчика проблем со Временем, а у Времени — с Мальчиком.
Когда Мальчик подрос, у него появились товарищи и коллеги, появились так называемые Дела. Каждое Дело требовало немного Времени. Мальчик отрезал от Времени понемногу: то машину починить, то с девушкой погулять. А Время идет за Мальчиком да улыбается — есть еще Время!
Друзья, знакомые, коллеги приходили к Мальчику со своими проблемами и заботами. И каждое их дело требовало его Времени. Не всегда хотелось Мальчику убивать свое Время, но ему помогали другие люди. То сосед зашел вечером в гости просто так поболтать, то шурин попросил в город с ним съездить, а то одному скучно. А тут еще трехголовый монстр ТЕТЕКО (телевизор, телефон, компьютер) каждый день свою долю требует.
Оглядывался иногда Мальчик на Время, которое он сам кромсал, которое рвали на куски другие люди, но ничего не говорил: тут стыдно, тут страшно, тут неудобно. Пришел час, когда Время его погибло: не было больше Времени у Мальчика!
Некий путешественник долго наблюдал за вялой и небрежной работой группы людей. Наконец, он спросил их: «Что вы делаете?» «Не видишь, мы носим доски, пилим их, строгаем и забиваем гвозди», - угрюмо ответили рабочие. Тогда путешественник повторил тот же вопрос энергичному рабочему, который один единственный трудился самозабвенно и не покладая рук. «Мы строим корабль, на котором отправимся покорять неизведаннее моря и земли!» - ответил он гордо. Вот этот рабочий, один единственный в группе строителей, и обладал стратегическим видением.
Однажды Садовник пришел в свой сад и обнаружил, что все его цветы, деревья и кустарники умирают.
Дуб пояснил, что умирает, так как не может быть таким высоким, как Сосна… Садовник застал Сосну поверженной: она согнулась под тяжестью мысли, что не могла давать виноград, как Лоза… А Лоза погибала, потому что не могла цвести, как Роза… Роза плакала, так как не была столь сильной и могучей, как Дуб…
Тогда он нашел одно растение – Фрезию, цветущую и прекрасную, как никогда…
Садовник спросил: «Как же так? Ты растешь посреди этого увядшего и мрачного сада, а у тебя такой здоровый вид?»
Красавица ответила: «Я не знаю… Возможно, я всегда думала, что, сажая меня, ты хотел именно Фрезию… Если бы ты хотел иметь в саду еще один Дуб или Розу, ты бы посадил их…
Тогда я сказала себе: я постараюсь быть Фрезией настолько хорошо, насколько смогу…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.