Технологический проект

  • docx
  • 03.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологический проект.docx

 

Технологический проект

Сегодня мы с вами поговорим о таких сложных и комплексных проектах, как ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ. Самое первое, с чем нам предстоит разобраться – это понять их отличие от проектов ИНЖЕНЕРНЫХ.

Давайте для начала обсудим терминологию. Инженерный проект, как мы узнали ранее, опирается на инженерную деятельность. Ее цель – это разработка, создание, внедрение, обслуживание или улучшение: техники, материалов или процессов. В случае с технологическими проектами в основе, как можно догадаться, лежит ТЕХНОЛОГИЯ. У этого термина есть множество определений, но за основу мы возьмем Словарь Ожегова. Он определяет технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства». То есть, если инженерный проект ставит своей целью проектирование нового продукта, то технологический представляется в двух ипостасях: с одной стороны как СОВОКУПНОСТЬ взаимосвязанных инженерных решений, а с другой может затрагивать проектирование технологической цепочки для производства НОВОГО продукта. Таким образом, технологический проект представляется как СЛЕДУЮЩАЯ после инженерного проекта ступень. Технологический проект обеспечивает более ГЛУБОКУЮ интеграцию в реальный мир продукта, созданного нами, и его согласование с УЖЕ существующими системами.

Чем же характеризуется технологический проект?

В его основу, по сути, заложено раскрытие стадии жизненного цикла проекта, связанного с ФИНАЛИЗАЦИЕЙ, и развертывание полученного решения в НОВЫЙ проект со своим СОБСТВЕННЫМ жизненным циклом. В технологическом проекте (так же, как и в социально–культурном) есть СОЦИАЛЬНАЯ составляющая, поскольку один из его предметов – это обучение и переподготовка персонала. Однако здесь не происходит СМЕНЫ УКЛАДА. Главное здесь – это проектирование системы ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ для обеспечения производства, эксплуатации и утилизации нового продукта.

Если мы говорим о детских проектах, то нужно понимать, что обеспечение ВСЕЙ технологической цепочки в них встречается крайне редко. Однако реализация отдельных этапов – этапов этой цепочки – встречается очень часто. Например, создание тренажера в виртуальной или дополненной реальности по обучению сотрудников обслуживанию самолета. Или разработка системы утилизации автомобилей с водородным топливным элементом.

Таким образом, реализация данного типа проекта формирует у обучающихся КОМПЛЕКСНЫЙ взгляд как на создаваемые ими решения, так и на прорывные решения, созданные кем-то другим. А также возможность не только дальнейшего воплощения их в реальную жизнь, но и интеграции в уже существующие системы. Например, когда появились мобильные телефоны, нужно было с нуля ставить сотовые вышки. А вот когда появилась технология LTE, то на уже существующую систему вышек нужно было просто довесить дополнительное оборудование и доучить сотрудников. Подобная развилка может встречаться и у ваших учеников.

Основной проблемой при реализации таких проектов является их масштабность. Здесь требуется учесть огромный пласт производственных и эксплуатационных нюансов. И порой результатом подобных проектов является НЕВОЗМОЖНОСТЬ внедрения полученного инженерного решения или необходимость его существенной переработки. Поэтому нужно быть готовым, к тому, что внедрение новой технологической цепочки будет, скорее всего, маловероятным результатом обучения проектированию на технологическом проекте.

При разработке продукта такого проекта (а именно технологической цепочки) мы рассматриваем как ПРОЦЕССЫ, так и структуры, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ процессы. Поскольку в этих процессах есть много нюансов часто недоступных для обучающихся по разным причинам, в образовательном технологическом проекте имеет смысл сделать акцент на проектирование ИНФРАСТРУКТУРЫ. Ведь такие проекты, несмотря на их сложность, куда более понятны детям и с точки зрения реализации, и с точки зрения присвоения проблемы, на которую данный проект направлен.

Итак, давайте сейчас рассмотрим ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ проекты. Что мы понимаем под инфраструктурой?

Это совокупность связанных между собой структур, отраслей или объектов, служащих для нормального функционирования ЛЮБОЙ системы в целом. В том числе и совокупность учреждений, систем управления, связи, обеспечивающая деятельность общества или какой-то его сферы. Поэтому, как создание какой-то единой ТРАНСПОРТНОЙ системы, так и разработка архитектуры ИНФОРМАЦИОННОЙ системы будут проектами инфраструктурными. Например, как вы думаете строительство Крымского моста – какой тип проекта? Безусловно, само СТРОИТЕЛЬСТВО моста – это сложный ИНЖЕНЕРНЫЙ проект. Однако без ИНТЕГРАЦИИ в современную дорожную сеть, (причем как на материковой части, так и на полуострове), без создания целой системы обеспечения ЭКСПЛУАТАЦИИ этого инженерного решения проект не был бы реализован.

Теперь поговорим про признаки ИНФРАСТРУКТУРНЫХ проектов. Безусловно, они опираются на проблемную ситуацию, однако субъектов в ней ВСЕГДА больше двух и позиции каждого из них весомы. Важно не фокусироваться полностью на каком-то узком месте в системе, а сразу определиться с масштабом проекта, с которым вы работаете. Всегда нужно рассматривать широкий пул субъектов, на которые проект окажет влияние. Таким проектам свойственны долгосрочные периоды реализации и, как правило, значительные внешние эффекты.

Давайте вернемся к Крымскому мосту. Только ли транспортную связь он обеспечивает? А готова ли остальная сеть к нему? А на сколько рост туризма после запуска моста изменит социально–экономическое состояние жителей, компаний, городов, промышленности?

Или рассмотрим другой пример – уже из детского проекта. Ребята работали над созданием системы боллардов на перекрестках для обеспечения безопасности пешеходов от машин во время перехода проезжей части. Как вы наверняка знаете, боллард – это такой выезжающий из земли столбик.

Итак, когда мы с вами предлагаем создать систему боллардов на перекрестках, мы в первую очередь думаем о том, как внедрение такой системы повлияет на безопасность пешеходов и автомобилистов; на всю транспортную систему. Мы не думаем пока о создании рабочего макета и системы привода. Если же мы все же решим эту систему внедрить, то нам понадобиться проработать и эти вопросы тоже! Мы будем заниматься как транспортными и логистическими исследованиями, так и психологическими, и техническими. При этом, возвращаясь к субъектам, мы не забываем, например, об эксплуатационных службах, чистящих снег и обслуживающих дорожную инфраструктуру. Мы пытаемся предположить РАЗЛИЧНЫЕ сценарии влияния нашего решения хотя бы в СРЕДНЕсрочной перспективе. Например, система может спровоцировать лавинообразный рост пробок. Люди начнут отказываться от личного транспорта, но при этом система ОБЩЕСТВЕННОГО транспорта в нашем проекте никак не учтена, в связи с чем будет спровоцирован коллапс.

Как правило, именно в инфраструктурном проекте чаще всего решаются инфраструктурные задачи, которые часто возникают на этапах проектирования решения и планирования жизненного цикла таких проектов. И чем-то напоминают первые шаги в дизайн–мышлении. Безусловно, для инфраструктурных проектов характерны и другие типы задач, но именно инфраструктурные являются основополагающими.

Рассмотрим конкретный пример детского инфраструктурного проекта: создание навигационной системы во Всероссийском детском центре «Орленок». В рамках реализации этого проекта ребята не просто создали новую карту для Орленка. Они провели большое исследование, выполнили аэрофотосъемку, оцифровали все объекты, разработали дизайн указателей, сделали тепловую карту мест, где проходит больше всего людей, чтобы определить места установки этих указателей и многое другое.

На слайде представлен ход реализации инфраструктурной задачи, которую описывали сами дети в рамках этого проекта. Вместо выделения проблемы ребята констатировали факт: «Почти полное отсутствие инфраструктуры для навигации». Здесь перепутаны ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ, но схема очень хорошо показывает ход решения инфраструктурной задачи и дальнейшего развития инфраструктурного проекта. Здесь мы видим и комплексный анализ проблемной ситуации: участники проекта выделили довольно большое количество субъектов – в виде детей, администрации, вожатых, посетителей и их позиций. И в результате получили распределение на сложные МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ задачи, которые, по факту, являются полноценными мини–проектами: «Создание новой печатной карты», «Создание системы указателей», «Создание интернет–ресурса с интерактивной картой», «Создание макета территории».

Так, в ходе решения инфраструктурной задачи проводится АНАЛИЗ факторов проблемной ситуации, который может быть сформирован, например, в виде аналитического семинара, форсайт–сессии или экспедиции с последующим получением карты проблемной ситуации. Следующим этапом идет исследование подходов к решению проблемных ситуаций – с формированием ГИПОТЕЗЫ о методах решения проблемы. Затем уже следует планирование работ и практическая реализация. При этом после технической реализации для таких проектов следует обязательное согласование полученного решения с наиболее значимыми субъектами данного проекта.

Итак, на что мы обращаем внимание? На то, что вы предлагаете некую СИСТЕМУ, а НЕ механическое устройство.

Нужно адекватно смотреть на идею проекта: создание лифтов по доставке мусора на орбиту – не всегда лучшая идея.

Вот дети спроектировали систему и вроде бы на этом все. Но, как мы говорили до этого, внутри заложено огромное количество инженерных задач и целых проектов, и дополнительных исследований, связанных как с поддержкой инфраструктуры, так и с ее внедрением. То есть идет переход уже к ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ проекту, с которого мы начали нашу лекцию.

Если вернуться к примеру про навигацию в Орленке, то какой был бы шаг для перехода от инфраструктурного проектирования к технологическому? Предположим, что в рамках создания навигации Орлёнка была бы выявлена неэффективность использования части территории и были бы предложены новые маршруты и иные кардинально новые элементы инфраструктуры – а не просто благоустройство существующей территории. Как бы это изменило эксплуатацию территории лагеря? Тут есть переход на технологический аспект, на изменение функционирования ВСЕЙ инфраструктуры, на изменение динамики ГЛОБАЛЬНЫХ процессов в лагере.

Особые требования характерны для любого из типов проектов, но для инфраструктурных они являются критичными. В противном случае результат будет очень слабым и непродуманным. Поэтому широта кругозора крайне важна: много субъектов, открытая система, много задач и множество других подводных камней. А значит нужен как опытный наставник, так и опытная команда детей. А без полноценного присвоения проблемы мы не обеспечим полноценную эмпатию ко всем субъектам проекта.

Инфраструктурный проект имеют довольно большие временные рамки, поэтому очень важно фиксировать этапы и иметь четкое представление о планах реализации проекта. Важно видеть свет в конце тоннеля!

И реальное распределение работы над ИНФРАСТРУКТУРНЫМ проектом – это ПОСТОЯННОЕ взаимодействие между подгруппами и регулярная синхронизация. Зачастую, здесь могут участвовать несколько наставников.

Но в результате мы получаем очень красочные и интересные проекты, позволяющие развить в детях 4К–компетенции и переходить дальше к технологическим и социокультурным проектам.