Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность
Оценка 4.9

Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность

Оценка 4.9
docx
30.01.2021
Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность
Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность.docx

Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность

 

Не существует сколько-нибудь

 достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

 в результате активного участия

 хотя бы в самой маленькой

 поисковой исследовательской работе.

                                                                                                      А.Н. Колмогоров

 

Не секрет, что большинство современных школьников не хотят учиться. Причины разные:

1.Нежелание учиться, умственная лень.  Очень часто умственная лень начинается с неумения учиться. Уметь учиться – это не значит только уметь писать, считать, читать. Уметь учиться – это уметь распределять свое время, выделять учебную задачу, владеть своим вниманием. Не умея учиться, ученик плохо усваивает материал, медленно продвигается в обучении. Но хуже всего другое. «Неумение трудиться, - писал В. А. Сухомлинский, - порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становится все крепче, и разрывать его все труднее». 

2. Не хотят учиться, так как они не задумываются о будущем, живут одним днём, считают что то, чему учат в школе - в жизни не пригодится. 

Отчасти соглашусь: школьники получают массу специализированных знаний, но важные вещи, без которых невозможна социализация, часто остаются за бортом. Но на самом деле, никогда не знаешь, какие знания тебе могут пригодиться в будущей жизни. И в школе далеко не всё так ужасно. Там есть прекрасные друзья и замечательные педагоги, которые могут научить вас многому. 

 

 

3. Потеря интереса и желания учиться в том, что школа - это принудиловка.

4.  Большая учебная нагрузка. За  последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза. В  российских школах действительно большая нагрузка для учеников. Взять, к примеру, мой 8А класс. В этом учебном году у ребят 15 учебных предметов! Некоторые предметы изучаются 3-4 раза в неделю. В день у ребят по 7-8 уроков вместе с факультативами. Можно представить, сколько времени тратят добросовестные  ученики моего класса на выполнение домашнего задания!  

5. В школе неинтересно и скучно. 

Как   в этом случае  вовлечь учащихся в исследовательскую деятельность? Как создать вовлекающий материал, который не только привлечет внимание, но и удержит его? Кроме этого,  выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело.

  При реализации новых ФГОС включение учащихся в учебно-исследовательскую, проектную деятельность рассматривается как обязательное требование.  Руководство исследовательской деятельностью школьников и их победы на  различных конкурсах являются одним из критериев оценки труда учителя при его аттестации, а также входит в число показателей рейтинга любого образовательного учреждения. 

 Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Данная деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы - воспитанию социально-активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

 Психологи давно подметили такую особенность - умственная деятельность учёного,  делающего открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Для ребёнка гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно учёному, чем получать готовые знания. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.   

 Главная причина вовлечения учащегося в процесс исследования является его личный интерес к какой-либо теме. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ  должны подбираться  в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.

Часто, темы для исследований появляются именно в результате заинтересованности  ребёнка  в  том,  что  он  узнал  на  уроке. Так, после вводного урока по истории в 5 классе, посвящённого вещественным историческим источникам, девочка принесла старинные монеты, найденные на огороде. Оказалось, что любой огород с картошкой хранит в себе не только съедобные клубни, но и удивительные открытия! Так родилась  работа  «Находки села Романово как  исторический источник». Никакой рассказ учителя или рисунок не дадут  того эмоционального ощущения, которое возникает при непосредственном знакомстве с древними вещами, особенно когда ребёнок самостоятельно  обнаружил их.

На уроке по истории Сибири мальчик увидел в учебнике портрет купчихи Трапезниковой из Красноярска и сообщил, что его прабабушка с ней была знакома. Поначалу я подумала, что он пошутил, но, потом оказалось, что его предки действительно проживали в 18 веке в Красноярске, были золотопромышленниками. В их семье есть традиция: передавать дневник семьи старшей дочери. Я предложила ему  заняться исследованием своей родословной. Мальчик охотно согласился, но, конечно, он и понятия не имел,  как заниматься исследовательской деятельностью. Ведущую роль в этой  деятельности  играет учитель, и без его участия она была бы просто невозможна. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений, навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки. У большинства учащихся   не вызывает больших трудностей подбор источников, сбор материала, анализ и формулировка выводов.  Только половина учащихся умеют сформулировать цель исследования, постановку проблемы. Наиболее сложными этапами исследования для подавляющего большинства учащихся так же, как и для части учителей, оказываются формулировка гипотезы и подбор методик исследования. 

  Исследовательская деятельность школьника представляет собой творческий процесс взаимодействия учителя и учащегося по поиску решения (или понимания) неизвестного.  В результате нашего взаимодействия  родилась работа «Я и моя родословная», которая заняла 1 место на муниципальной конференции. Ребёнок провёл большую работу, составив родословную с 18 века по женской линии, писал письма родственникам в Красноярск, узнал много интересного о своей бабушке – участнице Сталинградской битвы. А ведь всего этого могло и не быть, если бы я не прислушалась к ребёнку и сама бы была не заинтересована в исследовательской деятельности с ним. Хотелось бы, чтобы  главным стимулом к руководству исследовательской деятельностью школьников являлась не очередная аттестация, позволяющая учителю подтвердить уже имеющуюся или получить более высокую категорию, а также необходимость заработать рейтинговые баллы для своего образовательного учреждения, участвуя в значимых региональных мероприятиях, а основным мотивирующим фактором всё-таки являлось стремление заинтересовать учащихся в получении новых знаний и умений, выходящих за рамки школьной программы, и чтобы учителя   руководствовались собственным интересом. 

 

  Для ведения исследовательской деятельности необходимо, чтобы сам учащийся обладал   определенными компетентностями:

1.Умение работать с рекомендованной литературой. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:

– Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?

–  Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?

– Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3.Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как «я считаю», «я думаю», «мне известно», «анализ фактов показывает», «я не согласен с тем, что».

И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

Этот принцип предполагает формирование у школьников исследовательского интереса и особой жизненной позиции, когда нахождение и решение проблемы приобретает статус ценности. Личностно ориентированное взаимодействие предусматривает специально организованное диалоговое общение педагога с учеником. Во взаимодействии учителя и ученика важно, чтобы учитель не вел подопечного «за руку» к решению задачи, а выступал как человек более опытный в поиске ответов на вопросы.

Вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, сам педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

1.                 Педагог должен сам быть творческой личностью.

2.                 Педагог должен постоянно заниматься самообразованием.

3.                 Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности.

4.                 Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося.

5.                 Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области.

Трудности в исследовательской деятельности, присущи  как учащимся, так и учителям. Для того чтобы вовлечь и  руководить чьей-либо деятельностью, человек должен обладать опытом ее выполнения или, другими словами, умением ее выполнять.  Поэтому проблема  готовности педагогов  к руководству исследованиями школьников является на сегодняшний день одной из актуальных.   

В течение многих лет являюсь экспертом на муниципальных научно-практических конференциях школьников.  Бывает обидно, когда работа ребёнка получает низкую оценку только из-за того, что учитель – наставник некомпетентен в  ведении исследовательской деятельности, либо  уделил недостаточное внимание письменной части работы, не  научил, не проверил, не скорректировал. Например, мальчик создал модель крейсера «Авроры», увлечённо рассказал о своём проекте, но его работа не соответствовала критериям. Часто исследовательские работы написаны в виде «телефонной» книги, где просто названа многочисленная родня с краткими биографическими данными.

Бывает, что   у загруженного уроками и бумагами учителя,   может  просто не хватить  времени для проведения качественной  исследовательской работы с учащимся.

Далеко не каждая исследовательская задача,  пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.

 В 5-7 классах происходит формирование основ исследовательской и творческой деятельности учащихся через вовлечение их в проектную деятельность. Это этап создания ситуаций для исследований, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках.

    Например, учащиеся 6 класса, узнав о письменности инков, сами выразили желание  изготовить кипу инков на основе прочитанной информации и продемонстрировать  своё письмо в классе.

 Учащиеся охотно исследуют  возникновение средневековых городов, пытаются прочитать фразу на древнерусском языке, пользуясь кириллицей, словарями.

 Пятиклассники увлечённо пытаются написать египетскими иероглифами слова  и цифры,  выступают  с  сообщениями  «Цветы в греческих мифах»,  «Мифы на карте звёздного неба». 

 Информация о возникновении фамилий на уроке по теме «Культура Древней Руси» побуждает учащихся заняться исследованиями возникновения своих фамилий.   

Без любви, глубокой преданности к своей малой Родине нельзя стать полноценной личностью, вот почему с младшего школьного возраста ребята привлекаются к сбору материалов о своих семьях: составляют родословные, опираясь на знания родителей, фото и архивные документы. 

В своей педагогической деятельности уделяю большое внимание развитию  исследовательской краеведческой деятельности учащихся. К уроку обществознания в 5 классе по теме: «Семейные ценности и традиции» учащиеся получают обязательное домашнее задание составить родословную своей семьи в рабочей тетради  и   рассказать о семейных  реликвиях (если они есть). Оценивание родословной определяется глубиной исследования. Представление учащимися своих родословных  и рассказ о реликвиях,  таких как: венчальный платок бабушки, старинная католическая библия, часы, дневник семьи, икона и др., вызывает большой интерес в классе. Такие задания  имеют не только большое воспитательное значение, но и способствуют   развитию исторического мышления  и  сохранению семейной памяти,   помогают  выявить учащихся, с которыми можно продолжить исследовательскую деятельность и подготовить  исследовательскую работу к научно – практической конференции. Так появилась работа «Моя семейная реликвия» о старой иконе. К сожалению, большинство учащихся не знают своей родословной дальше бабушки и дедушки, а иногда им даже лень узнать  имена своих предков. А о реликвиях рассказывают единицы.

 В 8-11 работа с одаренными детьми направлена не только на развитие коммуникативных, исследовательских навыков, но и навыков публичного выступления, реферирования, деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Ребенок должен быть уверен, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно взрослым. Он должен быть твердо уверен, что его исследования не останутся без внимания, результаты его изысканий тщательно рассмотрят, а его непременно выслушают. Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству    ежегодно проводятся научно-практические конференции  исследовательских работ обучающихся. Учащиеся так же  выступают со своими исследовательскими работами на уроках по соответствующей тематике, тем самым вызывая интерес и уважение к  результатам своей деятельности со стороны сверстников.

Огромную помощь учителю по  вовлечению в исследовательскую деятельность оказывают родители. Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

В проведении исследования «Находки села Романово» девочке активно помогал отец, который  увлекается коллекционированием  найденных им монет. Вместе с дочерью они фотографировали, исследовали,  систематизировали.

Например, на конференции,  мальчик выступал с исследованием о старом пионерском лагере, план которого отсутствует даже у чиновников администрации города. Помогала ему мама, которая когда-то была пионеркой и отдыхала в этом лагере. Вместе  они    побывали на месте лагеря  и восстановили его облик на схеме, а мальчик узнал о пионерском детстве своей мамы и решил заняться исследованием этой темы.  Обычно,  во  время  работы  над  темой  исследования, возникает  идея  другой. Например, работа «Отражение истории села Полойка в топонимических названиях» имела своё продолжение в теме: «Жизнь и быт крестьян села  Полойка  по воспоминаниям старожилов». Девочка, беседуя со старожилами села с трёхсотлетней историей увлеклась традициями, обычаями крестьян начала 20 века, собрала словарь диалектов  и соприкоснулась с «живой историей» в музее, где узнала о назначении старинных вещей быта.

Конечно, организация научно-исследовательской деятельности выявляет множество проблем, связанных с поиском и выбором темы, организацией работы, поиском источников информации, средств и т.д. Но, с другой стороны, достигаемый результат − развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в жизни, умеющей ставить определенные цели и достигать их − требует того.

Для чего простому российскому школьнику нужно овладевать исследовательскими навыками? Думается, что вовсе не для того, чтобы быть ученым. Именно исследовательская деятельность более всего помогает становлению личности школьника, то есть процессу воспитания. Ведение исследования – способ развития личности, его субъектной позиции. Способность вести исследование – самое главное качество, которое позволяет человеку обрести собственную миссию в жизни, сознание того, зачем он явился в этот мир.

Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия собственных действий.

Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися  необходимо помнить, что главный результат этой работы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.  

 

© Кулагина Ю.А., 2019.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность

Технологии вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность

Потеря интереса и желания учиться в том, что школа - это принудиловка

Потеря интереса и желания учиться в том, что школа - это принудиловка

Психологи давно подметили такую особенность - умственная деятельность учёного, делающего открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике

Психологи давно подметили такую особенность - умственная деятельность учёного, делающего открытия и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике

Ведущую роль в этой деятельности играет учитель, и без его участия она была бы просто невозможна

Ведущую роль в этой деятельности играет учитель, и без его участия она была бы просто невозможна

Для ведения исследовательской деятельности необходимо, чтобы сам учащийся обладал определенными компетентностями: 1

Для ведения исследовательской деятельности необходимо, чтобы сам учащийся обладал определенными компетентностями: 1

Вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, сам педагог тоже должен обладать определенными компетентностями: 1

Вовлекая ребёнка в исследовательскую деятельность, сам педагог тоже должен обладать определенными компетентностями: 1

Бывает, что у загруженного уроками и бумагами учителя, может просто не хватить времени для проведения качественной исследовательской работы с учащимся

Бывает, что у загруженного уроками и бумагами учителя, может просто не хватить времени для проведения качественной исследовательской работы с учащимся

Оценивание родословной определяется глубиной исследования

Оценивание родословной определяется глубиной исследования

Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь»

Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь»

Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия собственных действий

Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия собственных действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2021