Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Ардатовская средняя общеобразовательная школа
№2 им. С.И. Образумова»
План-конспект урока по технологии
Класс 5, девочки
Раздел
программы: Кулинария
Тема: «Бутерброды. Горячие напитки».
Цели: ознакомить учащихся с классификацией бутербродов, горячими напитками,
историей этих блюд; сформировать навыки по приготовлению бутербродов и горячих
напитков; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
Задачи:
1. Образовательная - расширить кругозор учащихся; ознакомить с классификацией бутербродов, горячими напитками; закрепить знания по сервировке стола к завтраку.
2. Развивающая – развивать познавательную активность учащихся, интерес к истории возникновения бутербродов и горячих напитков.
3. Воспитательная – содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
4. Практическая – научить приготавливать бутерброды и горячие напитки; закрепить умения и навыки сервировать стол к завтраку.
Методы обучения: беседа, наглядно – иллюстрированные, практический.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, информационно –
компьютерная техника, набор кухонной посуды, инструменты и приспособления,
инструкционные карты, плакаты, набор продуктов для практической работы.
Тип занятия: комбинированный.
Межпредметные связи: русский язык и литература (умение пользоваться
терминами), история (сведения об истории возникновения блюд), технология
(выполнение работы), ОБЖ (правила охраны труда), география (месторасположение
Родины некоторых продуктов).
Ход урока.
I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку, проверка
присутствующих, сообщение темы, цели и задачи урока.
II. Повторение пройденного
материала.
Устный опрос.
Вопросы для повторения:
1. Каково значение блюд в питании?
2. Какие блюда готовят из яиц?
3. В чём заключается первичная и тепловая обработка яиц?
4. Как проверить доброкачественность яиц?
5. Как отличить варёное яйцо от сырого?
Кроссворд.
По горизонтали:
1. В
настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать
её на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполнены из
фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)
3. Они несомненно украсят любой стол, но
принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)
4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и
ложку? (Прибор.)
5. Накрывая на стол, её кладут на закусочную
тарелку или справа от неё. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)
По вертикали:
2.Она – основа всей композиции стола. Ложки,
салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для неё –
лён, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
В меню завтрака обычно входит блюдо из яиц,
которое мы с вами изучили на прошлом уроке, а также бутерброды и горячие
напитки.
Для приготовления бутербродов используют
хлеб. Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого
труда, один из самых древних и самых значительных, самых надёжных видов пищи на
земле. Он в значительной мере покрывает энергозатраты организма и обеспечивает
нас большинством незаменимых пищевых веществ, без которых невозможна нормальная
жизнедеятельность. Хлеб – наш добрый и постоянный друг, даже когда зачерствеет.
Из чёрствого хлеба можно приготовить различные бутерброды, гренки и другие
вкусные изделия. Бутерброды, приготовленные из чёрствого хлеба, лучше сохраняют
форму.
Презентация о бутербродах.
Каждый слайд презентации учитель комментирует.
Для приготовления бутербродов
используются всевозможные продукты: копчёную рыбу, сельдь, сыр, брынзу, яйца,
отварное мясо, колбасу, ветчину, различные паштеты, пасты, соусы, масло,
зелень, варёные и свежие овощи. Очень аппетитны бутерброды из обжаренных
ломтиков хлеба, так называемые тосты или гренки.
Бутербродам можно придать разнообразную
форму: круглую, квадратную, в виде ромбов, цветочков и др. Для фигурной нарезки
хлеба используют формочки для печенья.
Для того чтобы бутерброды получились
вкусными, хлеб нарезают тонкими ломтиками (толщиной 1-1,5 см) и обильно
покрывают продуктом.
По способу приготовления бутерброды
делятся: на холодные и горячие; простые и сложные; открытые и закрытые;
закусочные.
По виду используемых продуктов: рыбные,
мясные, сладкие, гастрономические.
Холодные бутерброды – не
подвергаются тепловой обработке .
Горячие бутерброды – запекают в духовке
или микроволновке.
Простые бутерброды – состоят из хлеба и
одного какого-нибудь продукта.
Сложные бутерброды – состоят из хлеба и
нескольких продуктов.
Открытые бутерброды – состоят из одного
кусочка хлеба и сверху различные продукты. Открытые бутерброды могут быть
простыми и сложными.
Закрытые бутерброды (сандвич) - состоят
из двух кусочков хлеба и между ними укладывают продукты.
Закусочные бутерброды (канапе) –
маленькие бутербродики размером около 3х3 см. Канапе можно приготовить из
различных продуктов, их можно сделать сладкими с использованием джема или
варенья. Ломтики хлеба с продуктами внутри скалывают специальными палочками или
шпажками, а сверху украшают ломтиками редиса, огурца, дольками помидора,
зеленью.
Существуют требования к качеству
готовых бутербродов:
- бутерброды должны быть приготовлены
непосредственно перед подачей;
- горячие бутерброды должны быть определённой
температуры;
- продукты, входящие в состав бутербродов,
должны быть свежими;
- хлеб не должен быть слишком толстым или
тонким;
- хлеб должен быть полностью покрыт продуктом, а
продукты не должны свисать с хлеба.
Срок хранения бутербродов в
холодильнике при температуре 4-8 С –
3 часа.
Запись в тетрадь.
Записываем в тетрадь классификацию
бутербродов, используемые продукты, требования к качеству готовых
бутербродов.
К бутербродам подают горячие напитки. К
горячим напиткам относятся: чай, кофе, какао. Их готовят на воде, а также на
молоке.
При добавлении сахара, молока или сливок
питательная ценность горячих напитков повышается.
Сообщения учащихся о чае, кофе и какао
(домашние заготовки).
1 девочка. Чай – тонизирующий напиток, обладающий высокими
вкусовыми, ароматическими свойствами. Он оказывает положительное влияние на
организм человека, придаёт ощущение бодрости, улучшает пищеварение.
Чайное растение – вечнозелёный кустарник,
выращиваемое в районах с тёплым и влажным климатом. Для получения чая
используют его почки и листья. Из всех сортов чая самый распространённый –
чёрный. Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом.
Помимо чёрного чая, существует ещё
зелёный. Зелёный чай обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена.
Для приготовления чая используют
заварной чайник. Чтобы заварить чай, необходимо ополоснуть и ошпарить кипятком
заварной чайник. Насыпать в него заварку – 1 чайная ложка на одну чашку
напитка. Залить кипятком на 1/3 чайника и дать настояться под крышкой и
специальной грелкой 5-8 минут, потом долить чайник кипятком.
2 девочка. Кофе – тонизирующий напиток, обладающий тонким
приятным ароматом и специфическим вкусом. Кофейное дерево – тропическое
вечнозелёное растение, зёрна (семена) которого используют для приготовления
напитка. Существует много сортов кофе, их различают по аромату и вкусовым качествам.
Крупным производителем кофе является Бразилия. В продажу поступает кофе в
зёрнах, молотый и растворимый. Для размола зёрен используют кофемолки.
Для приготовления кофе в
предварительно прогретую посуду (турку, кофейник) насыпают молотый кофе (1-2
чайные ложки на чашку), заливают кипятком и осторожно доводят до кипения.
Снимают посуду с огня и дают напитку настояться в течение 3-5 минут. Готовый
кофе разливают по чашкам.
Детям лучше пить не кофе, а кофейные
напитки, в состав которых входят такие продукты, как соя, ячмень, цикорий,
каштаны и другие.
3 девочка. Какао – питательный и вкусный напиток, полезный
детям. Какао – порошок получают в результате переработки какао – бобов –семян
тропического дерева какао. Это дерево называют ещё шоколадным деревом. Родина
шоколадного дерева – Южная Америка.
Для приготовления чашки какао берут 1
чайную ложку порошка и 2 чайные ложки сахарного песка, тщательно растирают.
Затем прибавляют небольшое количество тёплого молока или воды и снова
растирают. Затем по вкусу добавляют горячее молоко, воду и кипятят.
Слово учителя.
Существуют требования, которые
предъявляют при приготовлении горячих напитков:
- напитки приготавливают непосредственно перед
употреблением;
- нельзя использовать чайную заварку через 3-4
часа или на следующие сутки после приготовления;
- цвет напитка должен быть, если это чай,
красно-коричневым или зеленоватым, если кофе – тёмно-коричневым;
- напиток должен быть прозрачным.
Перед проведением практической работы
повторим правила безопасной работы. Каждая ученица называет одно из правил
безопасной работы.
Вводный инструктаж по технике безопасности при
работе с ножом.
IV. Практическая работа.
Для закрепления изученного материала
учащиеся выполняют практическую работу: приготовление бутербродов и чая с
сахаром. Учащиеся делятся на две бригады. В каждой бригаде распределяются роли:
1 девочка - повар, 2девочки – помощницы повара, 2 девочки – официантки. Бригада
1 приготавливает по технологической карте «Бутерброды со сливочным маслом и
сыром» (табл. 34 учебник). Бригада 2 приготавливает по технологической карте
«Гренки с сосисками» (табл. 35 учебник). Официанты сервируют стол к завтраку.
1девочка заваривает чай.
Учитель обходит рабочие места,
демонстрирует приёмы нарезки продуктов, контролирует соблюдение технологической
последовательности при работе, соблюдение правил техники безопасности.
По окончании практической работы
проводится дегустация готовых бутербродов и чая. Перед дегустацией учащиеся
вспоминают правила поведения за столом (каждая девочка называет одно из
правил).
Учащиеся убирают рабочие места и моют посуду.
V. Анализ и
оценка урока.
Анализируя урок, учитель проводит с учащимися
беседу:
1. Что узнали нового на уроке?
2. Что научились делать на уроке?
Учитель обращает внимание на допущенные ошибки,
совместно с учащимися находит пути их исправления. Оценивает практическую
работу и устные ответы учащихся.
VI. Домашнее задание: учебник
– стр. 153 -155, знать основные понятия по теме и ответить на вопросы в конце
учебника.
Список используемой литературы.
1. Ю. В. Крупская, Н. И. Лебедева и др. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Технология. Обслуживающий труд. 5 класс, под редакцией В. Д. Симоненко. М., Вентана-Граф, 2009.
2. Г. П. Попова. Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику Ю. В. Крупской, Н. И. Лебедевой, Л. В. Литиковой, В. Д. Симонено. Волгоград, Учитель, 2007.
3. Е. Н. Перова. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). М.: 5 за знания, 2008.
4. ЦОР «Технология».
Учитель: Тенигина Наталья Евгеньевна
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.