Тема мастер-класса: Веер как элемент культуры высшего общества.
Цель :
- Познакомить с особенностями устройства веера
Задачи :
- Придумать формы и способы изготовления веера из разнообразных материалов .
- Придумать разнообразную конструкцию веера, изготовить из выбранных материалов, с максимальной функциональной возможностью в использовании.
- Сделать предварительные зарисовки, а затем макеты декоративных вееров.
- Формировать эстетических вкус, развивать творческое воображение обучающихся.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: вилки одноразовые, два полукруга из картона, клей «Момент» прозрачный, различные бусы, декоративные камни, стразы, ленты атласные, кружева, шитье, перья, ножницы, ветошь, клеенка на столы.
Зрительный ряд: презентация, оформление на доске из вееров.
Ход мастер-класса
на фоне музыки
Век сегодняшний очень сложен,
Но сегодня грустить, не годится,
Разве бал в наше время возможен?
Или нам этот бал только снится?
Распахнули мы настежь двери,
И достигло предела волненье!
Давайте все вместе в сказку поверим.
Начинается бал! Вне сомненья!
Обращаясь к детям:
Нравится нам 18 век,
Было красиво тогда.
Бал начинался в 17 часов,
Длился потом до утра.
Каждый кружиться в вальсе готов
И поддержать разговор.
Много про то написали стихов,
Учим мы их до сих пор.
Волшебный бал - мечта Принцесс
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотилась здесь
Для всех подарком долгожданным!
- Сегодня речь пойдет о веерах.
И тема нашего мастер-класса « Веер как элемент бытовой культуры высшего общества » - Что вы знаете о веерах? (ответы )
- А из чего изготавливали веера?
- Сегодня мы будем изготавливать веера для нашего бала.
Я сейчас прослушайте информацию об истории возникновения веера.
- Слово веер произошло от глагола «веять» — дуть обдавать потоком воздуха.
- Веер – это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой)
1.Родина веера — Восток, где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства.
Складной веер впервые появился в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части – тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип был перенесен в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.
Вопрос к детям:
- Каково предназначение веера? Где, с какой целью использовался веер?
2. Повседневный и праздничный веер
- В создании веера принимали участие лучшие художники своего времени. Вот, например, описание веера для бала ''Модные веера делают из перьев, белых или цвета райской птички, с сквозными перламутровыми косточками; на перьях такого веера бывают золотые арабески и гирлянды незабудок''
- В 19 веке веер позволял судить о семейном положении женщины: /5 слайд/''Для балов при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, /6 слайд/ а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев''.
В конце 19 века художники ''Мира искусства'' возродили интерес не только к искусству, но и к бытовой культуре 18 века (многие из них сами расписывали веера). /7 слайд/
- Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шелковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью.
Вопрос:
- А вы знаете, что веер имеет свой особый язык? Какой, спросите вы?
3. Особый язык веера
- Дамы и кавалеры 18 века вели своеобразных диалог между собой при помощи веера. Этот диалог нельзя было услышать, но можно было подглядеть. /9слайд/ Язык веера читался в процессе ''разговора'', по перемене его положения, движению руки, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных ''листиков''.
- В бытовой культуре 18 века существовало выражение ''махаться'' (т.е. вести любовную игру, ''роман'').
Это был тайный язык влюбленных, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т.е. молчит.
Хотя язык веера можно назвать женским языком, его должны были понимать мужчины.
Вот примеры этого языка : /показывает все движения веера/
''Я замужем'' – говорит отмахиваясь развернутым веером;
''Вы мне безразличны'' – закрывается;
''Будьте довольны моей дружбой'' – открывается один листик;
''Ты мой кумир'' – полностью раскрыт.
«Я хочу с вами танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
«Убирайтесь прочь, вон!» - резкий жест сложенным веером рукоятью вперед.
Чтобы выразить согласие да – следует приложить веер левой рукой к правой щеке;
Нет – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке
Я тебя люблю – правой рукой указать на сердце закрытым веером
Я вас не люблю – сделать закрытым веером движение в сторону
Не приходи сегодня – провести закрытым веером по наружной стороне руки.
Ожидание - похлопывание полураскрытым веером по раскрытой ладони.
Учитель:
- Оказывается, и цвет играл важную роль в языке общения.
4. Цвет веера как язык общения
- Цвет веера не только подбирался к туалету, но и мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы:
Черный – печаль
Красный – радость
Лиловый – смирение
Голубой – постоянство, верность
Желтый – отказ
Коричневый – недолговечное счастье
Черный с белым – разрушенный мир
Розовый с голубым – любовь и верность
Убранный блестками – твердость и доверие.
- С историей веера мы познакомились.
Предлагаю открыть свою творческую мастерскую по изготовлению вееров не из бумаги, картона, дерева, а из вилок.
- Работать вы будете в группах, так как одному изготовить хороший, красивый веер просто не хватит времени. У каждого будет своя работа. Одни изготавливают каркас, другие подготавливают будущий дизайн веера, третьи оформляют веер.
- Прежде, чем вы приступите к работе, познакомимся с техникой выполнения веера и вспомним технику безопасности при работе с клеем, ножницами.
1. Вырезаем из картона два полукруга.
2. На первый полукруг наклеиваем с помощью клея «» пластиковые вилки /веером/.
3. Сверху приклеиваем второй полукруг, получился веер.
4. Протянула ленту /кружева/ через зубчики вилочек.
5. Инкрустировать бисером, декоративными камнями.
6. На полукруге выложила композицию из цветов.
Как закрепить веер на стену?
Можно поместить в рамочку, а можно на обратной стороне веера приклеить ленту липучку, вторую часть ленты приклеить на стену.
Итог мастер-класса:
1. Выставка работ
2. Как вам работалось в ваших творческих мастерских?
3. Что вы испытывали?
4. О чем думали?
Позвольте закончить мастер-класс таким стихотворением:
Мой веер изящен и лёгок,
послушен ему ветерок.
Ах, дамы! Пусть воздух немного
обдует вам пудру со щёк.
Послушная штучка такая.
Мой пленник! Гуляю я с ним.
Пусть вам он лицо приласкает хоть чуть дуновеньем своим.
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.