технология

  • docx
  • 11.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 17.docx

Хайрулов Радик Ринатович, учитель технологии, ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Газинура Гафиатуллина» г.Бугульма, Республика Татарстан

 

Номинации конкурса:

·        Урок с использованием ИКТ

 

        Категории конкурса:

·        Средняя и старшая школа (включая профобразование)

Предмет: технология

Класс: 5

Тема урока: «Древесина – природный материал».

Цели урока: создание условий для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина»,  «строение древесины», для выработки умений различать породы деревьев по их признакам.

Развивающие: Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательные: Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

 

Планируемые результаты:

1)                Предметные - учащиеся ознакомятся с образцами древесины и видами пиломатериалов.

2)                Метапредметные (УУД):

регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную,

коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,

познавательные – какие виды древесины вы знаете? Какие виды пиломатериалов вы знаете?

3)                Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Оборудование: учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс; карта урока; карточки для практической работы; тесты; кроссворд; комплекты образцов древесины различных пород, мультимедийное оборудование, ноутбуки для учащихся.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, групповая

Тип урока: комбинированный

Используемые современные образовательные технологии: частично-поисковый, проблемный метод обучения

Практическая работа: распознавание древесины и древесных материалов.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивационный

Приветствие учеников.

Проверка явки учащихся.

Эпиграф к уроку: «Время не любит, когда его тратят впустую» Генри Форд

Знакомство с картой урока (Приложение 5).

Дети включаются в урок.

Проверка домашнего задания

Домашнее задание (Приложение 1) необходимо обозначить элементы верстака.

Проверка организуется в форме взаимопроверки, оценивание осуществляют по критериям.

Выполняют задание, меняются тетрадями, проверяют по шаблону, оценивают по критериям.

Актуализация знаний и целеполагание

 

Фронтальная беседа с учащимися:

-Ребята, посмотрите на экран. Что вы там видите? Что их объединяет? (ответы учащихся)

Сегодня мы с вами поговорим о древесине.

Запишем число и  тему урока «Древесина – природный материал»

 

-Какие вопросы бы поставили перед собой, чтобы изучить понятие древесина?

 

Ребята, что хотел сказать Константин Паустовский фразой: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приходят в теме урока, формулируют с помощью учителя цели на урок, записывают тему урока.

 

 

 

 

Учащиеся ставят перед собой вопросы.

 

 

Учащиеся выдвигают свои предположения.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Откройте на ноутбуках презентацию «Древесина - природный материл», изучите ее, сделайте записи основных понятий и определений, ответьте на вопросы  для закрепления.

 

 Учащиеся самостоятельно изучают новый материал по презентации,

записывают в тетрадь основные понятия и определения.

Физкультминутка.

 

 

 

Закрепление

Для закрепления знаний воспользуемся тестом (Приложение 2). Взаимопроверка по шаблону.

 

Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по шаблону, оценивание по критериям.

Практическая работа (в группах)

1.Ребята, изучите описание пород  деревьев  в учебнике (п.3,  стр.11-12).

2. Разгадайте кроссворд (Приложение 3).

3. Заполните карточку  (Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу).  Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины, записывая признаки в карточку (Приложение 4).

Работают с учебником

 

 

Разгадывают кроссворд

 

Выполняют практическую работу, заполняя таблицу

 

Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

1.        П.3

2.        Написать сообщение о породе древесины (по выбору сосна, ель, береза, кедр, лиственница, осина, пихта).

3.        Дополнительную информацию можно получить на сайте:

http://technologys.info/derevoidrevesina/derevoiles.html

 

Записывают д/з в дневник

Подведение итогов урока

Ребята, какие знания вы сегодня получили?

Достигли ли мы целей урока?

Оцените себя, по критериям и поставьте оценку.

Высказываются по очереди.

Подсчитывают общее количество набранных баллов и выставляют оценку.

Рефлексия

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь нарисована гора, оцените себя сегодня на уроке от подножия к вершине:

Вершина горы - урок понравился, весь материал мне понятен

Подножие горы - урок не понравился и я ничего не понял

Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы

 


 

Приложение 1

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2 тест

Вопрос № 1. На какие группы можно разделить все породы деревьев

1.      Листопадные и вечнозеленые

2.      Лиственные и хвойные

3.      Высокие и низкие

4.      Вечнозеленые, травянистые и кустарники

5.      Травянистые и кустарники

Вопрос № 2. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?

1.      Сосна, ель, каштан, можжевельник

2.      Дуб, осина, береза, тополь

3.      Кедр, ель, сосна, лиственница

4.      Смородина, крыжовник, ананас

Вопрос № 3. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?

1.      Туя, сосна, липа, акация

2.      Вяз, банан, кедр, ольха

3.      Можжевельник, лиственница, кедр, пихта

4.      Тополь, ольха, осина, каштан

Вопрос № 4. Как называется тонкий слой клеток, расположенный между корой и древесиной?

1.     Камбий,

2.     Кора,

3.     Заболонь,

4.     Ядро.

Вопрос №5. Какой слой древесины проводит соки, питающие дерево?

1.     Пробковый,

2.     Лубяной,

3.     Сердцевина,

4.     Сердцевинные лучи.

Вопрос №6. Что показывают годичные кольца?

1.     Возраст дерева

2.     Породу дерева

 

 


 

Приложение 3

Кроссворд

 

Внимательно рассмотрите картинки с листочками. Расположите их таким образом, чтобы получилось слово, имеющее отношение к нашему уроку. Успехов!

 

Название дерева сосна объединяет род растений семейства хвойных  im_32_s.jpg  im_34_s.jpg  im_31_s.jpg

    

Ответ: деревья

Приложение 4

Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов»

1.     Изучите текстуру образцов древесины, определите цвет, запах. Запишите в таблицу.

2.     Проведите опыт: вдавливая шило в поверхность каждого образца, не вращая его, определите твердость породы.

 

№ п/п

Порода древесины

Признаки

Твердость

Запах

Цвет

Текстура

1.      

 

 

 

 

 

2.      

 

 

 

 

 

3.      

 

 

 

 

 

4.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 5

Карта урока  ученика ____________________________________________

Вид работы

Оценка

Критерии оценивания

1.Проверка домашнего задания

 

7-6 Правильных ответов – «5»

5-4 Правильных ответов – «4»

3 Правильных ответов – «3»

 

2.Тест

 

6 Правильных ответов – «5»

5 Правильных ответов – «4»

4 Правильных ответов – «3»

 

3.Кроссворд

 

7 Правильных ответов – «5»

6 Правильных ответов – «4»

5 Правильных ответов – «3»

 

4.Выполнение практической работы

 

«5» - справился сам

«4» - выполнял с другом

Итог

 

25 - 24 Баллов – «5»

23 - 19 Баллов – «4»

18 - 15  Баллов – «3»

 

Источники:

1.       Технология: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений: Вариант для мальчиков/  А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицын; Под ред. В.Д.Симоненко. – 6-ое изд.-М.: Просвещение, 2002.-174с.

2.       Технология обработки древесины: учебник для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений/ И.А. Карабанов. 6-е изд.- М.:Просвещение, 2004.-192с

3.       Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5-7 кл. / И.А. Карабанов, А.А.Деркачев, В.А.Юдицкий и др.; Под ред. И.А.Карабанова. – М.: Просвещение, 1991.-239с.

Интернет-ресурсы:

1.       http://technologys.info/derevoidrevesina/derevoiles.html - дополнительный материал по теме «Древесина»

2.       http://vsyako-razno.ru/uploads/posts/2011-10/1319039092_444444444.jpg корни деревьев

3.       http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=342517405-60-72&n=21 –знак карандаша

4.       http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=373365793-28-72&n=21 –солнышко

5.       http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=136481883-26-72&n=21 -лев


 

Скачано с www.znanio.ru