Хайрулов Радик Ринатович, учитель технологии, ГБОУ «Бугульминская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Газинура Гафиатуллина» г.Бугульма, Республика Татарстан
Номинации конкурса:
· Урок с использованием ИКТ
Категории конкурса:
· Средняя и старшая школа (включая профобразование)
Класс: 5
Тема урока: «Древесина – природный материал».
Цели урока: создание условий для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины», для выработки умений различать породы деревьев по их признакам.
Развивающие: Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.
Воспитательные: Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.
Планируемые результаты:
1) Предметные - учащиеся ознакомятся с образцами древесины и видами пиломатериалов.
2) Метапредметные (УУД):
регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную,
коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем,
познавательные – какие виды древесины вы знаете? Какие виды пиломатериалов вы знаете?
3) Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Оборудование: учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс; карта урока; карточки для практической работы; тесты; кроссворд; комплекты образцов древесины различных пород, мультимедийное оборудование, ноутбуки для учащихся.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные
Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, групповая
Тип урока: комбинированный
Используемые современные образовательные технологии: частично-поисковый, проблемный метод обучения
Практическая работа: распознавание древесины и древесных материалов.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Мотивационный |
Приветствие учеников. Проверка явки учащихся. Эпиграф к уроку: «Время не любит, когда его тратят впустую» Генри Форд Знакомство с картой урока (Приложение 5). |
Дети включаются в урок. |
Проверка домашнего задания |
Домашнее задание (Приложение 1) необходимо обозначить элементы верстака. Проверка организуется в форме взаимопроверки, оценивание осуществляют по критериям. |
Выполняют задание, меняются тетрадями, проверяют по шаблону, оценивают по критериям. |
Актуализация знаний и целеполагание
|
Фронтальная беседа с учащимися: -Ребята, посмотрите на экран. Что вы там видите? Что их объединяет? (ответы учащихся) Сегодня мы с вами поговорим о древесине. Запишем число и тему урока «Древесина – природный материал»
-Какие вопросы бы поставили перед собой, чтобы изучить понятие древесина?
Ребята, что хотел сказать Константин Паустовский фразой: «Уничтожая леса, люди подрезают основу своего существования».
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приходят в теме урока, формулируют с помощью учителя цели на урок, записывают тему урока.
Учащиеся ставят перед собой вопросы.
Учащиеся выдвигают свои предположения. |
Изучение нового материала
|
Откройте на ноутбуках презентацию «Древесина - природный материл», изучите ее, сделайте записи основных понятий и определений, ответьте на вопросы для закрепления.
|
Учащиеся самостоятельно изучают новый материал по презентации, записывают в тетрадь основные понятия и определения. |
Физкультминутка.
|
|
|
Закрепление |
Для закрепления знаний воспользуемся тестом (Приложение 2). Взаимопроверка по шаблону.
|
Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по шаблону, оценивание по критериям. |
Практическая работа (в группах) |
1.Ребята, изучите описание пород деревьев в учебнике (п.3, стр.11-12). 2. Разгадайте кроссворд (Приложение 3). 3. Заполните карточку (Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу). Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины, записывая признаки в карточку (Приложение 4). |
Работают с учебником
Разгадывают кроссворд
Выполняют практическую работу, заполняя таблицу
|
Домашнее задание |
Запишите домашнее задание: 1. П.3 2. Написать сообщение о породе древесины (по выбору сосна, ель, береза, кедр, лиственница, осина, пихта). 3. Дополнительную информацию можно получить на сайте: http://technologys.info/derevoidrevesina/derevoiles.html
|
Записывают д/з в дневник |
Подведение итогов урока |
Ребята, какие знания вы сегодня получили? Достигли ли мы целей урока? Оцените себя, по критериям и поставьте оценку. |
Высказываются по очереди. Подсчитывают общее количество набранных баллов и выставляют оценку. |
Рефлексия |
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь нарисована гора, оцените себя сегодня на уроке от подножия к вершине: Вершина горы - урок понравился, весь материал мне понятен Подножие горы - урок не понравился и я ничего не понял |
Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы
|
Приложение 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 тест
Вопрос № 1. На какие группы можно разделить все породы деревьев
1. Листопадные и вечнозеленые
2. Лиственные и хвойные
3. Высокие и низкие
4. Вечнозеленые, травянистые и кустарники
5. Травянистые и кустарники
Вопрос № 2. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?
1. Сосна, ель, каштан, можжевельник
2. Дуб, осина, береза, тополь
3. Кедр, ель, сосна, лиственница
4. Смородина, крыжовник, ананас
Вопрос № 3. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?
1. Туя, сосна, липа, акация
2. Вяз, банан, кедр, ольха
3. Можжевельник, лиственница, кедр, пихта
4. Тополь, ольха, осина, каштан
Вопрос № 4. Как называется тонкий слой клеток, расположенный между корой и древесиной?
1. Камбий,
2. Кора,
3. Заболонь,
4. Ядро.
Вопрос №5. Какой слой древесины проводит соки, питающие дерево?
1. Пробковый,
2. Лубяной,
3. Сердцевина,
4. Сердцевинные лучи.
Вопрос №6. Что показывают годичные кольца?
1. Возраст дерева
2. Породу дерева
Приложение 3
Кроссворд
Внимательно рассмотрите картинки с листочками. Расположите их таким образом, чтобы получилось слово, имеющее отношение к нашему уроку. Успехов!
Ответ: деревья
Приложение 4
Практическая работа «Распознавание древесины и древесных материалов»
1. Изучите текстуру образцов древесины, определите цвет, запах. Запишите в таблицу.
2. Проведите опыт: вдавливая шило в поверхность каждого образца, не вращая его, определите твердость породы.
№ п/п |
Порода древесины |
Признаки |
|||
Твердость |
Запах |
Цвет |
Текстура |
||
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
Приложение 5
Карта урока ученика ____________________________________________
Вид работы |
Оценка |
Критерии оценивания |
1.Проверка домашнего задания |
|
7-6 Правильных ответов – «5» 5-4 Правильных ответов – «4» 3 Правильных ответов – «3»
|
2.Тест |
|
6 Правильных ответов – «5» 5 Правильных ответов – «4» 4 Правильных ответов – «3»
|
3.Кроссворд |
|
7 Правильных ответов – «5» 6 Правильных ответов – «4» 5 Правильных ответов – «3»
|
4.Выполнение практической работы |
|
«5» - справился сам «4» - выполнял с другом |
Итог |
|
25 - 24 Баллов – «5» 23 - 19 Баллов – «4» 18 - 15 Баллов – «3» |
Источники:
1. Технология: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений: Вариант для мальчиков/ А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицын; Под ред. В.Д.Симоненко. – 6-ое изд.-М.: Просвещение, 2002.-174с.
2. Технология обработки древесины: учебник для учащихся 5-9 кл. общеобразовательных учреждений/ И.А. Карабанов. 6-е изд.- М.:Просвещение, 2004.-192с
3. Справочник по трудовому обучению: Обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5-7 кл. / И.А. Карабанов, А.А.Деркачев, В.А.Юдицкий и др.; Под ред. И.А.Карабанова. – М.: Просвещение, 1991.-239с.
Интернет-ресурсы:
1. http://technologys.info/derevoidrevesina/derevoiles.html - дополнительный материал по теме «Древесина»
2. http://vsyako-razno.ru/uploads/posts/2011-10/1319039092_444444444.jpg корни деревьев
3. http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=342517405-60-72&n=21 –знак карандаша
4. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=373365793-28-72&n=21 –солнышко
5. http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=136481883-26-72&n=21 -лев
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.