технология

  • docx
  • 11.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 82529-interer-kukhni.docx

Технологическая карта урока по технологии.

Тема урока «Интерьер кухни»

5 класс. Технология. Кулинария.

 Ф.И.О. Архипова Мария Павловна
Предмет: Технология
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и практическая работа)

УМК

1.      Программа основного общего образования. Технология. 5-8 классы. Авторы: И. А. Сасова,  М. Б. Павлова, М. И. Гуревич.

2.      Учебник: «Технология»  под  ред.   И. А. Сасовой,  М. Б. Павловой, М. И. Гуревич, издательский центр «Вентана-Граф» 2014

3.      Учебник «Технология. Обслуживающий труд», 5 класс. Авторы: Ю. В. Крупская, Н. И. Литикова, В. Д. Симоненко, издательский центр «Вентана-Граф», 2010

 

Тема

 Интерьер кухни.

Цель

 Организовать деятельность обучающихся по формированию умений планирования интерьера кухни; научить применять знания на практике.

Задачи

Образовательные:

Научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, закрепить умения по вычленению проблемы, научить отстаивать свою точку зрения;

Выработать умение работать с дополнительными источниками для получения новой информации.

Развивающие:

Научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации;

Развить умения осуществлять информационный поиск, сопоставить, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, выступать перед аудиторией;

Развивать коммуникативные навыки работы в группах;

Развивать умение применять знания, полученные в ходе урока для решения конкретных практических задач по обустройству собственного жилья.

Воспитательные:

Вовлечь в активную деятельность, способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания через знакомство со способами создания мебели из вторичного сырья;

Создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю;

Совершенствовать навыки общения;

Воспитывать эстетический вкус.

УУД

ЛичностныеУУД:  

Проявлять интерес  к теме урока, готовность к рациональному  ведению домашнего  хозяйства, уметь осуществлять  поиск  необходимой информации.

 Регулятивные УУД:

Умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть результат.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем.

Познавательные УУД:

Находить и представлять информацию об устройстве кухни.

Планируемые результаты

Предметные:

Планирование технологического процесса и процесса труда;  

Сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

Создание художественного образа и воплощение его в материале;

Развитие пространственного художественного воображения; 

Развитие композиционного решения; 

Развитие чувства цвета, гармонии и контраста;

Развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы;

Понимание роли света в образовании формы и цвета, решение художественного образа средствами фактуры материалов; Применение художественного проектирования в оформлении жилого дома.

Знать:

Требования, предъявляемые к современной кухне.

Оборудование и посуда для кулинарных работ, правила ухода за ними.

Виды оборудования современной кухни.

Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне.

Планировка кухни.

Разделение кухни на рабочую и обеденную зоны.

Использование современных материалов в отделке кухни.

Декоративное оформление.

Проектирование кухни на ПК.

Уметь:

Планировать технологический процесс и процесс труда;

Сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;

Создавать художественный образ и воплощать его в материале;

Понимать роль света в образовании формы и цвета, решение художественного образа средствами фактуры материалов; Применять художественное проектирование в оформлении жилого дома.

Личностные:

Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Реализация творческого потенциала, самооценка своих умственных и физических возможностей.

Метапредметные:

Уметь    выполнять   задания   учителя согласно   установленным  правилам,    слушать учителя и вести диалог.

Основные понятия

Кухня, интерьер, функциональность, гигиеничность, эстетичность;

Композиция интерьера, зонирование, декоративное убранство;

Рабочий треугольник, планировка кухни.

Межпредметные связи

 ИЗО

Ресурсы:

·         основные

·         дополнительные

 Тетрадь, учебник, проектор.

 Картон, клей, ножницы, цветная бумага, цветные карандаши, линейка, вырезки из журналов.

Формы урока

Фронтальная, групповая

Методы обучения

 Словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа.

 


 

Дидактическая структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

      Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

1. Приветствие,  контроль посещаемости

2. Проверка готовности учащихся к уроку

 

Регулятивные:  Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Индукция

Слушают учителя. Задают вопросы. Приводят примеры. Дискутируют.

- Ребята, закройте глаза.

Где бы вы хотели сейчас оказаться, чтобы было уютно, комфортно, тепло, чтобы рядом были близкие любимые люди. Что вы представили?

- Расскажите, сколько помещений в вашей квартире?

- А есть ли в доме та комната, где может собраться вся ваша семья, в комнате, которая является главным местом хозяйки?

Кухня является главной комнатой в доме.

Что такое кухня?

Кухня - помещение, которое используют для хранения и  обработки  продуктов,    приготовления  и приема  пищи.

В ней мы собираемся с близкими. Там стоит холодильник с вкусностями, на кухне можно вести задушевные  беседы. Именно поэтому это помещение должно быть обставлено максимально красиво, там все должно быть функционально и комфортно. При обустройстве кухонного пространства важно применить не только дизайнерское мастерство, но и вложить свою любовь.  Ни в одной комнате так ни ценится функциональность и мобильность, как на кухне. Именно здесь не обойтись без дополнительных ящичков, полочек, шкафчиков, подвесных элементов. От того, как разместятся на кухне наборы посуды, техника, продукты и т.д. зависит удобство и безопасность хозяев жилья, а так же хорошее настроение.   

Послушайте стихотворение, оно шуточное, но связано с темой нашего урока:

На кухню впихнули, всего-то немножко -

Два кресла, диван, и корзину с картошкой,

Обеденный стол, табурет, холодильник,

Три  книжные  полки, гамак и будильник,

Разделочный стол, телевизор и тумбу,

Рассаду, что высадим летом на клумбу,

Три шкафа на стену и вытяжку рядом,

Картину, со спелым на ней виноградом,

Фритюрницу, блендер, а также плиту,

Кусачки, отвертки, электропилу,

Еще кофеварку и микроволновку,

Два тостера, миксер, простую бечёвку,

Машину для стирки, стандартную мойку,

Сушилку, впихнули двуспальную койку,

Торшер, магнитолу, огромную люстру

И бочку, чтоб осенью квасить капусту,

Цветы на окно, одеяло, подушки,

Аптечку, фонарик, стеклянные кружки,

Кастрюли, тарелки и чайник в придачу…

А разве на кухне бывает иначе?                          

(автор - Дмитрий   Усынин)

Может ли на кухне быть иначе? Как вы думаете, чем необходимо заняться хозяевам дома, про который написано это стихотворение? (Ответы учеников).

 Представления об устройстве кухни.

 Познавательные

Формирование логических действий

Регулятивные

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы.

Самоконструкция

Формируют тему и цель урока, определение этапов работы.

Записывают  тему

урока в  тетрадь.

 

 - Преобразование обычного помещения, будь то гостиная, коридор или кухня, в красивый, уютный, комфортабельный и надежный дом или рабочий кабинет – задача непростая, но очень увлекательная и вполне осуществимая.

- Что необходимо знать, оформляя помещение?

 Учитель выслушивает версии детей.

-Возникли ли у вас трудности при ответе на этот вопрос?  В чём проблема?

- Чтобы узнать все секреты оформления комнаты, а в частности кухни, мы с вами   познакомимся с таким понятием как интерьер.

Слайд 5.

- Сформулируйте тему урока «Интерьер кухни»

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

Создание идеального интерьера кухни

Сегодня на уроке вы познакомитесь с видами планировки кухни, с правилами размещения оборудования. Эти знания вам пригодятся в будущем при оформлении своего дома.

 

 

Социоконструкция



 Предлагают, высказывают своё мнение, записывают определения.

Зарисовывают  схемы планировок в тетради.

 

 

 

Что нам необходимо знать, чтобы достигнуть поставленную цель?

А что такое интерьер? Планировка? 

Интерьер – это  внутреннее убранство и устройство  помещения.   

Планировка -  это размещение мебели и кухонного оборудования в помещении, в зависимости от его размера и формы.  

Как вы считаете, с чего начинают планировку кухни?

Планировку лучше всего сначала выполнять на бумаге, т. е. нарисовать схему кухни. Чтобы выполнить планировку необходимо знать несколько правил оформления интерьера кухни.

Современная кухня должна отвечать двум основным критериям – быть экономичной и комфортной.

Ведь это, по сути, рабочее место хозяйки и планировать его нужно ориентируясь на удобство.

Чтобы грамотно выбрать интерьер современной кухни, важно знать об основных требованиях, которые к ней предъявляются – в противном случае велика вероятность того, что будет упущено что-нибудь важное.

Прежде, чем приступить к практической части нашего урока, я предлагаю поработать в парах и определить эти требования самостоятельно, информацию вы можете узнать из источников литературы, распечаток, которые лежат на партах.

Требования к кухне:

Эргономические – Оборудование кухни должно   занимать как можно меньше места,  чтобы создавать комфортные  условия  пребывания на  кухне. Это позволит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.

Освещение кухни должно быть  достаточным для выполнения различных работ.  Желательно оборудовать зону приготовления пищи  дополни - тельным источником света.  Предпочтительнее использовать лампы теплого желтого цвета, так как лампы дневного света (белый, голубой) оттеняют  продукты, изменяя их   естественный  цвет и вид.

Эстетические –.потолок, стены и пол   должны гармонично сочетаться с цветом мебели и оборудования. Для кухни подойдет сочетание мягких, теплых тонов с яркими, насыщенными красками, причем последние не  должны преобладать.

Санитарно-гигиенические – помещение и воздух в кухне должны быть всегда чистыми. Для этого помещение оборудуют вентиляцией, воздухоочистителем, украшают комнатными растениями, проводят регулярную уборку.

это здоровый  микроклимат  в помещении: чистота, комфортная температура и влажность воздуха, изоляция помещений от внешнего шума.

Зонирование кухни и «рабочий треугольник».

Вся площадь кухни делится на две зоны -  рабочую  и  столовую.

1) Расстановка мебели и оборудования в рабочей зоне должна происходить по принципу «РАБОЧЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА»,  который задается положением мойки, плиты и холодильника.

Рабочая зона предназначена для приготовления пищи. Приготовление пищи является своеобразным технологическим процессом, который состоит из следующих основных операций: хранение продуктов; подготовка продуктов; мытье продуктов; подготовка блюд; приготовление блюд, требующих термической обработки; раздача готовых блюд; мытье посуды; уборка кухонных отходов. Рабочие поверхности кухонного оборудования должны составлять одну непрерывную рабочую линию, позволяющую без помех выполнять все кухонные работы. Кухонную плиту и мойку встраивают в рабочую линию. При этом их верхние плоскости должны быть на одном уровне с рабочими поверхностями столов-шкафов. Если размеры и планировка кухни не позволяют устраивать непрерывную линию, то разрывы следует делать в тех местах, где заканчивается та или иная операция по приготовлению пищи. Когда кухонное оборудование располагается с учетом последовательности выполняемых операций, то это помогает не рационально организовать процесс приготовления пищи  и сохранить силы и время хозяйки.

2) Столовая зона.  Если площадь кухни больше 7 кв. м. и есть возможность поставить обеденный стол на несколько человек, то таким образом создается зона столовой. Обустройство в кухне столовой зоны намного облегчает домашний труд хозяйки квартиры. При этом отпадает необходимость размещения в гостиной постоянного обеденного стола.

Зная тонкости в работе, давайте попробуем начертить планировку-коллаж своей кухни.

 Планирование технологического процесса и процесса труда;  сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности; создание художественного образа и воплощение его в материале; развитие пространственного художественного воображения;  развитие композиционного решения;  развитие чувства цвета, гармонии и контраста; развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы; понимание роли света в образовании формы и цвета, решение художественного образа средствами фактуры материалов; применение художественного проектирования в оформлении жилого дома.

 Коммуникативные: 

Умение   выражать свои мысли и аргументировать свой ответ;

Осваивать культуру общения, слушать товарища.

Познавательные:

Постановка и решение проблемы.

Личностные

Учиться понимать точку зрения другого.

Социализация

Выполнение практической работы: «Планировка моей кухни. Коллаж»

Технологический этап – планирование

1.  Начертить план домашней кухни.

2. Указать расположение окна и двери.

3. Начертить или вырезать шаблоны напольных шкафов и кухонного оборудования.

4. Выделить рабочий треугольник

 

Создание художественного образа и воплощение его в материале; развитие пространственного художественного воображения;  развитие композиционного решения;  развитие чувства цвета, гармонии и контраста; развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы; понимание роли света в образовании формы и цвета, решение художественного образа средствами фактуры материалов.

Личностные

 Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.

Коммуникативные

 Способность объективно  и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива.

Регулятивные

Контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание усвоенного материала.

 

Разрыв, афишированпие

Определяют по своему плану тип кухни, представляют результаты работы классу, задают друг другу вопросы по выполненному заданию

А сейчас давайте посмотрим, какие же планировки получились у вас, и какие существуют в жизни.

Смотря на картинки презентации, определите тип планировки своей кухни.

Сортируем полученные планировки по группам (вывешиваем на доску).

Давайте подумаем, может ли иметь продолжение наша сегодняшняя работа на уроке?

Можем ли мы развить идею, преобразовать получившийся продукт? (Подобрать недостающую бытовую технику, определить цветовое оформление кухни, нарисовать эскиз,  создать макет кухни).

Коммуникативные

Осуществление совместной двигательной деятельности.

Личностные 

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Рефлексия

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.

Формулируют вывод.

Задание: Закончи предложение

Интерьер  - это расстановка …  

Стиль интерьера – это оформление помещения ….

Существует несколько вариантов размещения мебели: однорядная….

 Рабочий треугольник – это размещение мебели ….

  В интерьере цветовое решение является одним из правил  оформления помещения, потому, что оно создает….

 Интерьер на кухне можно  создать с помощью ….

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая проблема перед нами стояла?

- Смогли мы её решить?

- Сформулируйте вывод.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного запомнили?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какие ошибки были допущены вами при выполнении заказа на размещение оборудовании кухни?

- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?

Учитель дома предлагает пофантазировать и нарисовать эскиз кухни будущего с учетом основных правил оформления помещений.

Закрепить основные понятия: интерьер, стиль, размещение мебели, рабочий треугольник.

Коммуникативные 

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Осваивать культуру общения, слушать товарища.

Аргументация своего мнения и позиции коммуникации.