МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАОУ МО СПО «КИК»)
Методические указания
по выполнению лабораторных работ по информатике и ИКТ
по теме «Технология обработки текстовой информации»
составитель: Харченко Я.С.
2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………...1
1. Введение в программу MS Word……………………….…………………………………...2
2. Лабораторная работа № 1…………………………….……………………………………...3
3. Лабораторная работа № 2 ……………………………………………………………………5
4. Лабораторная работа № 3 ……………………………………………………………………7
5. Лабораторная работа № 4 ……………………………………………………………………8
6. Лабораторная работа №5 …………………………………………………………………….9
7. Лабораторная работа №6 …………………………………………………………………….10
8. Лабораторная работа №7 ……………………………………………………………………..11
9. Лабораторная работа №8 ……………………………………………………………………..12
10. Лабораторная работа №8 ……………………………………………………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивное использование новых информационных технологий является неотъемлемой частью успешной деятельности специалистов различных направлений: инженеров, экономистов, юристов, менеджеров. В настоящее время наиболее широкое распространение получили информационные системы, базирующиеся на персональных компьютерах (ПК). В нашей стране фактическим стандартом при работе на ПК являются операционная система Microsoft Windows
и ее приложения, входящие в состав Microsoft Office.
Лабораторный практикум предназначен для изучения студентами различных специальностей основных возможностей и функций наиболее часто используемого MS Word. Предлагаемые задания представляют собой базовый курс по освоению данных программных продуктов, позволяющих сформировать у студентов знания и навыки, вполне достаточные для составления и редактирования на ПК сложных текстовых документов.
Методические рекомендации к выполнению практических работ содержат :
· Задачи;
· Обеспечение практической работы:
· Пояснения;
· Порядок выполнения занятия;
Критерии оценки практических заданий.
Отметка «5» ставится, если:
· работа выполнена полностью;
· в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
· в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
· работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
· допущена одна существенная ошибка или два-три несущественных ошибки.
Отметка «3» ставится, если:
· допущены более одной существенной ошибки или более двух-трех несущественных ошибок, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; при этом правильно выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
· допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
· работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
1. Введение в программу MS Word
Подготовка текстов – одна из распространенных сфер применения компьютера. На протяжении тысячелетий люди записывают информацию. В течение этого времени менялось и то, на чем записывали информацию (камень, глина, дерево, папирус, пергамент, бумага), и то, с помощью чего это делали (острый камень, костяная палочка, птичье перо, перьевая ручка), авторучка, с конца 19в.для выполнения письменных работ стала применяться печатная машинка). Но не менялось главное: чтобы внести изменения в текст, его надо было заново переписать. А это очень длительный и трудоемкий процесс.
Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно напечатать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, напечатать на принтере любое количество текста без повторного ввода или отправить с помощью электронной почты на другие компьютеры.
Текстовый процессор MS WORD – это программа, позволяющая выполнять ввод и редактирование текста, а также операции по форматированию текста, вставку рисунков, таблиц, проверку правописания, автоматический перенос слов и другие операции.
Основными объектами текстового документа являются: символ, слово, строка, абзац, страница, фрагмент.
Символ - минимальная единица текстовой информации.
Слово- произвольная последовательность символов (букв, цифр и др), ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки).
Абзац- произвольная последовательность символов между левой и правой границей документе.
Фрагмент- это некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое.
Запустить программу можно через «Пуск» - MS WORD
Все программы, которые входят в пакет Microsoft Office, имеют похожий интерфейс. Во всех программах есть рабочая область, панели инструментов, главное меню, область задач:
Лабораторная работа № 1
Цель:
1.Разобрать основные элементы программы.
2.Научить сохранять текст.
Задание:
1.Напечатайте следующий текст:
Ученый, математик, механик, изобретатель, талантливый педагог и военный инженер, которого называли русским Архимедом.
П.Л.Чебышев родился 4 (16) мая 1821 г. в селе Окатово Калужской губернии в имении отца, потомственного дворянина Льва Павловича Чебышева. Как было принято в дворянских семьях того времени, первоначальное образование мальчик получил дома. В 1832 г. семья переехала в Москву. Чтобы подготовить Пафнутия и его брата к поступлению в университет, были приглашены лучшие учителя.
В 1837 г. П.Л.Чебышев становится студентом математического отделения Философского факультета Московского университета. Уже в первой своей студенческой работе «Вычисление корней уравнений», удостоенной серебряной медали, юноша проявил способности к научной деятельности. В 1841 г. он с отличием окончил Московский университет. В двадцать пять лет получил степень магистра математических наук, защитив диссертацию по теме «Опыт элементарного анализа теории вероятностей» о применении методов математического анализа в теории вероятностей. По заданию графа С.Г.Строганова, попечителя Московского учебного округа, П.Л.Чебышев создает общедоступное руководство по теории вероятностей для преподавания в Ярославском Демидовском лицее. За этот труд Академия наук присудила ему Демидовскую премию.
Высоко оценил магистерскую работу и творческие возможности молодого ученого В.Я.Буняковский – автор первого русского учебника по теории вероятностей и основоположник демографии. Он приглашает П.Л.Чебышева в Петербург для участия в работе по подготовке к изданию новых рукописных материалов академика Л.Эйлера, посвященных теории чисел. П.Л.Чебышев принимает предложение и в 1847 г. едет в Петербург.
В течение первых двух лет работа Пафнутия Львовича с архивом Л.Эйлера, а также изучением и анализом всего того, что связано с самим понятием числа и теории чисел, дала свой результат. Он пишет большую работу «Теория сравнений», которая приносит ему вторую Демидовскую премию, славу одного из крупнейших математиков эпохи и степень доктора наук, а в 1849 г. – звание профессора Петербургского университета. В следующей своей работе «О простых числах» (1852 г.) П.Л.Чебышев знакомит научную общественность с асимптотическим законом распределения простых чисел. Это второй фундаментальный закон в теории чисел после открытого Эвклидом закона о бесконечности количества простых чисел.
К середине XIX в. в конструкциях паровых и ветряных двигателей, текстильных машин и других устройств использовалось большое количество шарнирных механизмов. Механика машин, бывшая в основном наукой описательной, требовала теоретических обоснований. Появляется целая серия фундаментальных работ по теории механизмов, созданных Кулоном, Понселье, Гартом, Сильвестром и другими учеными. В России основополагающими становятся труды П.Л.Чебышева по теории синтеза механизмов.
Среди всего многообразия вопросов теории механизмов и машин Пафнутий Львович выбирает самый сложный – синтез шарнирных механизмов. Выходят в свет его научные труды «Теория механизмов, известных под названием параллелограммов» (1853 г.), «О параллелограммах» и другие, в которых П.Л.Чебышев впервые в мировой практике применяет математические методы к решению задач практической механики. Наука о машинах благодаря ему становится не описательной, а расчетной.
Свои идеи о параллелограммах, а также теорию функций, наименее отклоняющихся от нуля, он изложил в труде, опубликованном в 1878 г. в Париже и названном им совсем не научно «О кройке платьев». В этой работе, которую он сам считал малосущественной, дано оригинальное решение задач теории поверхности. Вместе с тем он предложил и методы проектирования деталей одежды, что было чрезвычайно важно для рационального использования материалов в швейном производстве. Другим малоизвестным практическим применением разработанной им теории функций, наименее отклоняющихся от нуля, была картография. Открытия П.Л.Чебышева в области теории вероятностей и интерполирования функций содействовали развитию в России теории стрельбы и пристрелки, они почти тотчас же вошли в учебники артиллерии и баллистики.
Он много времени уделял преподавательской деятельности, поэтому часы, проведенные в аудиториях университета, считал счастливейшими в своей жизни. Деятельность П.Л.Чебышева как ученого и педагога продолжалась с 1847 по 1882 гг. в Петербургском университете, почетным членом которого он был избран в 1882 г.
Труды П.Л.Чебышева были по достоинству оценены его современниками. В архиве Российской академии наук хранятся многочисленные дипломы российских и зарубежных академий и университетов, почетным членом которых состоял П.Л.Чебышев. Он был награжден орденом Станислава I степени (1868 г.), орденом Анны I степени (1871 г.), орденом Владимира II степени (1876 г.), орденом Александра Невского (1883 г.), французским орденом Почетного легиона (1885 г.).
Умер П.Л.Чебышев 26 ноября 1894 г. в чине действительного тайного советника, который в «Табели о рангах» соответствовал чину полного генерала и должности министра.
2.Сохраните документ в свою папку под именем «Чебышев».
Для сохранения документа необходимо выполнить команду «Сохранить» или «Сохранить как» в меню кнопки Office или нажать сочетание клавиш Ctrl+S.
Лабораторная работа № 2
Цель:
1.Отработать практические навыки по работе с фрагментами текста
2.Отработать навыки форматирования текста.
Задание:
1.Напечатайте следующий текст:
Сэ́мюэл Фи́нли Бриз Мо́рзе родился в богатой американской семье. Отец его был известным географом и священником. Юноша отличался большой любознательностью и непоседливостью. Из Академии Филлипса, где Сэмюэл зарекомендовал себя эксцентричным студентом, отец перевёл его в Йельский колледж. Морзе относился к науке равнодушно, хотя его привлекали лекции по электричеству. К беде строгих родителей, он также любил рисовать миниатюрные портреты знакомых. После окончания колледжа Морзе стал клерком в Бостоне. Но живопись так увлекла его, что в 1811 году родители, хотя и выступали против этого увлечения сына, всё же послали его в Англию изучать искусство.
Во время войны 1812 года между Великобританией и Соединёнными Штатами, поддерживающими Наполеона, Морзе показал себя ярым патриотом. Однако в 1813 году, когда Морзе представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину «Умирающий Геркулес», он удостоился золотой медали.
По возвращении домой в 1815 году Морзе обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются живописью. Поэтому он влачил скудное существование, рисуя портреты. Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца. Морзе был очень общителен и обаятелен, его с охотой принимали в домах интеллектуалов, богачей и политиков. Кроме того, он обладал редким даром заводить знакомства. Среди его друзей были политик М.-Ж. Лафайет, романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн. В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных портретов, когда-либо выполненных американскими художниками. В 1825 году Морзе основал в Нью-Йорке общество живописцев (англ. National Academy of Design), которое избрало его президентом и отправило в 1829 году в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.
Во время второго путешествия в Европу Морзе познакомился с Л. Дагером и заинтересовался новейшими открытиями в области электричества. Его вдохновила на изобретение телеграфа случайная беседа при возвращении из Европы на пароходе в 1832 году. Какой-то пассажир в ходе беседы о недавно изобретённом электромагните сказал: «Если электрический ток можно сделать видимым на обоих концах провода, то я не вижу никаких причин, почему сообщения не могут быть им переданы». Хотя идея электрического телеграфа выдвигалась и до Морзе, он полагал, что был первым.
Годы работы и учёбы потребовались, чтобы его телеграф заработал. В 1837 году он развил систему передачи букв точками и тире, ставшей известной во всём мире как Код Морзе. Он не находил поддержки ни дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ. Друзья восхищались его упорством перед бедностью и разочарованиями от неудач. При очередной попытке заинтересовать Конгресс США созданием телеграфных линий, он приобрёл конгрессмена в партнёры. Поэтому в 1843 году Морзе получил субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. В ходе работ оказалось, что на этом расстоянии около 40 километров электрический сигнал слишком сильно затухал и прямая связь невозможна. Положение спас компаньон Альфред Вэйл, предложивший использовать реле как усилитель. Наконец, 24 мая 1844 года линия была закончена, но Морзе был тотчас же вовлечён в юридические распри и с партнёрами, и с конкурентами. Он отчаянно боролся, и Верховный Суд в 1854 году признал его авторские права на телеграф.
После смерти в 1872 году слава Морзе как изобретателя угасла, так как телеграф потеснили телефон, радио и телевидение, зато его репутация художника выросла. Он не считал себя портретистом, но его картины, на которых изображены Лафайет и другие видные люди, знают многие. Его телеграф 1837 года хранится в Национальном музее США, а загородный дом теперь признан историческим памятником.
2.Примените курсивное начертание к тексту.
3.Выделите первый абзац текста. Скопируйте его.
3.Вставьте в конец текста.
4. Выделите 4 абзац текста. Примените команду «Вырезать».
5. К третьему абзацу текста примените полужирное начертание.
6. Сохраните текст под именем «Морзе».
Лабораторная работа № 3
Цель:
1.Отработать практические навыки по работе с фрагментами текста
2.Отработать навыки форматирования текста.
Задание:
1. Запустите программу MS WORD
2. Напечатайте следующий текст, применяя маркеры.
В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.
Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.
Инфоpматика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления:
Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.
Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.
3.К первому и последнему абзацу текста примените полужирное начертание.
4.Сохраните текст под именем «информатика».
Лабораторная работа № 4
Цель:
1.Отработать практические навыки по применению к тексту маркерованных списков.
2.Научить оформлять текст в несколько колонок.
Задание:
1. Запустите программу MS WORD
2. Напечатайте следующий текст.
· Для применения в тексте значка «°» необходимо
По своей природе Луна относится к телам планетного типа. Ее радиус составляет около 1700 км, масса в 81 раз меньше земной, а средняя плотность примерно 3300 кг/м.
Несмотря на общность происхождения, природа луны существенно отличается от земной. Из-за того, что сила тяжести на поверхности Луны в 6 раз меньше, чем поверхность Земли, молекулам газа гораздо легче покинуть Луну. Для этого достаточно скорости примерно 2,4 км/с, поэтому на нашем спутнике нет и не было ни гидросферы, атмосферы. Луна не имеет также заметного магнитного поля.
Медленное вращение вокруг оси приводит к тому, что в течение дня поверхность Луны нагревается до +130°С( 400К), а в течение ночи остывает до -170°С( 100К). из-за отсутствия атмосферы лунная поверхность подвержена непосредственному воздействию всех видов излучения, а также постоянной «бомбардировке» метеоритами и более мелкими частицами-микрометеоритами , которые падают на нее с космическими скоростями (десятки километров в секунду). В результате вся Луна покрыта слоем мелкораздробленного вещества – реголита, толщина которого в ряде случаев превышает 10-12 м. теплопроводность реголита очень мала (примерно в 10 раз меньше теплопроводности окружающего нас воздуха), поэтому уже на глубине нескольких десятков сантиметров колебания температуры практически отсутствуют.
3.Разделите текст на 2 колонки. Для этого выделите текст, выберите в главном меню «Разметка страницы»
4.Сохраните текст под именем «Луна».
Лабораторная работа № 5
Цель:
1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1. Запустите программу MS WORD
2. Создайте таблицу, состоящую из 2 столбцов и 7 строчек. Для этого: Перейдите на вкладку Вставка, в группе Таблицы нажмите кнопку Таблица. Указателем мыши выберите количество столбцов и строк. При этом в документе в месте, где установлен курсор, будет рисоваться таблица с заданными параметрами.
3.Заполните таблицу по образцу:
тип файла |
расширение |
системный |
.drv, .sys |
готовая к выполнению программа |
.exe, .com |
графический |
.bmp, jpg, .gif |
текстовой |
.txt, .doc |
звуковой |
.mid, .wav |
видеофайл |
.avi |
4.Сохраните таблицу в свою папку под именем «Тип файла».
Лабораторная работа № 6
Цель:
1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1.Запустите программу MS WORD
2.Создайте таблицу:
статьи затрат |
проектируемый |
базовый |
||
на 1 смену |
на 1 м3 |
на 1 смену |
на 1 м3 |
|
зарплата с отчислениями основных производственных рабочих |
927,36 |
2,02 |
927,36 |
4,65 |
зарплата с отчислениями вспомогательных рабочий |
97,94 |
0,21 |
97,94 |
0,49 |
затраты на содержание |
5764,91 |
12,53 |
3210,15 |
16,05 |
спецодежда |
1,58 |
0,003 |
1,58 |
0,008 |
итого |
6791,79 |
14,76 |
4237,03 |
21,19 |
*Для объединения ячеек в таблице: выделить необходимые ячейки, вызвать контекстное меню нажатием правой кнопки мыши:
2.Сохраните таблицу.
Лабораторная работа № 7
Цель:
1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1.Запустите программу MS WORD
2.Создайте таблицу:
величина |
обозначение величины |
единицы измерения |
обозначение единицы |
масса |
m |
килограмм, грамм, тонна |
кг г т |
грузоподъемность |
|||
сила |
F |
ньютон |
Н |
работа |
W(A) |
джоуль килоджоуль мегаджоуль |
дж кДж мДж |
энергия |
E |
||
мощность |
P |
ватт киловатт мегаватт |
Вт кВт мВт |
3.Сохраните таблицу под именем «Единицы величин»
Лабораторная работа № 8
Цель:
1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1.Запустите программу MS WORD
2.Создайте таблицу:
класс, день недели |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
8А |
история физика математика химия |
биология информатика геометрия ОБЖ |
ин.язык география биология математика |
литература геометрия ОБЖ история |
математика география биология физика |
литература геометрия ОБЖ |
8Б |
математика география биология физика |
история русский язык математика литература |
русский язык литература геометрия ОБЖ |
информатика физика литература труд |
черчение информатика химия биология |
русский язык литература геометрия
|
8В |
литература геометрия ОБЖ история |
черчение информатика химия биология |
труд ин.яз алгебра геометрия |
черчение информатика биология химия |
биология информатика геометрия ОБЖ |
русский язык геометрия ОБЖ |
3. Выделите таблицу. Примените автоформат к таблице. Для этого в главном меню выберете «Работа с таблицами».
В появившемся меню выберете оформление для таблицы:
4. Сохраните таблицу по именем «расписание».
Лабораторная работа № 9
Цель:
1.Отработать практические навыки созданию и редактированию таблиц
Задание:
1.Запустите программу MS WORD
2.Создайте таблицу:
3.Сохраните таблицу под именем «Значения»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.