Технология подготовки урока по дисциплине Охрана труда в современной информационной образовательной среде
«Час работы научит большему, чем день объяснений». (Ж.-Ж. Руссо)
Образование все более обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы получения информации уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба, в связи с постоянно изменяющимися внешними условиями. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учениками в процессе обучения.
Целесообразным компонентом усовершенствования преподавания предмета «Охрана труда» является поиск и разработка средств ИКТ, способствующих успешной организации самостоятельной работы студентов, налаживание дистанционной взаимосвязи субъектов учебного процесса и повышения эффективности средств наглядности.
Технологический взрыв в сфере информационно-коммуникационных технологий, который длится уже более полувека, обусловил появление чрезвычайно большого количества программных продуктов, цифровых устройств и способов решения производственных вопросов. Не одну сферу жизнедеятельности человека не возможно представить без средств ИКТ. Специалист, не совершенствующий свой уровень компетентности, в области использования современных средств ИКТ обречен в перспективе на громкое фиаско. Не исключением у таких условий есть и образовательная, учебно-познавательная деятельность студентов, просветительская деятельность учителя и преподавателя.
Роль средств ИКТ в учебном процессе чрезвычайно многообразна:
- показ и демонстрация наглядностей,
- проверка знаний и умений,
- воспитание необходимых качеств специалиста,
- взаимосвязь между субъектами учебно-воспитательного процесса,
- средства дополнительной реальности и т.д.
Разработка сложных педагогических программ средств для организации теоретического, практического обучения, проверки знаний, является достаточно трудоемким процессом, требующим от преподавателя или учителя высокого уровня владения ИКТ. Что же касается использования средств ИКТ в процессе изучения предмета «Охрана труда» студентами специальности «Поварское и кондитерское дело», проблема становится гораздо острее, в связи с воздействие на них вредных и опасных условий труда. Дело в том, что преподаватель, который реализующая подготовку в области Охраны труда не всегда является специалистом высокого уровня по вопросов ИКТ. Однако, не использовать современные информационные технологии просто не возможно. Необходимо внедрение в учебный процесс средств ИКТ, которые одновременно были просты в использовании и обеспечивали надлежащую поддержку обучения.
Средства ИКТ, которые могут использовать в процессе проблемно-ситуативного обучения, должны отвечать следующим требованиям:
- быть источником свободного доступа к учебно-методическому обеспечению по курсам;
- обеспечивать эффективное взаимодействие между преподавателем и студентом
(консультирование, проверка учебных достижений);
- возможность создания эффективных средств наглядности, выступающих в роли источника обучения, объяснения нового материала или его закрепление;
- кроссплатформенность (независимость от разных типов операционных систем и программного обеспечения);
- обеспечение доступа к учебно-методическому обеспечению из любой точки нашей страны;
- возможность дистанционного изучения Охраны труда;
- простота в разработке, поддержке и возможности самостоятельного усовершенствования
средств ИКТ преподавателем охраны труда;
В качестве программной платформы был рассмотрен онлайн-сервис. sites.google.com, преимуществами которого является бесплатность, простота в использовании, высокие дидактические возможности. Указанный сервис является основой
для создания веб-ресурса, который позволяет создать необходимое количество страниц с
разным типом назначения. Электронный вариант учебно-методического обеспечения размещается через сервис drive.google.com, таким образом, чтобы доступ к нему имели все пользователи сети Internet. Это дает возможность студенту проработать теоретический материал (лекция обсуждение) или получить задачи для решения проблемной производственной ситуации (метод инцидента, кейс-метод). Какие преимущества дает такой подход: во-первых, получение методических материалов происходит дистанционно; во-вторых подготовку к практической работы можно производить online; в-третьих, гораздо эффективнее происходит подготовка к изучению Охраны труда на основе проблемно-ситуативных методов обучения.
Обратная связь между преподавателем и студентом обеспечивается за счет чата в сервисе gmail.com или google form. С его помощью можно провести опрос (оценить мотивационную составляющую изучения Охраны труда), работать в режиме «вопрос ответ» (консультирование), осуществлять коллективное обсуждение (обеспечение рефлексии изученного материала).
На первый взгляд подход к использованию сервисов Google есть примитивным, однако мировая статистика свидетельствует, что для обучения их использует около 40 миллионов учителей и преподавателей по всему миру. Преимущества использования облачных сервисов Google, учитывая наши требования, заключаются в следующем:
· низкие требования к аппаратному обеспечению (необходим только доступ в сеть Internet);
· сервисы Google поддерживают все операционные системы и все виды устройства;
· все сервисы бесплатны, что является значительным преимуществом для студента, преподавателя, учебного заведения.
В результате можно отметить, что в полной мере трудно раскрыть все возможности ИКТ как средства оптимизации обучения охране труда. Цель заключается в отборе современных методик обучения студентов при помощи ИКТ, и средств информационной поддержки, усовершенствования проблемно-ситуативного обучения студентов специальности «Поварское и кондитерское дело».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.