Технология
«Портфолио» - как средство
развития формирования личности ребенка.
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вам свой опыт
использования Технологии «ПОРТФОЛИО» как средство развития формирования
личности ребенка, его самосознания и индивидуальности и является одной из
образовательных технологий, обеспечивающих
личностно – ориентированный подход в образовании.
2 слайд
Я рассматриваю «Портфолио» не только как копилку достижений ребенка, но и как материал, который можно использовать для выявления его способностей и возможностей.
Портфолио для ученика начальной школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих достижений». Основное его назначение продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности:
А
также его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить
приятные моменты своей жизни. Оно отражает индивидуальный опыт ребенка,
обогащает опыт общения со взрослыми и сверстниками.
3 слайд
Цель портфолио – формирование личности ребёнка, открытие ребёнком
своего Я: своих чувств, переживаний, побед, открытие большого мира через
призму детского восприятия.
Портфолио позволяет увидеть картинку значимых образовательных
результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса
ребёнка в широком образовательном контексте, показывает его способность
практически применять приобретённые знания и умения.
4 слайд
Задачи технологии «Портфолио школьника»:
1. Расширять возможности развития и саморазвития.
2. Поощрять активность и самостоятельность.
3. Развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности детей.
4. Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать
собственную деятельность.
Работа в технологии портфолио в условиях начальной школы предоставляет огромные возможности для проявления педагогического и ученического творчества, для самостоятельной и совместной работы учащихся и учителя по выбору вариантов накопления результатов, их систематизации.
Кроме того, учебное портфолио дает возможность учителю обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс сбора информации, находится в жюри внеклассных мероприятий, осуществлять фото и видеосъемку.
5 слайд
Если портфолио школьника – всегда комплексное портфолио, то оно
обязательно содержит информацию о результатах собственной деятельности
ребёнка для её дальнейшей обработки и систематизации и представляет собой набор
материалов, структурированных определённым образом.
Совместно с детьми и родителями мы выбрали оптимальной такую структуру портфолио:
1 раздел: «Это Я!» – раздел раскрывающий личность автора (фамилия, имя
автора, дата рождения, адрес проживания, фото, автопортрет). Куда входит
«Моя семья», в содержании этих
страничек включаются фотографии
членов семьи. Подписываются добрые стихотворения. Можно включить
краткие рассказы о членах семьи, особенности совместного времяпрепровождения с
семьёй, и наконец «Я и мои лучшие друзья»,
где ребёнок может рассказать о своих друзьях, об истории их дружбы.
2 раздел: «Моя школа» (важные и
интересные материалы из жизни ребенка в школе, распорядок дня школьника,
правила безопасности, имена учителей).
3 раздел: «Мой класс» - ( традиции класса, законы школьной жизни, добрые дела, жизненные принципы)
4 раздел: «Мои успехи в учёбе» - в этом разделе
каждый ребёнок учится ставить перед собой учебные цели, планы, стремится их
осуществить, самостоятельно оценивает свои знания по всем предметам в каждом
классе.
Здесь же идут странички под названием «Моё творчество» (где осуществляется «копилка» различного рода работ, выполненных
автором портфолио – рисунки, поделки, фотографии). В этом разделе
помещаются образцы творчества ребёнка художественного, литературного и,
научного характера. Учащийся также может поделится своими впечатлениями.
5 раздел: «Мои достижения»
- предусматривает участие учеников в различных конкурсах, олимпиадах,
проектах, а также материалы, которые
демонстрируют прогресс автора – дипломы, грамоты, благодарственные письма,
сертификаты. Занятиях в кружках, секциях, студиях;
рассказы о домашних увлечениях.
6 раздел: «Пожелания и отзывы» - включает в себя характеристики отношения
школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями,
одноклассниками, работниками системы дополнительного образования, а также
письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее
результатов.
7 слайд.
Но технологией это становится только тогда,
когда идет не только
накопление материала, а когда с ним начинают работать определенными
методами, способами и приемами.
Ведь для каждого ребенка нет ничего более интересного, чем он сам и
всё, что с ним связано. Когда мои дети стали участвовать в различных
конкурсах и получать грамоты и благодарственные письма, то я заметила, что детям
интересно этим делиться со сверстниками, рассказывать о своих
достижениях. Стала искать новые методы и способы, чем можно усилить эту
деятельность и решила остановиться на технологии «Портфолио».
8 слайд
Как же эта технология работает на развитие личности,
формирование
самооценки и самосознания ребенка? В ходе нашей работы выделились
следующие результаты работы по технологии «Портфолио», мы заметили,
В ходе учебного времени «Портфолио» дети заполняют разнообразными материалами по мере их накопления. Родители контролируют их оформление, выступают в роли консультанта, советчика. Но помощь родителей минимизируется по мере взросления ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. повышение самооценки ученика (научиться оценивать себя, отмечать собственные успехи);
1. максимальное раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка (отслеживание прогресса в учебе, результативности во внеклассной работе);
2. развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
3. самопрезентация.
К концу первого класса «Портфолио» моих учащихся пополнились грамотами, которую получил каждый ученик в связи с успешным изучением Азбуки «От А до Я», за победу в конкурсах «Моя лучшая первая тетрадь по письму», «Моя лучшая первая тетрадь по математике». По итогам первого года обучения многие ученики получили благодарственные письма: «За активное участие в жизни класса», «За спортивные достижения». Традицией стало проведение заключительного мероприятия в конце учебного года «За честь класса», на котором проводится презентация индивидуальных достижений учащихся. Проведение данных презентаций помогает мне решить проблему вовлечения учащихся в кружки и секции, творческие лаборатории. За четыре года обучения в начальной школе «Портфолио» моих четвероклассников значительно пополнилось. Мои ученики являются активными участниками и призерами многих интеллектуальных и творческих конкурсов, олимпиад: «Экология и мы», «Солнце для всех», «Новогодняя игрушка», «Кормушка», в конкурсе стихов посвящённых творчеству С.А.Есениа, году детства в Югре, «Юниор», «Волшебная школа Карандаша», «Русский с Пушкиным, «Дино», «Олимпиада Плюс», «Олимпийский огонь», «По страницам Великой Отечественной войны: битва за Ленинград», «Путешествие по страницам книг А.Л.Барто», «В гости к осени», «В стране удивительных чисел», «Аз, Буки, Веди…». Особую гордость испытываю за своих учеников, когда они выступают на ежегодной школьной конференции НОУ «Звёздный дом», где являются победителями и призёрами. Дважды проходили отборочный тур для участия в региональном фестивале «Открытие мира». Учащиеся проявляют интерес к своим достижениям. За годы обучения в начальной школе у учащихся наблюдается всплеск активности в общественной и творческой деятельности. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и свой класс. Немаловажным является и то, что родительский коллектив класса стал активнее участвовать в делах класса и школы, так как они увидели достижения своих детей, заинтересованность школы в развитии их детей. Таким образом, технология Портфолио способна представить значимые результаты, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательно-воспитательном пространстве. Учебное портфолио в начальной школе - специальное образовательное место, где происходит совместная работа детей, родителей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени (с 1-го по 4 класс). Составление портфолио при переходе в среднюю школу продолжат классные руководители, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.