Виды товаров по частоте спроса и стабильности:
товары повседневного спроса (массовые) — это товары, наиболее часто покупаемые потребителями
товары периодического спроса — когда спрос населения формируется при отсутствии товара в потреблении (электрические лампочки);товары предварительного выбора — обычно товары длительного пользования, когда возникает необходимость замены товара (электротовары, мебель)
товары редкого спроса (выборочного или особого спроса) — изделия из драгоценных металлов, антиквариат, электронная техника, меха).
3
При совершении покупок нам необходимо иметь некую информацию о товаре.
Информация о товарах - это совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления.
И конечно же в наибольшей степени нас интересует информация о качестве товара и его цене. Документ удостоверяющий качество товара, является СЕРТИФИКАТ (от лат. сертифико-«удостоверяю»).
4
Способы определения качества товара
Документом, удостоверяющим качество товара, является сертификат (от лат. сertifico – «удостоверяю»). В настоящее время большинство товаров и услуг сертифицируются.
Сертификация – это деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
5
Сертификация продукции (работ, услуг) имеет большое значение, поскольку выполняет важные социально-экономические задачи:
Оказывает помощь потребителю в выборе продукции , служит для защиты их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения;
Улучшает деятельность предприятий на товарном рынке внутри страны, а также способствует их участию в международном сотрудничестве и торговле;
Содействует экспорту и повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
6
Сертификат выдается торговому предприятию на каждую партию товара. Предприятие обязано по первому требованию покупателя предоставить ему сертификат на данный товар или его заверенную копию.
Информация о приобретаемых товарах содержится также в технической документации, прилагаемой к изделию (инструкция, паспорт, вкладыш), а также в торговых знаках, указанных на этикетке и маркировке.
8
Маркировка – это комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку и позволяющих определить изготовителя продукции, условия и сроки ее хранения.
Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав продукции, рекламные материалы и инструкции для пользователя.
Вкладыш – это детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т.п.
9
Уже давно мы встречаемся со штриховым кодом на товарах.
Штрихкод выполняет несколько функций, но основные из них – контроль качества продукции и ее соответствие заданному образцу. Впервые торговый код появился в США в 1973 г., а с 1977 г. на европейском континенте утвердилась Европейская система кодирования – ЕАN. На территории РФ действует добровольная некоммерческая и неправительственная организация ЮНИСКАН/ЕАN Россия, объединяющая предприятия, использующие системы товарной нумерации и штрихового кодирования международной системы ЕАN.
14
Что обозначает штрихкод?
Первые три цифры кода, в данном случае ЕАN России (460-462), обозначают где зарегистрировано данное предприятие. (Иногда не совпадает со страной производства товара, так как Россия может продать право производить определенный товар, например Белоруссии или другой стране, которая заинтересована в его производстве.)
15
И, наконец, последняя цифра – это контрольное число. Оно предназначено для того, чтобы показать, что штрихкод построен правильно. Это может вычислить считывающая машина (штрихкод – это машиночитаемый символ).
Информация, заложенная в штрихкоде, передается по всей товарной цепочке: изготовитель – оптовик – розничный торговец – покупатель. Штриховой код помогает продавцу грамотно, квалифицированно и качественно обслужить покупателя. Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в неправительственной организации ЮНИСКАН. В противном случае использование штрихкода является нарушением международных правил и влечет за собой судебные санкции.
17
Штриховое кодирование успешно применяется за рубежом и в России во многих сферах производства и услуг:
в библиотечном деле (штрихкод наносится на книги и читательские билеты);
в фармацевтике (кодируются все лекарственные препараты);
на конвейерах (кодируется продукция);
в перевозках (штрихкод наносится на багаж);
при хранении деловой документации, в том числе в архивах (штрихкод наносится на папку).
На бытовом уровне разобраться с штрихкодом
поможет таблица с кодами страны - изготовителя
18
Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара. Цифровой код: 4600433500175
1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах.
6+0+3+5+0+7=21
2. Полученную сумму умножить на 3:
21*3=63
3. Сложить числа, стоящие на нечётных местах, без контрольной цифры:
4+0+4+3+0+1=12
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:
63+12=75
5. Отбросить десятки: 5
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:
10-5=5
Вывод: Если полученная после расчёта (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно и не гарантирует качества.
19
Практическая работа
В начале 90-х гг. ХХ века рынок товаров и услуг в России стал стремительно расширяться. Потребовался закон, который мог бы регулировать отношения между изготовителями и потребителями товаров, продавцами и покупателями, защищать права тех, кто покупает товары, пользуется разнообразными услугами. Так, в 1992 г. в России впервые был принят Закон «О защите прав потребителей».
Любой человек, который покупает продукты питания, одежду, мебель, жилье, всевозможные услуги (образовательные, медицинские, юридические, транспортные), называется потребителем. У каждого потребителя определенные права: приобретать качественный товар или услугу, а также получать нужную и достоверную информацию о них. Эти права должны учитываться производителем, продавцом товара или услуги.
Со временем защиту прав потребителей взяли на себя различные общественные организации, а также муниципальные органы по защите прав потребителей.
20
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.