Технология диалогового обучения на уроках географии
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
география
Взрослым
24.01.2018
Технология проблемного диалога – это технология, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по настоящему творчески.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На уроке, в диалоге я помогаю школьникам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос исследования, тем самым, вызывая у учащихся интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем, используя, один из диалогов организую поиск решения, или «открытие» новых знаний. При этом достигается полное понимание учениками материала. Диалог — это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами.
Диалог — это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение желания стать еще лучше. Предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его аргументы. Эмоционально-эстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком.
Диалог — это не просто разговор. Это — совместное «дело», сотрудничество. Диалог выступает также как своеобразная технология усвоения эмоционально-ценностного опыта, опыта смыслово - поисковой деятельности при изучении различных предметов, в том числе истории и географии.
Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.
Технология диалогового обучения на уроках географии.docx
Технология диалогового обучения на уроках географии.
Учитель географии МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды Сидюк Любовь Афанасьевна.
В рамках внедрения ФГОС нового поколения использование современных образовательных
технологий на уроках географии стало необходимым явлением. В ходе реализации
школьной программы детально изучила и начала использовать в своей педагогической
работе технологию диалогового обучения. Диалог – составляющая проблемного
обучения.
Технология проблемного диалога – это технология, обеспечивающая творческое усвоение
знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают
ученику работать по настоящему творчески.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая
активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На уроке, в
диалоге я помогаю школьникам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему
урока или вопрос исследования, тем самым, вызывая у учащихся интерес к новому
материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем, используя, один из диалогов
организую поиск решения, или «открытие» новых знаний. При этом достигается полное
понимание учениками материала.Используя проблемное изложение (лекция, рассказ)
информацию подаю в необычной форме так, чтобы активизировать у учащихся процесс
мышления. При изучении тем, связанных с климатом той или иной страны, предлагаю
сопоставить средние температуры июня в разных климатических поясах. При работе с
картой атласа и определения средней температуры лета двух климатических поясов перед
учениками встаёт проблема. Ребята знают, что количество солнечного тепла зависит от
широты: чем широта ниже, тем тепла больше и наоборот. Появляется противоречие между
имеющимися знаниями и новыми фактами. При использовании частично – поискового
метода (эвристическая беседа), активизируется познавательная деятельность и
самостоятельность учащихся. Начинаю урок с проблемной ситуацией, которой может
столкнуться каждый «Представьте себе, что вы хотите купить себе домик в деревне на
берегу реки. Есть информация, что во время половодья вода поднимается до отметки 3м.
Затапливается ли дом, который вы хотите купить, водой» Организовать работу можно как
в группе, в парах, так и индивидуально, все это зависит от класса. Работая с
исследовательским методом, обеспечивается опыт творческой деятельности. Моя функция
заключается, прежде всего, в создании и постановке перед учащимися проблемных
заданий, а деятельность учащихся состоит в понимании, осмыслении и решении проблемы в
целом. Учащиеся могут использовать различные источники знаний (словари, справочники,
энциклопедии). В географии карта очень важна, если школьник овладеет умениями
работать с ней, может получить много информации. Начиная изучение темы «Климат
России», начала планировать урок с формирования алгоритмов чтения климатической
карты. Главный из них – составление по карте характеристики климата любой территории:
климатического пояса, области, части материка. Этот сложный приём состоит из ряда
более частных: определение средней температуры января и июля по изотермам, годовое
количество осадков – по окраске. Умение работать с климатическими картами на первом
уроке закрепляются при изучении климата других материков. После приобретения этих умений ребятам можно предложить проблемные вопросы и ситуации. Центр научного
сотрудничества «Интерактив плюс» В процессе решения проблемных вопросов и заданий
знания учащихся становятся более глубокими, осознанными, прочными. Основными
формами организации проблемного обучения являются: фронтальная, индивидуальная и
коллективная. Суть фронтальной формы работы состоит в том, что применяются разные
формы изложения – рассказ, объяснение, беседа. К числу перспективных направлений в
совершении этой формы организации учебной деятельности относится более широкое
применение проблемного изложения и эвристической беседы. Раскрытие вопроса на уроке
в 7 классе «Природные зоны Евразии» с использованием эвристической беседы: «У
древесных растений лесов в год образуется одно годовое кольцо, а на саксауле за один год
образуется несколько годовых колец. Объясните это явление». Возникает столкновение
уже имеющихся знаний с новым фактом и у школьников возникает интеллектуальное
затруднение, т. е. возникает проблемная ситуация. Система вопросов, логически связанных
между собой, помогает ученикам найти верный ответ, т. е. решить проблему. Учитель: − В
какой сезон года происходит интенсивный рост деревьев? (летом; в тёплый сезон года,
благоприятный для роста деревьев). − Когда происходит интенсивный рост у саксаула?
(тоже в благоприятное для роста растения время). − Какое время в пустынях
благоприятно для роста деревьев? (время дождей). − Почему у саксаула за год образуется
несколько колец? (после каждого продолжительного дождя ствол саксаула приобретает
одно кольцо). Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах,
когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные
решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может
быть выбор оптимального размещения предприятия (химического, металлургического,
целлюлозно ‐ бумажного) или ТЭЦ. Каждая педагогическая технология может
рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, градостроителя,
производственника, врача. Одной из задач является: научить учеников самостоятельно
находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать. Конечно, не все
вопросы, составленные учащимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный
характер. Для составления таких вопросов ученик должен иметь глубокие знания по той
теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов
и ситуаций. Поэтому только единицы учащихся овладевают данными умениями. Так, при
изучении темы «Металлургический комплекс» в 9 классе, объясняю ребятам, что это
«грязная отрасль». После изучения темы предлагаю составить проблемную ситуацию,
используя следующий текст учебника: «Важное направление развития чёрной металлургии
– строительство автоматизированных мини‐ заводов. Они работают на металлоломе,
экологически относительно чисты, быстро реагируют на изменения спроса». В этом тексте
ученики должны увидеть фразу, которая противоречит имеющимся у них знаниям, и
составить проблемную ситуацию примерно следующего содержания: «Известно, что
металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды.
Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а
цветной – до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически
чистыми. На производстве чего они специализируются?» На своих уроках помогаю
учащимся итерпретировать информацию оцениваю ее при помощи таких заданий, как
«Напиши, как ты понимаешь значение выражения «Вода камень точит»; или переводить
текстовую информацию в графическую с помощью знаково символических средств –
«Используя текст, составь план изучения Восточно Сибирского экономического района»
в 9 кл. При подготовке к уроку и затем, во время урока, я обязательно выделяю УУД для
себя акцентирую внимание учащихся на данном учебном действии. Например, такое
познавательное УУД, как «создавать схематические модели с Центром научного
сотрудничества «Интерактив плюс» выделением существенных характеристик объекта», используется при создании модели Земли. В этом случае существенной характеристикой
объекта будет наличие ядра, а моделью – рисунок (пластилиновая модель, аппликация,
рисунок с использованием компьютерной анимации) Земли. Учащиеся 5‐го класса
прекрасно создают такие рисунки, и задача учителя – обратить внимание детей на то, что
этот рисунок и есть «модель». На следующих уроках ребята создают модели планет
Солнечной системы, находят у них существенное различие и закрепляют УУД. Анализируя
работу ребят, сделала вывод, что качество выполненной работы намного ниже в классах,
где преобладают «слабые» ученики. Результат мог быть выше, если бы на большинстве
предметов у обучающихся формировали навык решения проблемных вопросов и ситуаций.
Развитие у ребят вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к
решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при
условии творческой деятельности самого учителя. Изучение и применение методов
проблемного обучения позволяют освоить методику данного вопроса и повысить свой
профессиональный уровень.
Диалог — это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение
желания стать еще лучше. Следовательно, предмет диалога всегда лежит в контексте
личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо
и для учителя, и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог никогда
не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, расширяет границы
познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами,
гипотезами.
Диалог — это подтверждение для личности ее ценности и, как следствие, рождение
желания стать еще лучше. Предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей,
интересов, смыслов собеседников. Чем в большей мере это справедливо и для учителя,
и для ученика, тем естественнее и продуктивнее их диалог. Диалог задевает
эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте,
в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда принимают его
аргументы. Эмоциональноэстетический аспект диалога нельзя целиком отнести лишь
к внешней форме учебного занятия. Он органично связан с содержанием, однако выходит
за рамки логической предметности, естественно обращаясь к личностной сфере участников
диалога. Знания, усваиваемые в диалоговом взаимодействии, бывают украшены особым
эмоциональным оттенком.
Диалог — это не просто разговор. Это — совместное «дело», сотрудничество. Диалог
выступает также как своеобразная технология усвоения эмоциональноценностного опыта,
опыта смыслово поисковой деятельности при изучении различных предметов, в том
числе истории и географии.
Таким образом, многие исследователи обращают внимание на взаимодействие участников
диалогического общения, их речевую активность, их воздействие друг на друга в процессе
совместной учебной деятельности. Именно диалог как особый уровень коммуникативного
процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только
в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, создаются условия для
взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто
педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования.
Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые
также называют учебнопознавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления,
позволяющей участвовать в сотворении гипотезы другого, и его структура включает в себя:
порождение проблемы и формирование поиска решения задачи; объяснение партнеру
найденного решения; сопоставление гипотез; констатацию вывода; правильного ответа.
Диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников
и их результативности в обучении. Опираясь на все это я разрабатываю свои уроки, где
диалог занимает ведущую роль. При таком подходе взаимодействие между мной
и учениками является интерактивным, духовным, продуктивным, событийным, а значит —
диалоговым. На протяжении уроков при работе в парах и группах дети активно включались
в диалог, составляли вопросы, задавали вопросы друг другу.
В процессе диалог — сложный метод обучения, который реализует иерархию
целей личностноориентированного обучения:
на дидактическом уровне он обеспечивает овладение различными методами,
способами решения задач, их обобщение и систематизацию, интегрирование знаний
и умений;
на развивающем уровне диалог обеспечивает развитие дивергентного мышления,
развитие познавательных, исследовательских умений, обеспечивает истинное
представление об изучаемом предмете;
на личностном уровне диалог будит мысль, обеспечивает возможность, пережить
неожиданность решений, их оригинальность, вызывающие удивление, потрясение и восторг.
На уроках я перешла к активному использованию во время занятия исследовательской
беседы. Так как предмет истории и географии это, предмет, на котором нужно проводить
исследования, то такой тип беседы, считаю, очень важен на уроке. Исследовательская
беседа позволяет:
каждому предлагать уместную информацию;
идеи каждого расценивать как полезные, но эти идеи проходят тщательную оценку;
участникам задавать друг другу вопросы;
Во время исследования на уроке мы вместе с детьми создаем такую ситуацию, которая
требует разрешения со стороны самих учащихся. Таким образом, возникает мотивация
на разрешение этой проблемы. Ученики под моим руководством формируют гипотезу. Для
того чтобы результат был более эффективным, класс делю на группы. На уроке каждой
группе предоставляется возможность в течение отведенного времени обсудить возможные
способы получения информации, указав при этом, какая именно информация требуется
в данном случае, из каких источников и как следует эту информацию получить
и обработать, чтобы доказать выдвинутую гипотезу. Я в это время оказывает необходимую
консультационную поддержку группам.
Работа в группах и активный диалог используются мною на всех моих уроках. Я вместе
с учениками активно участвую в дискуссии и, в случае необходимости, корректирую
и направляю мысли учащихся. Одновременно для себя делаю пометки, в какой помощи
данная группа нуждается, где можно добыть информацию. Эта работа, как я отметила для
себя, позволяет мне лучше узнать детей, понять в какой помощи они нуждаются, учит меня
направлять мысли учащихся в нужное русло. Я пришла к выводу, что дети от урока к уроку
все лучше могут высказать свои мысли, овладевают постепенно большей информацией
по предмету. Вопросы во время урока повышают мыслительную деятельность учащихся,
позволяют высказаться каждому. Вопросы стимулируют ребенка к размышлению, анализу,
выбору вариантов ответа, доказательству, а также дают возможность другим ученикам
участвовать в дискуссии. Обучение с помощью проблемных вопросов (элементов диалога),
используемых мною во время уроков, позволило учащимся осмыслить изучаемый материал
и овладеть им на более глубоком смысловом уровне. Жизненные представления
школьников не всегда совпадают с научными фактами. Предлагаю ребятам практические
задания, в ходе выполнения которых они обязательно допускают ошибку. Это позволяет
вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать
их на решение проблемы.
Анализируя свои уроки, я отметила, что прослеживаются следующие достижения
учеников:
стала улучшаться специальная речь учеников в монологе, они грамотно стали
применять термины, называть даты и события и т. д.,
в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для
партнера, слушать его, объяснять ему,
появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры.
ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать
вопросы, правильно их формулируя, причем не только по географии, но и из других
областей знаний,
изменились ценностные ориентации в учебной группе в сторону приоритета
образованности и культуры общения,
приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление
оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических
навыков.
Немецкий педагог 19го века Адольф Дистервег утверждал, что плохой учитель
преподносит истину, хороший учит ее находить. Поэтому в диалоге моя роль как учителя
ни в коей мере не сводится к роли «передатчика» знаний, навязывающего свой образ
мыслей, свое видение проблемы, свой путь решения задач, моя задача сводится
к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учащиеся не только
и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Уроки, проводимые по данной методике, повышают интерес школьников к предмету,
расширяют кругозор, повышают их общую культуру и, главное, углубляют понимание
изучаемого материала. Диалог помогает ученикам научиться слушать и слышать друг
друга, дополнять информацию и анализировать ее. Литература:
1. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. – М.: Дрофа, 2006
2«Использование диалогового обучения на уроках географии», Васько О.В.
3.Лернер Г.И. Методы обучения и их специфика / Г.И. Лернер // Первое сентября.
Биология. – 2004. – №37. – С. 22–27.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное
образование, 1998. – 256 с.
5.«Создание проблемных ситуаций как одно из условий активизации мыслительной
деятельности учащихся на уроках географии». Канищева О.В.
Технология диалогового обучения на уроках географии
Технология диалогового обучения на уроках географии
Технология диалогового обучения на уроках географии
Технология диалогового обучения на уроках географии
Технология диалогового обучения на уроках географии
Технология диалогового обучения на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.