Технология. Конструирование одежды
Оценка 5

Технология. Конструирование одежды

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
труд
7 кл—9 кл
18.02.2017
Технология. Конструирование одежды
Формообразование (formgeschtaltung (gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, архтектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов [1]. Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, среды), определяемую его структурой, компановкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение.
конструирование одежды.doc
1 Вариант № 2 Содержание 1. 2. Общие принципы формообразования одежды...........................................3 Основное правило наколки.........................................................................10 Список литературы................................................................................................13 Приложение............................................................................................................14 стр. 2 1.Общие принципы формообразования одежды Формообразование (formgeschtaltung (gebung) – нем.) – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, архтектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов [1]. среды), Формообразование в художественном проектировании включает пространственную организацию элементов изделия (комплекса, определяемую его структурой, компановкой, а также эстетической концепцией дизайнера. Формообразование – решающая стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются как функциональные характеристики объекта проектирования, так и его образное решение. технологией производства, предметов, единичных конструктивных, Формообразование – структурирование (членение и создание строительство) пространственно- функциональных, пластических, технологических структур. Костюм можно рассматривать как объемную форму, внутреннее пространство которой обеспечивает комфорт для жизнедеятельности человека. Сходство общих принципов формообразования костюма 3 с архитектурой выражается в образно-ассоциативном проявлении внешней формы. Часто используются определения «монументальный», «монолитный» костюм для подчеркивания укрупненности форм, лаконичности их решения, что достигается использованием тяжелых тканей спокойных цветов и простотой конструкции [2]. Характер тектоники костюма проявляется в тесной связи с тектоникой решения архитектуры и других объектов материальной среды. Вместе с тем костюм имеет свои тектонические системы: оболочковую и промежуточную, сочетающую свойства той и другой систем. Гармоничная организация реального вещественного материала в трехмерном пространстве каркасную, выражается   в   формировании   его   конструкции,   структуры   и   тектоники,   во взаимосвязи   отдельных   частей   пластической   формы,   в   целостности композиции. Форма и конструкция неразделимы: конструкция является носителем эстетической   информации.   Форма   должна   отвечать   назначению   изделия, конструктивной   схеме,   определяющей   его   структуру,   соответствовать материалу, из которого выполнено изделие. Удобство пользования и красота формы – важнейшие критерии композиции изделия.  Форма   и   конструкция   изделия   зависят   от   материала.   Конструкция следует логике материала, его формообразующим и пластическим свойствам. Многие   конструктивные   схемы   находятся   в   непосредственной   связи   с конкретными   материалами.   При   этом   существуют   и   достаточно универсальные   конструктивные   схемы,   которые   могут   быть   выполнены   в различных материалах. Однако при одной и той же конструктивной  схеме внешний вид изделия, его форма будут существенно отличаться в зависимости 4 от материала, его пластических свойств [3]. Конструкция   в   наши   дни   понимается   не   просто   как   техническое средство   организации   формы,   но,   прежде   всего,   как   функционально   и эстетически   работающая   компонента   формы.   Оригинальная   логически построенная   конструкция   с   тщательно   выполненными   узлами   обладает собственной   художественной   ценностью   и   формирует   выразительность произведения. Подчеркнуто   обнаженные   несущие   металлические   конструкции становятся своеобразным декоративным элементом, придавая неординарность внешнему виду объекта. Так, например, в Эйфелевой башне впервые удалось достичь взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространства. Гюстав Эйфель   доработал   проект   своих   сотрудников   и   выиграл   организованный   в 1886 г. государственный конкурс на сооружение монумента для Всемирной выставки   в   Париже.   Эйфелева   башня,   построенная   в   1889   г.,   оказалась сенсационно   легкой,  несмотря на значительную высоту – 300 метров. художественной формы. Одни теоретики рассматривают формообразование, как проектирование Другие утверждают, что формы структурируют прежде всего реальную среду жизненных процессов и поэтому тесно взаимосвязаны с учетом всего комплекса социально- экономических, функциональных, инженерно-технических и других объективных факторов. В первом случае формообразование предстает как некое формотворчество. Однако по отношению к проектированию большинства объектов следует говорить о создании искусственной среды, где форма объекта – результирующее звено, которое аккумулирует в себе свойства, обусловленные 5 характеристиками процессов деятельности и поведения людей, рациональными принципами организации конструктивных систем и другими объективными факторами. Эстетическая (и художественная) организация объекта при таком подходе составляет только определенный аспект формообразования, который выражается в поиске свойств формы, наиболее существенных для восприятия соответствующей информации. Формообразование не может рассматриваться, поэтому как создание только художественной или эстетически значимой формы вне объективной ее обусловленности другими факторами и требованиями, которые предстают как способы организации жизнедеятельности людей посредством реальной предметно-пространственной структуры [1]. 1.Принцип эстетической целостности: Принцип эстетической целостности основан на требовании соотносить любой элемент с целым и выражать это целое в любой детали. То есть целое – это главное и его нужно видеть раннее частей. В эстетической деятельности – это социальный и духовный мир. Поэтому принцип эстетической целостности это также требование воспроизводить или заново создавать. Поскольку социальный мир многомерен, то принцип эстетической единство многомерности. целостности означает «Для выражения и восприятия эстетической целостности важно выделение эстетической доминанты или 6 центра смыслового мира и соотнесение всех элементов и сторон мира с этим центром. Под эстетической доминантой имеется в виду не определенный геометрический центр или господствующая возвышенность или другое какое-либо по природе своей выделяющееся место, но и смысловой, духовный центр, выраженный в чувственно воспринимаемой доминанте». Эстетическая целостность достигается также через выражение в многообразных элементах структуры единого обобщающего эмоционального мотива. Например, целостность может выражаться в звучании музыкальной композиции, где доминирует обобщающий эмоциональный мотив. Она может достигаться за счет стремления второстепенных элементов композиции к главному центру. Также целостность можно передать за счет единой цветовой гаммы. Она может достигаться через подчинение господствующему ритму. Существенной особенностью принципа применения целостности в дизайне является стилизация как способ формообразования изделий массового промышленного изготовления. Для того чтобы придать изделию привлекательность, дизайнер должен обобщить форму, а для этого необходимо выявить логику эстетического строения самой вещи и учесть нормы эстетического восприятия данного времени, то есть моды. В таком случае изделие будет эстетически целостно. В результате возникает легко угадываемый образ предмета [1]. Стилизация в таком случае не будет являться подражанием какому то определенному стилю. 7 Благодаря этому принципу система «человек-предмет- среда» рассматривается как социальная целостность, требующая своего эстетического упорядочения и выражения. 2.Принцип эстетической целесообразности технической, Название этого принципа говорит само за себя. Принцип эстетической целесообразности основан на установке руководствоваться технологической, конструктивной и функциональной целесообразностью и в то же время преодолевать ее узость. Вся человеческая деятельность целесообразна. Когда человек ведет какую либо деятельность, то он представляет результат своего труда уже в начале процесса и как нечто законченное целое. Поэтому на первом этапе идеи, он рассматривает ту или иную деятельность с точки зрения целесообразности. Вся история мировой культуры свидетельствует о том, что многие прекрасные изделия были созданы по принципу эстетической целесообразности, то есть были полезными предметами и в то же время доставляли своей формой эстетическое наслаждение человеку, ибо они как бы «перешагивали» через свое узкое утилитарное назначение и обращались к духовному миру человека. Архитектура и дизайн как виды эстетической целесообразности создают эстетические миры, встроенные в реальный мир повседневных отношений, и придают этим отношениям общечеловеческий смысл, приобщающий человека к большому историческому общечеловеческому миру и производственной деятельности, и в потреблении, и в быту [1]. 8 3.Принцип эстетической гармонизации Гармония считается одной из основных категорий эстетики. Гармония в мировоззренческом смысле является учением об упорядоченности вселенной, соответствии всех ее частей или уровней бытия. Например, социальная гармония – это разрешение противоречий между различными социальными группами в обществе, между человеком и социальной средой, личностью и обществом. Социальная гармония может быть достигнута благодаря совокупной общественной практике, а не только благодаря эстетической деятельности. Эстетическая гармония включает в себя все смыслы гармонии, но не сводится к одному из них. Она неотделима от эстетической деятельности. «Эстетическая деятельность – это процесс, в котором люди стремятся преодолеть ограниченность утилитарного похода к делу и действовать в соответствии с законами развития существенных отношений, как они понимают их, с требованиями идеального миропорядка. Поэтому в цели эстетической деятельности включается культурные образцы, ценности и идеалы целостности человека и его желаемых гармонических отношений с окружающим миром» [2]. Специфика эстетической гармонии заключается в том, что, во-первых она неразрывно связана с такими качествами и характеристиками предмета как мера, симметрия, пропорциональность, соразмерность, поэтому специфика эстетической гармонии включает в себя частей и целого. Этот принцип гармонизации связан с принципом 9 целостности. Во-вторых, эстетическая гармонизация – приведение предмета, явления, среды в соответствие с устоявшимися нормами-образцами. На этом этапе происходит «вписывание» предмета в картину мира. В-третьих, это также чувственное восприятие предмета человеком в соответствии с его картиной ценностей, потребностей, возможности. Это не только гармония между частями объекта, но и гармония между субъектом и объектом. В-четвертых, эстетическая гармонизация – «это и гармония между мыслимым и чувственно воспринимаемым, гармония в духовной сфере создаваемого эстетического мира. 4.Принцип эстетической выразительности: Выразительность в широком смысле слова – это проявление одних уровней бытия в других: невидимого в видимом, внутреннего во внешнем. «В этом смысле все предметы, как произведенные природой, так и созданные человеком, обладают выразительностью, ибо все они состоят из молекул, атомов, элементарных частиц, которые невидимы, чувственно не воспринимаемы, но связи между которыми проявляются во внешнем виде, свойствах, таких, как цвет, запах, вкус, плотность». Чувства человека – это продукт природного, исторического и социального развития. В связи с этим выразительность предмета не обусловлена его природными свойствами. Принцип эстетической выразительности выражается в 10 выявлении и воплощении в воспринимаемом чувственно материале богатство духовной жизни, которое должно вызывать эстетическое чувство приобщения к неведомым ранее мирам. Эстетическая выразительность – это проявление закона единства и борьба противоположностей. Для достижения эстетической выразительности в дизайне имеют значение такие способы формообразования как тектоника, пластика, декоративность. Принцип эстетического формообразования в дизайне объединяется в единое целое через композицию. Только абстрактные композиции являются исключением, здесь формообразование рассматривается отдельно. Принцип эстетической выразительности есть выражение целостности и гармонии [2]. Эстетическая деятельность – это выявление многомерности какого-либо предмета и перенесение его в многомерное существование через преодоление уже существующей формы и создание некой новой структуры организованности, новой формы, которая характеризуется целостностью, эстетической гармоничностью, целесообразностью и выразительностью. Приложение 1. 2.Основное правило наколки 11 Метод наколки учитывает все индивидуальные особенности конкретной фигуры, если наколка ведется на фигуре или на индивидуальном манекене, мерки которого соответствуют живой фигуре. Метод наколки не пригоден для массового изготовления одежды в промышленных условиях. Наколка осуществляется на манекене в натуральную величину или на живой  фигуре  манекенщицы  или  заказчика.  Если  наколка   производится  на живой   фигуре,   то   для   удобства   и   точности   посадки   формы   используют специальные   нагрудники   или   производят   на   плотно   сидящую   на   теле трикотажную   майку   или   футболку.   На   манекене,   так   же   как   и   на   живой фигуре, обязательно предварительно прокладывают тесьму или кромки ткани, отмечая   конструктивные   пояса   по   окружности   шеи,   окружности   груди   по выступающим   точкам,   окружности   талии,   окружности   бедер   по   самым выступающим частям ягодиц или на 20 см. ниже линии талии (если бедра имеют сглаженную форму), а также линию плеча, середину переда, середину спинки, середину бока. Наколку производят по правой стороне манекена или манекенщицы.  Булавки необходимо вкалывать в одном направлении (горизонтальном, вертикальном, диагональном, справа налево или слева направо (для левшей), чтобы   в   процессе   наколки   не   поранить   руку.   Для   портновских   булавок необходимо приготовить браслет для вкалывания булавок. Нельзя булавки брать в рот [4]. Макетная   ткань   должна   быть   четкой   структуры,   достаточно аппретированной, чтобы наколка не перекашивалась в разных направлениях. Нити основы и нити утка должны хорошо просматриваться. Основное правило наколки – соответствие вертикали направлению нитей основы макетной ткани и соответствие горизонталей направлению нитей утка макетной ткани. 12 Существует несколько видов наколки:  1.Наколка готовой выкройки, полученной расчетным способом; переводной готовой   выкройки   или   с   использованием   базовых   лекал,   с   последующей подгонкой по фигуре или по манекену. 2.Наколка   кусков   ткани,   размеры   которых   вычисляются   приблизительно. Берутся отдельные куски ткани для переда, для спинки, для рукава и т.д.  Наколка куска макетной ткани для создания больших и сложных форм одежды. Сюда относится прием «несшитой» одежды. Наколка   –   примерка,   при   которой   производится   посадка   на   живой фигуре   с   одновременным   устранением   дефектов   посадки.   Такая   наколка проводится из ткани модели, а не из макетной ткани. Сам прием накалывания может выполняться двумя способами: На   лицевой   поверхности   ткани   с   одновременным   убиранием   швов, вытачек и др. на изнаночную сторону [3].  Это   традиционный   прием   накалывания;   «встык»,   когда   все   швы, вытачки выводятся на лицевую сторону и скалываются между собой встык, на ребро. Такой метод сравнительно новый, при нем наколка упрощается, так как детали не надо подворачивать. Кроме того, вытачки и швы, заложенные на ребро, в современной моде могут играть декоративную роль. Пример: Порядок проведения наколки основы лифа: Берется кусок макетной ткани длиной, равной длине лифа, и шириной, равной ¼ обхвата бедер +3­4 см на линию бока. 1­я   булавка   закалывается   на   пересечении   окружности   шеи   и   середины горловины так, чтобы вверху оставалась лишняя ткань для закалывания на плече. 2­я булавка закалывается на пересечении линии обхвата груди и середины переда. По выступающим точкам груди прокладывается контрастная нитка 13 или чертится карандашом линия по нити утка.  3­я булавка закалывается на пересечении линии талии и середины переда. 4­я булавка закалывается на линии бедра или на расстоянии 20 см от линии талии вниз таким образом, чтобы середина переда совпадала с вертикалью. 5­я булавка закалывается на пересечении линии основания шеи с серединой плеча.  6­я   булавка   закалывается   на   пересечении   линии   груди   и   середины   бока. Намечают верхнюю нагрудную вытачку на линии плеча на расстоянии 3­4 см от   основания   горловины.   По   длине   вытачка   не   должна   доходить   до выступающих точек груди на 2 см. Важно не перекашивать нити утка, которые все время должны оставаться горизонтальными, от этого зависит правильный раствор вытачки [4].  14 Список литературы 1.Дизайн.   Иллюстрированный   словарь­справочник   /Г.Б.   Минервин.   В.Т. Шимко, Л.В. Ефимов и  др.:  Под  общей  редакцией Г.Б.  Минервина  и В.Т. Шимко.­ М: «Архитектура­С», 2008. 2.Мелодинский Д.Л., Школа архитектурно­дизайнерского формообразования: Учебное пособие, ­ М.: «Архитектура­С», 2008. ­ 152с. 3.Мартынова А.И. Андреева Е.Г. Конструктивное моделирование одежды. М., 1999. ­243с. 4.Роль   дизайна   в   формообразовании   костюма.   Тезисы   доклада   Ш   ­ международная   научно   ­   методическая   конференция   "Новые   формы   и технологии профессионального образования в области сервиса". М., МГУ с. 2000. ­12с. 15 Рис. 1. Графические модели комбинаторного формообразования Приложение 1. Рис. 2.Формирование объема шара 16

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды

Технология. Конструирование одежды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017