Текст для смыслового чтения 9 класс биология (вирусы)
Оценка 4.9
Карточки-задания +2
docx
биология +1
9 кл
19.01.2017
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова). У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения. Предлагаем пример текста с заданиями для формирования умения смысловго чтения.
вирусы.docx
по теме: «Вирусы»
Прочтите отрывок из книги В.Б. Захарова «Биология. Общие закономерности».
В 1892 году русский ученый Д.И. Ивановский описал необычные свойства возбудителя
болезни табака – так называемой табачной мозаики. Этот возбудитель проходил через
бактериальные фильтры. Таким образом, здоровые растения табака можно заразить
бесклеточным фильтратом сока больного растения. Через несколько лет Ф. Леффер и П.
Фрош обнаружили, что возбудитель ящура – болезни, нередко встречающейся у домашнего
скота, также проходит через бактериальные фильтраты. Наконец, в 1917 году Ф. д,Эррелль
открыл бактериофаг – вирус, поражающий бактерии.
Так были открыты вирусы растений, животных и микроорганизмов. Эти три события
положили начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы жизни.
Вирусы играют большую роль в жизни человека. Они являются возбудителями ряда
опасных заболеваний – оспы, гепатита, энцефалита, краснухи и других. Вирусы обитают
только в клетках, это внутриклеточные паразиты. В свободно живущем, активном
состоянии они не встречаются и не способны размножаться вне клетки.
В настоящее время вирусы рассматриваются не только как возбудители инфекционных
заболеваний, но и как переносчики генетической информации между видами.
Если у всех клеточных организмов обязательно имеются две нуклеиновые кислоты –
ДНК и РНК, то вирусы содержат только одну из них. На этом основании все вирусы делят
на две большие группы – ДНКсодержащие и РНКсодержащие. В отличие от клеточных
организмов у вирусов отсутствует собственная система, синтезирующая белки. Вирусы
вносят в клетку только свою генетическую информацию. С матрицы вирусной ДНК или
РНК – синтезируется информационная РНК, которая служит основой синтеза вирусных
белков рибосомами инфицированной клетки.
Молекула ДНК вирусов или их геном может встраиваться в геном клетки хозяина и
существовать в таком виде неопределенно долгое время.
Таким образом, паразитизм вирусов носит особый характер – это паразитизм на
генетическом уровне.
Посещение вирусом любой клетки не проходит для нее бесследно, даже если в
результате такого «визита» клетка погибает, то разрыв хромосом, изменения в порядке
расположения генов, а также изменения в самих генах остаются в «генетической памяти»
клеток.
Два основных свойства вирусов обнаружил их первооткрыватель Д.И. Ивановский: они
столь малы, что проходят через такие фильтры, которые задерживают бактерии; вирусы, в
отличие от клеток, невозможно выращивать на искусственных питательных средах.
Вирусы представляют собой автономные генетические структуры, неспособные,
однако, развиваться вне клетки. Полагают, что вирусы и бактериофаги – обособившиеся
генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами
жизни.
Выполните следующие задания:
1. Озаглавьте текст и обоснуйте, почему вы выбрали такое название.
2. Используя информацию текста, выпишите этапы изучения вирусов в
хронологическом порядке.
3. Изобразите схематические механизм действия вируса в клетке хозяина.
4. Используя информацию текста, приведите примеры основных свойств вирусов.
5. Выскажите свое мнение к тезису: «Паразитизм вирусов носит особый характер –
это паразитизм на генетическом уровне.»
6. Выскажите свое мнение о времени появления на Земле вирусов в историческом
прошлом, учитывая, что вирусы могут существовать и размножаться только в
живых клетках, живых организмах.
Текст для смыслового чтения 9 класс биология (вирусы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.