ТЕМА
Оценка 5

ТЕМА

Оценка 5
docx
09.03.2021
ТЕМА
ТЕМА 1.docx

                                                                                                                                           «Утверждено»

                                                                                                                        Замдиректором ГСОШ № 307

                                                                                                                        Литт М.П. ________________

    

 

 

                        ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ :

                         «Понятие знания и интеллекта» .


                               

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Подготовила классный руководитель 5 « И » класса

                                                               Ражабова С.М.

       

 

 

                                                                      Ташкент 2020

                    ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА .

 

Понятие интеллекта очень емкое и противоречивое, что следует из неоднозначности и абстрактности такого понятия как интеллект. Обычно под интеллектом понимают уникальные способности человека, которые выделяют его из окружающего мира. Попробуем определить основные характеристики (свойства и функции) человеческого интеллекта.

1. Общепринято мерить величину интеллекта количеством знаний. Об этом свидетельствует большое количество радио и телепередач, называемых викторинами. Чтобы соответствовать такому пониманию интеллекта, необходимо создать программу, которая может отвечать на большое количество вопросов. Такая задача вполне достижима и позволит создать так называемый "энциклопедический интеллект". В принципе, такой ИИ уже создан человечеством и представляет собой совокупность печатных изданий и других наглядных артефактов. Одной из задач области ИИ является обобщение и формализация знаний, а также разработка универсальных моделей их представления. Для возможности хранения знаний интеллект должен обладать памятью.

2. Еще одним неотъемлемым свойством интеллекта является его способность к мышлению. Так, например, в известных тестах на IQ (коэффициент интеллекта) упор делается не на знания, а на способность решать определенные типы задач. Но что такое мышление? Английский ученый Эшби считает, что "мышление есть процесс обработки информации по определенной программе, предполагающий отбор, по крайней мере, на порядок выше случайного".

На мой взгляд, мышление всегда разложимо на отдельные мыслительные процессы, а те, в свою очередь, — на элементарные мыслительные операции. Простейшей мыслительной операцией может являться произвольная случайная или закономерная обработка информации. [В пятом возражении против ИИ показано, что мышление разложимо на логические операции] Однако, в целом мышление должно иметь направленный характер.

Мышление и память могут быть реализованы с помощью искусственных систем. Основная трудность заключается в создании сложноорганизованных структур, содержащих множество простейших мыслительных процессов и элементов памяти.

3. Необходимо подчеркнуть, что интеллект должен обладать именно способностью к памяти и мышлению, т.е. он должен уметь запоминать, хранить, обрабатывать и воспроизводить информацию. Для этого интеллект должен обладать четко выраженным восприятием и воздействием (воспроизведением, отображением). Если считать, что интеллект должен обладать человеческим восприятием и способностью действовать, то ему необходим, как минимум, один орган восприятия и воздействия. Так, например, парализованный человек, способный задействовать только один глаз может воспринимать окружающий мир и отвечать на воздействия морганием века.

Восприятие и воздействие у человека сильно развиты, поэтому включают в себя элементы мышления и памяти. Для наглядности будем выделять эти атрибуты как отдельные. Схематично описанные свойства интеллекта представлены на рис.1.

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image7.gif

Рис.1. Структурная схема интеллекта.

4. Неотъемлемым свойством интеллекта считается его способность к обучению. Обучение и память тесно связаны между собой. Физиологи, например, считают, что память — промежуточный процесс между обучением и воспоминанием . Под научением они понимают выработку (у животного) измененной реакции на прежнюю ситуацию, а под воспоминанием подразумевают проявление измененной поведенческой реакции спустя некоторое время после обучения. Для научения интеллекту необходимо обладать пластичностью.

Некоторые критики ИИ, ссылаясь на это, утверждают, что интеллект может быть воссоздан только в биологической форме. Пластичность возникла в природе как необходимость для выживания растений и животных. Перед ЭВМ такая задача пока не стоит. Кроме того, пластичность человеческого мозга заключается в возможности образования новых нейронных связей, выработки различных химических веществ и процессов, что вполне реализуемо в компьютерной среде путем изменения содержимого ячеек памяти.

Следует различать обучение уже известным фактам (закономерностям) и экспериментальное приобретений знаний. В первом случае осуществляется программирование. Такая форма обучения демонстрируется инстинктами и безусловными рефлексами . Для экспериментального обучения необходимо уметь соотносить воздействия с реакциями. Для ЭВМ наиболее актуальным является определение правильности гипотез и эффективности решений. Эта возможность может быть реализована только при взаимодействии и характеризуется обратной связью. Информация, полученная по этому каналу, должна анализироваться и оказывать влияние на дальнейшее воздействие (см. рис.2.).

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image8.gif

Рис.2. Модель обучения.

В конечном итоге обучение оказывает влияние на память и связывает его с процессом восприятия. На рис.3. обучение выделено в отдельное свойство. Связи, соединяющие элементы интеллекта, характеризуют возможность передачи информации.

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image9.gif

Рис.3. Структурная схема интеллекта.

5. Ранее было отмечено, что мышление может носить направленный характер. То же самое можно сказать о всех описанных свойствах интеллекта (памяти, обучения, восприятия и воздействия). Направленное действие характеризуется целью, для задания которой человек использует волю. Таким образом, воля является одной их характеристик интеллекта. Важно отметить, что цель должна быть осознанной. Один из примеров целесообразного поведения при отсутствии цели приводит Лурия [6]:

"Есть разновидность осы, которая прежде чем откладывать яички в норе или зарыть там пищу, проделывает сложную и очень целесообразную программу врожденного поведения. Она оставляет добычу на входе, вползает в нору, обследует ее, и только если в норе никого нет, втаскивает в нее пищу, оставляет ее в норе и улетает. Естественно, что это очень целесообразные действия. Учитывает ли оса эти условия, делающие это обследование норы необходимым? Для ответа на этот вопрос был произведен такой опыт: когда оса прилетает в нору, оставляет у входа добычу и уходит обследовать норку, экспериментатор отодвигает эту добычу на два сантиметра. Оса выходит из норы, не находит оставленную добычу на прежнем месте, ползет дальше, находит добычу, снова подтаскивает ее к норе, а затем опять оставляет у входа и снова ползет в нору. Если в это время экспериментатор опять отодвигает добычу, оса, вернувшись из норы, снова ищет добычу, снова подтаскивает, и уходит обследовать нору. Такое действие продолжается и дальше, в результате оса так и оказывается не в состоянии втащить добычу в нору, подчиняясь косной, твердо упроченной программе врожденного инстинктивного поведения".

Для искусственной машины биологических мотивов не существует. Однако, ИИ как любая система использует ресурсы. При создании нескольких различных систем ИИ, решающих одни и те же задачи, между ними возникнет естественная конкуренция. Она определит необходимость задания "технических" мотивов самосовершенствования. Кроме этого, попытки "очеловечить" машину, научить ее чувствовать добавят и социальные мотивы.

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image10.gif

Рис.4. Структурная схема интеллекта.

6. Считается, что животные обладают практически всеми выше перечисленными свойствами, но среди них выделяются следующие виды поведения:

— инстинктивное поведение, позволяющее реагировать на отдельные стимулы (свойства, вещества). Схематично такое поведение представлено на рис.5.

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image11.gif

Рис.5. Инстинктивное поведение

— индивидуально-изменчивое поведение, позволяющее реагировать на целые предметы, ситуации. Для наглядности на рис.6. кружочком обозначены пары память-мышление, которые соответствуют какому-либо мыслительному процессу. Под синтезом следует понимать способность животного интегрировать несколько одновременных воздействия (стимулов).

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image12.gif

Рис.6. Индивидуально-изменчивое поведение.

— интеллектуальное поведение, под которым подразумевают способность отражать взаимосвязи окружающего мира. Такое мышление уже позволяет производить обобщение и выявлять зависимости. Его результатом является набор новых стимулов, не воспринимаемых органами чувств в описываемый момент времени. Именно эта способность описывается как мышление в БЭС:

"Мышление, высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания". [В определении присутствует маленькая неточность. Невозможно понять (познать) что-либо, не воспринятое органами чувств. Можно лишь перенести некоторые воспринятые свойства или принципы на другие предметы или явления.]

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image13.gif

Рис.7. Интеллектуальное поведение

— сознательное поведение, которое подчиняется известному анализу ситуации и ориентируется на предвидение будущего, соотнося каждый факт поведения с другими возможными актами, приводя настоящее в связь с будущим.

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image14.gif

Рис.8. Сознательное поведение

Различные типы поведения характеризуют сложность мышления. Способность обобщения, интеграции может быть реализована с помощью логических операций и дедукции, а соответствующее свойство интеллекта можно назвать дедукционным или логическим мышлением. Оно также может быть названо ассоциативным мышлением, т.к. может быть реализовано с помощью ассоциативных связей.

Несмотря на путаницу в терминологии, следует считать сознательное поведение признаком интеллекта. Его особенностью является способность прогнозирования будущего. Для того, чтобы можно было прогнозировать, необходимо создать внутреннюю модель процесса. Такая модель может заменять восприятие и необходимость воздействия на окружающий мир. Таким образом, обратная связь может быть реализована внутри интеллекта. Функцию прогнозирования и создания модели будем называть моделированием (см. Рис.9).

Способность моделирования напрямую связана с памятью, в которой формируется модель предметной области. Важно также отметить, что хранимая информация оказывает влияние на механизмы доступа и организацию памяти.

http://it-claim.ru/Library/Articles/publications_Philippovich_Andrew/AI_Structure/Image15.gif

Рис.9. Структурная схема интеллекта.

 


 

Утверждено»

Утверждено»

ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА .

ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА .

Восприятие и воздействие у человека сильно развиты, поэтому включают в себя элементы мышления и памяти

Восприятие и воздействие у человека сильно развиты, поэтому включают в себя элементы мышления и памяти

Рис.2. Модель обучения. В конечном итоге обучение оказывает влияние на память и связывает его с процессом восприятия

Рис.2. Модель обучения. В конечном итоге обучение оказывает влияние на память и связывает его с процессом восприятия

Если в это время экспериментатор опять отодвигает добычу, оса, вернувшись из норы, снова ищет добычу, снова подтаскивает, и уходит обследовать нору

Если в это время экспериментатор опять отодвигает добычу, оса, вернувшись из норы, снова ищет добычу, снова подтаскивает, и уходит обследовать нору

Рис.6. Индивидуально-изменчивое поведение

Рис.6. Индивидуально-изменчивое поведение

Рис.8. Сознательное поведение

Рис.8. Сознательное поведение

ТЕМА

ТЕМА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2021