Тема 5 Организация как система управления
Задание 5.1
Цель задания: закрепить теоретические знания в части жизнен-ного цикла организации.
Содержание задания: используя следующую таблицу, укажите основные этапы развития организации и их отличительные особен-ности по ряду признаков.
|
№ п/п |
Этап в развитии организации |
Основ-ные цели |
Основные задачи |
Стиль руковод-ства (преобла-дающий) |
Количест-венный состав работни-ков |
Способы мотива-ции |
|
1 |
Рождение организа-ции |
|
|
|
|
|
|
… |
... |
|
|
|
|
|
Задание 5.2
Цель задания: усвоить различные виды современных организаций. Содержание задания: используя знания различных признаков, по которым классифицируются организации, указать различные виды
организаций.
|
№ п/п |
Признак |
Вид организации |
|
1 |
По виду собственности |
1. Частные организации 2. Государственные организации |
|
… |
... |
|
Задание 5.3
Цель задания: научиться различать формальные и неформальные группы в организации.
Содержание задания: укажите основные отличительные особен-ности различных групп в организации.
12
|
№ п/п |
Наименование групп |
Отличительные особенности групп |
|
1 |
Формальные группы |
1 2 3 4 и т.д. |
|
2 |
Неформальные группы |
1 2 3 4 и т.д. |
Задание 5.4
Цель задания: усвоение теоретического материала по данной теме. Содержание задание: составьте тематический кроссворд, анало-
гичный данному.
Кроссворд «Организация как система управления»
По горизонтали:
2. Структурное подразделение АУП, выполняющее функции контроля за со-блюдением правил торговли, внедрением технологий торговли и т.д. 3. Лицо, направляющее и координирующее работу всего АУП и его отдельных звеньев. 4. Служба, осуществляющая подбор, изучение, расстановку кадров, контроль за состоянием работы с кадрами. 5. Орган учета и контроля сохранности собствен-ности предприятия. 6. Основа функционирования системы управления. 9. Опре-деленный круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выпол-
13
нения. 10. Документ (список сотрудников предприятия), в котором указаны соответствующие каждому сотруднику должности и обязанности.
По вертикали:
1. Процесс (работа), связанный с научными исследованиями, разработкой новых товаров, услуг и их освоением. 7. Место (роль) каждого сотрудника пред-приятия, назначаемое руководителем. 8. Должностной документ, определяющий порядок деятельности специалиста в соответствии с обязанностями, соответст-вующими занимаемой должности.
Ответы на с. 179.
Задание 5.5
Цель задания: деловая игра по формированию рабочих групп. Содержание задания: формирование рабочих групп с учетом не-
формальной структуры коллектива.
Цель деловой игры: на основе максимального учета направленно-сти межличностных связей между отдельными участниками деловой игры следует создать равноценные по работе группы. Деловая на-стоящая игра носит не самостоятельный характер, а является одним из предварительных этапов любой формы проведения практических занятий по курсу менеджмента, где необходимы групповые, а не ин-дивидуальные действия. Ее нельзя проводить по отношению к услов-ным группам, т.е. общности, включающей субъекты, которые не име-ли до этого прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом.
Функции руководителя деловой игры: руководитель деловой игры должен ознакомить ее участников со сценариями их действий. В дальнейшем он является основным лицом, анализирующим по-ступающую информацию и доводящий свое решение до участников деловой игры.
Порядок проведения деловой игры: в случае необходимости руко-водитель деловой игры объясняет ее участникам содержание сле-дующих понятий.
Рабочая группа — ограниченная в размерах группа людей, вы-деляемая из социального целого на основе определенных признаков, которые существенно важны для ее последующего функционирования.
Неформальная группа — группа людей, не имеющая юридиче-ски фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе праг-матичной пользы.
Межличностные связи — субъективно переживаемые взаимо-связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
14
В дальнейшем руководитель деловой игры определяет способ передачи необходимой информации и форму фиксации итогов ее анализа для участников деловой игры.
Этапы деловой игры
Этап 1. Ранжирование участников деловой игры по степени выраженности у них качеств, необходимых для успешного проведе-ния совместной деятельности.
1.1. Руководитель деловой игры предлагает каждому ее участнику анонимно в письменной форме назвать пофамильно определенное число (N) человек, обладающих в наибольшей степени необходимыми качествами (желательно от 4 до 6 человек). Эти лица должны быть в анкете расположены в порядке убывания у них данных качеств.
1.2. За первое место в индивидуальном списке каждый участник получает N баллов, за второе N – 1 и т.д.
1.3. Баллы, полученные каждым участником во всех анкетах, суммируются.
1.4. По сумме набранных баллов все участники деловой игры ранжируются по местам. При равном числе набранных баллов ранг индивидуума устанавливается произвольно руководителем деловой игры (лучше по алфавитному принципу).
1.5. Ранжированный список участников деловой игры в любой форме доводится до каждого ее участника.
1.6. В ранжированном списке выделяются группы 1, 2, …, L, где L — число рабочих групп, которые необходимо сформировать по условию деловой игры. Группы должны быть равные по численно-сти. При наличии неделимого остатка из него формируется послед-няя по выделяемому качеству группа меньшей численности.
Этап 2. Формирование рабочих групп.
2.1. Лица, попавшие в первую группу, являются центром фор-мирования рабочих групп. При этом каждой группе изначально присваивается число баллов, полученное в результате опроса ее первым членом.
2.2. Из числа лиц, попавших во вторую по рангу группу, первые члены рабочих групп выбирают себе партнера. Преимущественное право в выборе имеют группы с меньшем числом баллов у их лиде-ра. Согласия участника из второй по рангу группы с выбором не требуется. Баллы двух членов рабочих групп суммируются и ис-пользуются в дальнейшем для определения приоритетов при выборе третьего члена группы.
2.3. Аналогично п. 2.2 проводится выбор третьего партнера.
2.4. Выбор остальных членов рабочей группы производится по схеме, описанной в п. 2.2, до тех пор, пока все участники деловой игры не будут распределены.
2.5. После окончания распределения участников деловой игры по рабочим группам ее руководитель не должен разрешать переме-
15
щение лиц из группы в группу. В противном случае (при увеличе-нии внутригрупповой сплоченности) усилится вариация объектов по степени эффективности их действий. В условиях конкурентного характера последующего взаимодействия рабочих групп (деловые игры, семинары и т.п.) это может снизить у лиц, изучающих курс менеджмента, интерес к проведению практических занятий, ибо достаточно точно можно будет прогнозировать и победителей, и проигравших.
Задание 5.6
Цель задания: деловая игра по созданию концепции предприятия. Содержание задания: создание концепции предприятия.
Цель деловой игры: настоящая деловая игра преследует цель за-крепить на практике теоретические положения, усвоенные студен-тами при изучении дисциплины «Менеджмент». Практические на-выки, выработанные в процессе игры, помогут студентам в даль-нейшем при разработке стратегии предприятия, при определении сегментов рынка и поиске своей «ниши» на рынке товаров и услуг на этапе организации предприятия, а также при осуществлении ди-версификации деятельности уже работающей фирмы при решении задачи конкурентоспособности предприятия на несколько лет вперед.
Условия проведения деловой игры: группа студентов (слушателей) делится на подгруппы по 3—5 человек. Каждая подгруппа имитиру-ет управленческий аппарат (штаб), занимающийся вопросами стра-тегического планирования в составе директора и его заместителей, например: по коммерции, маркетингу, снабжению, общим вопро-сам. Каждый участник игры занимается вопросами стратегического планирования соответственно выполняемой функции на предпри-ятии, советуясь с остальными участниками подгруппы для выработ-ки общего решения. Не рекомендуется количество участников под-группы менее трех человек, так как в данном случае трудно приоб-рести навыки необходимого общения, проверки правильности сво-ей версии по планированию направления хозяйственной деятельно-сти фирмы.
Каждая подгруппа на основе выработанного в ней общего мне-ния выступает как единый разработчик стратегии предприятия.
В конце деловой игры разработанная стратегия каждой под-группой оценивается на конкурентоспособность студентами всей группы совместно с преподавателем. Высказываются положитель-ные и отрицательные мнения студентов (с точки зрения будущих потребителей услуг). Стратегия может быть доработана и представ-лена снова.
Для проведения деловой игры в течение одного учебного дня (с проведением экспертизы проектов) не рекомендуется создавать ко-личество подгрупп более четырех.
16
Функции руководителя деловой игры: руководитель деловой игры должен ознакомить участников с условиями и этапами игры, по-рядком оформления выступления по разработанной стратегии. В дальнейшем он контролирует время выполнения этапов, разъясня-ет участникам игры отдельные моменты деловой игры, разрешает спорные вопросы, поясняет действие внешней среды по отношению к предприятию, предупреждает вынесение неправильных решений.
Обязательным в поведении руководителя деловой игры является рекомендательный характер его действий. Во время игры участники могут пользоваться стандартами по классификации предприятий той или иной сферы услуг, другими инструкциями и рекоменда-циями. Для лучшего проведения игры руководитель должен заранее рекомендовать участникам необходимую литературу. Желательно организовать посещение лучших предприятий отрасли, успешно выполняющих свою стратегию развития, имеющих четко выражен-ную концепцию фирмы.
Порядок проведения деловой игры: сфера деятельности и условия функционирования предприятий задаются руководителем. Руково-дитель игры с целью создания дополнительной конкуренции между предприятиями может оговаривать место расположения фирм, оп-ределять группу потребителей и т.д.
Ниже приведены этапы проведения игры, очередность которых может быть изменена по желанию игроков.
Этапы деловой игры
1. Разработка планировки предприятия и его интерьера.
2. Выбор материала для строительства здания фирмы и оформ-ления интерьера.
3. Выбор места расположения предприятия. 4. Учет культурных традиций региона.
5. Выбор сегмента потребителей услуг.
6. Перечень услуг, предоставляемых предприятием (ожидание клиента).
7. Тип связи с потребителем.
Описание действий участников деловой игры при выполнении отдельных этапов
Этап 1. Разработка планировки предприятия и его интерьера. На данном этапе необходимо определить тип предприятия, его
размеры, количество торговых залов, этажность, планировку пред-приятия; необходимо обсудить оборудование предприятия и мебель, расстановку, технологию продажи товаров и т.п.
Этап 2. Выбор материала для строительства здания фирмы и оформления интерьера.
17
На этом этапе надо выбрать тип материала для здания предприятия и для оформления интерьера. Надо обратить внимание на то, чтобы стоимость материала соответствовала общей концепции, рекомендуемой в общепринятых стандартах по классификации предприятий.
Этап 3. Выбор месторасположения предприятия.
Этап очень важен для дальнейшего успешного функционирова-ния предприятия, так как торговля и сфера услуг имеют свою осо-бенность. Отдельную услугу или комплекс услуг обычно нельзя транспортировать. Клиент сам посещает предприятие для потребле-ния услуг. Поэтому, если место выбрано не очень удачно, у пред-приятия могут возникнуть проблемы со сбытом товаров и услуг.
Необходимо не только указать место расположения, но и уточ-нить возможности передвижения потребителей, наличие авиа- и железнодорожных линий, близких маршрутов городского транспор-та и т.д. Большое значение имеет окружение предприятия: наличие других предприятий торговли и сферы услуг, экологическая обста-новка, шум. Не рекомендуется размещать предприятия, главной целью которых является предоставление клиентам комплекса услуг, включая полноценный отдых, тишину и спокойствие, вблизи авто-стоянок, бензоколонок, ремонтных мастерских и т.д. Другим отри-цательным примером может быть размещение крупных предпри-ятий торговли и питания, рассчитанных на одновременный прием большого количества покупателей и посетителей при кратких сро-ках обслуживания, в жилых массивах, вдали от основного потока потребителей.
Этап 4. Учет культурных традиций региона.
Для создания особой обстановки внутри предприятия, отличи-тельной его особенности возникает необходимость подчеркнуть ме-стные традиции и привычки населения региона соответствующим оформлением интерьера, предоставлением комплекса услуг, учиты-вающих местную культуру.
Этап 5. Выбор сегмента потребителей услуг.
На этом этапе окончательно уточняется тип клиента, его по-требности и желания, уровень развития спроса, его сезонности, возможность расширения рынка за счет другого сегмента и т.д.
Этап 6. Перечень услуг, предоставляемых предприятием (ожи-дание клиента).
На данном этапе окончательно согласовывается перечень услуг, возможность предоставления комплексного (интегрированного) продукта, режим работы предприятия, уровень качества обслужива-ния, устанавливаются примерные цены на товары и услуги. В пер-вую очередь необходимо обратить внимание на качество товаров, способы их реализации, на организацию реализации услуг. Важно также продумать возможности изменения перечня услуг, диверси-фикации деятельности при неблагоприятной конъюнктуре.
18
Этап 7. Тип связи с потребителем.
При создании нового предприятия необходимо предоставить потребителю нужную информацию. Важное значение приобретает правильно подобранное название предприятия, его эмблема, марка продукта, наружное оформление здания, вывеска и т.д. Необходимо также продумать рекламу фирмы, способы ее подачи и средство рекламы. Главное, чтобы реклама была краткой, ясной, достовер-ной, способствовала привлечению внимания, побуждала к опреде-ленному действию, имела строгую направленность на своего потре-бителя.
При достаточно эффективном способе реализации товаров и ус-луг напрямую потребителю необходимо указать взаимосвязь с по-средническими организациями, которые осуществляют связь с по-требителем по месту его проживания, работы и т.д.
Окончательное оформление концепции развития предприятия
На этом этапе участники игры готовятся к выступлению (пре-зентации своего предприятия) перед аудиторией, стараются сооб-щить только самое ценное, заслуживающее интерес.
Участникам игры желательно выразить концепцию своего пред-приятия в нескольких словах и пояснить их (миссия предприятия).
После выполнения всех этапов каждая из подгрупп выступает перед группой со своей стратегией развития предприятия. По неко-торым разделам концепции руководитель или участники игры могут задавать выступающим вопросы, требующие пояснения.
Затем проводится выбор лучшей концепции развития предпри-ятия из альтернативных вариантов. По каждому из показателей вы-ставляются оценки по пятибалльной системе. Полученная оценка умножается на соответствующий ей коэффициент значимости (уточнение оценок), представленный в следующей таблице:
|
№ п/п |
Показатель |
Коэффициент значимости |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Насколько удачно выбрано место расположе-ния предприятия? |
6 |
|
2 |
Насколько удачно учитываются культурные традиции местности? |
4 |
|
3 |
Соответствуют ли примерные затраты на строительство (или аренду) здания и оформ-ление интерьера его категории и ценам на товары и услуги? |
3 |
19
|
1 |
2 |
3 |
|
4 |
Насколько точно соответствуют ключевые сло-ва (если есть) общей стратегии предприятия? |
5 |
|
5 |
Соответствует ли тип предприятия выбранно-му сегменту потребителей? |
3 |
|
6 |
Насколько эффективно выбраны средства рекламы, эмблемы, марки и т.д.? |
4 |
|
7 |
Соответствует ли перечень предоставляемых услуг типу предприятия и ожиданиям клиента? |
4 |
|
8 |
Насколько вероятно, что работа предприятия сразу же привлечет внимание потенциальных потребителей? |
3 |
Лучшая концепция развития предприятия выбирается по мак-симальному значению суммы уточненных оценок.
Задание 5.7
Цель задания: контроль знаний по теме «Организация как сис-тема управления».
Содержание задания: из предложенных ответов на поставленные вопросы выберите один наиболее полный и правильный, по вашему мнению, ответ.
1. Организационная наука
А. Наука, изучающая основные принципы, законы и законо-мерности природы и общества.
Б. Наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организаций.
В. Наука о количественных соотношениях и качественных ха-рактеристиках объектов окружающего мира.
2. Организация как социальное явление
А. Группа людей, объединившихся для достижения определен-ной цели в области производства товаров, услуг, информа-ции и знаний.
Б. Большая группа разных людей, собравшихся для проведения митинга.
В. Частный предприниматель, ведущий самостоятельную ком-мерческую деятельность.
3. Организационная система
А. Сотрудник, выполняющий работу в соответствии с получен-ным от руководителя заданием.
Б. Единое образование из взаимодействующих между собой звень-ев, предназначенное для целенаправленной деятельности.
20
В. Сложный механизм, состоящий из различных частей и эле-ментов и выполняющий различные функции.
4. Система управления организацией
А. Сотрудники организации, дающие поручения подчиненным и контролирующие своевременное выполнение задания.
Б. Набор взаимодействующих между собой звеньев и подразде-лений, обеспечивающих решение задач управления.
В. Руководитель организации и его заместители. 5. Линейная структура управления
А. Гибкая матричная структура. Б. Неопределенная структура.
В. Жесткая иерархическая структура. 6. Управление организацией
А. Выдача четких распоряжений и приказов исполнителям задания. Б. Обеспечение согласованных действий членов организации,
направленных на достижение общей цели.
В. Беспрекословное выполнение исполнителями распоряжений и приказов дирекции и вышестоящих начальников.
7. Объекты внешней среды организации
А. Люди и организации, с которыми взаимодействует рассмат-риваемая организация.
Б. Все то, что находится за пределами данной организации.
В. Природные и климатические условия, в которых функциони-рует рассматриваемая организация.
8. Хозяйственные организации
А. Группа людей, объединившихся между собой на основе вза-имной симпатии и привязанности.
Б. Союзы, партии, группы, сформированные по интересам.
В. Организации, специализирующиеся на производстве товаров, услуг или информации.
9. Общественные организации
А. Группа друзей, отправившихся во время отпуска в туристиче-ский поход.
Б. Объединение людей, выработавших определенную, общест-венно значимую цель.
В. Организации, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления.
10. Ассоциативные организации А. Религиозные организации.
Б. Потребительские кооперативы. В. Семья, неформальные группы. 11. Неформальные организации
А. Кооперативные организации с небольшой численностью пер-сонала.
21
Б. Незарегистрированные в государственном порядке организации. В. Государственные и муниципальные предприятия.
12. Унитарные предприятия
А. Коммерческие организации, наделенные правом собственности. Б. Коммерческие организации, не наделенные правом собст-
венности.
В. Некоммерческие организации, не наделенные правом собст-венности.
13. Формальные организации
А. Зарегистрированные в установленном порядке организации. Б. Организации, не ведущие хозяйственной деятельности, на-
правленной на получение прибыли.
В. Группа людей внутри организации, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единой цели.
14. Законы, регламентирующие функционирование организационных систем
А. Устойчивая связь явлений или событий, присущая достаточ-но большому количеству организаций.
Б. Правила поведения, принятые в конкретной организации и отраженные во внутренней документации.
В. Контрактные и договорные обязательства членов организа-ции, регламентирующие их деятельность.
15. Синергия
А. Сохранение энергии в замкнутых материальных системах при любых возмущающих воздействиях со стороны окружающей среды.
Б. Прирост энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий, затраченных членами коллектива.
В. Общая сумма материальных ресурсов, необходимых для ре-шения организацией поставленных задач.
16. Анализ
А. Выявление главного фактора, влияющего на устойчивое функционирование рассматриваемой системы.
Б. Представление сложного объекта в виде простых составляю-щих и определение связей между ними.
В. Соединение простых составляющих объекта в единое целое по известному правилу.
17. Синтез
А. Выявление главного фактора, влияющего на устойчивое функционирование рассматриваемой системы.
Б. Представление сложного объекта в виде простых составляю-щих и определение связей между ними.
В. Соединение составляющих объекта в единое целое по из-вестному правилу.
22
18. Статический режим работы организации
А. Режим работы организации при освоении нового сектора рынка.
Б. Неизменность во времени основных показателей организации. В. Стадия сворачивания деятельности организации.
19. Проектирование организаций
А. Процесс создания прообраза будущей организации.
Б. Проектирование служебных помещений в создаваемой орга-низации.
В. Подбор персонала для создаваемой вновь организации. 20. Жизненный цикл организации
А. Время от момента зарождения организации до ее ликвида-ции.
Б. Подготовительный этап, предшествующий созданию органи-зации.
В. Период стабильной и эффективной работы организации. 21. Основная цель коммерческой организации
А. Получение любым путем и в кратчайший срок максимальной прибыли.
Б. Рост размеров организации и увеличение масштабов произ-водства.
В. Решение социально значимых задач, приносящих прибыль. 22. Цель развития
А. Эта цель уже достигалась ранее на данном предприятии. Б. Цель была ранее достигнута на другом предприятии.
В. Цель, которая никогда ранее никем не достигалась. 23. Цель — аналог
А. Эта цель уже достигалась ранее на данном предприятии. Б. Цель была ранее достигнута на другом предприятии.
В. Цель, которая никогда ранее никем не достигалась. 24. Функциональная цель
А. Эта цель уже достигалась ранее на данном предприятии. Б. Цель, которая никогда ранее никем не достигалась.
В. Цель была ранее достигнута на другом предприятии. 25. Объект организационной деятельности в организации А. Администрация.
Б. Управленческий аппарат организации. В. Исполнители.
26. Субъект организационной деятельности в организации А. Вспомогательный персонал.
Б. Административно-управленческий аппарат. В. Непосредственные исполнители.
27. Организационная культура
А. Исторически определенный уровень развития общества и че-ловека, сформировавшийся к настоящему времени.
23
Б. Система норм, правил и моральных ценностей, регламенти-рующая отношения между членами организации.![]()
В. Образовательный и профессиональный уровень членов про-изводственного коллектива организации.
28. Имидж организации
А. Известность организации во внешней среде.
Б. Отношения между членами коллектива и ее руководителем. В. Целенаправленно сформированный образ организации.
29. Бюрократическая организация по М. Веберу
А. В основе организации — рационализация поведения человека. Б. Организация, в которой соблюдаются принципы равноправия. В. Организация, отношения в которой строятся на основе вза-
имной привязанности.
30. Причины возрастания роли организационной науки в современ-ных условиях России
А. Уменьшение размеров предприятий, ориентированных на уз-кую специализацию.
Б. Расширение информационного пространства и необходи-мость работы в условиях острой конкуренции.
В. Увеличение размеров предприятий и создание объединений из предприятий разного профиля, стремящихся к достиже-нию общей цели.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.