Тема 6 Функции менеджмента

  • docx
  • 27.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л1-1444.docx

Тема 6 Функции менеджмента

 

 

Задание 6.1

Цель задания: формирование умения и навыков в выделении и реализации общих функций менеджмента: планирования, органи-зации, координации, мотивации, контроля.

Содержание задания: деловая игра «Менеджер».

Введение. Деловая игра «Менеджер» относится к имитационным деловым играм, в процессе которых моделируется управленческая, производственная и финансовая деятельность организации в усло-виях рыночных отношений.

При проведении игры ставятся различные цели, главные из них: приобретение практических навыков в области менеджмента,

развитие у студентов организаторских способностей;

развитие самостоятельного мышления при решении управлен-ческих задач;

«материализация» управленческих и экономических категорий и определений, закрепление теоретических знаний по ме-неджменту;

формирование умения и навыков в выделении и реализации общих функций менеджмента: планирования, организации, координации, мотивации и контроля;

активизация студентов, повышение интереса к занятиям по менеджменту;

тестирование как итог наблюдения за поведением и результатами работы каждого студента в нестандартных условиях.

В деловой игре имеются элементы противоборства участников при взаимодействии как друг с другом, так и группы с группой. При этом возможны неформальные монопольные объединения, образуемые студентами стихийно.

Игра имеет четко выраженную целевую функцию, что придает игре направленный характер, базирующийся на личном и группо-вом интересах.

Количество ходов в одном цикле игры не лимитируется, и единтвенным ограничением является время, устанавливаемое препода-вателем для каждого этапа.

Игра является комплексной и при полном ее развитии требует проявления знаний основ менеджмента, экономики, планирования и организации деятельности, в том числе и принципов нормироваия и стимулирования труда.

Следует иметь в виду, что проведение игры является не целью, а средством, поэтому самой ответственной и продуктивной частью занятий является заключительный анализ игры, когда студенты раз-бирают свои действия, обосновывают решения; здесь допустима

 


критика партнеров и самокритика. Преподаватель при подведении итогов игры не только оценивает действия студентов, но и на при-мерах хода и результатов игры «материализует» управленческую и экономическую терминологию (в этой деловой игре наглядно про-являют себя все общие функции менеджмента: планирование, орга-низация, координация, мотивация и контроль; реализация их на предприятии в виде специфических и частных функций; а также экономические показатели: валовая выручка, валовой доход, себе-стоимость, оборотные средства, валовая и чистая прибыль и др.).

Подготовка деловой игры: игра «Менеджер» основана на имита-ции трудовой деятельности, поэтому требует наличия и подготовки для игры предметов труда. Так, в качестве предметов труда могут быть использованы детали детского конструктора, а результатом (продуктом) труда выбранная преподавателем любая сборная конструкция (самолет, дом, машина и т.д.), основные требования к которой: наличие запаса деталей, позволяющего одновременно со-бирать не менее 25 конструкций, в том числе иметь не менее 6 эта-лонов сборной конструкции; относительно низкая трудоемкость сборки (наличие наглядных эталонов), позволяющая каждому за время, отведенное на этап производственной деятельности, изгото-вить три пять конструкций; простота контроля качества сборки; возможность предварительной подготовки комплектов деталей для каждой конструкции в отдельной упаковке; производительность на разборке конструкции для обеспечения оборота деталей должна быть на порядок выше, чем при сборке.

Для обеспечения наглядности финансовых операций необходимо изготовить денежные знаки различного достоинства на общую суму, вдвое превышающую теоретически возможное (максимальное) производство товарной продукции всей группы студентов. Не следует обязательно стремиться к жизненно реальному масштабу цен, наобо-рот, желательно обеспечить простоту арифметических расчетов. Для проведения игры желательно подготовить раздаточный материал, в котором зафиксированы нормативы (табл. 6.1), и поставить цель.

 

Т а б л и ц а 6.1 Исходные данные для проведения игры

 

Наименование показателя

Единица измерения

 

Величина

 

Примечание

Цена            готовой продукции (ГП)

Руб.

1000

По     этой     цене     «Заказчик» принимает ГП от снабженеско-сбытовой организации

Цена      комплекта деталей

Руб.

500

По     этой     цене     «Заказчик» продает     их     снабженческо-сбытовой организации

 

 


Структура взаимоотношений между организациями и предпри-ятиями определяется схемой, представленной на рис. 6.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цены между предприятиями и снабженческобытовыми оргаизациями на поставку деталей и готовых конструкций, как и усло-вия поставки, определяются двусторонним договором.

Проценты за краткосрочный кредит, как и условия его погашеия, также устанавливаются по договору между банками и органи-зациями (предприятиями).

Цель игры:

1) максимизация валового дохода организации (предприятия) за счет всех видов деятельности при соблюдении социальной спра-ведливости, изначально принимая квалификацию всех участни-ков игры равной, а труд равноценным и необходимым;

2) по результату фактической деятельности распределить вало-вой доход на каждого члена предприятия (организации).

Распределение ролей: для примера распределения ролей возьмем группу из 25 студентов.

Первая группа производственный сектор составит 15 челоек; три предприятия численностью по четыре человека и одно предприятие три человека.

Вторая группа снабженческо-сбытовые организации соста-вит шесть человек, две организации по три человека в каждой. Тре-тья группа банки составит четыре человека, два банка по два человека в каждом.

Возможно и другое распределение, важно обеспечить создание внутренних и внешних производственных ситуаций, сочетание лич-ного и группового интересов:

разделение труда, в том числе выборность руководителей или появление неформальных лидеров;

коллективность в принятии решений;

 


выработка принципов распределения дохода между членами коллектива.

Постановка задачи. Общая ситуация: снабженческо-сбытовые организации покупают за наличный расчет комплекты деталей у «Заказчика» (преподаватель) и организуют снабжение ими предпри-ятий также за наличные деньги по договорным ценам и по дого-ворным условиям поставки, т.е. при заключении соответствующих договоров в письменной форме следует предусмотреть возможные ситуации, которые могут возникнуть по ходу игры.

Предприятия собирают по эталону конструкции и продают их снабженческо-сбытовым организациям за наличные деньги по до-говорным ценам.

Для обеспечения финансовых операций банки под договорные проценты и условия возврата выдают кредит организациям (пред-приятиям). Банки проводят работу по страхованию и разрешают споры между организациями.

Игровая часть занятий проходит в два этапа.

П е р в ы й этап продолжительностью не менее двух часов на разработку производственных программ предприятий, расчета пла-нового валового дохода и его распределения в соответствии с вы-бранными принципами и организацией производства. Здесь очень четко выступает значение функции планирования. В соответствии с условиями игры очень важно составить напряженный, но выпол-нимый план. Для этого при разработке плана следует четко проду-мать организацию производственного процесса, применяя нормиро-вание и хронометраж выполнения отдельных операций при сборке конструкций. В итоге каждое предприятие должно определить как суммарный валовой доход по плану, так и в расчете на одного иг-рающего, а также личные планы каждого работника, и сдать эту информацию преподавателю.

Снабженческо-сбытовым организациям, учитывая установлен-ные лимиты на единовременную ачальную) закупку партии дета-лей, необходимо также заключить договоры, организовать свою ра-боту, определить план дохода всей организации, а также в расчете на одного играющего и личные планы каждого работника. Важ-нейшим моментом работы этих организаций является правильное определение уровня договорных цен.

Наиболее трудные теоретические задачи, требующие широты мышления, падают на работников банков. Фактически они должны смоделировать всю производственную ситуацию и, основываясь на принципах социальной справедливости, определить проценты за кредит, которые определяют доход каждого служащего банка, пла-новую величину которого они сообщают преподавателю.

 

 


Для мотивации взятия организациями напряженных (но выполимых) планов студентам сообщаются условия определения конеч-ного результата:

 

Р = П+Ф, если П < Ф или П=Ф; Р = Ф, если П> Ф,

 

где Р расчетный валовой доход организации по условиям иг-ры, руб.;

П плановый валовой доход на одного работника, руб.;

Ф фактический валовой доход на одного работника, руб.

 

Выигрывает тот, у которого максимальный плановый доход, т.е. взят и выполнен напряженный план. Все это сообщается группе в качестве постановки задачи на первый этап игры.

 

Т а б л и ц а 6.2 Условия подсчета результата

 

 

Предприятие

Валовой доход

на одного работника (план)

Валовой доход на одного работ-

ника (факт)

 

Итоговый результат

1 2 3

500 500 1000

600 500 900

1100 1000 900

 

В т о р о й этап игры продолжается от 20 мин. до одного часа (продолжительность этапа устанавливается преподавателем). Время данного этапа определяет условно годовую производственную прорамму работы всех организаций, т.е. это время есть время сборки, купли-продажи комплектов деталей и готовой продукции. Как только время, установленное на этот этап, закончится, игра преращается. В результате этого могут остаться нереализованная про-дукция и незавершенное производство.

Каждое предприятие и организация по результатам деятельно-сти составляют отчет.

Эту работу целесообразно рассматривать как домашнее задание. Примечание. Преподаватель в предложенной игре выполняет

функции некой внешней среды, которая финансирует банки по их за-явкам, выдает по твердым ценам комплекты деталей и принимает го-товую продукцию. Он обеспечивает денежный и материальный оборот в системе. При этом необходимо знать:

общее количество комплектов ограничено наличием запаса (Н комплектов) и оборотом в процессе купли-продажи готовых кон-струкций, которые разбираются и вновь пускаются в производст-во. Поэтому в начальный (пусковой) период для каждой снаб-

 

 


женческо-сбытовой организации может быть установлен лимит одновременной поставки комплектующих деталей, который ра-вен Н М, где Н максимальное количество комплектов, имеющихся в игре; М количество комплектов, используемых в качестве эталонов; С количество снабженческих организаций. В последующем поставки деталей ограничены временем полного оборота (продажа деталей, транспортировка, сборка, сбыт гото-вой продукции и разборка ее на детали). Разборка конструкций входит в функции сбытовых организаций или специально выде-ленной группы студентов с оплатой по тарифу;

рынок готовых конструкций не ограничен (что может быть и из-менено), вместо одной конструкции (монопродуктовая модель игры) допустимо ввести две и более модификаций. Например, одну из модификаций возвести в ранг госзаказа, т.е. установить повышенную цену, гарантировать бесперебойность поставки де-талей, ограничить потребность, обязательность размещения основное требование к работе снабжения (организаций), что мо-жет стимулироваться не только ценой, но и дополнительными санкциями в случае невыполнения. Однако все это усложняет игру и может быть рекомендовано только при хорошей подготов-ке играющих, большего игрового времени и более тщательной подготовке к проведению игры;

каждому предприятию и снабженческо-сбытовой организации на весь период игры выдаются эталоны конструкций, которые обес-печивают правильность сборки и контроль качества на стадии приемки готовой продукции. На первом этапе только предпри-ятиям выдается еще один комплект деталей или собранная кон-струкция для освоения процесса сборки, тренировки, нормиро-вания и разделения труда, т.е. организации процесса производ-ства. К концу этапа этот дополнительный комплект должен быть изъят;

необходимо четко определить, что принимается за основные и оборотные фонды предприятий и организаций, обозначить их стоимость;

как уже упоминалось ранее, детали для сборки выдаются только под наличные денежные знаки, поэтому банки должны рассчи-тать общую потребность денежной массы. Целесообразно уста-новить небольшой процент платы за выданные суммы, т.е. банки первоначально сами берут деньги под процент у своих условных «вкладчиков»; этот процент должен заставить участников игры работников банков обоснованно подойти к определению по-требности денежной массы и не завышать ее;

важным моментом является установка времени по этапам игры. Если есть возможность, то на первом этапе рекомендуется дать студентам не два, а три часа. Как показывает практика проведе-ния деловой игры, студенты принимают многие решения без

 

 


достаточных обоснований из-за нехватки времени. Количество времени, отводимое на второй этап, определяется исключитель-но трудоемкостью сборки и может быть сведено к минимуму, т.е. продолжаться не более 20—30 минут;

после окончания второго этапа игры необходимо зафиксировать фактический доход каждого предприятия и организации. Группа, как правило, очень возбуждена, поэтому переходить сразу к рас-четам и распределению дохода, а тем более к анализу игры не рекомендуется. Следует сделать длительный перерыв или дать домашнее задание: завершить расчетную часть, проанализиро-вать свои действия и результат, найти свои ошибки. На следую-щем занятии собрать отчеты и подытожить формальную сторону игры в соответствии с целевой установкой, после чего перехо-дить к подробному разбору деловой игры, ее результатов и по-ведения студентов.

Анализ деловой игры: анализ деловой игры самая ответственая часть занятий проводится по следующей схеме:

заслушивание отчетов руководителей предприятий и органи-заций, которое включает сопоставление результатов различ-ных групп, выявление причин успеха или провала, обоснова-ние действий на всех этапах игры;

разбор игры преподавателем;

закрепление экономических понятий на основе разбора одно-го или двух правильно составленных отчетов аловая выруч-ка, валовой доход и др.) предприятий или организаций.

При заслушивании отчетов следует обратить внимание на расрытие следующих вопросов, которые являются основой организаии дискуссии в группе:

краткий отчет о результатах работы в цифрах, раскрытие приин успеха или неудовлетворения работой;

принципы разделения труда в организации, мотивы выбора руководителя, оправданность этого выбора в работе, появле-ние неформального лидера и его деятельность;

методы нормирования труда и методы планирования, т.е. обоснование производственной программы и доходов;

принципы распределения дохода между членами коллектива;

обоснование соглашения по договорным ценам и процентам за кредит;

оформление договоров и их выполнение;

наличие разногласий и способы их преодоления.

После отчетов участников игры преподаватель подробно оста-навливается на тех вопросах, которые требуют новых знаний, и подводит итог дискуссии.

Несмотря на то что студенты, как правило, до начала игры тео-ретически владеют основными экономическими понятиями, на

 

 


практике эти знания используются слабо. Практика проведения этой игры показывает, что многие решения студентами принима-ются без должного обоснования, даже в тех случаях, когда имеются или можно найти четкие основания для принятия решения.

После окончания игры становится ясно, что победителем в игре выходит не всегда тот, кто произвел большее количество продукции (в штуках), а тот, кто теоретически верно решал задачи и в первую очередь правильно обосновал свой план и соответственно этому получил доход, согласовал договорные цены и проценты за кредит, осуществил учет и контроль произведенной продукции и получения денежных средств в процессе игры. Изначально ставилась задача распределения доходов на основе принципа социальной справедли-вости, т.е. если все работники предприятия работали с равной отда-чей, то должны получить равный доход на каждого члена. Это ос-новная предпосылка расчетов, так как оценка предприятий ведется по этому показателю, чтобы устранить тот фактор, что предприятия могут отличаться по численности работников.

Рассмотрим пример расчета.

Согласно условиям игры цена готовой конструкции равна 1000 руб., а комплекта деталей 500 руб. Всего играющих 25 человек, в том чис-ле в производственном секторе 15 человек, снабженческо-сбытовых организациях 6 человек, в банках 4 человека.

Из этого условия следует:

собрав хотя бы одну конструкцию, вся система предприятий, орга-низаций и банков получает от «Заказчика» 1000 500 = 500 руб. дохо-да, который должен распределиться следующим образом:

производственный сектор 15 человек, следовательно, 500 : : 25 ½ 15 = 300 руб. должно остаться у каждого предприятия от каждой собранной конструкции независимо от членов коллектива. Аналогично определяется доля снабженческо-сбытовой организации: 500 : 25 ½ ½ 6 = 120 руб., банку остается 500 : 25 ½ 4 = 80 руб.

Однако следует учесть, что банк получает свои доходы за счет выдачи кредитов предприятиям и организациям, поэтому 50% этой суммы он получит напрямую от предприятий, вторую часть от сбы-товых организаций. Эта величина, следовательно, должна быть вклю-чена в первичный доход этих организаций за счет договорных цен. Поэтому, выходя на переговоры по поводу договорных цен, предпри-ятия и снабженческие организации должны ориентировочно исходить из того, что на операции продажи комплекта деталей и купли готовой кон-струкции снабженцы должны получить около 120 руб. Далее вопрос торга (согласования). Отсюда цена готовой конструкции по договору составит около 940 руб., а цена комплекта деталей 560 руб. без учета особых условий поставки или доставки.

При расчетах процентов за кредит банк должен исходить из этих же расчетов, но дополнительно потребовать от предприятий и органи-

 

 


заций план производства и план оборота деталей или планы доходов. Поэтому банк должен сделать прогноз общего объема производства и, устанавливая проценты, исходить либо из пропорционального деле-ния общего дохода на каждого работника банка, либо основываясь на двусторонних отношениях с каждой организацией (предприятием).

Например, одно из предприятий приняло план, равный пяти конст-рукциям, и берет кредит, исходя из фронта работ в пусковой период, в размере 1120 руб., т.е. на два комплекта деталей. Учитывая, что с ка-ждой конструкции банк должен получить 80 руб., платежи за кредит должны составить 80 ½ 5 ½ 100 : 1120 = 35,7%. Следует иметь в виду, что кредит берут не только предприятия, но и снабженческо-сбытовые организации, следовательно, получение дохода банком с каждой кон-струкции может быть обеспечено за счет двух источников. Платежи за кредит для каждого из них при этом могут составить 80 : 2 ½ 5 ½ ½ 100 : 1120 = 17,8%. Банк, собирая сведения о планах производства предприятий, может способствовать увеличению производственной программы и стимулировать это снижением процентных отчислений, предполагая компенсировать его за счет снабженческих организаций.

Несмотря на всю условность игры, в ней возникает много экоомических тонкостей, которые могут явиться поводом для углуб-ления экономических знаний. Так, при подведении окончательных результатов игры можно ввести расчет таких показателей как: себе-стоимость, материальные затраты, амортизация, заработная плата и начисления на нее, валовая и чистая прибыль.

Примерный отчет о работе предприятия (организации) пред-ставлен ниже (табл. 6.3).

 

Т а б л и ц а 6.3 Отчет о работе предприятия (организации)

 

Наименование показателя, статьи расходов (доходов)

Нормативы, цены

 

План

 

Факт

 

Примечание

1

2

3

4

5

1. Численность работников, чел.

 

 

2

 

2

 

2. Произведено готовой про-дукции, шт.

 

 

6

 

7

 

3. Валовая выручка, руб.

940 руб./шт.

 

5640

 

6580

 

4. Материальные затраты, руб.

560 руб./шт.

 

3360

 

3920

 

5. Процент за кредит

15%

168

168

 

 


Окончание табл. 6.3

 

1

2

3

4

5

6. Валовой доход, руб.

 

2112

2492

 

7. Валовой доход на одного работника, руб.

 

 

1056

 

1246

 

 

Задание 6.2

Цель задания: научиться формулировать миссию организации. Содержание задания:

1) сформулировать миссию следующих организаций различных объемов и направлений деятельности:

розничная торговая организация; оптовая торговая организация;

объединение розничных торговых организаций;

оптовоозничное объединение торговых организаций; производственноорговое объединение;

2) оформить задание в виде следующей таблицы:

 

п/п

 

Организация

 

Миссия организации

1

Розничная торговая организация

 

...

 

 

 

Задание 6.3

Цель задания: уметь раскрывать содержание общих функций ме-неджмента в коммерческих организациях.

Содержание: раскройте содержание общих функций менеджмента в процессе оптовой закупки товаров, используя следующую таблицу:

 

п/п

 

Общая функция

 

Конкретная работа (частные функции)

1

2

3

 

 

1

 

 

Планирование

1.1 1.2 1.3

и т.д.

 

2

 

Организация

1.1 1.2

 

 


1

2

3

 

 

1.3

и т.д.

 

 

3

 

 

Координация

1.1 1.2 1.3

и т.д.

 

 

4

 

 

Мотивация

1.1 1.2 1.3

и т.д.

 

 

5

 

 

Контроль

1.1 1.2 1.3

и т.д.

 

Задание 6.4

Цель задания: приобретение навыков системного планирования. Содержание задания: начертить план-график и сетевой график

открытия предприятия быстрого обслуживания «Русское бистро» на 40 посадочных мест и сравнить их. Перечень этапов и сроки вы-полнения работ по вводу предприятия размещены в табл. 6.4.

 

Т а б л и ц а 6.4 План открытия ПБО «Русское бистро»

 

 

Начальное событие

Завер-шающее событие

 

Содержание работы

Продолжи-тельность (дни)

 

Ответ-ственный

1

2

3

4

5

 

 

1

Разработка плана мероприятия

 

 

 

1

 

2

Регистрация пред-приятия через юри-дическую фирму

 

21

 

 

1

 

3

Маркетинг, выбор места

 

30

 

 

2,3

 

4

Заключение догово-ра аренды

 

7

 

 

4

 

5

Регистрация догово-ра аренды

 

60

 

 

 


Окончание табл. 6.4

 

1

2

3

4

5

 

4

 

6

Разработка и согла-сование проекта

 

90

 

 

4

 

7

Оформление пас-порта на рекламу

 

90

 

 

6

 

8

Поставка оборудо-вания мебели и ин-вентаря

 

60

 

 

6

 

9

Проведение строи-тельно-монтажных работ

 

90

 

 

7

 

10

Изготовление и монтаж внешних световых вывесок

 

14

 

 

8,9

 

11

Доставка и монтаж оборудования, мебе-ли и инвентаря

 

7

 

 

 

9,11

 

 

12

Получение заклю-чения ЦГСЭН, Гос-пожнадзора. Заклю-чение договоров на вывоз ТБО и др.

 

 

21

 

 

 

5,10,12

 

 

13

Получение разреения на торговлю. Открытие предпри-ятия

 

 

7

 

 

Ответы на с. 180—181.

 

Задание 6.5

Цель задания: концентрация внимания на терминах, связанных с реализацией функций менеджмента.

Содержание задания: найдите в приведенном ниже тесте Мюн-стерберга не менее 50 терминов, прямо или косвенно связанных с реализацией функций менеджмента.

 

Тест Мюнстерберга

вракцептизакционерометакцияфанализмаудитубовидевыживание лагармониявидекомпозициялиомидиагностикарадинамикадозадачас тиерархиялинформациякодыкомпозициямакомпьютерралкозаконтро

 

 


ллингафконтрольхикоординациятакоррекциямаметодинамотивация менемодельтапыпецобъектусорганизациячетофертабипланированиет еподходокипринципопроблемажупроцессофоразвитиелипрационали зацияравиревизиясореинжинирингутшорешениесмаруководительняв иперсамосохранениенойсинергиялюсинтезыкасистематистагнациява статикаторюстимуляцияхонатаструктуракиалсубъективитехнологияп аритипежекуправлениемруставихаризмаразлявлениет