Тема 8 Методы менеджмента

  • docx
  • 27.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л1-1447.docx

Тема 8 Методы менеджмента

 

 

Задание 8.1

Цель задания: приобретение навыков использования экономиче-ских методов управления в деятельности предприятия торговли в процессе расчетно-деловой игры «Рынок».

Содержание задания: расчетно-деловая игра «Рынок».

Цель расчетно-деловой игры: расчетно-деловая игра «Рынок» проводится для закрепления теоретических основ менеджмента и маркетинга и имеет целью научить слушателей управлять предпри-ятием торговли, реализовать нужную продукцию, побеждать в конурентной борьбе, стремиться достичь лучшего результата в произодстве продукции.

Условия проведения расчетно-деловой игры: игра проводится од-ним преподавателем в студенческой группе не менее 4 и не более 16 человек. Методика проведения расчетно-деловой игры «Рынок» базируется на материале игры «КЛИО», применяемой в Учебном центре Торгово-промышленной палаты г. Лиона ранция) при подготовке коммерсантов. Методические указания состоят из двух частей: для преподавателей и для студентов.

В разработках для преподавателей приводятся некоторые психо-логоидактические аспекты методологии и практики проведения деловых игр, а также конкретные методические рекомендации по созданию предприятия и по его работе в условиях рынка.

В разделе, предназначенном для студентов, даются общие ука-зания по ходу деловой игры и комплекты необходимых документов.

До начала игры комплекты документов, методические указания для студентов и набор игровых элементов следует размножить на ксе-роксе. При этом на каждую студенческую группу (34 чел.) должен быть выдан один комплект методических указаний для студентов.

Игра проводится в течение двух дней непрерывно, по 6 ч в день, с интервалами по 10 мин, через каждые 1,5 ч занятий.

Функции руководителя деловой игры. Руководитель деловой игры обязан объяснить участникам порядок игры и правила их действий.

В процессе игры преподаватель может привлечь в качестве ас-систента одного из студентов, передав ему некоторые свои функции апример, выдачу маркетинговой информации, оформление дого-воров на поставку сырья и т.п.).

Разумеется, в расчетно-деловой игре «Рынок» есть упрощения и допускается абстрагирование от некоторых реальных аспектов ком-мерческой деятельности. Многое зависит от преподавателя, ведуще-го игру. От него требуется знание не только основ управления эко-

 

 


номикой, но и делопроизводства, права, коммерческой деятельно-сти и т.д. В процессе игры преподаватель должен имитировать всю «окружающую среду»: поставщиков, потребителей, маркетологов и др. Очень важно подходить к игре творчески. Методические указа-ния дают лишь алгоритм ведения игры. Преподаватель же может по своему усмотрению вводить дополнительные условия, упрощая или усложняя возникающие в ходе игры ситуации.

Этапы деловой игры

1. Игра начинается с того, что преподаватель делит группу стуентов (слушателей) на подгруппы по 3—4 человека. Каждая подруппа имитирует одно предприятие торговли. Предприятий долж-но быть не менее трех и не более четырех. На каждом предприятии выбирается подгруппой или назначается преподавателем директор, который назначает заместителей по коммерческой деятельности, по экономике и по общим вопросам (если подгруппа менее 4 чел., эти функции можно совмещать).

После этого директор каждого предприятия получает методиче-ские указания для студентов (1 экз. на каждое предприятие), ком-плект форм и договоров (тоже 1 экз.) и первоначальный капитал 300 тыс. у.е.

Далее предприниматель объявляет о начале игры, рекомендует всем участникам ознакомиться с содержанием методических указа-ний для студентов лушателей) и сообщает о том, что в течение определенного времени (1,5—2 ч) надо заполнить форму 1 м. приложение) и выйти с этой формой и соответствующими догово-рами для аренды торговых залов и найма рабочей силы. При этом следует сказать, что группа, которая первая правильно оформит все документы и выйдет на рынок, будет иметь определенные преиму-щества (в частности, более низкие транспортные тарифы. Но воз-можны и другие стимулы по усмотрению преподавателя).

2. Аренда торговых залов, заключение договоров на перевозку, наем рабочих. Этот этап организуется в соответствии с правилами продажи и условиями, изложенными в методических указаниях для студентов (слушателей).

При оформлении перевозок необходимо, чтобы каждое пред-приятие правильно составило договор на поставку продукции (кон-троль осуществляет преподаватель или его ассистент), а также за-ключило договор или контракт с продавцами. Кроме того, препода-ватель должен проверить правильность заполнения формы 1 ка-ждого предприятия, выходящего на рынок, прежде чем будет про-изведен акт аренды или продажи.

На этом этапе может возникнуть потребность в долгосрочном кредите, который предоставляется по решению банкира (препода-

 

 


вателя), но размер кредита не может превышать 600 тыс. у.е. При этом желательно оформить кредитный договор.

После того как последнее предприятие вышло на рынок, купи-ло средства производства и наняло рабочую силу, начинается сле-дующий этап реализация.

3. На этом этапе предприятия обращаются к маркетологу (если они этого не сделали на втором этапе) и получают от него платную информацию о рынке, в соответствии с которой определяют биз-нес-план своего предприятия на год.

Каждое предприятие заполняет первую графу формы 2 (см. приложение), и директор каждого предприятия сообщает о том, по какой цене и какие товары он намерен реализовать. Эти сведения преподаватель может огласить только на следующем этапе. Препо-даватель выдает директору предприятия или его заместителю по коммерческой части карточки соответствующей продукции на год или на полугодие.

После того как все предприятия подготовились к реализации продукции за первое полугодие, преподаватель чертит на доске табл. 8.1.

4. Этап «Реализация продукции» за полугодие. Внимание всех предприятий сосредоточивается на рынке первого года, конъюнкту-ра которого представлена в табл. 8.1.

 

Т а б л и ц а 8.1 Данные о реализации продукции за первый год

 

 

 

Период

 

Количество изделий (платьев), тыс. ед.

 

 

 

Всего

 

Размеры синего цвета

Размеры красного цвета

Размеры желтого цвета

ма-лый

средий

боль-шой

ма-лый

средий

боль-шой

ма-лый

средий

боль-шой

За год

0

2

1

2

8

4

2

3

2

24

В том числе

I полуго-дие

 

 

0

 

 

1

 

 

0,5

 

 

1

 

 

4

 

 

2

 

 

1

 

 

1,5

 

 

1

 

 

12

II полуодие

 

0

 

1

 

0,5

 

1

 

4

 

2

 

1

 

1,5

 

1

 

12

 

После информации о рынке преподаватель объявляет, какие то-вары и по какой цене куплены. Далее производится покупка и про-дажа товаров.

 


5. Предприятия корректируют выпуск продукции в соответствии с правилами продаж и вновь заполняют форму 2 (графу 2). Конфиденциально сообщают преподавателю о реализуемых товарах и получают соответствующие карточки «товар».

6. Преподаватель объявляет о том, какие товары, каких пред-приятий и по какой цене куплены за полугодие (при этом возможости рынка, определенные в табл. 8.1, не могут быть изменены). После этого происходит продажа продукции (т.е. обмен карточек «товары» на «деньги»), затем производятся обязательные платежи. По итогам года заполняется форма 3 (графа 1) (см. приложение), и анализируются итоги первого года,

7. Второй год начинается с закупок товаров и других компо-нентов в первом полугодии, и игра продолжается по приведен-ному для первого года алгоритму. Но перед началом первого по-лугодия второго года каждое предприятие получает карточку «случайности» (см. приложение). Конъюнктура рынка изменится (табл. 8.2).

 

Т а б л и ц а 8.2 Данные о реализации продукции за второй год

 

 

 

Период

 

Количество изделий (платьев), тыс. ед.

 

 

 

Всего

 

Размеры синего цвета

Размеры красного цвета

Размеры желтого цвета

ма-лый

средий

боль-шой

ма-лый

средий

боль-шой

ма-лый

средий

боль-шой

За год

1

6

3

2

8

2

1

3

0

26

В том числе

I полуго-дие

 

 

0,5

 

 

3

 

 

1,5

 

 

1

 

 

4

 

 

1

 

 

0,5

 

 

1,5

 

 

0

 

 

13

II полу-годие

 

0,5

 

3

 

1,5

 

1

 

4

 

1

 

0,5

 

1,5

 

0

 

13

 

8. Третий год, так же как предыдущие, начинается с договоров на транспортировку и других компонентов, необходимых для тор-говли. При этом преподаватель предупреждает, что с этого года наинается взимание налогов, и напоминает о размерах налогов.

Далее игра продолжается по алгоритму первого и второго го-дов. Емкость и конъюнктура рынка третьего года приведены в табл. 8.3.

 

 


Т а б л и ц а 8.3 Данные о реализации продукции за третий год

 

Количество изделий (платьев), тыс. ед.

 


Период                   Размеры синего цвета


Размеры красного цвета


Размеры желтого

цвета                                    Всего


 


малый


сред-         боль-         ма-ний            шой          лый


сред-         Боль-         ма ний           шой          лый


сред-       больий          шой


 


За год

 

В том числе

I полуго-дие

 

II полуодие


2                 4                 2                0                4                2                1               8           3                  26

 

 

1                 2                 1                0                2                1              0,5             4           1,5              13

 

 

1                 2                 1                0                2                1              0,5             4           1,5              13


 

9. Проводится разбор игры по данным табл. 8.4 за все три года. При этом директор каждого предприятия должен разобрать работу своего предприятия и прокомментировать свою стратегию.

 

Т а б л и ц а 8.4 Таблица анализа результатов деятельности предприятий

 


 

               Предпри-п/п            ятие


Товар

 

 

мерраз-          цвет


Количе-ство торго-вых залов (шт.)


Количест-          Из-во продан-      держки ных това-      на одно

ров ыс.         платье ед.)                (у.е.)


Цена одного изделия (у.е.)


Кре-         При-дит          быль (у.е.)         (у.е.)


 

1

 

2

 

3

 

4

 

10. В ходе игры могут возникнуть непредвиденные ситуации, их разрешает преподаватель по своему усмотрению. Окончательное подведение итогов по результатам трех лет работы и разбор игры в целом осуществляет преподаватель. Он отмечает позитивные и неативные стороны в игре каждой команды.

Методические указания для студентов

Игра проводится после прослушивания лекций курсов «Основы менеджмента» или «Основы маркетинга». Группа делится на 3—4 под-группы, в каждой из которых насчитывается 34 чел. Каждая подруппа имитирует деятельность одного предприятия торговли.

На каждом предприятии избирается (или назначается преподаателем) директор, который определяет себе заместителей по ком-мерческой работе, экономике и общим вопросам.

Предприятия конкурируют между собой, закупают и реализуют товары (платья), различающиеся только размером (большой, сред-ний, малый) и расцветкой иний, красный и желтый цвет). Конку-рирующие предприятия могут устанавливать контакты между собой только через директора.

«Окружающую среду», т.е. банки, трудовые и фондовые биржи, покупателей, маркетолога и т.п., имитирует преподаватель ли на-значенный им ассистент).

В начале игры каждое предприятие наделяется исходным капиалом размере 300 тыс. у.е. на каждое предприятие) и пакетом документов, в который входят: форма расчета издержек орма 1); основные показатели (форма 2); отчет о работе предприятия за год (форма 3).

Предприятия приступают к расчетам издержек и при успешном завершении этих расчетов выступают в качестве покупателей ору-дий и предметов труда, а также работодателей. При этом предпритие, первое рассчитавшее издержки и вышедшее на рынок, может иметь некоторые преимущества.

Осуществив необходимые закупки, предприятие приступает к выпуску продукции. При этом крайне важно правильно сориенти-ровать позиционирование своего товара, а также установить опти-мальную цену на него. При определении производственной прораммы предприятия целесообразно обратиться за консультацией к маркетологу (см. приложение), который может дать следующие справки:

 

1) самая модная расцветка;

2) общее количество товаров, имеющих самую модную расцвет-ку, которое будет продано;

3) самый ходовой размер;

4) общее количество товаров самого ходового размера, которое будет продано;

5) самая непопулярная расцветка;

6) общее количество товаров, имеющих самую непопулярную расцветку, которое будет продано;

7) самый неходовой размер;

 


 

8) общее количество товаров самого неходового размера, кото-рое будет продано;

9) какова емкость рынка, т.е. общее количество товаров, кото-рое рынок может принять;

10) какие виды товаров не будут проданы.

Количество справок не лимитируется, но все справки платные. Реализация товаров оценивается в конце каждого полугодия. При этом должны быть соблюдены следующие правила продажи:

 

1) расчетная единица 1 тыс. у.е.;

2) за полугодие реализуется половина товаров, предусмотренных к реализации за год;

3) предприятие может реализовать не более двух продуктов, разичных по цвету и размеру (или только по цвету, или только по размеру), по своему усмотрению. Причем эти два разных товара продаются по одной цене;

4) если рынок может принять все товары, то они реализуются по цене, установленной предприятием. Но существует мак-симальная цена, которая не может быть превышена:

5) если рынок не может принять всю массу товаров, то в первую очередь продаются самые дешевые;

6) предприятие, первое вышедшее на рынок, имеет преимуще-ства в сбыте своей продукции, а вышедшее последним нахо-дится в неблагоприятном положении;

7) непроданные товары либо остаются на предприятии и могут быть проданы затем по цене, равной себестоимости, либо в конце года по цене в два раза ниже себестоимости.

После подведения результатов первого полугодия предприятие не может изменить размеры и расцветку своих товаров, но может изменить продажную цену, имеет право пересмотреть количество единиц товара, установленное в начале года, или отказаться от реа-лизации одного из видов товаров.

 

Исходные данные для руководителей предприятий

Директор. Вы директор предприятия торговли. Вы должны руоводить им так, чтобы оно было самым лучшим. Вы окружены людьми, имеющими определенные знания и навыки, и вы должны координировать их действия. Вы вправе консультироваться со своими заместителями, но выбор решения ваша прерогатива. Вы отвечаете в конечном счете и за хозяйственную, и за коммерче-скую, и за финансовую деятельность предприятия.

В начале игры вы имеете капитал в 300 тыс. у.е., который по-зволяет начать небольшое дело, но если дело расширить, то может возникнуть необходимость в кредите. Он не должен превышать ваш собственный капитал более чем в два раза.

 


Долгосрочный кредит дается на три года под банковский про-цент 10% в год. Ежегодно вы частично погашаете долгосрочный кредит и платите процент за пользование кредитом. В экстренных случаях вы можете вести переговоры с банком о предоставлении краткосрочного кредита (на год) под банковский процент 20%.

Общие затраты предприятия на содержание дирекции 20 тыс. у.е в год (командировочные и представительские расходы, плата за электроэнергию, телефон и др.), это фиксированная величина. Она не может быть ни уменьшена, ни увеличена.

На третьем году существования предприятия вводится налог на до-бавленную стоимость в размере 10% от суммы добавленной стоимости.

Вы должны не только следить за финансовой деятельностью предприятия, но и знать все аспекты его деятельности. Ибо, если в конце года ваше предприятие окажется последним, вам следует уйи с поста директора, а ваша группа вынуждена будет выбрать друого директора.

Заместитель директора по коммерческой работе. На предприятии вы несете ответственность за покупку и сбыт товаров. Чтобы заку-пить 1 тыс. ед. товаров, вам необходимо произвести транспортные расходы, которые стоят 45 тыс. у.е. При этом оптовая цена 1 тыс. ед. товара 50 тыс. у.е. Вы можете работать со следующими транс-портными организациями.

А. Новое предприятие, которое оказывает транспортные услуги по более низкой цене (скидка 10%), чтобы привлечь клиентов. Од-нако это небольшое предприятие, и его услугами может воспользоаться лишь первое предприятие, вышедшее на рынок.

Б. Крупное стабильное предприятие, но его тарифы на перевоз-ки неизменны (45 тыс. у.е. за перевозку 1 тыс. ед. товаров).

Вам надлежит совместно с директором выбрать позиционирова-ние производимой продукции и договориться с маркетологом о рекламе. Вы отвечаете за транспортировку продукции.

Заместитель директора по экономике. Вы отвечаете за расходы предприятия, осуществляете аренду и эксплуатацию торговых по-мещений. Аренда одного торгового зала 50 тыс. у.е. Срок аренды — 10 лет. Годовая плата 5 тыс. у.е. Каждый торговый зал может быть использован для реализации 1 тыс. ед. товаров в год. Пред-приятие может реализовать два типа товаров (различных по цвету и размеру). Аренда торговых залов производится только в начале года. Если предприятие находится в трудном положении, оно может рас-торгнуть договоры аренды, уплатив арендную плату за текущий год.

Фиксированные расходы на производство 20 тыс. у.е. в год (это затраты на оборудование, полученное по лизингу). Данные расходы стабильны независимо от объемов реализации товаров. Упа-ковка 1 тыс. ед. товаров стоит 1,5 тыс. у.е. в год. Хранение 1 тыс. ед. товаров обходится в 0,5 тыс. у.е. в год.

 

 


Заместитель директора по общим вопросам. Вам подчинен отдел кадров. Ваша главная задача обеспечение предприятия рабочей силой. Для обеспечения работы одного торгового зала необходимо пять продавцов, заработная плата которых составляет 95 тыс. у.е. в год. При приеме на работу вам надо выбрать один из двух вариантов

найма продавцов.

А. Нанять временных продавцов по срочным договорам на 1 год и рассчитать их заработную плату.

Б. Нанять продавцов по контракту на определенный период времени. Контракт заключается сроком на два года с возможным по-следующим его продлением еще на один год (по условию контракта пять продавцов получают заработную плату 95 тыс. у.е. в год).

В случае расторжения договора на аренду торгового зала вы должны платить продавцам, принятым по контракту, 65 тыс. у.е. в год на пять человек за то, что они остались без работы.

Временные работники, принятые на условиях срочных догово-ров на один год, при расторжении договора аренды могут быть увоены. Им выплачивается в порядке компенсации 30 тыс. у.е. на пять человек. Однако вы не сможете нанять продавцов в следующем году.

Вам надлежит оформить контракт или договор с продавцами при приеме их на работу.

 

Сводные данные для расчетов

1. Фиксированные расходы

1.1. Фиксированные расходы на содержание дирекции 20 тыс. у.е. 2. Информация для коммерческой службы

2.1. Стоимость транспортировки                                                      45 тыс. у.е. 2.2. Стоимость транспортировки для первого

предприятия, вышедшего на рынок                                               40 тыс. у.е. 2.3. Оптовая цена на 1 тыс. ед. товара                                                                                                                       50 тыс. у.е.

3. Информация для экономической службы 3.1. Данные об аренде

3.1.1. Аренда одного торгового зала за 10 лет                            50 тыс. у.е. 3.1.2. Срок аренды                                                                                  10 лет 3.1.3. Норма арендной платы в год                                       5 тыс. у.е. 3.1.4. Реализация товаров через один торговый зал

за год товаров                                                                                               1 тыс. ед. 3.2. Упаковка 1 тыс. ед. товаров                                                  1,5 тыс. у.е. 3.3. Хранение товаров (1 тыс. ед.)                                              0,5 тыс. у.е.

4. Информация о рабочей силе

4.1. Один торговый зал обслуживают пять продавцов 4.2. Заработная плата пяти продавцов ыс. у.е.)

по договору за год                                                                                            110

 

по контракту ежегодно                                                                                     95 4.3. В случае, если временные работники, принятые на

работу по договору, могут быть уволены с выходным пособием (тыс. у.е.)       30 4.3. а) В случае расторжения договора на аренду одного

зала продавцы, работающие по контракту,

получают в год (тыс. у.е.)                                                                                      65 5. Информация о кредите

Долгосрочный кредит выдается на 3 года с частичным     10% в год погашением по годам и с взиманием

Краткосрочный кредит выдается на 1 год под                            20% в год

 

Задание 8.2

Цель задания: применение социально-психологических методов в конкретной ситуации.

Содержание ситуации: вам поручено управлять группой из чеырех человек. Эта группа новая. Три человека пришли в нее из других секций, а четвертый только что принят на работу.

При поверхностном взгляде группа достаточно хорошо справля-ется с должностными обязанностями, большинство работников трудолюбивы и усердно работают. До сих пор не возникло ссор или споров. Кажется, что они довольны. Тем не менее вы озабочены тем, что в целом достижения не так высоки, как могли бы быть. Но очевидных затруднений в работе нет. Ситуация выглядит так, что каждый работает индивидуально и взаимодействие между ними от-сутствует.

Вы подняли этот вопрос и попросили работников высказать свое мнение. Их мнение таково, что каждый работает достаточно хорошо и ваши ожидания, очевидно, слишком высоки.

Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы улучшить поло-жение?

 

Задание 8.3

Цель задания: применение различных методов управления в конкретной ситуации.

Содержание ситуации: ваш отдел (секция) достигает основных целей. Но это результат усилий только нескольких индивидуумов. Отношения в группе плохие. Групповые встречи обрания) часто перерастают в шумные ссоры. В коллективе накопилось много не-высказанного, так как все боятся конфликтов.

Когда появляется ошибка в работе или проблема, вы узнаете о ней спустя много времени. И тогда уже трудно будет определить, кто виноват.

 

 


Если вы пытаетесь что-то изменить, это становится проблема-тичным, так как люди упираются, спорят по мелочам, стараются переложить ответственность на других или используют возможность посчитаться друг с другом. Те, кто работают на должностях дольше других, самые несносные.

Вам удалось достичь определенных перемен. Но при этом при-шлось использовать давление на людей и проявить большую на-стойчивость.

Вам иногда кажется, что каждый должен быть ответственным за свою работу. Многое приходится проверять и исправлять. Это вседа потеря времени и источник споров. Тем не менее вы уверены, что очередные нововведения встретят сопротивление. Вы знаете, что необходимо, но боитесь, что если вы начнете действовать праильно, то ничего не достигнете.

Что вы должны предпринять, чтобы достичь максимально своих целей?

 

Задание 8.4

Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.

Содержание ситуации: вы приняли руководство отделом (секци-ей). Ваш предшественник вел спокойную жизнь и запустил свои обязанности настолько, что они превратились в проблему. Вами были предприняты попытки улучшить ситуацию, но улучшение бы-ло недолгим. У вашего предшественника были прекрасные техникоехнологические навыки, и это держало его в компании.

Вы поняли, что персонал не заинтересован в работе и циничен. Ответ сотрудников на все: «Мы уже видели это раньше, тогда это не работало, и сейчас ничего не получится». Многие считают, что усердно работают и без них дисциплины не будет. Точка зрения другого менеджера они «кучка бездельников», без которых будет только лучше. Все же эту группу жалко потому, что ими плохо управляли, и это не их вина. C точки зрения вашей карьеры вам необходимо показать успехи в управлении этим отделом (секцией).

Все изменения команда считает ненужными. В вас они видят человека, который хочет сделать себе имя за их счет. Они уже реили, что за их счет вы сделаете себе карьеру. Они против всего, что принципиально меняет ситуацию.

Что вы можете предпринять, чтобы улучшить работу команды?

 

Задание 8.5

Цель задания: выработка навыков использования различных меодов управления исходя из конкретной ситуации.

 

 


Содержание ситуации: вы сформировали команду из заинтере-сованных и трудолюбивых работников в достаточно короткий перид времени. Большинство работает хорошо, а некоторые преуспе-вают с тех пор, как перешли в ваш отдел. Они все знающие работ-ники, хорошо работают в команде, стараются обсуждать вопросы, согласовывать мнения и быстро выполнять решения.

Однако часто собрания в коллективе проходят неформально в нерабочее время. Ваше беспокойство по поводу некоторых реше-ний, принятых на них, растет. Иногда вас вообще не приглашают на собрания, и вы не можете повлиять на решение. Несколько раз, принятые без вашего ведома, решения отрицательно влияли на ра-боту других отделов (секций).

Двое из группы, кажется, стараются захватить лидерство. Отно-шения пока нормальные, но есть почва для конфликта. Другие чле-ны группы склоняются к той или другой стороне. Это также приина для беспокойства.

Вы рекомендовали своим подчиненным быть более ответствен-ными за свою работу. Вам это удалось. Но вы обеспокоены тем, что ваши рекомендации сотрудники восприняли негативно, а ваш стиль руководства как «тяжелую руку», что отрицательным образом повлияет на работу и ухудшит результаты.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию?

 

Задание 8.6

Цель задания: приобретение навыков использования различных методов управления в контрольной ситуации.

Содержание задания: вы отвечаете за работу отдела (секции), ко-торый плохо справляется с работой. Эти проблемы существовали годами, но лишь в последнее время эти проблемы стали известны всем, вне отдела.

За короткое время управления вы попытались улучшить работу каждого и группы в целом. Все были очень довольны. Никто не спорил, казалось, все принимали предлагаемые изменения. Тем не менее, когда вы проконтролировали, проверили ситуацию, измене-ния просто не произошли. И снова все были вежливы, соглашались с необходимостью перемены, но ничего опять не изменилось.

Когда вы высказали это людям, они ответили, что это выше их возможностей или что они не понимают, чего вы хотите. Вы попы-тались заставить каждого изложить на бумаге то, что они хотели бы. Но это тоже не подействовало.

Вы озабочены тем, что, когда вы начинаете подгонять одного или двоих, другие воспринимают этих людей как жертвы. Каждый в отдельности огорчен, если ему не удается выполнять ваши требова-

 

 


ния. Вас же огорчает то, что вы знаете, что у них большой потен-циал, но он не используется.

Результаты работы вызывают озабоченность руководства рабо-той отдела. Идет речь о закрытии или реорганизации отдела.

Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?

 

Задание 8.7

Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.

Содержание ситуации: в группе, которой вы управляете, есть как старые, так и только что принятые работники. Новые работники все еще обучаются.

В общем в команде хорошая рабочая обстановка и хорошие от-ношения, опытный персонал помогает новичкам достичь опреде-ленного уровня. В последнее время отношение к новичкам меняет-ся. Растет недовольство и неудовлетворенность по отношению к тому, что новый персонал не вполне справляется, принимая во внимание высокие стандарты работы.

Вас беспокоит то, что если негативное отношения к новичкам будет развиваться, прежняя хорошая командная работа будет раз-рушена, и группе уже никогда не удастся достичь прежних высоких результатов.

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы решить накопив-шиеся проблемы?

 

Задание 8.8

Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.

Содержание ситуации: вы управляете группой опытных работ-ников, которые хорошо знакомы с работой отдела и с требования-ми к работе в этом отделе. Однако после нескольких лет работы ваша группа не достигла ожидаемого уровня работы.

На прошлой неделе вы говорили об этой проблеме и о том, как ее решить. Вы заметили нежелание определенных людей обсуждать этот вопрос. Некоторые говорят, что нет ничего серьезного, что это обычные трудности в нашей организации. Вам кажется, что низкая эффективность работы в вашей группе зависит от плохой работы смежного отдела, с которым ваши сотрудники имеют неформаль-ные отношения. Отделы часто помогают друг другу решать некото-рые проблемы, но иногда проблемы не решаются вовремя.

Вам не нравится, что симпатии ваших работников смежному отделу мешают выполнению работы, развитию доверия и сотрудни-чества в вашем отделе.

 

 


Что нужно сделать, чтобы добиться доверия и сотрудничества в вашем отделе?

 

Задание 8.9

Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.

Содержание ситуации: вы управляете группой работников хоро-шо подготовленных профессионально и с большим стажем. Ожида-лось, что эта группа будет показывать высокие результаты, но, не-смотря на высокий потенциал, группа выглядит незаинтересован-ной и недееспособной. Сначала вы думали, что это результат того, что сотрудники через некоторое время пойдут на пенсию.

Затем вы поговорили с группой и с каждым сотрудником индиви-дуально, чтобы выяснить, в чем проблема. Но группа неохотно гово-рила о том, что вызывает проблемы в работе, хотя было все же сказа-но, что трудности возникли из-за недоработок в предыдущей смене.

Вы обеспокоены тем, что некоторые работники совершенно поеряли интерес к работе и их производительность снижается. А уча-стники вашей группы не могут понять, почему руководство поруча-ет им ответственную работу, усложняет ее тем, что без предупреж-дения взваливает на их плечи недоработки предыдущей бригады.

Какие шаги необходимы, чтобы улучшить ситуацию?

 

Задание 8.10

Цель задания: использование различных методов управления в конкретной ситуации.

Содержание ситуации: недавно вы стали руководителем давно сформированной группы работников. Предыдущий руководитель считал, что людей надо жестко контролировать и что необходимо подчиняться начальнику и уважать его.

Несмотря на огромный опыт, работники выполняют свои обя-занности посредственно. Они делают все, что вы от них требуете, но никогда не проявляют инициативу. Как с начальником, им удобно с вами общаться на определенной дистанции и только по работе. Их производительность снижается.

Вы попытались показать, что цените знания и опыт группы: спра-шивали их мнения и предложения по поводу повышения эффективно-сти труда. Сотрудники отмалчивались. Вы думаете, что группа все еще не доверяет вам и боится, что любые замечания или предложения бу-дут рассмотрены как критика в ваш адрес. Они боятся стать вашей жертвой и быть обвиненными при первой же возможности.

Что нужно сделать, чтобы создать в группе обстановку доверия и свободного обмена идеями, без боязни репрессий?

 

 


Задание 8.11

Цель задания: усвоение теоретического материала по данной теме. Содержание задания: постройте кроссворд, аналогичный данному.

 

Кроссворд «Методы управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

2. Совокупность индивидуальновоеобразных психических свойств. 5. Сино-ним анонимного письма. 8. Необходимые условия для слаженной работы кол-лектива. 9. Одна из форм мышления. 10. Правила поведения.

 

По вертикали:

1. Умение контролировать свои эмоции. 3. Готовность и стремление про-явить себя в чем-нибудь. 4. Приспособление к изменяющимся условиям. 6. Бы-вает профессиональный и реальный. 7. Зависимость от мнения окружающих.

 

Ответы на с. 182.

 

Задание 8.12

Цель задания: повторение терминов, характеризующих методы менеджмента.

Содержание задания: в столбцы изображенной ниже решетки нужно вписать термины, обозначающие собой различные методы, используемые в менеджменте.

Все слова имеют одну характерную особенность они оканчи-ваются на «-ция».

 

 

 

 

 



Приложение

Набор игровых документов

 

Форма 1 Издержки

 

Статья затрат

 

Затраты

 

Изучение рынка

 

 

Долгосрочный кредит

 

 

Затраты на содержание дирекции

 

 

Затраты на транспортировку

 

 

Фиксированные затраты

 

 

Заработная плата рабочих

 

 

Погашение кредита

 

 

Оптовая цена купленных товаров

 

 

Затраты на упаковку

 

 

Затраты на хранение

 

 

Арендные платежи

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Окончание формы 3

 

1

2

3

4

Издержки

 

 

 

Прибыль

 

 

 

Рентабельность

 

 

 

Численность продавцов

 

 

 

Количество арендованных тор-говых залов

 

 

 

Остаток долгосрочного кредита

 

 

 

Остатки нереализованных това-ров на складе

 

 

 

Остаток      денежных      средств      у предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка «Случайности»

 

 

 

1. Вы не можете изменять цену на продукцию предприятия в течение года

2. Из кассы вашего предприятия похищено 50 тыс. у.е.

 

3. В результате пожара уничтожен склад     с     товарами     (1     тыс.     ед.). Страховка будет выплачена в раз-мере издержек только в конце года

4. Емкость рынка увеличена на 1 тыс. ед. продукции

5. Ваше предприятие оштрафовано на 20 тыс. у.е.

6. Ваше предприятие получило гос-заказ на реализацию 1 тыс. ед. по цене 200 у.е. за единицу

7. При транспортировке в резульате аварии уничтожено 500 ед. продукции     вашего     предприятия. Страховку в размере, возмещаю-щем себестоимость, вы получите только в конце года

8. С вашим предприятием расторг-нут договор на аренду торгового зала. Один торговый зал не работал в течение года. Предприятие не реализовало 1 тыс. ед. продукции. Вам надлежит еще или выплатить заработную плату в размере 65 тыс. у.е. пяти продавцам, или уволить их, выплатив 30 тыс. у.е. зависи-мости от условий найма)

9. Ваше предприятие оштрафовано на 10 тыс. у.е.

10.     Ваше     предприятие     получило приз. В казну предприятия посту-пило 50 тыс. у.е.

 


Карточка маркетолога

 

Показатель

Год

первый

второй

третий

1. Самая модная рас-цветка

 

Красная

 

Красная

 

Желтая

2. Будет продано про-дукции самой модной расцветки ыс.ед.)

 

14

 

12

 

12

3. Самый ходовой размер

Средний

Средний

Средний

4. Будет продано самого ходового размера (тыс. ед.)

 

13

 

17

 

16

5.        Наименее      ходовая расцветка

 

Синяя

 

Желтая

 

Красная

6. Будет продано продук-ции самой непопулярной расцветки (тыс.ед.)

 

3

 

4

 

6

7.     Наименее     ходовой размер

 

Малый

 

Малый

 

Малый

8. Будет продано про-дукции самого неходо-вого размера ыс.ед.)

 

4

 

4

 

3

9. Рынок может при-нять ыс.ед.)

 

24

 

26

 

26

10. Не будут реализова-ны изделия

Синего цвета, малого         раз-мера

Желтого цвеа,     большого размера

Красного цвета, малого размера